Продолжение Война 1941 - 1945 г. г. 13
Письмо с фронта.
ЕЩЕ ГОД ВОЙНЫ.
Вернувшись из Мстиславля, мы стали думать, как жить дальше. Хотя мы с тетей питались с одного котла, получали пособие они и мы, нам явно не хватало на жизнь. У тётки была корова, и вроде было лучше, чем последний год жизни в Казахстане, но ходили мы всё равно, с постоянным чувством голода.
Председателем сапожной артели в Монастырщине был двоюродный брат отца Сеел Мерьяхин. Один мой новый знакомый парень, который устроился учеником сапожника в эту мастерскую, рассказывал, что он сейчас получает рабочую хлебную карточку и семьсот рублей зарплаты ученика. Я стал уговаривать маму, чтобы она попросил Сеела устроить меня учеником сапожника, на что она ответила:
- Не валяй дурака, еще наработаешься за свою жизнь. Пастухом ты уже был, теперь хочешь освоить профессию сапожника? Учиться надо.
Она не хотела ничего даже слушать, но я стал уговаривать, её и настаивать, поговорить, что буду получать рабочую, хлебную карточку, да и деньги не помешают. А учиться буду потом, кончится война, папка придёт.
Мама не хотела идти к Сеелу,. Он знал, что вот уже месяц, как мы приехали, а он ни разу не пришел и не поинтересовался, как мы живём, «родственничек», не пригласил нас ни разу к себе. Сеел, был заготовщиком, имел большой добротный дом рядом с базаром и хороший гешефт идиш (хорошее дело), как заготовщик и как председатель артели. Тетя Сорка говорила, что его жена - чистая змея.
В конце концов, мне удалось уговорить маму, и мы отправились к нему в мастерскую. Сеел сидел, строчил на швейной машине заготовки. С нашим приходом он отложил работу, и повел нас в свой кабинет. Он расспросил про отца, где и как мы были, рассказал о себе и спросил, зачем пришли и чем он может быть полезным? Мама сказала, что я хочу пойти учеником сапожника, что она отговаривала, но я настоял, и потом она решила, что жизнь трудная, да и лишняя профессия в руках не помешает. Сеел стал меня внимательно рассматривать, спросил, сколько мне лет, мама ответила, что двенадцать с половиной
- Маловат, да и очень не сможет держать молоток в руках. По закону детей моложе четырнадцати лет на работу принимать я не имею права. На следующий год приходите, посмотрим.
На радость маме, на работу меня не взяли.
Но без работы я не остался. Тетя Сорка где-то доставала большие листы белой бумаги, мы ее резали, сшивали, делали тетради, и я на рынке продавал их по двадцать рублей за тетрадь. Этот товар шел хорошо, но бумаги было мало. Ещё в воскресные жаркие дни, я с Симой брал пару ведер холодной воды из колодца, несли на базар и продавали по рублю алюминиевую кружку. Этот товар шел плохо, у нас были конкуренты.
Недалеко от дома была кузница. Я подружился с кузнецом и целыми днями пропадал у него в кузне. Кузнец поручал мне разные мелкие слесарные работы, я добросовестно и безвозмездно их выполнял. Он говорил, что если бы я был немного постарше, то он взял бы меня на работу учеником. Мама сказала:
- Посмотрите, как наша наследственность передалась моему сыну, как тянет его в кузню. Наши родители по отцу и по матери были потомственные кузнецы.
В июле сорок четвертого началось наступление наших войск на Оршу и Минск. Километров в трех от города, где был дом Тёти Сорки, находился военный аэродром, С четырех часов утра начинались полёты, взлетали истребители, и летели на Запад. Весь день над нашим домом стоял такой рев, что дрожали стекла.
Однажды я сидел на крыльце дома, смотрел, как летают самолёты. Один самолет взлетал, а другой в это время шёл на посадку. Каким-то образом самолеты в воздухе, зацепись друг за друга. Я замер от ужаса. Самолет, который шел на посадку, круто пошел вниз, врезался в поле и взорвался, второй рассыпался на мелкие части, которые упали на базарную площадь, на дома и огороды вокруг базара. Хорошо, что это случилось после обеда, не в базарный день и там людей никого не было. Оба летчика погибли. Эта воздушная трагедия произвела на меня большое впечатление. В дальнейшем я стал недоверчиво относиться к авиации. Если в воздухе, что произойдёт, то нет никакого спасения.
На нашей улице, в одном из домов, жила молодая еврейка, которую звали Хайдыня. Муж ее погиб на фронте, дом у нее был запущенным, в нём стояло три железных койки, стол и русская печь. У Хайдыни было три сына: старший - Гиля, которому было тринадцать, и двойняшки - Мейше и Мойше, которым было лет по восемь. О том, что Гиле летом исполнилось тринадцать лет, знала вся улица, потому что у Хайдыни не было денег справить ему бармицву (посвящение в мужчины). Хайдыня разговаривала в основном на идиш.
Её русский был с таким еврейским акцентом, что резало ухо, было стыдно за неё,перед соседями и знакомыми. Мы в то время стеснялись еврейского языка и вообще того, что мы - евреи. Мне было неудобно, что она всех нас позорит, когда она кричала на идешь, на всю улицу. Куда бы Хайдыня не пошла, Гиля, Мейша и Мойша следовали за ней.
Особенностью этой женщины были ее проклятия, в том числе и на своих детей, которые выслушивали их совершенно равнодушно. Из её рта ручьем лилось: "Шварце ерн, (черный год), шварце покн (черная оспа), агишвир дыр ин галдз (нарыв тебе в горле), золс ту пейгерн (чтоб ты сдох), зол зайн ба дыр курце ерен (чтоб были у тебя короткие годы)" и т. д. Этим проклятиям не было конца. Но самым дорогим у Хайдыни, были её мальчики, которых она любила больше жизни, и которые, постоянно следуя за ней, что-либо жевали. В основном конфеты, которые она доставала неизвестно где.
Гиля, Моше и Мейша были сплошными двоечниками, но их переводили из класса в класс, потому, что учителя не хотели иметь дело с Хайдыней, она устраивала учителям скандалы, считая, что учителя ставят двойки её детям, потому, чт они евреи, и их не любят. Мама и тетя Сорка жалели Хайдыню и, когда она приходила к нам, сажали ее за стол с сыновьями и давали им покушать. Мама говорила:
- Ну, зачем она народила, этих детей? Ну, какое она может им дать воспитание? Вырастут дурнями и будут постоянным посмешищем у злых людей.
Тогда тётя Сорка рассказала, что до войны она была первая красавица, и звали её Дина, (её двойное библейское имя Хая-Дина). Они с, мужем очень любили друг друга, и она родила трёх сыновей, и была счастливая семья. В эвакуации они голодали, мальчиков нечем было кормить, Сама сидела голодная, всё отдавала своим мальчикам, а тут она получила извещение, что муж погиб на фронте. От голода и переживаний она помешалась. Хайдыню забрали в психушку, а детей в детский дам. В больнице её подлечили, она узнала, что дом её цел, забрала детей и приехал другим человеком.
Лето пролетело, приближался новый учебный год. Мама решила, что в четвёртом классе я проучился только полгода, да плюс еще мои «замечательные способности», то снова пойду учиться в четвертый класс, Школа в Монастырщине находилась на окраине, в бывшем поместье. Рядом со школой был парк. Учительницей в нашем четвертом "Б" классе была молодая еврейка
Роза Иосифовна, которая с первых дней установила, что я плохо читаю и безграмотно пишу. В нашем классе было несколько еврейских ребят, были еврейские девочки-двойняшки, которых невозможно было отличить друг друга. Многие ученики были переростками, которые потеряли два-три года в период войны, в эвакуации, и во время оккупации.
Роза Иосифовна была строгая, но справедливая и понимала, что все мы - дети войны. Многим было не до учебы. И, хотя этого не было заметно, я чувствовал, что к нам, оставшимся живыми после еврейской трагедии, она относилась с особой любовью и жалостью. Видя, что по математике я один из лучших учеников в классе, Роза Иосифовна взялась подтянуть меня по чтению и письму. Она приносила мне читать книги, которые могли меня заинтересовать, оставляла меня с другими двоечниками после уроков писать диктанты.
Школьных принадлежностей не было, или редко, у кого были учебники и тетради, писали на газетах. Один учебник была на два - три ученика. Чернила мы делали из химических карандашей, хорошо у кого была чернильница невыливайка. Чернила мы носили в школу в маленьких пузырьках из-под лекарства, поэтому часто наши руки были испачканы чернилами. Перья и ручки также были проблемой, если удавалось достать перо "уточку", или "пионерское", или "рондо", это было большой удачей.
Я пробовал делать перья из гусиного пера, но писать ими было невозможно. Как в раньше писатели писали гусиными перьями, было непонятно. Благодаря тете Сорке, мы себя обеспечили тетрадями из белой бумаги, мы делали узкие линии карандашом, и старались писать мелким, убористым почерком, чтобы на дольше хватило тетради.
Напротив нашего дома жила моя одноклассница Ксения, у которой были почти все книги для четвертого класса, сохранившиеся от старшей сестры. Роза Иосифовна меня прикрепила к ней. Дом, где жила Ксения, был большой, из двух половин, во дворе стоял огромный сарай. В нём с одной стороны были отгорожены места для коровы, свиней, кур, с другой заготавливали сено. Когда летом играли в прятки, то постоянно прятались в этом сарае. Отца у Ксении не было, то ли он погиб на фронте, то ли он развелся с её матерью, которую звали Ольгой.
Ольга работала в столовой, и каждый день, идя с работы, тащила огромную сумку с провизией. У Ксени была старшая сестра и брат Валерик лет восьми, и жили они в дальней половине дома. В передней части дома квартировали три солдата сапожника, которые целый день стучали молотками. Днем к ним приезжали сержанты на подводах или машинах, привозили в мешках товар и увозили обувь. Иногда офицеры подъезжали на виллисах на примерку хромовых сапог.
По вечерам начинались пьянка. С наступлением темноты к калитке Ольгиного дома потихоньку подходили, как бы подкрадываясь, молодые женщины прилично одетые проскальзывали во двор. Позже к дому подъезжали офицеры и старшины. И, хотя окна на улицу были плотно закрыты и завешены, из дома доносились песни, "Катюша", "Запрягайте хлопцы кони" "Шумел камыш", которые распевали далеко за полночь. Мама говорила:
- Кому - война, а кому - мать родна.
В воскресные дни пьянка начиналась с самого утра. Однажды в воскресенье, играя в прятки, я заскочил в сарай спрятаться, завернул за перегородку, где было сено, там стоял спиной ко мне пьяный сапожник со спущенными брюками, перед ним на корточках сидела молодая женщина и пыталась одеть ему штаны, сапожник сопротивлялся. Увидав меня, женщина резко сказала:
- Что тебе надо?
Сапожник повернул ко мне голову и крикнул:
- А ну, геть отселя! (украинский)
Я пулей выскочил из сарая.
Ученики переростки, бывшие в оккупации, к учебе относились, как к принудиловке. Постоянно ссорились, дрались, уроки не делали, уходили в лес, в овраги, там у них было припрятано оружие, которое было брошено во время боев в этой местности. Там они стреляли из автоматов и винтовок по консервным банкам, жгли дымовые шашки. Милиция отбирала у них оружие, но они находили другое. Два пацана из нашей школы, которые жили недалеко от нас, на нашей улике, нашли противотанковую мину, затащили её на чердак и начали разряжать, чтобы извлечь тол, глушить рыбу. Мина с детонировала, взорвалась, развалила угол дома, один мальчик погиб сразу, а другого, всего покалеченного, перебинтованного, стонущего, повезли в Смоленск в госпиталь. Я видел, как его, раненного, укладывали в кузов грузовой машины.
Был в нашем классе ученик, которого звали Витька, по кличке Фашист. Он ходил в немецких, кованых сапогах, носил зеленый немецкий френч и брюки. Немецкую пилотку, которую натягивал на уши. Этот костюм, по-видимому, был снят с убитого немецкого солдата небольшого роста. Говорили, что кто-то из его родни был полицаем, который расстреливал евреев и был повешен после освобождения.
С первых дней учебного года Фашист начал на меня наезжать. Он называл меня Абраша, Зяма, Хаим. Я злился, но молчал, потому что ходил он с компанией, в которой были пацаны не только из нашего класса, но и из параллельного, и из старших классов. Их можно было видеть вечером около кинотеатра, где они курили, бесились вместе с Монастырщиной шпаной.
Однажды в школе я не выдержал и сказал Фашисту:
- Ты что, полицейская морда, не знаешь, что у меня есть фамилия и имя?
- Что, что ты сказал? - спросил Фашист.
- Что слышал, - ответил я.
- Хорошо, пойдешь, сегодня домой, - предупредил он меня.
На последнем уроке, я почувствовал, как тревога сидит в моей душе. Делать было нечего, друзей у меня не было, а идти домой надо. Из школы я вышел попозже, когда уже все разошлись, рассчитывая, что меня дожидаться не будет; но, когда я проходил мимо парка, из кустов выскочили Фашист и два пацана.
Фашист, спросил:
- Ты чего?
Я ответил:
- Ничего.
Меня сбили с ног и стали бить ногами. Я поднялся, Фашист, спросил:
- Понял?
Я ответил:
- Не понял.
Меня сбили с ног снова и стали опять пинать ногами.
- Теперь понял?- спросил Фашист.
-Нет, не понял, - ответил я.
- Ну, поймешь!
Они убежали, так как на дорожке показался учитель. Мне не было особенно больно, но было обидно, что я беспомощен и не могу дать сдачи. Меня распирала злоба, я шел и представлял, что протыкаю Фашиста шпагой или стреляю из пистолета ему прямо в сердце.
Дома я ничего не сказал, был молчалив и угрюм, уроки не делал, а всё придумывал Фашисту новые казни. Жаловаться дома было не в моих правилах.
Когда до войны мы переехали жить в новы дом, не далеко от нас жил соседский мальчик. Звали его Гидаля. Он жил в старом доме. Доски на крыльце прогнили и играли под ногами. Гидале в то время было лет двенадцать, он любил возиться с нами, семилетками и восьмилетками.
Мы, человек пять - шесть собирались у него на крыльце или еще где ни будь, он нам увлекательно рассказывал романы Жуль Верна или интересные истории гражданской войны и других приключениях, путешествиях, которых он постоянно читал, а мы были его верными слушателями. Не понятно, каким образом Гидаля был записан в трех библиотеках, в школьной, городской и библиотеке пед. техникума. Мы иногда всей толпой шли с ним менять книжки, и по дороге он нам что-нибудь, рассказывал про смелых, сильных и больших людей.
Мы знали, что Гидаля живет бедно, ходит голодный. Иногда я прибегал домой и говорил маме, хочу есть. Мама удивленно на меня смотрела: как это, вдруг я захотел, есть, если меня со скандалом заставляли кушать? Она мне делала путерброд; отрезала кусок хлеба, намазывала его сливочным маслом, накладывала творог и посыпала сахаром, как я любил. Я выскакивал из дома и относил Гидале покушать.
Ребята так же приносили, кто что мог; кто булку, кто пряники, кто яблоко. В нашем районе было много фруктовых садов, и когда урожай был убран, мы ходили по садам, искали, где оставались незамеченные на деревьях яблоки и груши, сбивали их, или находили в высокой траве и отдавали Гедале.
Если между нами, малышами, происходили ссоры, или драки или кто-нибудь обижал маленького, и тот начинал плакать и хотел идти жаловаться мамке, Гидаля начинал нас стыдить, и говорить, что самое позорное и стыдное ходить жаловаться и ябедничать. Прятаться за мамкину юбку, что мы, мужчины, должны быть смелыми, сильными, уметь самим защищать себя. Я очень любил и уважал Гидалю, мог его слушать часами, его наставления подсознательно сохранились в моей памяти на всю жизнь.
В тот день, когда немцы вели евреев на расстрел, Гедале удалось ускользнуть из толпы. Некоторое время он прятался в лесу, ночью пробрался домой, сделал на чердаке конуру, в которой жил, ночью вылезал, чтобы найти, что-нибудь найти покушать. Соседи заметили его, заявили в полицию. Пришли полицаи, сняли Гидалю с чердака и увели. Больше его никто не видел.
Я узнал об этом, когда мы вернулись в Мстиславль, и мне было, очень жаль своего друга.
Каждый день Фашист и его дружки поджидали меня после занятий. Дома я стал говорить, что не хочу ходить в школу. Мама заметила, что со мной что-то творится, стала допытываться, но я ничего ей не говорил. Не хотел её расстраивать, я знал, что она скажет, что сам виноват. Тогда мама пошла к Ксении, и та ей рассказала, что меня после уроков бьют ребята.
На следующий день мама побежала в школу, и они с Розой Иосифовной решили, что я буду оставаться после уроков, писать диктанты, делать уроки, домой буду идти вместе с ней. Но Фашист и его дружки не оставлял меня в покое звали Абрашей и на переменах толкали, или плевали, или делали мне какую-нибудь гадость. Я пробовал драться, но они были старше и сильнее меня.
Был в нашем классе ученик Вася - переросток. Он сидел на задней парте, часто не ходил в школу, уроки не делал, курил на переменах. Иногда он приносил немецкую финку с наборной ручкой, показывал пацанам. Фашист заискивал перед ним. Как потом оказалось, он был связан с городской шпаной, участвовал в драках одного района против другого. Как-то на перемене Вася подошел ко мне и сказал:
- Минькин, я смотрю, ты хорошо знаешь математику, давай, когда ты сделаешь дома уроки, запишешь мне в мою тетрадь математику, тогда тебя никто не тронет.
Я согласился, и Вася дал мне новенькую тетрадь в клеточку.
На следующий день подходит ко мне Фашист, подает руку и говорит:
- Минькин, ты, оказывается, хороший малый, мы тебя больше не тронем.
С этого дня ситуация в классе изменилась, меня никто больше не обзывал и не трогал.
14 Продолжение http://www.proza.ru/2008/01/29/264
Свидетельство о публикации №208012900263