В эпизодах. Дядя Ваня Я Вам Обязан

...продолжение

       В эпизодах были разные персонажи – наши одногодки и совсем старые. Живущие в соседнем подъезде и где-то совсем далеко. Но по порядку.

       Дядя Ваня Я Вам Обязан. Жил в соседнем подъезде, где жили Ганс, Оксанка, Толстый Ромыч и др. У него был такой вид, как я себе представлял дореволюционных учителей-разночинцев. С печатью интеллекта и большого жизненного опыта на лице. Несмотря на то, что он жил в нашем доме, видели мы его крайне редко, когда он получал зарплату и уходил в запой.
       Появившись, он несколько дней подряд занимал наше внимание. Он все время хотел подойти и что-то сказать. Глубокомысленно поднимал палец и начинал: «Я Вам обязан…» И далее пытался сформулировать, что же такое важное он обязан нам сообщить. В этот момент он получал смачного пинка или звонкую затрещину от какого-нибудь сорвиголовы, все покатывались со смеху, а ему заплетающимся языком приходилось начинать строить предложение сначала: «Я Вам обязан…»
       Часто пацаны заманивали его на верхнюю площадку Горки уверениями, что там они непременно выслушают его, он наивно верил, поднимался по шаткой лестнице, где-нибудь на середине лестницы с него срывали очки, стайкой злобных пираний подлетали остальные.
       И начиналось избиение бедного дяди Вани: кто-то вставлял ему палку между ног, просунувшись с первого этажа между ступенек, кто-то стукал по лысине, пролетая как белка-летяга с верхней площадки, кто-то давал пинка, подвиснув сбоку на перилах. Естественно, никого из пацанов дядя Ваня схватить не мог – они все были настоящие акробаты и короли Горки, да и не ставил он такой задачи – он лишь хотел подойти ближе, чтобы донести что-то сакраментальное, ему казалось, что стоит ему сократить расстояние и это недоразумение прекратится, его поймут... Но из фразы «Я вам обязан сообщить…» неизменно получалось укороченное «Я Вам обязан…»
       «Ты нам должен! Давай три рубля!», - неслось изо всех щелей сквозь гогот.
       Дядя Ваня никогда не срывался на ругань, не матерился, не пытался применить силу. Никакие издевательства не могли его заставить изменить отношения к этим жестоким, циничным, безбашенным пацанам - он все равно обращался к ним на Вы. Лишь вздрагивал от очередного пинка, шел по направлению к ближайшему извергу и, потрясая пальцем, пытался начать заново: «Я Вам обязан…»
 
       Как-то, когда мы уже учились в старших классах, пасмурным мартовским утром мы увидели во дворе бортовой ГАЗ, на который вынесли и бросили заколоченный гроб. Мы смотрели на эту странную похоронную процессию, где не было ни одного участника, только грузчики и Самара сказал:
       - Дядя Ваня.
       И каждый вполголоса добавил: «Я Вам Обязан»


...продолжение следует...


Рецензии