Не ходи ты, дедушка, гулять на терренкур

НЕ ХОДИ ТЫ, ДЕДУШКА, ГУЛЯТЬ НА ТЕРРЕНКУР

-Не ходи ты, дедушка, на этот терренкур!

-Ну почему, Маша! В поселке нашем гулять негде, одни горки да спуски. Мне, старому, тяжело. Да и машин много. А там лес, чистый воздух, красиво! Ты бы вот чаще туда со мной ходила!

-Да я и так часто там с тобой гуляю, мне нравится там. Ну, тогда не разговаривай там с незнакомыми людьми.

-А я и не разговариваю очень-то. Я иду и песенку свою любимую напеваю. Ты же знаешь, какую….

-Да знаю, знаю! «Далеко, далеко до Ипперери… зато красотка Мери…». Уж очень тебе нравится эта красотка Мери! Ты так и не вспомнил, из каких книг, из каких романов, ты узнал эту песенку?

-Да нет, не вспомнил, Маша! Теперь только на тебя надежда. Вырастешь, будешь читать серьезные книжки. И эта песенка тебе обязательно встретится. Английская, по-моему, песенка. А Маша и Мери – это не одно и то же? Вот буду тебя называть – Мери….

-Нет уж, нет. Никаких Мери! Ну, дедушка, а я опять о терренкуре. Не здоровайся там со всеми встречными, с незнакомыми людьми. А то, ты на меня не сердись, в школе меня мальчишки дразнят, называют тебя – Блаженный! В поселке ты же не здороваешься со всеми, а там….

-Ах, вот в чем дело-то, моя маленькая внучка. Нужно подумать, как обсудить с тобой эту проблему. Давай попробуем….


-Ты же знаешь, вырос я в деревне, давно это было. А там было принято – здороваться со всеми. Особенно с незнакомыми людьми. И поклониться им даже.

Ну, с соседями иногда и не здоровались, за хозяйственными делами, когда спешишь, суетишься – и не успеваешь иногда поздороваться. Но со встречными незнакомыми поздороваться – это было обязательно. Да и с соседями, за целый день доброе слово все равно им скажешь.

В городе такого нет. И я к городским правилам быстро привык. Когда молодой был и в силе. К плохому ведь быстро привыкаешь!

Сознаюсь, Маша, тебе. Вот иду по терренкуру, и идет навстречу незнакомый человек. Думаешь, легко с каждым поздороваться? Каждый человек имеет свою карму, я понимаю, это такая Божья оболочка.

Может быть, это часть нашей души, духа. Хотя, я уверен, душа – это, в основном, в человеческом сердце. Карма – как кокон, не знаю, какой. Вряд ли, как стеклянный. Потому что – очень нежный. Как эфирный.

Ты знаешь, все растенья на Земле, трава, деревья, цветы – они корнями в землю уходят. От земли живут.

А карма человеческая, она, как бы окутывает нас. И, как дымок из печной трубы, над крышей русской избы, в морозный безветренный день, – устремляется вверх, к Небу. К Душе Вселенной. То есть – к Богу. Значит, она связывает нас с Божественным. Как здорово, это, Маша. Много людей, и над каждым, как столп, вверх, к Божественному, как сообщение, как Божественное Письмо…. Конечно, всё может быть и не так. Но…, мне хочется, чтобы так – было…!

Когда человек поступков плохих не делал и не делает, грешного не делает, по церковному если это сказать, карма его не поврежденная, она окутывает человека, обтекает, защищает. Как струи воды в неторопливой речке. С таким человеком общаться легко, и здороваться – радостно.

А, если грешный человек, его карма напряженная, завихренная. И, даже бывает, разрушена, с дырками такими, как старая одежда. С таким человеком здороваться и общаться труднее, даже – тяжело. Да это ты и сама знаешь, чувствуешь, в своем коллективе, в классе. С кем-то легко общаться, дружить, с кем-то – труднее.

Но поздороваться все равно – нужно. Мне от этого всегда становится как-то легко, радостно. Да и грешному встречному человеку – тоже становится лучше. Здороваешься, значит, желаешь добра, здоровья. А это – поправляет карму, лечит ее.

Ты вот, Маша, ходишь в воскресную православную школу, и вы изучали там Нагорную проповедь нашего Господа Иисуса Христа. Помнишь эту Проповедь?

Так вот, мне очень долго была непонятна вот эта заповедь Нагорной проповеди.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Вот мы и дошли с тобой и до слова «блаженный». Блаженный – значит, в высшей степени счастливый. В разговорном варианте это слово часто применяют в другом смысле – глуповатый, юродивый. Наверно, твои мальчишки в этом смысле называют меня «блаженным»?

Нищие духом…?
Знаешь Маша, в мое время, да и сейчас еще, считается хорошо, если человек совершает героические поступки. Если человек мужественный, сильный духом. Борется за правду.

Как пример в литературе, таким был Павка Корчагин. Который, больной, почти инвалид, он жертвовал собой и, в непогоду, холод и дождь, строил дорогу. По которой повезли потом дрова, топливо, для спасения погибающего города.
Похожим был и сказочный герой Данко, который вырвал из груди свое горящее сердце. Горящее – любовью к людям. И осветил им путь к спасению людей.
Много героических людей в нашей литературе, в нашей истории. И в нашей жизни тоже. Смелых, храбрых, отважных, бесстрашных.

Конечно, люди - герои, это хорошо! Они нужны. Но, если все люди будут героями, в обычной мирной жизни, мне кажется, это уже не совсем хорошо. Да даже – и не хорошо. Представь, все мальчики в твоем классе – по характеру герои. Мне кажется, через какое-то время все они передерутся между собой. Кто-то должен быть слабым, я бы сказал, быть «нищим духом»….

Конечно, когда война, защищать Родину, это другое. На войне, за Родину – нужно быть героем, стараться им быть, смелым, сильным духом. Как Зоя Космодемьянская. Как Александр Матросов. Как другие….

Быть «нищим духом» – значит, жить в кротости, в смирении, в любви к людям. В любви – и к нашему Господу, в первую очередь. Кротость и смирение, покаяние и прощение – об этом много говорится в Библии. Библию вы тоже изучаете в воскресной православной школе. И о милосердии, конечно…. Помогать людям. Любить их. Жалеть их. Чувствовать, где беда.

Сознаюсь тебе, Маша, я не знаю, что для людей важнее. Героизм, смелость, отважность, самоотверженность? Или кротость и смирение, покаяние и способность прощать? И целомудрие, милосердие, великодушие?

Первое, героизм и другое подобное, важно, когда человек утверждается в жизни, в обществе. В какой-то мере противопоставляет себя другим людям. И, как бы говорит - я не такой, как другие, я лучше. Это, как в спорте: «быстрее всех, выше всех, дальше всех!». Так и думается, а нет ли здесь гордыни.

А где кротость и смирение, где есть желание и умение прощать и где - милосердие, там – есть обязательно любовь. Любовь – она изначально есть в человеке. Если только… если только не возникнут причины, разобщающие людей. Такой причиной могут быть – гордые люди.

Конечно, «нищие духом», это не значит, что они слабые, физически или духовно. Вот вспомним иноков Александра Пересвет и Андрея Ослябе. Уж они, как монашествующие люди, были «нищие духом». Но, когда Родина потребовала, они первыми вышли на поле брани, в Куликовской битве с татарами. И были – Героями, не посрамили Землю Русскую.

А я вот всю жизнь боролся, как говорят, за лучшее место под солнцем. Мне всегда хотелось быть «быстрее всех, выше всех, дальше всех!». Не хочу пока обсуждать, почему так я жил, мы все так жили, почти все.

А теперь мне захотелось покаяться и стать, быть – «нищим духом». Насколько я это смогу. Это не просто. Часто в душе моей закипает гнев. На несправедливость, на обиды, на трудности. Чаще всего – это не праведный гнев. И я стараюсь этот гнев – усмирять внутри себя.

Я давно уже «дедушка». Но мне так часто хочется стать - как в детстве я был, как в моей родной далекой деревне. Которой давно уже нет. И радоваться каждому человеку. И здороваться. И тогда я становлюсь как бы счастливее.

Конечно, чтобы быть по-настоящему «нищим духом», этого мало. Нужно, чтобы во мне было больше Любви, много Любви к людям. А это так трудно! Поняла ли ты меня, моя внучка?

А о том, что твои мальчишки называют меня блаженным, мне не обидно, пусть называют. Но, чтобы тебе было спокойнее, можно вот что сделать.

Пригласи своих друзей на прогулку в наш лес. Костер разведете, картошку попечете. Только с огнем осторожнее!

Но, оговорите одно условие: в лесу, и на терренкуре – нужно здороваться с каждым встречным. Поздороваться от чистого сердца, с добрыми глазами. И посмотрите, что от этого получится.

Вот и все. Так поняла ли ты меня, Машенька!

-Поняла, дедушка, все поняла. Только, лучше бы ты, дедушка, пока не здоровался с незнакомыми людьми на терренкуре. А в поход в лес мы обязательно сходим. И с огнем там будем – очень осторожными.

       **

Мое повествование так напоминает не скромную лекцию. Но вот – захотелось поговорить об этом. Уж не осуждайте меня, пожалуйста!


Рецензии
очень добрая миниатюра.спасибо

Горовой Геннадий   15.08.2013 15:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.