Всего час с Пушкиным

На сцену Таллинского центра Русской Культуры поднимаются двое. Стройный юноша ведет за локоть другого. Тот носками ботинок ощупывает ступени. Остановился у края сцены, лицом к зрителям. Руки чуть неуклюжи, когда остался один. Принял микрофон у друга, и в такт зазвучавшей музыки, запел песню из сериала «Бандитский Петербург».
И, вроде бы, на лице у него ничего такого не изображалось. И голос его не поражал изыском музыкального совершенства. Обыкновенный красивый юношеский голос, точненько и чисто поющий все нотки. И страсти никакой не было. И слова такие обыкновенные, про шаг длиннее жизни. А слезы потекли из моих глаз свободно и чисто. Нет, не из жалости, что вот он не видит свет – от Великой Любви, которую вдруг подарил он нам всем, сидящим в этом зале.
И долго зал стоял, и молча аплодировал, пока друг не отнес микрофон за кулисы, взял его за локоть, провел по ступенькам, и усадил в кресло соседнего ряда.

Тебе, мальчишка! Вам, ученики, преподаватели и обслуга Липецкой школы для слабовидящих и слепых, хочу я подарить мои строки о часе с Пушкиным.




Когда несколько лет назад я понял, что наш любительский театр заканчивается, ведь все в этом мире рождается и умирает, мне захотелось как-то продолжить то, чем горю всю жизнь. И я решил подготовить программу из произведений Пушкина – читать одному со сцены, ни от кого не зависеть, ведь это так просто. Набор составился за неделю с небольшим. Сказка, в отрывках конечно, немного лирики, «Медный всадник», «Памятник» – всего-то на часик. И начал учить. Работал я тогда за городом. Автобус развозки останавливался около дома в половине шестого. Влезаешь, листочек с текстом в кармане, полусонный автобус молчит, И бормочешь себе неслышно несколько строк. Это ведь только кажется, что текст прост, пока не читаешь сам, и пытаешься его запомнить. А память у меня не блестящая. Постоянно забываю, да путаю. Так потихоньку и выучил, всего-то за полгода.
Сказка, конечно, самая простая. Про царя Салтана. Где три девицы под окном пряли поздно вечерком. Самая что ни на есть детская, из тех, что с измальства запомнилась, в том числе и словами обыкновенными, и царем глуповатым, и смоляной бочкой, чудесами разными.
Правда, когда учить стал, очень засомневался, а о чем сказка-то?
Вот прядут три сестры свою пряжу, молодые, красивые, разговаривают про судьбу свою желанную, мечтают. Планочку высоко ставят. Одна, если станет царицей, поразит мир пирами. Другая – тканями. А третья, глупая, говорит, что родит царю сына. Любит его, значит.
Что там в сказке дальше, не мне вам рассказывать, наизусть знаете, как ветер по морю гуляет, да кораблик погоняет. А шмель летит во дворец, одним глазком на отца своего посмотреть. И когда озлили его россказнями глупыми, пожалел все-таки бабушку свою родную. А царь мечется, нет ему покоя, видно забыть не может любимую жену. А лебедь белая почему-то все князя спрашивает, отчего мол опечалился? А тот ни одной, из сваленных на него чудес-наград, по-настоящему не рад. Летает, на отца смотрит, не знает, как мать отблагодарить за жизнь ему подаренную, да хочет, ради мечты-девицы, идти на край света. А недостижимая мечта всегда рядом, только позвать ее надо суметь, если жизнью заработал.
Выходит, сказка-то о чудесах, которыми полны наши дорожки, если постараемся увидеть. Да о любви.
Да и видеть-то, оказывается, особо надо. Совсем, как в старых мифах о зрячих слепых, да о слепых зрячих.


Я Вас любил. Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она Вас больше не тревожит.
Я не хочу печалить Вас ничем….

И в самом конце…

И дай Вам Бог любимой быть другим.


Все понятно. Любовь, значит, практически закончилась. А раз так, хоть я, Пушкин, немного от ревности пострадаю, но уж будьте счастливы. Я то человек благородный, усмирю ревность…
Ничего не смущает? Не так, правда? А как?
А вот представим себе, что Пушкин влюблен, как может быть влюблен Поэт, да еще с густой примесью африканской крови. А она выбрала другого. Убить соперника на дуэли, и овладеть женщиной, которая тебя не любит? Или перестать ее любить? За что? За то, что она – женщина? Уж Пушкин любит женщину не только за локоны и ножки. И вывод для настоящего мужчины элементарен – сказать о своих чувствах открыто, но так, чтобы не вызвать унизительной жалости к себе, отвергнутому, и не опустить с пьедестала ту, которой признался вслух. И искренно пожелать счастья любимой. Если ей хорошо, что же еще надо? И оставить себе некий недосказанный след. Это и подлинная сущность его внутреннего состояния, и некий подарок ей – когда-нибудь вспомнить, и сказать: «Он меня любил».
Вам захотелось самим прочитать эти строки, и подумать, прав ли я? Может быть, совсем не прав. Может, он и думал, и действовал совсем по-другому, скорее так и есть. Но вот в том, что под слышимым текстом скрывается совсем другой, а может еще и не один…


Выбрал я «Медного всадника» из-за краткости этой поэмы, чрезвычайной драматургичности, ну, и конечно, из-за того, что это произведение Великого Русского поэта, прославляющее мой любимый город Петербург, и возвеличивающее Великого Петра.
Что Пушкин – Великий Русский поэт, вам рассказывали многократно с малых лет, чем немало способствовали произнесению этого словосочетания скороговоркой очень многими. Ну, великий и великий. Пару цитат, и для жизни не надо. В чем совершенно не собираюсь вас разубеждать. Я ведь, всего только пытаюсь вам рассказать – а что же Пушкин для меня. И что такое его любовь.
Пожалуй, это правда, о прославлении Петербурга. Читаешь эти строки, про «люблю тебя, Петра творенье», - и понимаешь, что Пушкин действительно славит этот город, свою любовь.
Только вот стыдно мне было один раз. Когда собирался прочитать на концерте этот отрывок, профессиональный режиссер доказал мне: «Люблю тебя! Петра творенье!», - громко и пафосно! Боже мой, сколько в этом оказалось лжи. Противно за себя стало, до сих пор передергивает. Ну, разве можно кричать такое интимное слово? Если любишь, и говоришь это женщине, ведь проверяешь в этом слове свое чувство. Произносишь даже где-то не очень уверенно. И вообще, это слово не человек произносит своим голосом, а сама любовь. Очень просто. И в тональности не ошибается.
Так что, вы теперь поняли – если есть любовь в человеке, может прочитать Пушкина, если нет – лучше не браться…
Я, кажется, слегка отвлекся.
Значит, немножко мы с вами поговорили о Петербурге, стройных громадах, простреленных медных касках, пенистом бокале пунша, и блеске глаз молодых красавиц на столичных балах.
А вот, что с Петром делать?
Его же и сейчас увидеть можно. В экспозиции Эрмитажа, в Медном всаднике на вздыбленном коне на знаменитой площади, а также много где – тут же, у Медного всадника, у Зимнего, у Покрова на Крови, еще где-то. С Екатериной под ручку. Разгуливают, кланяются, фотографируются с туристами. Не дорого. За российские…
Но Пушкин еще этого не знал. Зато он знал другое, о чем нам сказать не успели, или не захотели. Про тысячи загубленных им жизней, про убийство сына, про оргии, про раздавленную религию отцов. Это все вперемешку с дворцами, окном в Европу, и стремительным броском страны на двести лет вперед.
И есть в поэме совсем не яркая личность, Евгений, знать и запоминать фамилию которого – совершенно никчемное занятие. Чуть постарше вас. И история его проста до примитивности: служил где-то, жил как-то, влюбился, захотел жениться, а потом сошел с ума, потому, что девушка его утонула во время наводнения. И пришел он пообщаться с Петром, сидящем на бронзовом коне, и сказал ему: «Ты!». Ну, что возьмешь с сумасшедшего?
Да только странно все это. Пушкин, который терпеть не мог Александра, уж об этом вам наверняка многократно вдолбили, вдруг поет в Поэме такие ему дифирамбы, будто хочет от чего-то отвлечь.
А еще многократно повторяет про Евгения: сумасшедший, сумасшедший, сумасшедший! Только раз проговорился: «… казалось, он не примечал…».
Для чего?
А вот для этого самого. Чтобы к Медному всаднику подошел не сломленный нищий сумасшедший, о физическом состоянии которого, Пушкин потрясающе точно описал симптомы, к о т о р ы х н е б ы л о, а прозревший человек, поднявший голос, и бросивший вызов, как р а в н о м у - ты!
Уж за это слово, конечно, его надо было раздавить медной глыбой, и закопать, как шелудивого пса, без слова молитвы! Ату его!
И нас всех, ату! На двести лет! Держать, и не пущать, смерды!
Может я увидел в Поэме то, чего в ней нет? А за что тогда Александра Сергеича вывезли тайно, накрытого рогожей?


Я много лет ходил вокруг «Памятника», и никак не мог понять, что же это такое? Разве может нормальный человек написать про себя: «Я памятник воздвиг себе…». И строчки эти в конце, которые очень часто вообще выбрасывают: «Веленью Божьему…». На кой они тут прилеплены? И почему-то стихи эти в конце сборников избранных, как апофеоз, так сказать. И всё будто правильно написано, да только, вроде не он писал о себе, а… Короче, непонятно мне было. Пока не дошло.
Оно ведь в конце совсем не зря – одно из последних. А если человек знает, что не будет его скоро? Не догадывается-сомневается, а знает!
Как знает? Почему? А потому, что Поэт. Они знают, потому что знают.
И подвел он черту под всю жизнь свою. Без ложной скромности отчитался себе: Сделал, что мог. По полной.
И испросил у Бога своего единственного, у Музы, молитвой в четырех строках, сохранить ему силы, чтобы достойно уйти.

Святой человек, подаривший нам Любовь…

Ну, а теперь и начать можно.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…





20.01.2008 21.01.2008 23.35


Сергей Эсте


Рецензии
"А недостижимая мечта всегда рядом, только позвать ее надо суметь, если жизнью заработал."

Боюсь, "Сказка о царе Салтане..." не об этом...

Князь Гвидон явно родственник Емеле. "По щучьему веленью" и безо всяких усилий получает сначала богатство, потом охрану, наконец, жену. Все его подвиги (кроме первого, как и у Емели) ограничиваются выпрашиванием и пустыми клятвами. Особенно последний: когда он уже привык, что Лебедь исполняет все его капризы, и когда Лебедь уже намекнула, что и царь-девица вполне доставаема, можно рискнуть поклястья пойти за невестой за тридевять земель... Да и посмотрите: у Пушкина явно ирония. В начале и в конце сказки повторяется: "Царь/Князь недолго собирался, в тот же вечер обвенчался". С одной стороны, это похвала: к долго собирающимся женихам в русской народной традиции относились с недоверием. Но в пушкинском контексте, боюсь, это звучит не так однозначно... Ведь "Салтан" не то, чтобы поэтическое переложение народной сказки (чем занимался Жуковский). "Салтан" скорее легкая ироничная пародия на народные сказки. Ведь все народные приемы речи употребляются чуть-чуть (самую малость, как и должно быть в хорошей пародии) гротескно. Однако именно этот еле улавливаемый гротеск и создает обаяние сказки, заставляет искренно улыбаться по поводу ее наивных в сущности сюжетных ходов, придает им глубину. Так что, боюсь, и Емеля в Гвидоне узнается отнюдь не случайно.

Андрей Забродин   17.08.2008 22:09     Заявить о нарушении
Прочитал, Андрей, Ваши замечательные слова о "Сказке". Конечно, Вы правы, приводя параллель между пушкинскими героями. И разумеется, тысячу раз правы, когда пишете о пушкинской иронии, гротеске. Неоднократно я даже чуял, что Александр Сергеевич издевается над читателем, водит его за нос. Нельзя даже сказать о подтексте. Никакой у Пушкина не подтекст, у него многослойный пирог, зачастую слова следует понимать в совершенно противоположном смысле. И мне кажется, не только в политических причинах того времени следует искать разгадку этого пирога.
А раз многослойный, переплетённый текст, внешне исключительно простой, то и вариантов прочтения бесконечное множество. А о том, заслужил ли князь то, что досталось ему - ведь Пушкин умалчивает. Кстати, между Емелей и Гвидоном малюсенькая разница. Князь всё-таки царевич, и на острове княжит. А княжить - это не только пировать и приятно проводить время. А чего на самом деле стоит жизнь человека (ведь он человека спас лично, без всякой помощи извне) - это не очень простой ответ подразумевает.
Но я совсем не об этом. По-существу, здесь речь шла (и об этом честно сказано) о внутренней работе конкретного человека над подготовкой чтения Пушкинского текста для зрителя-слушателя. То-есть, отражения Пушкинских строк в мире конкретного человека. Почему он выбрал такой а не другой вариант интерпретации для себя?.. Не знаю как и ответить.

С уважением,

Сергей

Сергей Эсте   17.08.2008 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.