Памяти Григория Хорошилова. Трипольский Домик

Смерть внезапно вырвала из жизни замечательного человека, ученого, искусствоведа, китаеведа Григория Хорошилова. Будучи с ним знаком еще со школьной скамьи, я считаю своим долгом как-то восполнить тот пробел, который сделала судьба в жизни и поэтому, отдавая дань Григорию, печатаю данную его статью.
Царствие Небесное чаду Божьему Григорию!

................ТРИПОЛЬСКИЙ «КИТАЙСКИЙ» ДОМИК ИЗ КОЛЛЕКЦИИ «ПЛАТАР»..................

......................©2003 Григорий Анатольевич Хорошилов............................


1. Керамические домики – типичные объекты трипольской культуры. Они различны по размерам, весу, количеству и форме комплектующих элементов, но узнаются сразу из-за единой иконографической структуры, состоящей из овальной крыши, прямоугольного корпуса, ножек-свай, стоек, нартекса, целлы, круглых отверстий в стенах и т.п.

2. При всей типичности рассматриваемого трипольского объекта из коллекции «ПЛАТАР», в его орнаментации есть небольшая эксклюзивная деталь – развитой орнаментально-символический мотив, обнаруживающий базовый набор единиц древнекитайского культурного кода. Учитывая датировку объекта, который минимум на 1000 лет старше китайской керамики Яншао-Мацзяяо (Мачан, Баньшань) , данный «китайский» мотив, на наш взгляд, заслуживает внимания не только узкого круга археологов трипольеведов и китаеведов, но и широкой мировой общественности.

3. Отсутствие автохтонного метаязыка для описания трипольского памятника не позволяет продвинуться далее самых общих представлений. Но если бы наш домик был найден не в ареале Великой Степи, а где-нибудь на Лёссовом Плато в долине Хуанхэ, то с позиций современного китаеведения и, особенно, нумерологической герменевтики, его описали бы и толковали приблизительно следующим образом :

1) Наличие развитого значка тай-цзи ту , четырежды повторенного на внешних поверхностях правой и левой боковых стенок. В построении значка очевиден чёткий синусоидальный фрагмент с симметрично вдавленными (следы пальцев) точками контрагентов . От тай-цзи, по касательной в направлении неба и земли, центробежно отделяются по пять параллельных волноообразных линий, что может указывать и на понимание тай-цзи как дипольного колебательного контура и на пять первоэлементов системы усин. Можно также предположить обратное, что знак сформирован их вращательным столкновением как центростремительный энергетический клубок. Впрочем, эта «вихревая воронка=центрифуга», вполне может вращаться одновременно в обоих направлениях .

2) Пятикратно повторенный модуль, образующий орнамент на подкововидной арке входа ; пять насечек на вертикальных опорах ; пять контррельефных борозд, формирующих контур значка тай-цзи ту - с позиций классификационной модели у-син и общей схемы сань-у - могут говорить о развитой системе представлений, в частности, о лунном календаре неолитических земледельцев с десятеричным циклом тянь-ган (небесные пни – 10 знаков, полученных проекцией 5 первоэлементов у-син в субстанции инь-ян).

3) Роговидный месяц, расположенный горизонтально на переднем и заднем коньках крыши, может ассоциироваться и с букранием , и с изображениями рогатых людей\небожителей (небесные братья) , а в совокупности с подкововидной аркой портала и центральным «гвоздиком» – с кузнечными клещами в их мифопоэтической интерпретации. Кроме того, в сопряжённом контуре уходящего рогами вверх месяца и уходящего рогами вниз портала можно попытаться прочесть супружескую инцестную пару Фу-си и Нюй-ва, сплетённую хвостами.

4) Наличие четырёх значков тай-цзи ту на боковых стенках позволяет предположить четверичную календарную модель, скажем четырёх (2х2) недель лунного цикла с соответствующими фазами от новолуния до новолуния (две недели роста и две недели уменьшения), а возможно и некий годовой или даже макроцикл астрального и аграрно-магического содержания.

5)Подкововидный арочный портал, в замке которого находится месяц, напоминает траекторию восхода и захода светила на небесном своде (сравни с египетским изображением богини неба Нут, опирающейся руками и ногами на землю, по спине которой плывёт ладья со светилом).

6) Шесть опор (3х2), отрывающих домик от поверхности земли , и шесть
стоек-«минаретов» , могут ассоциироваться с гуа (две триграммы цянь, объединённые домиком в гексаграмму Цянь).

7)Полукруглая крыша и прямоугольное основание домика отсылают к кругу – символу Неба и квадрату – символу Земли, а с ними – к циркулю и наугольнику всё той же инцестной супружеской пары первопредков Фу-си и Нюй-ва. Прямоугольный дверной проём с полуциркульной аркой, видимый в глубине нартекса и круглое отверстие в задней стенке домика, а также 4 круга тай-цзи ту в квадратных отсеках стены (метопах) могут рассматриваться в этом же ключе.

8) Вокруг круглого отверстия в задней стенке имеется 9 тройных насечек (3х9=27) , составляющих орнаментальный фриз. Если бы насечек было не 9, а 8, можно было бы говорить о восьми триграммах-гуа на круге фан-вэй.

9) Контур, получаемый арочным сводом, роговидным месяцем и круглым отверстием в задней стенке имеет целый ряд типологических аналогов в иероглифике чжуани и 540 старых ключах Шо-вэня, взять, скажем, иероглиф тун-вместе , ключ 190-столица или ключ 420-пещера. При большом желании в этом контуре можно также увидеть иероглиф шань-гора и, разумеется, его омограф - киеворусский тризуб.

10) В целом соотнесение нэй-вай (внутреннее–внешнее) позволяет видеть в нашем «китайском» домике мандалическую модель мироздания и, в свою очередь, предполагать, что пространственная ориентация при его использовании должна была быть регулярной в духе классификационного круга фан-вэй .

4. Функциональное назначение предмета неизвестно. Неясно, также, является ли он моделью реального сооружения трипольской поры – храмом, кузней\тиглем\горном, ульем, жилищем . Предположение о погребальной урне сомнительны, так как домики обнаруживались не на территории некрополя, а в пределах жилищ или в ямах рядом с ними (М.Видейко). Предположения о дарохранительнице, алтаре, жилище души, гадательном предмете и т.п., более вероятны. Круглое отверстие в задней стенке может интерпретироваться как гномон , и через него возможен выход на обширные солярные интерпретации , в контексте которых четыре значка тай-цзи ту на боковых стенках могут пониматься как четыре годовые фазы: зимнее+летнее солнцестояния и весеннее+осеннее равноденствия .

5. При всём типологическом сходстве трипольской культуры с керамикой неолитических протокитайцев культур Яншао-Мацзяяо, до сих пор считалось, что эти культуры не пересекались. Поэтому, рассмотренный китайский мотив объяснения через заимствование или генетику, пока, не имеет. Сравнительный анализ гончарного теста и технологий свидетельствует в пользу того же и это также не облегчает, а осложняет прецедент.
6.Куда развернёт дальнейшее исследование общую картину пока не ясно, но привычная в компаративистике проблема Запад-Восток справедливо требует введения трёх недостающих координат: восток+запад+север+юг+ЦЕНТР, где центром выступает локализованное триполье . И как бы там ни было, но, разыгранная нами свободной кистью импровизированная партия игры в бисер уже сейчас ломает – ни больше, ни меньше – сложившиеся научные представления о происхождении и генезисе трипольской и протокитайской культур, в чём и видится скромный пафос нашего сообщения.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ПЛАТАР – анаграмма, соединяющая фамилии ПЛАТОНОВ и ТАРУТА, принадлежащие современным киевским коллекционерам - Сергею Николаевичу ПЛАТОНОВУ и Сергею Алексеевичу ТАРУТЕ – основателям ПЛАТАРа, как частного собрания древностей национального и мирового масштаба (триполье, скифы, готы, ямная и катакомбная культуры, кочевники, славяне, Киевская Русь и т.п. Постоянная экспозиция - в Хлебне заповедника «Святая София Киевская» в Киеве).

2. Приведённые ниже (по М. Видейко) паспортные данные из коллекции «ПЛАТАР» показывают, сколь продуктивными могут стать совместные действия трипольеведов и китаеведов, применительно к данному памятнику: «1.а. Модель храма. Керамика, ручная лепка, тонировка, контррельефная орнаментация, инкрустированная белой пастой. Высота 28, 5 см; платформа 26х42 см. 4200-4000 до Р.Х. Модель условно изображает прямоугольное в плане сооружение. Склеена из фрагментов, утраченные части дополнены гипсом, тонированы, орнамент реконструирован. Сооружение помещено на невысокой платформе, которая опирается на 6 ножек. Крыша куполоподобная, на торцах фронтоны увенчаны горизонтальными изображениями месячных серпов, напоминающих рога быка. Поверхность модели была покрашена в красный цвет. Орнамент нанесён врезными линиями, которые были заполнены белой пастой. Вход в строение оформлен высокой аркой, оформленной врезными изображениями 5 символических серпов, каждый из которых составлен из 2 дуг. Они расположены симметрично: по 2 слева и справа от входа и одна – вверху в замке. Кроме того, на арке, в интервалах между лунницами, размещены 4 небольших полусферических налепа. Стены постройки выведены из уровня платформы. На каждой из стен горельефом изображено по три пилястры с коническими навершиями, подчёркнутыми выемкой. На нижней части конуса имеются насечки в виде точек (по 10 на каждом конусе, всего 60 - ГХ). На пилястрах по 3 горизонтальных насечки в трёх уровнях. В простенках между столбами контррельефом воспроизведены парные стилизованные изображения змей (это - о значках тай-цзи - ГХ). В торцевой стене, противоположной входу, прорезано круглое окно, окружённое прочерченным кругом с треугольными (не треугольными, а трёхполосными - ГХ) орнаментальными композициями. Стилистика изготовления и оформления модели указывает на то, что её могли сделать в одном из поселений трипольской культуры этапа В-П в междуречье Южного Буга и Днепра (Володимировская группа памятников). Именно здесь найдены грушеподобные сосуды-зерновики с аналогичными стилизованными изображениями змей, исполненными прочерченными линиями с последующей инкрустацией белой пастой. Заметим, что такая орнаментация известна в данном регионе с этапа ВІ-ІІ (памятники Восточнотрипольской культуры), поэтому нельзя исключать и более раннюю датировку модели».

3. Поскольку в культурах Яншао-Мацзяяо подобная знаковая система ещё не сформировалась, а её мифопоэтические предпосылки сложились лишь в период династии Чжоу (11-3 в.в. до н.э.), наш домик, будь он действительно китайским артефактом, естественно было бы отнести к этому или ещё более позднему периоду. То, что по стилю исполнения и особенностям орнамента он отнесён к концу V тысячелетия до н.э. (;4200-4000 годы), ставит больше вопросов, нежели даёт ответов в области генезиса знаковых систем.

4. Единица представлена круглым солярным отверстием; двойка – двумя рогообразными месяцами, диполью значка тай-цзи, близнечными оппозициями; тройка – тройными насечками и трёхчастностью верх+низ+средина = небо+земля+человек; четвёрка – четырьмя значками тай-цзи ту; пятёрка – пятью паттернами на арке портала; шестёрка – шестью ножками и шестью стойками-«минаретами»; семёрка - косвенно, как совокупность тройки и четвёрки; восьмёрка – косвенно, как 8 капель-контрагентов в тай-цзи ту; девятка – девять тройных насечек вокруг солярного отверстия; десятка – косвенно, хотя на каждой капители «минарета», похоже, насчитывается по десять углублений. Имеются, также числа: 14 – реальная сумма горизонтальных насечек на опорах-«минаретах»; 15 – косвенно, как произведение троек и пятёрок; 22 – количество тройных насечек (22 Х 3 = 66 черт) на полупериметре основания.

5. Конфликт герменевтик и интерпретаций (П.Рикёр), их гносеологическое бессилие, здесь попросту очевидны.

6. Фундаментальная для классической китайской культуры категория Великого Предела – Тай-цзи – впервые встречается в «Сицы-чжуани» («Комментарий привязанных слов» к «Ицзин» – ок. 4. в. до н.э.). При этом считается, что подобный нашему графический значок=монада, составленный из тёмного и светлого зародышей (или «рыбок»), соединённых в круге и символизирующих силы инь+ян, и олицетворяющий тай-цзи, получил распространение лишь с 7-8 вв. н.э., под влиянием буддийских мандал (см. А.И.Кобзев. Тай-цзи.- Китайская философия.- Энциклопедический словарь.- М.: «Мысль», 1994, с.315.), то есть, на ;5000 лет позже нашего домика, что само по себе, пока, не поддаётся каким-либо вразумительным комментариям.

6. Мотив синусоиды без контрагентов устойчив в меандровой орнаментике трипольской керамики. Имеется, также, устойчивое изображение потока (лестницы в небо), замыкающего её полярные ветви, есть, также непрерывные орнаменты с точками контрагентов в периодах, но автономный, круглый значок тай-цзи, повторенный четыре раза на автономных же метопах и явственно синтагмированный стойками конструкции, зафиксирован впервые.

8. К.И.Голыгина. Великий предел.- /Китайская модель мира в литературе и культуре I–XIII вв.- М.:Восточная литература, 1995, с.254.
       
9. Имеем в виду концепцию работы с киноварным полем=даньтянь в энергетике цигун.

10. Графически этот модуль напоминает египетскую Нут – богиню Неба, изогнувшуюся над Землёй подобно радуге, опирающейся руками и нагами о её поверхность. Пиктографика уже явно перешла в линеарную и обобщённую идеографичность.
       
11. На ближней ко входу и центральной – по 5, на задней – 4.
       
12. То, что это не букраний (череп быка), но ясно рифмующийся с букранием мотив, может подтвердить наличие букрания, расположенного ниже полумесяца на портале другого домика, из той же коллекции ПЛАТАР.
       
13. Имеем в виду персонажей палеовизита по И.С.Лисевичу.
       
14. Здесь же можно вспомнить и клепсидру, и песочные часы, и – шире - хиазм двойного конуса.
       
15. Круглое отверстие в задней стенке домика по отношению к параболе портала может читаться как её фокус, с последующими возможными выходами на теорию конических сечений Аполлония Пергского (ок. 260-170 до н.э.), особенно, если предположить, что роговидный месяц, это зеркальная ветвь гиперболы, уходящая в «трансцендентное». Здесь следует сразу заметить, что домик изготовлен достаточно приблизительно и скорее скульптурен, нежели чётко геометричен, поэтому наши предположения никогда не смогут быть обоснованы окончательно, однако и третий вид конического сечения – эллипсис, также имеется в домике. Он возникает из усечённого конуса солнечного потока, проходящего сквозь отверстие в задней стенке - cм. примеч. XXШ, ХХIV).
       
16. Прагматический смысл этих свай неясен, так как трипольцы не селились в низинах - городище, имеющее в плане концентрическую овальную мандалу, расположено, как правило, на плато, на юру. Напрашивается ритуально-геомантическая, в духе фэн-шуй, интерпретация о шести межевых камнях-ту, запитывающих каркас дома энергией земли или напротив, заземляющих энергию неба (небоотвод), либо и того, и другого одновременно, создавая противоток полярных энергий. Впрочем, не исключена и обыкновенная защита от диких животных и змей.
       
17. Шлемовидное навершие каждой из шести стоек – предположительно – керамический сосуд, предохраняющий торец стойки от осадков. Посредине каждого навершия имеется горизонтальный фриз, составленный 10 углублениями, что в совокупности составляет число 60. Однако, справедливости ради, заметим, что число 10 здесь не может утверждаться здесь окончательно – углубления в глине делались вручную и от того читаются неясно; к тому же следует предположить и «невидимые» на модели остальные отверстия фриза – минимум ещё по 10 - которые должны были бы быть на реальном навершии (при желании интерпретатора, эти невидимые отверстия могут соответствовать 60 пустым клеткам матрицы 10х12 китайского календаря).
       
18. Если в гексаграмме внутреннее и внешнее соотносятся как нижняя и верхняя триграммы, то здесь эту роль могут играть левый и правый фасады. Шесть ножек могут также читаться не как гексаграмма Цянь, а как триграмма Кунь, состоящая из трёх прерванных черт. Уместна, также аналогия с иероглифом фэй=отрицание, состоящим из трёх левых и трёх правых черт, восходящих к оперению птицы.
       
19. Несмотря на то, что «триграмм» не 8, а 9, всё же с нумерологической точки зрения число 27 в системе сань-у, это стереометрия 8 триграмм ба-гуа, прочитанных в двоичном коде 0&1 (по В.Спирину) как координаты куба (8 кубиков=гуа). То есть, это 27 узловых точек трёх иероглифов тянь-поле (буквально «триполье»), расположенных в трёх уровнях – небесном, земном и человеческом.
       
20. На внешней поверхности задней стенки, над отверстием, имеется горизонтальная полоса, как в иероглифе тун.
       
21.Естественно предположить в качестве ориентира ось север-юг в полдень летнего солнцестояния. В этот момент солнце могло освещать алтарь, расположенный в интерьере домика на тангажной оси круглого отверстия. Мог ли в результате этого акта домик ритуально взрываться – нужно думать.
       
22.В домике из коллекции Национального исторического музея Украины воспроизведён интерьер с куполообразной печью, горшками и прочей утварью.
       
23. Среди романтических версий предназначения домика есть интерпретации его как камеры-обскуры и даже протофотоаппарата (А.Киселёва), а также космьютера (костно-мозгового юстировщика терра-рецепций), аналогичного храму Соломона (Ю.Швайдак).
       
24. Это очень напоминает устройство алтаря солнца в замке Экстернштайн, где в конхе сделано аналогичное круглое отверстие, а по центру алтарной площадки в апсиде высится небольшая колонна с капителью по типу аналоя, куда падает солнечный луч в день летнего солнцестояния.

25. Позволим себе следующую вольную интерпретацию домика как некой астральной колесницы души. Трёхчастность формы: овальный купол вверху, стоечно-балочная (крест=пересечение) конструкция в среднем ярусе и прямоугольная платформа о шести ножках внизу, составляют архитектурный конструктив триады Небо+Человек+Земля. Напротив, четыре значка тай-цзи по бокам не относятся к конструктиву и представляют собой орнаментальные магико-энергетические генераторы – «колёса» колесницы, для которой конструктив выступает в роли своеобразного ангара. Допустим, в первой фазе жрец или душа входят в некое преддверие – нартекс, и попадают в энергетический центр взаимодействия первой пары «колёс» (в современном автомобиле в этом месте полуоси заднего моста сходятся в редуктор), получая первый – внешний=вай - заряд. Во второй фазе шествующий, сквозь арочный проём переходит в целлу, где предстаёт перед точкой взаимодействия второй пары колёс и получает второй – внутренний=нэй - заряд. Эта точка предстояния совпадает с локализацией алтаря и – соответственно - местом возничего в колеснице. В третьей фазе на этот алтарь=облучок, сквозь «пятое колесо» (солярное отверстие в задней стенке), в урочный час (летнее солнцестояние? полнолуние?) падает конус света (солнечное дышло=дыхание), по которому или, глядя в который, шествующий\возничий покидает домик или правит колесницей в направлении светила. Если роговидный месяц-букраний на коньке крыши, позволяет выйти на образ быка=тараса, то наша Астральная колесница, расположенная внутри этого Быка=ангара (земледелец+скотовод+тягловая сила = основа сельского хозяйства) и управляющий ею Возничий - вполне подходящая для последующей критики рабочая гипотеза культурной парадигмы трипольцев.
Кстати, четыре колеса нашей телеги, вызывают неотступную ассоциацию с четырьмя отверстиями трипольских бинокулярных сосудов (парных гиперболоидов) что, в свою очередь, расширяет критерии интерпретации этих предметов. Сами же бинокли, помимо всевозможных толкований (сосуды плодородия, каркасы натяжных барабанов и т.п.) несомненно требуют хронологического, типологического, функционального и символико-космогонического сопоставления с китайскими двухсторонними кубками гу в духе их рассмотрения В.С.Спириным.
       
26. Первая партия ежегодной игры, разыгранная героем романа Г.Гессе «Игра в Бисер» Иозефом Кнехтом при его вступлении в должность Магистра, носила название «Китайский Домик», и трудно удержаться от внутренней улыбки при сопоставлении события, возникшего некогда на кончике гессевского пера и С трепетом прочитанного автором этих строк в юности, с реальным трипольским\\китайским домиком и этим текстом, замыкающим судьбоносный круг на кончике нашего пера.


Рецензии