Моя весна
- Можно мне один билет в весну? – произнес я, но женщина, вопреки ожиданиям, спокойно спросила:
- Паспорт с собой?
- Нет. К чему мне паспорт? Билетов-то все равно нет, - вздохнул я.
- Ну, от чего же нет? Есть, – ответила она тоном, каким умеют говорить только кассиры. - У нас куда угодно билеты есть.
- И что до весны тоже? – я подумал, что теперь уже шутит она.
- Конечно, – серьезным тоном сказала женщина. – Так что? Брать будите?
Я растерялся:
- А как же паспорт?
- Да на что мне Ваш паспорт? Я и так оформлю. Берете?
“А, была – не была”, - подумал я.
- Беру! Сколько стоит?
- Для Вас бесплатно. Поезд все равно пустой.
- Почему бесплатно? Я могу заплатить, – сказал я, доставая кошелек. - И почему поезд пустой?
- Ну, не пустой. В нем кроме Вас еще семейная пара. Мы поезда под запрос подаем, больше в весну никто не едет. А деньги уберите, говорю же: бесплатно. Имя Ваше как?
Я назвался. Она что-то набрала на своем компьютере, достала из машинки билет и дала его мне. На тонкой двойной бумаге оранжевого цвета было написано: “10.02 17.56, вагон 5, Зима – Весна, места 010, Манеев А.Б., белье включено”.
- Ваш поезд отходит от третьего пути, идите сейчас, а то опоздаете.
Поддавшись какому-то минутному сумасшествию, я быстро вышел на платформу. Поезд уже подали. Он был самый обычный, синий с грязными окнами и жесткими лавками, обтянутыми бардовым материалом. Из всего состава дверь была открыта только в пятом вагоне. Я подошел к девушке, которая проверяла билеты.
- Знаете, а у меня паспорта нет, - протянул я.
- Вы же в весну едите, туда паспорт необязателен. Проходите скорее в вагон, – она ласково улыбнулась и подтолкнула меня к двери рукой.
Я зашел. В вагоне царила удивительная первозданная тишина. Поезд тронулся, а меня внезапно охватил ужас, который невозможно было унять: “Я совершенно один куда-то еду, не знаю сколько на это нужно времени, как оттуда потом обратно вернуться и вообще через два дня меня ждет работа!… ”.
Проводница словно прочла мои мысли:
- Не волнуйтесь, мы скоро прибудем в весну. А поезд потом Вас дождется.
Я, успокоенный и уже ничему не удивляющийся, прислонился головой к окну и провалился в сон. Не знаю сколько прошло времени, но меня разбудил задорный голос девушки.
- Мы приехали. Вам пора выходить.
Я выглянул в окно и увидел там весну. Быстро встав, я вышел из поезда и огляделся. Было тепло и солнечно, как бывает только в начале мая. Деревья уже полностью одетые в листву радовали глаз. Недалеко от станции стояли маленькие деревянные дома, во дворах которых играли дети. А где-то вдалеке текла речка, неся на себе бумажные кораблики. Все это было невероятно знакомо мне. Я спустился с платформы, решив подойти к ребятне. Поравнявшись с крайним домом, я ахнул: это была деревня, в которой я провел все свое детство. В том крайнем доме, крашеном в синий цвет, жили мои родители, а в доме через дорогу - тете Люся, которая пекла дивные пироги с капустой. На ту речку мы с ребятами ходили все компанией рыбачить, а это дерево до сих пор помнит мою разбитую, при падении с велосипеда, голову. Вся деревня – это мое детство, моя вечная молодость, оставшаяся только в памяти и вечная весна. Кажется вот-вот на порог дома выйдет мать и позовет обедать за дубовым столом, а отец, как всегда, опоздает к ужину. Кажется вот-вот ко мне подбегут мальчишки и позовут с собой в чей-то чужой сад с высоким забором собирать еще зеленые яблоки. Мне стало тепло и даже жарко в этой весне. Я погулял по деревне, сходил на речку, обошел все любимые места и, ни с кем не разговаривая, вернулся задумчивый и радостный в свой поезд, увозя с собой в снежный город часть своей личной весны, наполнившей заледеневшее сердце теплотой.
***
Обратно в Москву поезд ехал так медленно, что казалось, он просто катится по рельсам отпущенный машинистом. За окном было темно и лишь иногда во мгле показывался какой-нибудь маленький город, освещенный фонарями столь ярко, что сидя в купе можно было подумать: “Он объят пламенем!”. Попутчицей моей была миловидная девушка с аристократическими жестами и длинным темной ткани зонтом-тростью. Это, пожалуй, самая точная ее характеристика и пусть я не берусь описать Вам ее внешность, я уверен, что воображение читающих не ошибется, рисуя портрет. Единственное, что мне хотелось бы добавить к нему, так это ее имя. Звали ее Ирина. Почти все время пути мы говори с ней. Девушка с жаром рассказывала о своей любви к поэзии, легкой и невесомой, о прозе Гуро, погружающей в мир небесных верблюжат, о картинах Поповой, написанных по осколкам разбитых стекол, и еще много-много о музыкантах, о критиках, чьих имен я не знал или, может, забыл, но после разговора уже снова не вспомню. Ирина говорила и при этом столь проникновенно смотрела мне в глаза, что я чувствовал, как погружаюсь в мир авангарда, обрисованный ею. Мне казалось, что она может вечность растворить в своих рассказах, но вдруг в купе воцарилось молчание. Внимательно осмотрев меня, она спросила: “А Вы из какого города?”. Этот внезапный вопрос ошарашил меня. Я не успел ответить, как Ирина продолжила: “Знаете, я хочу Вам рассказать что-то и думаю, Вы поймете", – голос ее стал тише. Она почти перешла на шепот, каким меж собой обсуждают свой план заговорщики, собирающиеся напасть на царя. - Мне кажется, что все люди на Земле живут в разных городах – каждый человек в своем, - она взяла меня за руку и вся наклонилась чуть вперед. – Вот Вы, например, что своим городом считаете?”. Я хотел было с ходу ответить, но задумался: “А действительно, что такое мой город? Что он для меня?”. То есть я, конечно, знал где живу, но в то же время вдруг понял, что абсолютно не знаю этого. Мне на миг показалось, что там где мой дом может мне совсем и не родной мне город, а родной там, куда я езжу или где родился... Спутница, видя мою растерянность, улыбнулась и продолжила: “Понимаете, люди могут жить на одной улице и видеть ее совсем по-разному. Города - это всего лишь слияние разных мест и чувств, которые пробуждаются в людях, когда они видят что построили архитекторы. Города – это творения множества людей в них живущих и приходящих к ним. Дома, они будто сотканы из тысяч плоскостей воспоминаний разных, чувств, связанных с событиями. Мне иногда кажется, что театры и галереи создают не строители, не танцоры и художники, а люди, которые туда приходили. Они создают то, что чувствовали, находясь внутри. Эти ощущения, они накладываются друг на друга и рисуют причудливые фасады зданий, а иногда и внутренние убранства. Мой город, в котором я живу – это парк рядом с домом, где я гуляю вечерами, это площадь фонтанов, на которой ветер унес мой плащ, и еще сотни мест, о которых во мне остались воспоминания. А у Вас ведь другие места и другие мысли, когда Вы приходите туда ”. За окном уже двадцать верст тянулся частокол леса, облака плыли, полны водой, будто кто-то стирал ими следы, а затем повесил на место не высушив. Я молчал, думал над сказанным и не смел, да и не знал, что ей возразить. Мои сухие тихие слова разбили тишину: “Я понимаю Вас”. Спутница загадочно улыбнулась. Ее глаза осветила радость. “Я знала, что Вы поймете”, - сказала она. И снова до самого приезда в Москву потекли разговоры о лирике, о живописи, только я все думал про ее город. Все думал что же в нем есть кроме парков и авангардистов.
Свидетельство о публикации №208012900453