Воспоминание - Гете

…Мне снился сон.
Ко мне пришел один человек,
Тот человек - он
Преложил мне вечно жить, не умирая,
Быть бесконечно долго среди людей,
И с ними - бесконечно долго.

Я не был предложением смущен,
Вопрос был стар, не нов, затерт до дыр,

Он был почти пустяк – решен давно.
А потому я сразу и не медля отказался.

- Зачем мне вечность? День за днем следить
За ходом двадцати и четырех часов?

За глупостью и за разумностью людей, что
Коренятся все в одном, подчас неразличимы?
За тем, что движет человеком, и за тем, что чувствует тот человек, все - люди?
Как жаждут, получают, и – желают снова - все снова - одного;
Как умирают и рождаются – как думают и ... спят?

Не есть ли то скучнейшее из дел для тех, кто знает
Множество тем деяниям причин, - причины без основ,
Без смысла.

Но, отказавшись, все же я просил его:

- Я был хотел, чтоб вечность ты мне дал тогда,
Когда б всю память стер, все, что есть я – чтоб появился
Младенцем я, пустым и неразумным. О, это было б время –

Я б познавал науку за наукой вновь,
Открытье за открытьем, - пока б не исчерпал все то, что знали люди,
За чувством чувство б открывал, их сочетал во всех возможных
Сочетаньях – искал их снова - горьких, сладких, терпких.
Я б узнавал себя, я вопрошал бы: кто я и где мои начала,
И где основы? Я искал бы смысл, и, находя его,
Тотчас терял бы, я б искал, терял ...до самого мгновенья,

Пока не стал бы снова тем, кто я – сейчас:

От вечной жизни отказавшийся, от скуки в повтореньях судеб.
Желающий свободы от всей людской природы.

Тот человек смеялся.

На том проснулся…


Рецензии