Мара

       Настал в моей жизни такой день, когда я вынужден был оставить родной дом и уехать, куда глаза глядят. Получив приглашение погостить от одного из своих университетских друзей, я, не раздумывая долго, принял его.

       Имение моего друга было расположено в небольшой долине, за которой начинались бесконечные леса. Все здесь отличалось от мест, где я вырос. Кругом леса, они спускаются вниз, к долинам, поднимаются в горы. Люди неторопливы и приветливы, речь их напевна, походка свободна.
 
       Когда неподалеку от имения друга, остановился цыганский табор, я стал ходить вечерами к цыганам. Их свобода постепенно стала наполнять свободой и мою грудь.

       Мне нравилось слушать их удивительные песни, особенно, когда пела дочь старой цыганки Мары. Я слушал ее низкий голос, в котором был и плач, и шепот, и вздох исповедавшейся души. Не знаю, что такое есть в этих старинных песнях, но я чувствовал, как кожа моя с немыслимой болью отдирается от тела, и прошлое пытается вернуться, заполняя собой только что освободившиеся уголки сознания. Надежда, которой следовало давно уснуть, умереть, вновь оживала, струясь по венам и вставая комом в горле, не давая дышать. Казалось, что не может так петь человек, сердце не выдержит и разорвется, но - песня обрывалась, раздавались одобрительные возгласы цыган, а мое сердце гулко билось – от каждого звука болела моя душа.

       И все равно каждый вечер я возвращался сюда глотнуть той свободы, которая была неведома мне раньше. Я и представить себе не мог, что человек может быть так независим, и счастлив, пока не провел несколько вечеров среди этого удивительного народа.
 
       Ночи в этих краях так темны, что даже лес, окружающий поляну, не виден, а только слышен. Иногда оттуда доносятся протяжные крики, говорят, что так кричат ночные птицы…

       Я лежу, заложив руки за спину, и смотрю в небо. Звезд становится все больше и больше. Искры от костра летят вверх и, кажется, что это новые звезды улетают, чтобы занять свои места там, высоко-высоко… В краю вечного покоя и тишины.

       Слышно, как в кибитке еле слышно плачет ребенок, лошади потряхивают гривами, переминаясь с ноги на ногу, где-то тихо звенит гитара...Между лошадьми снуют неутомимые мальчишки, которые, кажется вовсе никогда не спят. И над всем этим - потрескивание ночного костра, вечного спутника цыган. Очень хотелось бросить все и уйти вместе с ними, но я знал, что никогда не стану здесь своим. Даже совсем маленький паренек, которого все называли не иначе, как «Бесенок», так гордо смотрел на меня, что я невольно улыбался, глядя на его вихры, удивительным образом свешивавшиеся на одну сторону и закрывавшие половину лица.

       Мне вспомнилась первая встреча с цыганкой. Я был тогда совсем молодым юношей, бежал утром к дому своей любимой, точнее – летел к ней навстречу. На моем пути встретилась женщина, которую я никогда не видел прежде. Она стояла, приложив руку ко лбу, чтобы утреннее солнце не мешало ей рассмотреть что-то вдали. Широкие рукава ее платья трепетали, как крылья яркой птицы. Огромные серьги сверкнули на солнце и зазвенели, когда она повернула голову и заговорила со мной:

-Ты не туда бежишь, милый.

-Разве Вы знаете, куда я бегу?

-Знаю, что бежишь навстречу своему страданию. Твоя дорога в другую сторону...

-Я бегу к своей любимой!

-Твоя дорога в другую сторону, - повторила она и добавила, помолчав, - к морю…

-В наших краях нет моря! – крикнул я, кинул ей монету и побежал дальше.

       Я приподнялся на локте и взглянул на Мару, сидевшую недалеко от меня. Она курила свою трубку и молча смотрела вдаль, мимо меня.

-Скажи, Мара, не встречал ли я тебя прежде?

-Все может быть, барин… Вижу, как ты маешься. Одно скажу: ты не забудешь ее, пока не пойдешь той дорогой, что указана тебе…
       
       Я присел:

-Откуда ты знаешь, где моя дорога?

-Я многое знаю. Мне виден жизненный путь каждого человека. Я – цыганка. Твой путь лежит к морю.

       Мне стало не по себе.

-Ты читаешь мои мысли?

-Я читаю твою судьбу. Тебе хорошо здесь, ты добрый человек, иначе мы бы не приняли тебя. Жизнь твоя не закончилась, как ты думаешь, а только начинается. Каждый человек должен жить свою жизнь.

-Что ты хочешь сказать?

-А вот послушай, что я тебе расскажу…

       Мара положила руку на колено, и начала свой рассказ:

       -Жила в этих краях одна девушка по имени Анита. Отец ее был богат, любил свою единственную дочь больше жизни. И было за что – все любовались ею. Косы ее, словно змеи, обвивали стан, когда она бежала. А глаза были чистыми, как утреннее небо. Она знала, что нравится парням, звонкий смех ее, и светлые очи люди помнят и сейчас.
Случилось так, что полюбилась она с одним парнем из местных. Они и танцевали вместе и гуляли до зари. Анита с отцом уже ждали сватов. Так принято здесь, девушек сначала сватают, потом берут в жены. Но вышло совсем по-другому…

       Полюбил тот парень другую девушку. А на Аниту и смотреть перестал. Она все ходила за ним, он даже гнал ее от себя. Совсем потеряла девка гордость…

       Мара укоризненно покачала головой и, очищая трубку, продолжала:
Пришла она однажды ко мне и просит:
-Я знаю, Мара, что ты все можешь. Верни мне моего любимого! Я все готова отдать – только верни, нет мне жизни без него. Ни есть, ни спать не могу, помоги мне, Мара!

Я ответила ей так же, как и тебе:

-Твоя жизнь только начинается, красавица. Зачем ломать судьбу?

-Я умру, если не вернешь.

-Ты уверена, что когда он вернется, будешь любить его? Каким бы он ни был?

       Она упала на землю и стала целовать мне ноги. Совсем гордости не было у нее…
И я сказала:

-Иди домой, принеси мне завтра все самое ценное, что у тебя есть. Я помогу тебе.

       Мара презрительно махнула рукой, как бы отгоняя от себя кого-то. Ее рука была темной от загара, вены проступали сквозь тонкую кожу, но пальцы были такими длинными и красивыми, что я залюбовался ее жестом.

       -Она вернулась утром, - продолжала Мара, - с узлом, где были все ценности из ее дома.

-Ты не боишься, что твой отец умрет от горя?

-У меня нет никого, кроме моего милого.

-Что ж, приходи завтра на рассвете. За ночь я приготовлю для тебя все.

       Я приготовила ей зелье, - Мара смотрела черными глазами прямо мне в душу, словно испытывая меня. Я тоже чувствовал некоторое волнение от ее рассказа. Мне начинали приходить в голову самые невозможные мысли о том, что я могу вернуть свое счастье.

-Ты слушай, что было дальше, барин! Успеешь предаться мечтам, вся ночь впереди. Думай, барин, думай…

-Я отдала Аните все, как условились. Прошло немного времени, она прибежала вечером ко мне радостная и сказала, что тот парень снова стал смотреть на нее прежними глазами. Вот только отец заболел, почти не поднимается. «Боюсь, не доживет до моей свадьбы…» - сокрушалась она.

       Лето кончилось, наш табор ушел за Карпаты. Вернулись мы в эти края только через три года. Когда Анита пришла ко мне, я не узнала ее. Она подурнела, лицо ее было злым. Оказалось, что через день после свадьбы ее муж возвращался домой. Лошадь под ним оступилась – он упал и сломал себе спину. Анита ухаживала за ним и за отцом. Только не было в ее сердце прежней любви, одна усталость… Отец вскоре умер. Осталась Анита с больным и постылым мужем. Она совсем перестала любить его, да и вряд ли любила раньше по-настоящему.

       Вскоре в этих краях поселился молодой офицер, сын одного из местных помещиков. Вот ему-то и приглянулась Анита… Стал он ее обхаживать, но она не может ответить ему - мужняя жена.

       Опять пришла ко мне Анита… Опять стала просить помощи.

-Чем я еще могу помочь тебе? Ты получила все, что хотела. Я же говорила тебе: «Подожди, живи свою жизнь». И заплатить тебе больше нечем.

-Тогда я сама помогу себе, - сказала Анита и ушла прочь. Я знала еще в первый раз, что она вернется, поэтому и взяла все ценное, чтобы не менять ее судьбу еще раз, не брать греха на душу…

       Той же ночью она задушила подушкой своего немощного мужа, представив все так, будто он умер сам. Не знаю, поверили ей, нет ли, но я-то знала правду. Я прочла ее в глазах Аниты, когда она уходила.

       Мара замолчала с трубкой в руках, качая головой и глядя в темноту ночи. Потом продолжила свой рассказ:
-Переселилась Анита в дом к тому офицеру. Какое-то время жили они вместе, только не захотел он взять ее в жены… Видно догадывался, отчего умер ее прежний муж. Потом и вовсе уехал из этих краев. Анита осталась одна. Красота ее увяла. Она стала злой. Однажды случился пожар и ее дом сгорел. А сама она исчезла. Люди не знают, жива она, или нет…


-Но ты же знаешь, Мара – спросил я, - скажи!

-Какая разница, барин? Человек, отказавшийся от своей жизни, мертв, даже если ноги его еще ходят по грешной земле… Нельзя вернуть прошлое – его можно только помнить, а глаза должны смотреть в будущее.

       
Мара спрятала трубку, расправила свои бесчисленные юбки и легла. Я не знал, спит она, или нет, но мне больше не хотелось просить ее вернуть мне мою любовь.


Рецензии
*...смотрю в небо. Звезд становится все больше и больше. Искры от костра летят вверх и, кажется, что это новые звезды улетают, чтобы занять свои места там, высоко-высоко… В краю вечного покоя и тишины.* - голова просто кружится. Это,наверное, тоже из первых вещей? Понравилось.Что-то здесь я увидел из *Идеала*...) В Целом - замечательно.Спасибо. Искренне Ваш. Лев.)

Лев Воросцов-Собеседница   14.12.2008 19:10     Заявить о нарушении
Это задумывалось, как цикл рассказов об одном герое, его одиночество, странствия, воспоминания. Может быть, еще продолжу. Не хочется писать нравоучительные легенды, их и так много. Вот, где-то по камушкам проскочить... Улыбаюсь Вам,


Татьяна Октябрьская   15.12.2008 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.