Продолжение Война 1941 - 1945 г. г. 9
ХЛЕБ. ПАЁК НА ДЕНЬ.
9 ЕДЕМ ДОМОЙ
Мы получили письмо от тети Сорки, где она писала, что дом ее в Монастырщине цел, она с дочками собирается уезжать на родину, и, если мы хотим к ним приехать, то они будут очень рады. Мы решили, что если Бог даст все будет нормально, то весной поедем в свои края - на родину.
Эвакуированные покидали Буденовку, а в село бесконечным потоком стали прибывать чеченцы и карачаевцы. Они прибывали большими семьями, их расселяли по домам колхозников, и через короткое время во всех свободных домах поселили кавказцев.
Чеченцы и карачаевцы ходили в бурках и папахах из каракуля, на ногах у них были чуни из толстой кожи, обтягивающие ступню. У всех взрослых мужчин за поясом были кинжалы.
Рассказывали, что все они предатели, перешли на сторону немцев, что Сталин их выселил в двадцать четыре часа. Говорили, что они очень страшные люди, вспыльчивые, и, если что не так, сразу хватаются за кинжал. Вначале жители Будёновки относились к ним с предубеждением и недоверием, вечером боялись выходить из дома, на ночь покрепче запирали окна и двери. В дальнейшем оказалось, что они обыкновенные люди, приветливые и доброжелательные. На рынке теперь были в основном чеченцы и карачаевцы, торговали всякими кавказскими вещами, сшитыми из кожи, каракулевыми шкурками и всякой утварью.
Сапоги, которые сшил отец, здесь в Буденовке порвались, и мне не в чем было ходить в школу. Я вырезал две подошвы из доски, прибил к ним ремешки и одевал на рваные сапоги. Ходить в них было трудно, доски не гнулись, приходилось идти на прямых ногах, да еще ремешки постоянно рвались. Мама разорилась и купила мне у чеченца чуни. Чеченец сказал, что вместо стелек нужно положить солому, тогда ходить будет мягче и теплей. Теперь каждый день, прежде чем надеть чуни я менял «стельки». Вскоре пятки у чуней протерлись, и во время ходьбы солома вылезала наружу.
Из-за боязни, что зима будет ещё более голодная, мама строго следила за экономией имеющихся у неё продуктов, рассчитывая, чтобы хватило их до весны, и появления зелени. То там, то здесь говорили, что люди пухнут и умирают от голода. В начале 1944 года пришло письмо от тети Сорки с сообщением, что они уезжают в Монастырщину. Она писала, чтобы мы тоже выезжали, будем жить вместе, пока не кончится война.
Мы стали готовиться к отъезду: мама сушила сухари, откладывала в дорогу бутылки с топленым маслом. Ей удалось собрать несколько килограммов кукурузной и пшеничной муки. До нас доходили слухи, что в освобожденных районах нет соли. Алексей съездил в пески на соленые озера и привез нам пуд соли, которую мама разложила в три мешка. Новые мешки принесла Полина, которые она утащила в колхозе. Самые ценные советы давал нам Алексей, так как он был охотник, рыболов и надолго уходил в горы. Он принёс веревки, в углы мешков вложил камушки, и каждому из нас подогнал веревки, чтобы удобно было нести мешки за плечами.
У меня уже не было никакого терпения ждать, когда мы поедем, и приставал к маме. Полина и Алексей не советовали нам ехать зимой, говорили, что лучше дождаться тепла, а там дом под каждым кустом. Мы слышали, что теперь пассажирские поезда подбирают на станциях людей и везут в освобожденные районы. У Полины в Джамбуле жила родственница, ей она написала письмо, чтобы она нас пустила на пару дней.
Выезд наметили на март месяц. Мама продала два пуда оставшейся пшеничной муки, кукурузу и картошку, взяла хорошие деньги, с появлением чеченцев в селе, цены на продукты здорово поднялись.
Настал день отъезда. Маня с Катькой ревели целый день, мама и Полина тоже плакали, у меня на сердце скребли кошки, больше двух лет мы дружно прожили вместе.
Около сельсовета мы взобрались на грузовик. Провожать нас пришло много народа; вся семья Шамшеевых, соседки, которым мама кроила платья и юбки, Флейшер из Винницы - участница гражданской войны. Она с трудом притащилась на своих больных ногах (она очень любила маму и часто беседовала с ней). Был Тайгун, который переживал, что Маня уезжает, и еще многие соседи и эвакуированные. Машина тронулась. Провожающие стояли, махали нам, пока мы не скрылись за поворотом.
ДЖАМБУЛ.
В Джамбуле мы слезли с кузова машины, надели мешки и пошли искать родственницу Полины. Вскоре мы нашли небольшой домик на краю города. Открыв калитку, мы подошли к дверям и постучали. К нам вышла молодая коренастая женщина, мы поздоровались, и мама подала ей письмо. Прочитав его, женщина улыбнулась широкой, открытой улыбкой и впустила нас в дом.
Женя так звали хозяйку, жила вместе с трехлетним сыном, которого звали Толик, он не выговаривал букву "к", говорил -артошка, -у-уруза, - атлета… Муж её был на фронте. Женя расспросила о Шамшеевых, про Буденовку, она сама была родом с этого села, но давно переехала в Джамбул. Она сказала, чтобы мы отдыхали, а завтра - на вокзал.
На железнодорожной станции оказалось, что никакие эшелоны не идут. Мы узнали, пока не пройдешь санпропускник, на вокзал не впускают. Теперь на станции ситуация поменялась, на вокзале и в привокзальном садике сидело много народа, которому нужно было ехать на запад.
Люди много дней стояли в очередях за билетами, эшелоны в основном с военными и военной техникой проносились мимо.
Женя оказалась простой и доброй женщиной, нас она приняла, как близких родственников. Видя, что мы переживаем, что не можем уехать, Женя стала успокаивать маму, говоря, что мы можем пожить у нее, пока на улице стоят холода. Она сказывала, что у нее жили эвакуированные евреи из Донецка, недавно уехали домой, а она боится, что могут поселить к ней чеченцев.
На дворе стояла плохая погода, шли дожди, было холодно. Женя подсказала маме, чтобы она сходила в райисполком, там нам как семье фронтовиков должны были выдать хлебные карточки - по триста грамм хлеба в день на человека.
Каждый день в шесть утра я шел в магазин и занимал очередь за хлебом. Когда подходила моя очередь, продавщица вырезала ножницами квадратик с датой в каждой карточке, ставила на одну тарелку весов, килограммовую гирю, с другую - стограммовую, отрезала треть буханки, и взвешивала 900 граммов хлеба, если не хватало, добавляла кусочки, если вес был лишний, кусок отрезала. Иногда порцию - девятьсот грамм она могла дать кусками. Спорить с ней было бесполезно, на недовольных продавщица поднимала крик:
- Куда я буду девать куски?!
Ругаться с ней никто не хотел, просроченные дни пропадали, но тем, кто с ней дружил, угождал, она могла эти дни отоварить. Чем больше было кусков, тем лучше было для меня, пока я доносил хлеб до дома, самые маленькие кусочки я успевал съесть.
Идя в магазин или возвращаясь, я проходил мимо большого углового дома с красивым крыльцом, на котором сидел пацан, упитанный, краснощекий, постоянно что-то жевал. Однажды он мне крикнул:
- Эй ты, еврей, что ты все ходишь по нашей улице? Чтобы я тебя больше тут не видел! Будешь ходить, я тебе покажу!
Я всегда, болезненно воспринимал слова «жид», «еврей» и другие антисемитские выражения, но на этот раз от неожиданности ничего не сказал, да и не хотелось с ним связываться, прошел мимо.
На следующий день, когда я возвращался из магазина, пацан увидел меня, сошёл с крыльца, преградил мне дорогу, и спросил:
- Ты, что не понял, что я тебе сказал?
- Пропусти - сказал я.
Он схватил меня за борта моего старенького пальто, из которого я давно вырос, и стал меня трясти. Я стукнул ему в глаз. Он еще раз дернул и надорвал борт. Мы начали драться, он разбил мне нос, я уцепился в него и почувствовал он хочет от меня отделаться, он стал отдирать мои руки и кричать:
- Пусти!
Я в него вцепился мертвой хваткой, не ощущая ударов, я готов был разорвать его на куски, если бы у меня хватило сил. Из дома выскочила его мать растащила нас, меня толкнула, что я упал, забрала своего сыночка, а мне стала угрожать и ругать меня матом.
Продавщица в этот раз дала мне наш паек одними кусками, и после драки куски оказались разбросанными на земле. Я подобрал куски хлеба и пошел домой. Мама, узнав в чем дело, стала меня ругать на чем свет стоит, говорила, что я не могу спокойно ходить по улице, что почему-то только меня все трогают и дети, и собаки… Зашивая пальто, она сказала:
- Ладно, все равно это пальто тебе уже мало, на следующую зиму придется доставать новое, - и добавила, - правильно, надо уметь защищать свое достоинство.
Хлеб мы съели, только песок скрипел на зубах. А пальто пришлось носить и следующую зиму. Я продолжал ходить по этой улице, но пацана этого на крыльце больше не видел.
Через станцию Джамбул один раз в сутки проходили скорые поезда Алма-Ата - Москва и Фрунзе-Москва. Они останавливались, но, ни один человек не сходил и не садился. Солидные люди ехали в спальных вагонах, и мне было завидно, что у нас нет такой возможности ехать, как они.
Мы прожили у Жени больше недели и никак не могли уехать. Женя посоветовала маме, чтобы она пошла к коменданту вокзала и потребовала, чтобы он посадил в поезд жену фронтовика с малыми детьми. Каждый день мама стала ходить к коменданту, она так ему надоела, что он, наконец, предложил ей вариант достать билеты на поезд Алма-Ата -Ташкент с пересадкой на станции Арысь. Он сказал, что Арысь - крупнейший железнодорожный узел в Средней Азии и там формируются составы.
Нам было все равно, лишь бы быстрее уехать, надо было иметь совесть продолжать жить у этой благородной женщины. Комендант вокзала пошёл с мамой в кассу, и мама купила билеты. На завтра, распрощавшись с нашей доброй хозяйкой и её сыном, мы надели мешки, и отправились на вокзал. Мы прожили у Жени около двух недель.
10 продолжение СТАНЦИЯ АРЫСЬ http://www.proza.ru/2008/01/29/121
Свидетельство о публикации №208012900119
Всего Вам доброго, а главное здоровья!
Александр Нотик 01.03.2011 21:13 Заявить о нарушении