Судьба. Часть 1V-4. Отвод -начало-

На комсомольской работе Сергей показал себя с неплохой стороны, и его стали рассматривать для дальнейшего продвижения по линии политической работы.
В апреле 1974 года его направили в Минск на трехмесячные Центральные курсы усовершенствования политсостава по специальности «комсомольский работник». А через некоторое время после возвращения с курсов вдруг предложили должность заместителя командира дизельной подводной лодки по политчасти.
Но у Сергея хватило здравого смысла отказаться. Точнее, хватило-то ему не здравого смысла, а, скорее, взыграла романтика и даже некоторая амбициозность – как же так, он все-таки служил во флотилии атомных подводных лодок, а ему тут предлагают какую-то дизелюху(!), - но факт тот, что он отказался, мотивируя это, правда, желанием послужить еще на комсомольской работе, тем более что он «только-только закончил курсы комсомольских работников».
И, нужно сказать, отказавшись, он поступил абсолютно правильно, поскольку к самостоятельной работе замполитом, тем более непосредственно на подводной лодке, в ту пору был еще совершенно не готов.
А в феврале 1975 года в дивизиях атомных подводных лодок были созданы политотделы. И Сергей стал первым (так сказать, в историческом плане) помощником по комсомольской работе начальника политотдела нашей первой (все в том же историческом плане) дивизии подводных атомоходов.
Для этого, правда, нужно было пройти медицинскую комиссию, и Сергей очень нервничал, когда шел на рентген, предварительно «потеряв» свою медицинскую книжку, в которой был такой натюрморт, что, заглянув в нее, ни о каких подводных лодках с ним даже разговаривать бы не стали. Но, видимо, все та же Судьба, прикрыла какой-то пеленой всевидящее око рентгеновского аппарата, и на флюорограмме рентгенолог ничего не заметил.
Попав в дивизию, Сергей развернулся вовсю. Учитывая приближающееся тридцатилетие Победы, он организовал в дивизии Вахту памяти с соревнованием среди комсомольцев за право участвовать в поездке по местам боевой славы Заполярья. И 9 Мая победители этого соревнования на четырех «Икарусах» действительно участвовали в такой поездке, которая завершилась торжественным митингом в Долине Славы (которую немцы, кстати, во время войны окрестили Долиной Смерти, поскольку она явилась рубежом, на котором наши войска остановили неприятеля, каждый клочок ее земли был обильно полит солдатской кровью с обеих сторон и нашпигован металлом, как батон с изюмом; только летом 1943 года она раз семь переходила из рук в руки, но дальше враг так и не прошел).
 Апофеозом этого мероприятия было принятие Клятвы верности, готовя которую, Сергей вложил в нее всю душу, так что не осталось ни одного равнодушного, а некоторые матросы, принимая ее, даже проронили скупую мужскую слезу.
Для повышения качества исполнения комсомольцами своих обязанностей, обеспечения стремления к совершенствованию своих профессиональных знаний и навыков, неуклонному повышению классной квалификации Сергей, совместно с флагманскими специалистами дивизии, активно участвовал в проведении «Дней специальности» (Дня акустика, Дня торпедиста…), предваряя их соревнованиями на звание «Лучшего по профессии», с вручением специальных призов.
А чтобы работа по совершенствованию своего мастерства носила не кампанейский, а более постоянный характер, Сергей придумал и с одобрения командования организовал специальный технический зачет, в который входили самые разнообразные вопросы, но упор, конечно, делался на знание своей специальности. С флагманскими специалистами он договорился, что допускать личный состав к сдаче экзаменов на классность они будут только при наличии специально разработанного им Свидетельства о сдаче этого зачета.
В декабре того же года Сергей так организовал и оформил свою первую комсомольскую конференцию, предварив ее начало великолепным Уроком мужества, посвященным истории Северного флота и вкладу в нее комсомольцев Заполярья, что ее еще долго вспоминали на флоте и ставили в пример всем остальным комсомольским работникам.
В 1976 году к юбилею флотилии Сергей организовал строительство своими силами памятного знака. В верхней части шестиметровой стелы помещался макет ордена Боевого Красного Знамени, которым было награждено объединение, а у ее основания на бетонной стене на фоне барельефного изображения Земного шара был укреплен титановый макет атомной подводной лодки.
Когда памятный знак был построен, он всем очень понравился, но само его строительство не обошлось без казуса.
Дело в том, что строился этот памятный знак по личной инициативе Сергея, и, естественно, никаких средств на это не выделялось, - строительство шло так называемым хозспособом, из подручных средств и из того, что удавалось где-нибудь достать. Ну, а что такое «достать», я думаю, никому объяснять не надо.
Когда еще только создавалась база в Западной Лице, и строились первые дома в жилом городке, никакого газа там не было, да и электрических плит, так распространенных в наше время, тогда еще не знали. В ходу были только маленькие, одноконфорочные электроплитки с открытой спиралью. Поэтому, чтобы хозяйкам было на чем готовить, в домах на кухнях устанавливали обычные кирпичные печки с металлическим каркасом, которые нужно было топить обычными же дровами.
Чтобы эти дрова было где хранить, во дворах сооружали двухэтажные сараи, в которых для каждой квартиры выделялась своя автономная ячейка размером примерно два на три метра с отдельным входом. А чтобы можно было забраться в ячейки, расположенные на втором этаже, перед ними по всей длине сарая был сооружен специальный деревянный пандус.
Со временем в старые дома тоже провели газ, и надобность в печах отпала. Многие их даже сломали, увеличив тем самым полезную площадь своих кухонь, да и это было вполне логично, поскольку кухни были всего шестиметровыми, и наличие там потерявших надобность плит выглядело просто не логично.
Сараи же, как «красочное» напоминание о прошлом, продолжали стоять, без надобности и эксплуатации постепенно ветшая, разваливаясь и зияя пустыми глазницами выбитых и сгнивших дверей.
Как-то, гуляя по городку и проходя мимо одного из этих сараев, Сергей случайно заглянул в такую глазницу и увидел там небольшой штабель каких-то мешков. Войдя в «помещение» и присмотревшись внимательнее, он обнаружил, что это не что иное, как мешки с цементом!
Несказанно обрадовавшись (у него на строительстве памятного знака давно уже закончился этот строительный материал, а без него и вся стройка стала, и возникла угроза., что к юбилею флотилии она завершена не будет), Сергей быстрее ветра понесся в дивизию за машиной.
Уже через час он припарковал выделенный ему «Газ-66» у сарая и вместе с шофером-матросом стал активно загружать свою находку в кузов. Но не успел он погрузить и трех-четырех мешков, как из ближайшего дома выскочили двое полураздетых офицеров-военных строителей и с криками «Держи вора!», накинулись на Сергея, пытаясь заломить ему руки и физическими методами объяснить, что он неправ (в это время они как раз обедали дома и всю Сергееву операцию засекли с самого начала).
На шум собралась огромная толпа. Сергей сначала никак не мог понять, что этим людям от него надо, и, воспользовавшись замешательством, один из строителей сбегал в комендатуру, которая находилась тоже в соседнем доме, и вернулся обратно уже с патрулем и даже самим комендантом гарнизона.
Комендант знал Сергея лично и относился к нему неплохо. Но одновременно он недолюбливал политработников и всегда был рад как-нибудь им насолить. Правда, посадить политработника сразу же в кутузку он не решился, но заставил Сергея написать объяснительную записку (это очень серьезный аргумент, который при случае можно передать и прокурору), забрал удостоверение личности (тоже неплохая возможность пошантажировать, поскольку в суперзакрытом и особо охраняемом гарнизоне без него не больно-то развернешься) и с довольной ухмылкой и некоторым даже злорадством сообщил начальнику Сергея.
Тот немедленно примчался в комендатуру и в итоге длившихся не менее часа переговоров, пообещав, что злополучный «Газ-66» на неделю поступает в распоряжение коменданта (а это было достаточно тяжелым ударом для дивизии, поскольку в соединении кроме него и еще двух «УАЗиков» - командира дивизии и начальника политотдела – других машин не было, и на этой машине развозили с берегового камбуза питание для вахты на стоящие в базе лодки), сумел вызволить своего подчиненного.
Начпо не стал ничего выговаривать Сергею, а лишь, когда они выходили из комендатуры, сквозь зубы процедил:
- Не умеешь воровать, не берись!
Для военных строителей, правда, неожиданно эта история закончилась гораздо хуже, поскольку свидетелей скандала было предостаточно, и слух о случившемся дошел до прокуратуры, которая очень даже заинтересовалась, откуда это в бесхозном сарае взялся цемент (а помимо него там оказался еще целый штабель плит для лестничных ступеней из мраморной крошки и немало других строительных материалов) и выявила серьезные факты хищений в военно-строительном отряде, за что полетело немало голов военных строителей. Поэтому сами хозяева «склада» потом горько пожалели, что не дали Сергею «поживиться»!

       (Продолжение следует)


Рецензии