О домысливании в искусстве

___Чтобы слушать и слышать и домысливать прекрасное нужна тишина. Для ощущения произведения искусства нужно погружение в него. Даже для прослушивания музыки нужна тишина. Иначе музыка будет размешана с шумом.
___Нужно уметь домысливать. Вот посмотришь на натюрморт и увидишь как отошла та женщина, что временно положила на стол мандарины и гранат, наверное будет сервировать стол – домыслишь. Но маловато домысливания тут. А если увидишь картину, где кучи зайцев с охоты и слышишь охотничий рог, ржание лошадей, додумываешь их пот, запах пороха, слышишь тявканье собак и топот копыт.
___Вот посмотришь на фото хромого старика со спины в потертом пальто и шляпе с палкой. И домыслишь, что он больной, бедный. Наверное жена умерла или бросила его. Дети видно забыли его. А вот от старика недалеко собака. Возможно его друг и единственная радость. Ты всё это домыслил. Увидел целую историю. И чем больше произведение искусства вызывает домысливания, чем шире разворачивает историю в нашем воображении, тем сильнее оно нас воодушевляет, волнует и потрясает. Оно создает нам настроение своей созвучностью с нашей памятью.
___Когда у поэта застой в домысливании в стихах, то значит пришло время прозы. Значит пришло время без ритма, но со светлой созерцательностью. Когда не пишется вообще ни чего, нужно может быть что-то почитать или послушать, посмотреть картины, погулять на природе, чтобы наполниться новыми ощущениями, которые приведут к исцелению от пустоты. И тогда что-то потянет ниточку и вызовет домысливания. Заразится чужим домысливанием. Домысливает не только потребитель искусства-творчества, но домысливает и творец его. С этого все и начинается.
___Возьмите глыбу мрамора. Увидьте в ней прекрасную нимфу и держите ее образ в голове. Увидьте ее позу и высеките из глыбы этот образ. В работе творец домысливал . Вот она напугана и стоит в позе, из которой готова сорваться и убежать. Но что-то удерживает её. Любопытсво? Может еще что-то? Домыслит это зритель.
___Незавершенность творения, небольшая возможность разных вариантов продолжения всегда вызывает сонмы домыслов. Только незавершенное остается в вечности, считал Лао Цзы.
 __Всё впереди, всё позади домысливается. Вот картина Василия Максимова «Всё в прошлом», на которой сидят пожилые барыня и служанка на крыльце крепкого скромного крестьянского сруба, а сзади пустой умирающий почти рухнувший помещичий дворец. Зритель сам становится творцом истории жизни этой помещицы, он становится писателем и режисером постановщиком этой драмы теперь ставшей мемуарами.
-___Все то что возбуждает воображение прекрасно. Не блеск золота или белизна обнаженных тел притягивают глаза зрителя на других помпезных картинах, а вот эта еле живая старушка и ее жизнь.
___Домысливание очень хорошо развивает воображение и делает зрителя и читателя соавтором. А без этого соавторства нет искусства. Домыслите эту миниатюру дальше сами.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!Домысливание -оно хорошо лишь в случае,когда "домысливающий" обладает соответственно высоким интеллектом.В противном случае довольна велика опасность искажения и, попросту,опошливания серьезного произведения. Как бывший учитель, всегда не уважала сочинений по картине- по тем же,изложенным выше, причинам.
С наилучшими-

Юлия Врубель   20.08.2008 18:15     Заявить о нарушении
Высокомерие пишущего всегда чувствуется опошляющим бывшим читатателем.

Александр Феоктистов   21.08.2008 07:06   Заявить о нарушении
А это вы,Александр, о чем? Начинали-то мы о живописи. И, возвращаясь к этому, замечу,что работы Василия Максимова домысливать не мудрено- для того и писаны( как и всех передвижников- того же В.Маковского).А если взять повыше- Врубеля,к примеру,то тут,я повторяюсь, нужен вкус и интеллект.
Без высокомерия-

Юлия Врубель   21.08.2008 14:04   Заявить о нарушении
А я о том, что ваша конкретная обязаннось была, как учителя - научить детей фантазировать, домысливать, чувствовать прекрасное, а вы относились к некоторым из них как к дебилам и не собирались их учить, считая это бесполезным занятием. Я сам бывший преподаватель, но кибернетики. Я никогда не испытывал брезгливости к учащимся с худшими способностями, чем у других. Слышать ваши слова странно - писать сочинения детей не научили - сама же писать пошли.

И если я тут привел свои размышления о домысливании, то они совсем не Вам предназначались - а тем вашим недоученым опошляющим, но тоже желающим научиться чувствовать мир прекраснее ученикам.

Александр Феоктистов   21.08.2008 15:14   Заявить о нарушении
А как вы с такой раздражительностью могли преподавать? Я ни к кому с брезгливостью не относилась, однако отдавала себе отчет в том, что Бог дал людям разные способности- гуманитарию трудно считать,технарю же - писать т .п. К искусству надо вообще подбираться на цыпочках. Кстати, писать сочинения я не учила. Я преподавала мировую художественную культуру и учила анализировать произведение,т.е. понять его структуру,стилистику,образность. А не домысливать сюжет.

Юлия Врубель   21.08.2008 16:14   Заявить о нарушении
Я плохой математик и никакой писатель, потому и не преподаю и до сих пор не понял, какое отношение имеет ваша рецензия к моей миниатюре.

Александр Феоктистов   21.08.2008 16:58   Заявить о нарушении
Поговорили!
Лягушек за пазуху друг
другу насовали. :)))
Жаль Маковского, я очень
люблю его "В прошлом", и
без домысливания -- просто
разглядывать, каждую детальку
повертеть как музейный энспонат...
Например, чашки барыни и горничной.
А вы на ровном месте загрызлись, учителя.
:)))

Екатерина Сергеева   12.10.2008 10:46   Заявить о нарушении
А вам чужих лягушек нравится ловить, к чужим диалогам приклеиваться? Не шибко разобравшись что к чему. Наверное, приятно ощущать себя подобной "судией". Что ж,рада вам доставить удовольствие- мне это,вобщем, ничего не стоит.

Юлия Врубель   22.10.2008 17:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.