Прозаседавшиеся, или 12 разгневанных мужчин по Мих

Пресса с утра пестрит заголовками о прорыве на номинацию "Оскар" российского фильма "12", снятого Никитой Михалковым. Плохая примета: значит не отстанут пока не посмотришь! Читаю восторженные ревью и не могу дождаться, когда приду домой и окунусь с головой в разрекламированные 153 минуты. Отчего не посмотреть хороший фильм? С удовольствием подпою дифирамбы Мастеру, затерявшись в многоликой толпе почитателей. Если будет за что подпеть. А то ведь в последнее время вообще перестала смотреть российское телевидение по причине его неинтересности. Если иногда и возникает желание воздать должное, то, увы, отнюдь не российскому, а советскому кинематографу. Ностальгирую, получается, по настоящему искусству.

Вставляю новенький DVD в дисковод, устраиваюсь поудобнее в кресле с чашечкой дымящегося кофе - и мои порядком уставшие глаза тут же вылавливают ошибку в титрах. Жму на паузу и, изумленная, еще раз перечитываю строки на экране: "При государственной финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематогафии РФ". То есть получается, что финансовую поддержку от "агентства по КИНЕМАТОГАФИИ" команда "Тритэ" получила, а "очепятку" вычитать не удосужилась. Обидно, фильм-то на мировые рынки претендует. Хотя, конечно, именно на мировых-то они как раз может и не заметят досадной оплошности столь уважаемой команды. Что ж, спешили, видимо, ребята, боялись не успеть к "Оскару", с кем не бывает.

Итак, они не постеснялись собрать нас за одним столом в спортивном зале школы выносить вердикт. Спортивный зал... Школа... Чечня... Жуткие ассоциации закрадываются в подсознание с самого начала просмотра. Думается, неужели с высокой патетикой будем перелопачивать страшные события 2004-го? Нет, ошиблась. Оказывается, пощадили чувства электората на этот раз: фильм о чеченском подростке.

Кинокартина на самом деле претендует на звание серьезной, ибо за столом, на стульях, расселись двенадцать дяденек и, представьте себе, ни одной тетеньки. Это вам не Америка, никакой политкорректности. Видимо, негоже нам, дамам, такие важные судебные темы обсуждать, ведь разведем еще свои женские сентименты - до утра не управишься. А ребята-то хотели побыстрее проголосовать - и домой. Ан, оказался и в их рядах раскол: присяжный номер 1 (Сергей Маковецкий) взялся посочувствовать парню, обвиняемому в убийстве приемного отца, и отказался признавать его виновным. Дело застопорилось.

И вот тут, с этого самого момента, и пускается в ход высокая патетика! Нам абсолютно без тени смущения начинают внушать, что есть "наши" и "чечены", и что последние - "зверьки". Присяжный номер 3 (Сергей Гармаш), брызгая слюной, вообще не стесняется в красноречии. "Это не люди - выродки!", - летят с его уст слова-кинжалы. Молодец, хорошо сыграл, натурально. Обидные выкрики "чеченёнок" в адрес обвиняемого парня в обиходе чуть ли не у каждого выступающего. Вот вам, мол, умонастроения россиян без прикрас. Следовательно, оставшееся время присяжные будут работать на восстановление растоптанного реноме - как все предсказуемо!

Наконец, 6:6. Подобрались к расколу мнений надвое. У каждого из присяжных находится своя, порой нелепая и не всегда убедительная, история, заставляющая их склониться к совершенно противоположному взгляду на события: не виновен. Актеры, включая самого Маэстро, к сожалению, местами запинаются, что делает фильм еще более неуютным с точки зрения эстетики. Возникает ощущение, что артистам тесно в отведенным им репликах, поэтому монологи натянуты. При всем при этом, однако, хочется отметить потрясающую игру Валентина Гафта (присяжный номер 4). С присущей ему мягкой убедительностью он пытается первым поддержать Маковецкого (присяжный 1), разжигая тем самым спор и затрагивая еще одну больную для страны тему - антиеврейскую агонию. Он, пожалуй, единственный, кому хочется верить и из-за кого хочется смотреть фильм дальше.

Ближе к развязке потряс парень-присяжный, восстанавливающий школы на кладбищенские деньги. "Воровать и обманывать - нехорошо", - внушает нам с экрана одна его половина. "Но воровать и обманывать в благотворительных целях очень даже приятственно", - спешно вторит ей другая его половина. Еще бы не было приятственно, когда и самому на часы "Ролекс" перепадает и на молодых девушек остается! Похоже, у Мастера это позитивный герой с положительными жизненными установками: ради идеи все принципы хороши. Добавить нечего.

Финал не затронул потому, что Маэстро, оставивший за собой право заключительного вердикта, вышел откровенно никаким. Чем нас должна была потрясти кульминация? Большими красивыми глазами "отставного русского офицера", сидящего во главе стола? Или выводами о том, что либеральная идея так же пагубна для России, как свобода для этого чеченского подростка? Так этим нас не удивишь, мы, увы, привыкли так думать. Поэтому совсем не удивительно, что никто из присяжных, когда-то так горячо поддерживающих чеченского подростка, не захотел взять его на поруки.

 "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно"... Если фильм "12" попал в число номинантов на "Оскар", значит тема Чечни все еще "модна" на Западе. Видимо, мы сделали очень интеллигентный перевод на иностранные языки.

Приятного просмотра!


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.