Вселенная меня

       Возле ложа умирающего сидит молодой человек. Он видит перед собой старика, философа, который прожил долгую жизнь, и многое понял про неё. Жажда знания, погоня за правдой привели философа к смертному одру. Всего себя он потратил на поиск абсолютной истины, но приблизился к ней лишь настолько, насколько отдалился. Задавал себе вопросы, но не получил ни одного ответа. Но до конца не перестает искать.

       Сегодня последняя его ночь.

       Молодой человек - ученик старика. Он взял его к себе, чтобы передать свои знания.

       Знания, которые привели старика только к смертному одру. Но кто знает? Быть может, эти знания приведут мальчишку к ответу. Если не его, то его ученика. Истина откроется. Но пока истина далеко. И правда только в том, что старик умирает. Понимая это, старик до последней минуты передаёт знания ученику.

       -Посмотри в себя, - говорит старик.- Ты увидишь Вселенную. Вселенную необъятную, непознанную. Вселенную, заполненную до краёв чувствами, переживаниями, эмоциями. Эти чувства и переживания сливаются в причудливом танце. В танце, которому нет начала и нет конца. Там, кружась под музыку души, под музыку, которую нельзя услышать, и которая оглушает, живут своей особой жизнью совесть, страхи. В этом весь твой внутренний мир. И в центре этого мира - ты.

       -Да, учитель - отвечает молодой человек. – Я вижу всё это. Вижу, как мои мысли, преследуя друг друга, кружатся сумасшедшим вихрем. Вижу все свои переживания и чувства, вижу себя. Я – это целый мир, вселенная, которая подвластна только мне, и никому больше. Я вижу всё.

       -Но всё ли? - продолжает старик. - Посмотри внимательно. Там, среди хаоса мысли, среди бесчисленных круговоротов сознания, среди инстинктов и разума, логики и чувств есть нечто, что не принадлежит тебе. Это – дар других людей тебе, людей которых ты знаешь, любишь, ненавидишь. Людей, без которых не можешь жить, и людей, о которых едва слышал. Не удивляйся. Наш внутренний мир это только часть большого, его малая клетка. И, как невозможно твое существование без Мира, так невозможно существования Мира без тебя. И конечно внутри тебя не всё, что является тобой. Человек – это всё то, что о нем думают другие люди, все, что к нему чувствуют. Поэтому ты, я, все люди – это одно целое, один мир, одна вселенная.

       -Да, учитель, я всё понял. Я стану частью этого мира, как стали вы. И этот мир станет частью меня, как он стал частью вас.

       Это был последний урок старого учителя. Наверное, сегодня он узнает ответы на все вопросы, познает истину. И будет жалеть, что не может больше ничего рассказать своему ученику. Но будет долго ещё жить он и его слова во вселенной людей.


Рецензии