Часть 5-я

Мы рассчитываем перехитрить Судьбу, и при этом умеем считать самое большее ходов на двадцать-тридцать, это лучшие из нас, — большинство же хитрецов и на два-три хода вперёд не видят. А Господь Бог знает, как закончится наша партия.

* * *

Русские, похоже, становятся самым невоинственным народом Европы. Наподобие итальянцев, отдалённых потомков некогда воинственных римлян.

* * *

Холодный расчёт и пылкая страсть одинаково ведут к катастрофе. Холодный расчёт — верный просчёт, пылкая страсть — что за напасть! Разумное сердце, сердечный разум — дай Бог такое сочетание каждому.

* * *

Будущего не было у наших отцов и дедов, не было его у нас и наших детей. Его нет у нас и теперь, но оно забрезжило уже для наших детей и есть у наших внуков, а поэтому и у России появилось будущее.

* * *

Засилье немцев в «дореволюционной» России косвенно и анекдотично проявилось в том, что и английские Генри и французские Анри оказались перековерканы на привычный для немецкого слуха лад — Генрих.

* * *

Нация, как и личность, начинается с самоуважения.

* * *

Для гражданина долг первичен. У человека толпы, охломона — на первом месте себялюбие: своя рубашка ближе к телу; моя хата с краю, знать ничего не знаю; после меня потоп; умри ты сегодня, а я завтра, — вот афоризмы его житейской мудрости.

* * *

Интернационал-социализм (сиречь большевизм), делавший ставку на разделение нации и стравливание в гражданской войне одной её части с другой, именно в борьбе против наций и проиграл, т.к. нации оказались иммунны к принципу разделяй и властвуй. А бациллу интернационализма в себе или переварили и обезвредили, или уничтожили. Национализм оказался сильнее, одолел интернационализм. А в России большевизм взял верх, потому что в России не было и до сих пор нет нации.

* * *

Американская религиозная терпимость сродни дому терпимости. Терпимость эта — от безразличия, равнодушия, т.к. она экономически выгодна. Страна «золотого тельца», где богатство — мерило избранности и ума, где материальный успех и процветание — синонимы блаженства и спасения. Богатые и богатство угодны Богу — что может быть противнее учению Христа? Бог, мол, любит Америку. Бог ли?

* * *

Почему большевицкая практика заложничества была эффективной, а против них её нельзя было применить? Невозможно, и не по моральным соображениям, а в силу практической неисполнимости, в силу ничтожности, мизерности, мизерабельности самих носителей большевизма, их неразличимости с толпой. Бить по толпе совсем не то, что по выдающимся фигурам, по возвышающимся над толпою головам, неповторимым и памятным лицам и личностям — их всегда немного, можно достать, пересчитать и проредить, а то и вовсе под корень свести.

* * *

Советский соцреализм и американский дримреализм — одно назначение, одна цель, одна задача: пропаганда вместо искусства.

* * *

Свобода воли — это свобода нравственного выбора, на какую сторону, добра или зла, стать. А так судьба каждого человека жёстко задана: временем, местом, обстоятельствами рождения, характером, наследственностью, интеллектом, темпераментом, совестливостью (нравственными качествами), стартовыми возможностями, социальными, культурными и историческими условиями; иными словами, в бытии человека ещё до момента его появления на свет Божий столько однозначно заданных и объективно обусловленных параметров, что он с рождения и до самой смерти прочно привязан к траектории (порой весьма замысловатой) своей жизни, с которой ему ни за что не свернуть. Свободен же он только в душе, об этом всегда нужно помнить. Но траектория жизни будет проходить или по сторону добра, или по сторону зла. И в этом выборе мы свободны.

* * *

Гоняющейся за зайцем лисе некогда оторвать морду от следа, а орёл видит и зайца, и лису, и землю под собою и вдали, и облака, и солнце, и весь Мир Божий в первозданной его красе.

* * *

Стране, Родине плохо — и я неотлучно при ней. А хорошо ей стало, могу и отлучиться ненадолго — се патриотизм.

* * *

Не знаю и знать не желаю, но уверен, что чушь собачья, — вот обычная реакция большинства, когда предлагают познакомиться с чем-то новым, особенно если это новое опрокидывает привычные представления.

* * *

То, что не удалось Юлиану Отступнику, попытались осуществить большевики, введя атеистическое язычество и примиряя разведшие по разным углам человечество основные религии самым простым и надёжным способом — отменой их. Правда, с тем же успехом.

* * *

Ранняя взрослость прежних веков — в чисто физических навыках и умениях. И ещё в готовности рано умереть, настроенности на высокую вероятность ранней, преждевременной смерти. Это сейчас умудряются писать, соболезнуя, — на девяносто девятом году, в расцвете творческих сил, безвременно ушёл из жизни... Затянувшееся детство нынешних поколений — в длительности подготовки к душевной зрелости.

* * *

Греки усыновили христианство, которое, как ребёнка вместе с водой, выплеснули в языческий мир иудеи. И в этом их величайшая историческая
заслуга.

* * *

Главное, понять, почему так происходит, а не искать виноватых и не размышлять глубокомысленно, что делать. Познать самого себя. Найти своё дело и заняться наконец им. Понять, что мы ничего не знаем, и не мудрствовать лукаво. Жить по мере сил по Божьим заповедям и надеяться на лучшее. Может, тогда оно и наступит, это лучшее будущее.

* * *

Александр Зиновьев. Может быть, не самый глубокий ум России, но зато один из самых острых.

* * *

Зачем искать иголку в стогу сена? Проще пойти и купить новую.

* * *

Интернационалисты — любят чужое, холят, лелеют его, а своего чураются, своё держат в чёрном теле, презирают. (Пропадай Расея, даёшь Мировую Революцию, Коммунию, Сообщество цивилизованных народов, государств!) Чужое ли? Своего ли?

* * *

Классовый мир лучше классовой ссоры. (Зачем Марксу нужна была гражданская война? Чтобы пришла к власти «третья сила» и «володела»?)

* * *

Мы согласны и способны заметить достоинства ближнего только после того, как их громогласно признают другие. Да и то с оговорками.

* * *

Для нас Европа была светом в окошке, а мы для неё отхожим местом.

* * *

Пока мы пытались приспособить Запад под свои нужды, он приспособил нас под нужник.

* * *

Когда мы попробовали занять своё место в Европе, нам отвели его у параши.

* * *

Все наши хождения на Запад закончились для нас у разбитого корыта.

* * *

— Что, может, народ поменять? — А как же. Произвести обратный отбор — умных, добрых, богобоязненных, порядочных, совестливых, красивых, независимых, с чувством собственного достоинства — всех, кого большевики ненавидели и истребляли.

* * *

Прочитал: «Самый частый вопрос. Он звучит так: не понимаю, как труд мог создать человека. Не переживайте, этого не дано понимать никому, да и понимать тут нечего. Человека создал естественный отбор».
 
Вот так, ещё лучше: на место одной ахинеи громоздится другая. Старая песня непрошибаемого лапласовца. Человека создала какая-то необъяснимая и непонятная хреновина — всё что угодно, только не Бог!

* * *

Если это касается человека, то агрессивен слабак, а сильный отличается миролюбием и незлобивостью. Что зачастую вводит в заблуждение.

* * *

Учиться, учиться, учиться... Невежеству, невежеству, невежеству. Это и была истинная формула коммунистического «народного» образования.

* * *

Казачество было естественной демократической формой самоорганизации русского народа, а нам всё твердят о нашем «тысячелетнем рабстве».

* * *

Казаки, по словам Толстого, построили Россию. Но они же, позволив себе роскошь разделиться и передраться между собой, и проворонили её. Эти христиане забыли Христа, предвещавшего судьбу Дома, разделённого надвое. Но, возродившись сами, они могли бы помочь и возрождению России, тем самым как бы искупив историческую вину своих предков.

* * *

Сатирик-побирушка. Побирается по зрителям, которым льстит, чтобы оправдать их затраты на билеты.

Сатирик, который льстит, — постсоветская генерация сатириков. А чего тогда зритель ржёт в залах набитых; будь перед ним зеркало, завыл бы, небось, заскрежетал бы зубами.

* * *

Не стоит никого считать глупее себя, пока не убедишься в обратном.

* * *

Хлеб писателя — его несчастливо прожитая жизнь. Это та ткань, из которой он дёргает нити для своих холстов, ковров и узоров.

* * *

Все не могут переехать в Москву, смыться в Европу, отчалить в Америку. Значит, надо плюнуть на Москву, послать к чёрту Европу и к чёртовой бабушке Америку — и начинать со своего дома и своего сада: где родился, там и пригодился. И больше ты нигде не нужен, никто тебя нигде не ждёт и добра тебе особенно не желает.

* * *

Чтобы сохранить отношения с некоторыми людьми, нужно опуститься на четвереньки.

* * *

Кто выше, тот и пригибается; кто умнее, тот и подлаживается. А иначе не будет равенства в отношениях и самой их возможности. Кто сильнее, тот и уступает, чтобы уравнять силы, чтобы избежать конфликтов и выяснения отношений. Кто добрее, тот прощает. А мудрый тот, кто это понимает и поступает соответственно.

* * *

Ну и народ пошёл — всё пьют и всё отмечают. Пасху и Первомай, Новый год и Восьмое марта («международный женский день»), Седьмое ноября (годовщину «октябрьской революции») и Рождество, а также День торговли и Советской Армии (почему не Русской?), День города и День победы, родины, крестины, именины и вообще всё, что под руку подвернётся. Лишь бы наливали, лишь бы в глотку лилось.

* * *

Лирический реализм Тургенева, драматический реализм Толстого, органический реализм Пушкина, саркастический реализм Гоголя, психологический — Достоевского, импрессионистический — Чехова, босяцкий — Горького... Русская натура — натура реалиста, далёкого от реальности и пренебрегающего ею. Только в литературе русский человек счастлив и вполне совершенен. Неудавшаяся жизнь — лучший материал для литературы. Это в литературе мы реалисты, а в жизни — идеалисты, фантазёры, прожектёры, мечтатели. Царство Духа — наше царство.

* * *

Вместо Марксовой теории «классовой борьбы» мы имеем в действительности борьбу стран или наций, богатых против бедных, причём даже самые бедные представители богатой нации кровно заинтересованы в победе своей нации, своей страны, т.к. с её победой и они станут богаче (и им перепадёт с общего стола, и им подбросят из общего котла) или хотя бы не обеднеют. «Пролетарской» солидарности, «пролетарского» интернационализма отныне не существует, а есть неприкрытый национальный эгоизм и национальная солидарность богатых наций и национальная разобщённость и жестокая конкурентная грызня за благосклонность богатых — бедных.

* * *

Михаил Булгаков — это наш последний римлянин, как Боэций, последний осколок великой античной русской культуры, занесённый — и в конце концов раздавленный им — в советское средневековье.

* * *

Партию политических уголовников сменила у кормила власти партия уголовного мира.

* * *

Воскресение из мёртвых? — А почему бы и нет? Возник же механизм нашего появления на свет Божий, а почему бы и такому не появиться? Ведь если каждый из нас возникает однажды из ничего, из пустяка, из безделицы, из такого, что и сказать смешно или неприлично, то почему бы снова из чего-то иного или с помощью чего-то иного, более прочного, основательного и солидного нам не возродиться? А?

* * *

У нас время до сих пор ничего не стоит, его не на что с толком потратить, поэтому его и убивают. Вполне средневековое отношение ко времени — его не жалко тратить даже на ведение натурального хозяйства.

 * * *

«Мировая революция», «освободительные походы» Красной Армии — это те же крестовые походы, только в обратном направлении: с Востока на Запад. Воевали священную для марксистов страну — Германию, священный для них город — Берлин.

* * *

После того, как два «революционных» толчка развалили Российскую империю, большевицко-«революционно»-уголовный жаргон задавил-засорил русский язык, обиходный и печатно-площадно-публичный.

После крушения советского строя и с приходом к власти переходного режима ставленников криминальной буржуазии жаргон уголовщины опять звучит повсюду — навязчиво, нагло, неприкрыто — все эти тусовки, разборки, беспределы, наезды, крыши и т.п. — и неопровержимо свидетельствует, кто у нас сейчас правит бал. Язык их, враг их, выдаёт их с головой.

* * *

Оделись в косность, как в броню.

* * *

Начиная с Петра III, этого, по выражению его венценосной тётки, «чертушки», и особенно с Екатерины Великой, политика российских императоров была откровенно сначала пропрусской, а затем прогерманской и, как результат, антирусской, потому что Россия собственными руками, направляемыми немцами-императорами, сотворила злейшего своего врага, клеветника и ненавистника.

* * *

Истина — чтО есть смерть и чтО есть жизнь? Не умерев, не узнаешь, чтО есть жизнь.

* * *

Живя в Москве, ничего путного не напишешь —что толку в столичной суете?

* * *

Одним мягко стелят, а другим жёстко спать.

* * *

Для одних самое важное — получше устроиться в этой жизни, для других — подготовиться к той. Для одних жизнь — ресторан или кабак, для вторых — бедлам, для третьих — каторга, для четвёртых — спальный вагон, для пятых — просто ночлежка, притон или злачное место, для шестых — театр, варьете, оперетта, а для умных — школа, в которой учатся до самой смерти.

* * *

Тот, кто не пытается выйти за пределы своего чувственного опыта, ссылаясь при этом на данные современной науки, подобен древнему человеку, тоже опиравшемуся на свои представления и полагавшему Землю плоской и центром мироздания — ведь Солнце так очевидно перемещалось каждодневно по небосводу, а Земля так очевидно покоилась.

* * *

Видимое — обманчиво, невидимое — возможно. Мир не всегда такой, каким мы его видим. Для полноты и, главное, истинности картины нам всегда не хватает знания о большей его части. Мы обречены видеть только то, что нам показывают.

* * *

Нация вымирает, сокрушаются одни. Нация здоровеет, радуются другие. А на самом деле ни то, ни другое — нация формируется.

* * *

Народ — сброд. Каждый за себя: угольщики за себя, связисты за себя, столица за себя, а что будет с другими — наплевать.

* * *

Вышли мы все из народа — и поэтому хорошо знаем ему цену.


Рецензии
Валентин, когда я читаю Вас, мне на ум приходит русский философ прошлого столетия В.В. Розанов. Он тоже любил вот так, в миниатюрных эссе, как это делаете Вы, рассуждать о народе, истории, религии, культуре. И у Вас получается не хуже, уверяю Вас, не хуже! В.В. Розанов тоже не любил сатириков.
Какой у Вас красивый и весьма энергичный стиль.
Всего самого доброго!

Салахитдин Муминов   28.04.2008 00:28     Заявить о нарушении
Мне он тоже на ум приходит (да и уже много лет не сходит). Писать так для меня так же органично, как и для него. И я так писал задолго до того, как познакомился с его книгами. И думал, что это скорее недостаток, чем достоинство. А когда убедился, что это не так, да ещё когда в полном объёме познакомился с тем, что есть у Паскаля, то понял, что это и есть моё призвание, писать так, как и они писали (в данном случае речь идёт не об уровне).

Спасибо, Салахитдин, Вы первый мне об этом сказали, и я никогда этого не забуду, по гроб жизни буду помнить. Спасибо Вам огромное. Желаю Вам всего лучшего, что есть на этом свете. Пусть Вам сторицей вернётся всё то добро, что Вы несёте от щедрот своей души ближним.

С искренним уважением

Валентин Грудев   28.04.2008 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.