В защиту продавцов Безумия и Тщеславия

Прежде всего – должен оговориться. Никогда в жизни не стремился я примерить на себя сутану проповедника либо ж белый халат целителя душевных ран, поскольку плечам моим вполне комфортно и под тем, что на них есть. Замечу, погоны какого-либо из ведомств, стерегущих гражданский мир, – там тоже не наблюдаются.

Поэтому я никогда не проповедую и не читаю нотаций. То было бы смешно и лукаво в моём положении, как я есть личность циничная, чёрствая и пофигистичная до такой степени, что даже лень упиваться собственной безнравственностью.

Но высказать кое-какие свои соображения – дело другое.

Итак, соображение вот такое. Общественный транспорт. Представьте себя в нём (нет, я никого не хочу обидеть, но в случае крайней возвышенности над массами – вспомните детство и напрягите фантазию).

Чем характеризуется общественный транспорт? Тем, что, помимо вас, там есть ещё люди, большей частью незнакомые. И вот представьте, что к вам подсаживается незнакомый субъект, с не совсем здоровым блеском в глазах, и начинает упоённо рассказывать про то, что он является Авгуром Высшего Курултая, Провозвестником Делийского Оракула, до кучи – генерал-майором всех разведок мира, а контрразведок – аж генерал-лейтенантом, и на закуску – он Агент Матрицы, Патрицы и Всей Семейной Альбомицы, и благородная миссия его – противостояние Всегалактическому Заговору Сайгонских Мокрецов.

Что-то вроде. Наверняка ж встречали подобных оригиналов? И какова в этом случае ваша реакция? Большинство людей предпочтут отмалчаться, проигнорировать. Кто-то – постарается перейти в другой вагон, если это возможно. Кто-то – и «поддержит беседу»: станет поддакивать и кивать головой, изображая понимание и форсированное миролюбие, в ожидание своей остановки. Но возьмётесь ли вы пререкаться с этим докучным субъектом, пытаться объяснить ему, что его представления о себе едва ли соответствуют действительности, а тем паче – в лоб выносить ему диагноз?

Зачем? Для вас – вполне очевидно, что он псих. Для него – скорее всего, это прозвучит гнусным поклёпом, и он, чего доброго, втемяшит себе в голову, что вы как раз и есть один из этих самых, из Сайгонских Мокрецов. Перевозбудиться может, что не очень полезно в его состоянии рассудка - ни для него, ни для общества.

Поэтому, скорее всего, вы, будучи взрослым и сознательным человеком, признаёте, что с сумасшедшими лучше не спорить, «психами» их не называть ни в коем случае и вообще – не связываться, покуда они не демонстрируют явной агрессии. Ибо если связаться да спровоцировать – они как раз таки и могут её продемонстрировать. И в «реале» обычно люди это понимают, ведут себя более или менее «адекватно чужой неадекватности».

Но то, конечно, в реальном общении, хотя б и мимолётном. Меж тем, что мы видим на просторах Всемирной Паутины? Мы видим, как вполне, казалось бы, взрослые и ответственные люди, безо всяких церемоний, кидаются оценками вроде: «Типичный маниакальный бред! Обратитесь к психиатру!» А то – и похлеще, и пообиднее. Это происходит повсеместно, на самых разных форумах и сайтах.

И тут возможны две ситуации. В первой – вы, характеризуя подобным образом то или иное высказывание собеседника, в действительности не считаете его душевнобольным. А считаете, что либо он валяет дурака, либо же – просто не согласны с ним и стремитесь уесть.

Но есть ведь и другая ситуация. А что, если вы попали в точку? Что, если у него действительно какое-то суровое расстройство личности, и его бред представляется вам бредом лишь по той причине, что таковым и является?

Вообще же, давайте попробуем разобраться, кто составляет популяцию – в частности – творческого, как бы литературного сайта. С некоторой долей условности – разделим её на четыре группы.

1. Люди, которые считают, что им есть, что явить миру – себя, своё творчество, свою память, свои мысли и т.п. - с тем, чтобы, в общем и целом, изменить этот мир к лучшему;

2. Люди, желающие приятно пообщаться, завести друзей, «початиться», но – в как бы литературном антураже;

3. Люди, в реальной жизни томимые всевозможными обидами, недовольные своим бытием, а в Интернете – видящие отдушину; или же, что вернее - «вомитарий» для всех самых тёплых чувств к миру сему, что накопились внутри;

4. Люди, имеющие то ли какие-то комплексы, то ли избыток игривости, а потому видящие в Интернете простор для экспериментов со своим «альтерэго», то есть – возможность представить себя не такими, каковы они в жизни; поактёрствовать, попозёрствовать и т.п.; посамоутверждаться, короче. Отдельный, но в общем-то близкий случай, - товарищи, полагающие себя «профессиональными инженерами душ», а игры со своими клон-проектами в Сети – удобным методом «обкатки персонажей».

При этом, разумеется, перечисленные мотивы могут пересекаться, и я не возьмусь судить, какие из них более достойны и здравы, а какие – менее, и что такое хорошо, и что такое плохо. Однако ж, если говорить о «целевой аудитории» данной статьи, то она предлагается вниманию людей первой группы, то есть, считающих себя зрелыми, ответственными и сознательными, а речь в ней пойдёт – о последней группе, о сетевых лицедеях и фантазёрах, о «мюнхгаузенах», злоупотребляющих «анонимностью» своего образа в Интернете.

Итак, фантазёры, желающие представить из себя нечто более «значительное», чем они являются в жизни. Что ж, это, вообще говоря, естественное, инстинктивное человеческое свойство – стремление как-то приукрасить собственные жизненные обстоятельства. Послушать иного аптечного провизора – так он по меньшей мере топ-менеджер «Гедеон Рихтера», послушать иного участкового мента – так он комиссар Катани и Спрут в одной фуражке.

И тем более естественно, что в Интернете эта «ноздрёвщина» и «хлестаковщина» порою разрастается до масштабов вселенских, а пыль, пускаемая в глаза, – бывает пылью поистине космической. И человек плетёт о себе такое, что уши вянут, а глаза слезятся. Да порой этот пафосный, самоуверенный бред, эти «Евангелия от Незнайки» - действительно раздражают.

Ну вот представьте: вы – мастер спорта по автогонкам. На самом деле. Заслуженный и в высшей степени компетентный. И делитесь своим действительно богатым опытом, но не на специализированном, а на литературном сайте, в занимательной и художественной форме. И тут – подваливает к вам какое-то чудо в перьях и начинает нести что-то вроде: «Да это всё фигня, что ты пишешь! Вот я на своей «девятине» - по жизни всех рву, как стоячих. Потому как трогаюсь сразу на четвёртой, с пробуксовкой. Вот где фишка-то!»

Разумеется, вас это может задеть. Вы-то настоящий АВТОМОБИЛЬНЫЙ гонщик, а этот типус – просто гонщик, причём беспардонный. Но пишет в том же месте и теми же буковками, что и вы. И у вас может возникнуть вполне законное желание осадить нахала, сказать ему: «Сынку! Если ты за рулём вообще сидел – то разве лишь в детстве раннем, у папы на коленочках. Поэтому – не надо тут ахинею свою нести!»

Бывают и более досадные случаи. Когда какой-нибудь лишенец хорохорится своей «крутизной», понтуется тем, какой он резкий и решительный по жизни парень. Вы же, будучи действительно резким и решительным парнем, притом человеком серьёзным и ответственным, абсолютно уверены, что перед вами – фраер, фуфломёт и дешёвка. То ли прыщавый подросток, которому не дают девочки, то ли офисная крыса, изнывающая от скуки своего мизерного, унылого существования. О чём вы, как мужчина компетентный, проницательный и серьёзный, немедленно даёте ему понять: что он прыщавый подросток, либо офисная крыса, либо просто шизофреник-алкоголик, но никак не более того.

И тут знаете, что может быть самое хреновое? Что вы угадали! Что ваш собеседник – впрямь какое-то зажатое и затурканное существо сугубо мирной биографии, желающее повыпендриваться в Сети.

Тут вспоминается один такой паренёк. Живи он в России – мог бы, наверное, комплексовать из-за своего имени. Потому что звали его, простите уж за правдивую транскрипцию, Чо Сенг ***. Но поскольку обитал он в другой стране – то, видимо, нашёл иной повод для комплексов. А потому – разумеется, самоутверждался в своём блоге, расписывая, какой он крутой, беспощадный и резкий.

«Френды» благодушно подтрунивали над ним. Забредавшие же на его блог правдолюбивые критики, мужчины несомненно серьёзные, компетентные по части насилия, а равно - подкованные в житейской психологии, и притом в высшей степени ответственные – популярно и доходчиво объясняли ему, кто он на самом деле. «Да чо ты лепишь, пацан? Видали мы таких! Небось, в жизни рыбку живую выпотрошить не сподобишься – а всё туда же!»

Рассказать, чем дело кончилось, – или сами помните?

И вот будь я каким-нибудь «сутанистым» обличителем, бичевателем и т.п., - мог бы сказать всем тем компетентным и ответственным товарищам примерно следующее:
«Вы были уверены, что знаете жизнь и чувствуете, кто есть кто. Примите мои поздравления! Вы общались с одним из самых опасных психопатов в новейшей криминальной истории – и нихрена этого не почувствовали! Да, он был щенок, а не крутой гангстер и не морпех, прошедший Вьетнам. О чём вы и заявляли ему, со всею своей мужественной прямотой. Угадали, чёрт побери! Довольны своей проницательностью? Только вот этот щенок перекрыл все «рекорды» любого из морпехов-маньяков, когда-либо слетавших с катушек на «гражданке», а вы, со своей принципиальностью и глубоким знанием жизни – фактически выступали его подстрекателями. И теперь на вашей совести – тридцать трупов. Ещё раз – мои поздравления!»

Но это было бы едва ли справедливо, а те серьёзные и ответственные мужчины, уличавшие «героя» в «лоховских распальцовках», думается, и так чувствуют себя нынче не вполне комфортно. Поэтому, в утешение им следует сказать, что тот корейский юноша, нетривиальной душевной организации, скорее всего, не больно-то и нуждался в «сетевых» подстрекательствах ко своему «подвигу». Однако ж…

Однако ж, знаете, какая, пожалуй, самая большая глупость из всех, что доводится «слышать» в Интернете от умных людей, действительно умных и умудрённых жизнью? Это когда парня, живописующего в Сети какие-то свои кровавые/боевитые фантазии, уличают в некомпетентности по части насилия. И подначивают подколками вроде: «Да ладно! Ты сам-то хоть кого-то хоть когда-то убивал?»

Нет, понятно, что в подавляющем большинстве случаев ваш собеседник – совершенно безобидный фантазёр, и не поведётся он на «слабО». Поскольку на самом деле – субъект вменяемый, психически уравновешенный, а в Сети, на творческом сайте – лишь «красуется» и «гонит».

Но - а ну как на следующий день вам про него в теленовостях расскажут? Что вы почувствуете в этом случае, одном из ста, тысячи, мильона – или каково там, по статистике, соотношение закомплексованных лузеров с виртуальными понтами и закомплексованных лузеров с дымящимися стволами над кучей трупов?

Мне действительно интересно представить, каковы будут в этом случае ощущения людей нравственных, совестливых и ответственных. Интересны – поскольку неведомы. Ибо сам я, как неоднократно и чистосердечно заявлял, личность безнравственная, бессовестная и безответственная.

Более того – я совершенно нечуток к движениям чужой души и до того паршивый психолог, что вовсе не могу составить портрет человека на основании его высказываний в Интернете, определить его мотивы и цели, а равно - на что он способен, а на что нет. Наверное, кому-то покажется, что это запредельная тупость, поскольку известно, что люди умудрённые жизненным опытом видят других насквозь, влёгкую пронизывая своими рентгеновскими лучами тысячи километров оптоволокна. Но вот, поверьте, бывают и такие олухи, для которых чужая душа, презентованная в Интернете, – впрямь потёмки.

При этом, похвастаться знанием жизни, глубинным пониманием того, что в ней бывает, а чего не бывает в принципе – тоже, увы, не могу. Кое-как доковыляв по своему жизненному пути до… бог ведает, какой отметки, ловлю себя на том, что лес вокруг – всё более сумрачный и таинственный, являющий всё более сюрпризов. Иные ж из вполне материальных «сказок» этого леса – своей нереальностью далеко превосходят сочинения всех братьев Гримм, с их сёстрами и тёщами вместе взятыми.

Вот что бы можно было подумать про откровения страхового агента на Аляске, заявляющего, будто он бывший генерал авиации, ас-истребитель, и седьмого декабря 41-го первым поднял в воздух свою машину под бомбёжкой, чтобы сбить четверых японцев?

А как бы мог отнестись человек здравомыслящий к истории о простом советском милиционере, застрелившем берберийского льва, что вздумал поохотиться на прохожих в московском дворике, а впоследствии – именно этот постовой становится отцом-вдохновителем борьбы с оргпреступностью, «живой легендой», создателем и главой антимафиозного ведомства?

Или – как вам образ бойкого старичка-флориста, живущего на окраине Москвы и утверждающего, будто некогда он руководил отрядом сопротивления в Эльзасе, а впоследствии – основал частную спецслужбу из «сознательных наёмников», сплочённых желанием «хорошо покушать и предотвратить Третью Мировую войну»?

И можно было бы привести ещё много подобных историй, для передачи «Блеф-клуб». В Интернете же – доводилось натыкаться и на куда более невероятные откровения. И бывало чёткое ощущение, что человек не просто заливает, а врёт, как сивый мерин. «Парень умеет худо-бедно работать с информацией, состряпал себе легенду, но уж слишком, слишком перегибает палку, слишком уж обильно сыплет деталями, да и вообще…» А вообще – «бредни» порою оказывались чистой правдой. Бывало такое. И всякий раз – я говорил себе: «Наверное, и хорошо, Тёма, что ты воздержался от скептических комментариев».

Но даже если товарищ впрямь фантазирует, на грани бреда и за гранью, и вам это очевидно, и вы можете его в этом уличить – что это даст? Что это изменит? Для него; для вас; для мира?

Нет, понятное дело, есть случаи, когда «борьба за правду», установление подлинных фактов и пресечение попыток передёргивания – желательны. Например – когда речь идёт о массовой пропаганде той или иной направленности. Хотя как раз на данном поприще самая «правдивая правда о правде» обычно заключается в том, что мы никогда не узнаем такой «правдивой правды», которая взаправду бы всех удовлетворила.

Так же понятно, что на каких-то серьёзных тематических ресурсах – этакого «редактора сельскохозяйственной газеты по-марктвеновски» попросту заблокируют за флуд. Это в каком-то роде жестоко, но справедливо, поскольку такие ресурсы создаются для удобства пользователей, желающих беседовать по существу, а не «самопиариться».

Но для кого создаются, скажем, литературные сайты со свободной публикацией? Да для всех, кто склонен к «творческому самовыражению». Или даже к не очень творческому. Да ко всякому и разному, как душе будет угодно, как бог на неё положит. И что самое ценное – к ВИРТУАЛЬНОМУ самовыражению и самоутверждению.

В действительности, это очень полезные места. Возможно – самые полезные в Интернете. Причём не только в личностном плане, но и в социальном. Как говорил один мой приятель, конкретно о Прозе.ру: «Замечательный сайт! Вдумайся только: всё то время, что авторы сидят за компами, – они не разгуливают по улице!»

Поэтому, положа руку на сердце, бывает несколько тревожно наблюдать ретивость сознательных, ответственных и правдолюбивых людей в стремлении опустить кого-то «на землю грешную» из укромного гнёздышка виртуальной крутизны. Хочется сказать: «Господа! Земля-то, конечно, грешная. Но вы серьёзно полагаете, что возвращение на неё сетевых маньяков поспособствует преуменьшению грехов на ней? Или же – если чьи-то разглагольствования кажутся вам неконтролируемым шизофреническим бредом, то самая уместная реакция – известить об этом источник, непосредственно и без околичностей? А в трамвае вы тоже так поступаете?»

Что до меня, то как ни банально, я стараюсь в принципе расценивать любые затеи и задвиги на этом милейшем сайте как игру – актёрскую ли, в бисер ли, в покер ли. И воспринимать любую «сетевую сущность» ровно так, как она желает себя представить. И коли мистифицирует – значит, имеет какие-то основания? Так почему б не подыграть? Кому от этого хуже будет? «Маска-маска, я тебя знаю? Нет-нет, совершенно не узнаю вас в гриме! Итак, кто ж ко мне в гости пожаловал? Ящерка? Змейка? Ах, сисадмин, линию подключать? Тоже дело!»

Главное же – при всём моём, увы, неистребимом снобизме я стараюсь не обзывать людей «психами» и «лишенцами», особенно в тех случаях, когда это рискует оказаться правдой. Поэтому, прошу принять мои самые искренние заверения: если я когда-то намекал на чью-то психическую нестабильность и житейскую «лоховатость», то лишь потому, что был уверен в обратном. В том, что собеседник вполне стабилен и самодостаточен, и всякие подобные инсинуации в свой адрес ему пофиг ровно в той же мере, что и мне – в собственный.

P-s: А вообще, знаете, что я делаю, если чьи-то слова в Сети всё-таки задевают за какие-то тонкие чакры и жабры? Отжимаюсь!
В буквальном смысле. Встаю на руки и отжимаюсь. Сетература сетературой, а физкультура – по-любому рулит! :-)


Рецензии
Расскажу историю, что приключилась со мной именно в общественном транспорте:
Кондуктор обилечивает пассакжиров подходит к одной даме, одетой, скажем, не по сезону. Требует приобрести билет. На что та говорит, что весь автобусно - тролейбусно - трамвайный парк города принадлежит ей лично, а так же часть ж/д транспорта в пределах области. (это моя расшифровка для более понятного прочтения ее слов), но кондуктор очень настаивала на приобретении билета. И тут вмешался Я (всепонимающий и всевидящий, понявший мироустройство). Потихонечку, что б не слышала необилеченая, прошу кондуктора оставить женщину в покое. При этом, намекнув, что она пациент "Дома скорби". "Так ты из дурдома!" - Вскрикнула кондуктор и тут началось... Понял одно, что дураком оказался именно Я.

Степан Рыжаков   11.04.2008 10:07     Заявить о нарушении
Да уж, незавидная доля - оказаться нормальному человеку между тёткой с дефективными мозгами и контролершей с куриными мозгами...
Собственно, в этом главная засада, что помимо клинических идиотов есть и просто идиоты, и все они - среди нас (вернее, мы - среди них) :-)

Всего наилучшего в этом непростом мире,
Артём

Артем Ферье   12.04.2008 01:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.