Священники и миряне о православной духовности

СВЯЩЕННИКИ И МИРЯНЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОСТИ

На вопросы отвечает протоиерей Андрей Лобашинский , благочинный Малоярославецкого округа

- Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести "мир и духовную тишину в сердце" (священник Андрей Постернак пожелал, «чтобы радость Христова Рождества, мир и духовная тишина были в сердце у каждого человека")?
- Ответить на этот вопрос, значит, попытаться в нескольких словах передать весь опыт ду-хоносцев Православной Церкви… Все, наверное, помнят призыв батюшки преподобного Серафима Саровского к необходимости стяжания мирного духа, речь идет о стяжании Святого Духа, что собственно и является целью сознательной христианской жизни… Однако этой цели добиваются единицы, потому что, если Евангелие Господа нашего Иисуса Христа не становится «единым на потребу», т.е. уникальным Откровением о мире и человеке и единственным руководящим принципом жизни верующего человека, его главной заботой, болью и любовью, то и вся его жизнь по-прежнему принадлежит только ему са-мому, а не Его Создателю, Спасителю и Промыслителю, и человек остается в том же замкнутом, порочном кругу земной жизни – умирания. Поэтому мирный дух в сердце христианина – это итог и результат жизни во Христе и ради Христа, как и свидетельствует св. апостол Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20-21) Для нас зачастую дело представляется таким образом, что эти слова апостола никаким образом не касаются нашей христианской жизни, а ведь это совершенно не так, ведь тот же апостол сказал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор.14:16). Мир и тишина в сердце рождаются после бурь и тревог, сомнений и искушений, тягот страдного и крестного пути христианина, когда он спокойно и непоколебимо чувствует присутствие Сына Божия в своем сердце, дающего мир Божий, превосходящий всякую тревогу и сомнение. За это стоит бороться…

- Что такое православная духовность?
- Вообще-то на эту тему написаны целые библиотеки книг… И ответить на этот вопрос можно весьма разным способом, в зависимости от того, какое содержание мы будем вкладывать в этот термин. Можно рассуждать о православной духовности, как о соборном духовном опыте святых отцов Православной Церкви, и тогда это станет темой целой книги, можно также говорить о некоторой методологии православной аскетики, которая присуща духовным наставлениям преподобных отцов, уместно будет при этом остановиться на внешних устойчивых приметах, заметных в духовном облике святых Православия – и в каждом случае, говорить или писать на любую из этих тем будет сложно, потому что право говорить об этом достойно, означает обладание духовным правом на такое свидетельство. Поэтому заранее хочу сказать, что мои заметки носят характер наблюдений и размышлений над прочитанным…
В первую очередь, надо со всей определенностью сказать, что первым условием подлинности духовности, о которой мы говорим, является чистота веры. Совершенно не случайно православный Символ веры включен не только в последование Божественной Литургии, но и в каждое келейное молитвенное правило, как напоминание о том, что наша молитва и духовное усилие только тогда богоугодны, когда они совершаются на твердом основании православного вероисповедания.
Кратко суммируя наставления и духовные советы духоносных отцов, отметим в их духовном опыте роль трезвения, то есть очень осторожного и внимательного подхода к встрече с духовным миром, предусматривающего изрядную долю самокритики и недоверия к данным человеческих ощущений и настроений, а также стремление к «царскому пути» аскетического подвига, т.е. подвига без крайностей и, выражаясь современным языком», без экстремизма, и, безусловно, наличие такого мировосприятия, которое преп. Исаак Сирин назвал «сердцем милующим», когда весь тварный мир и все человечество воспринимается подвижником как объект сердечной сострадающей молитвы о его спасении и приведении к познанию любящего Бога. И отметим также, что весь путь духовного подвига православного христианина должен проходить в атмосфере глубокого покаяния, способного привести к божественному смирению.
 В современном мире этот скромный, смиренный облик православной духовности, к великому сожалению, находит все меньше ценителей и тем более последователей, так как наши современники настойчиво ищут максимально острых ощущений и впечатлений, ярких образов во всех без исключения областях жизни, не исключая религиозную сферу, находясь под влиянием новой культуры, ориентирующей человека на всецелую концентрацию на внешнем, плотском, чувственном аспекте бытия, и люди неизбежно заражаются этим менталитетом, этим настроением, этим губительным духом. Вообще наблюдая духовные процессы в современном мире, невольно вспоминаешь гениальный образ двух градов блаж. Августина, града Божия и града земного - двух цивилизационных проектов, борющихся в человеческом сообществе с самого начала исторического пути мира. Обита-телей одного из них – Божиего, отличает, согласно Августину, любовь к Богу до ненавис-ти к себе, а другого – земного – любовь к себе до ненависти к Богу.
 И как раз в утрате ощущения неотмирности христианского пути, принадлежности всего христианства к другому гражданству – небесному, его устремленности к горнему Иерусалиму заключается внутренняя причина, препятствующая нашим современникам вернуться на путь подлинного постижения духа и опыта православных святых. Для при-мера скажу - нам свойственно увлекаться, в частности, личностями святых, избравших подвиг юродства Христа ради, не потому, что мы видим в нем способ скрыть от равно-душного взора сердце, пламенеющее любовью к Богу и людям, а вследствие интереса к волнующему воображение эксцентричному образу святости, перед которым мы почти по-язычески благоговеем. А нам стоит всегда помнить, что христианский путь - это не способ публичной презентации своих или даже чужих духовных достижений, а наоборот, тесная дорога самоограничения и непоказного смирения.
Важно еще и то, что говорить о православной духовности можно по-настоящему в том только случае, если мы будем иметь в виду опыт истинных носителей Св. Духа, что только и позволяет нам говорить о духовности, как области действий-энергий Святого Духа, «Иже везде Сый и вся исполняяй», вводящего человека в таинство иного, духовного мира, в начало того состояния обожения, которое уготовано всем спасенным. Для нас, современных людей Церкви, этот опыт стал практически непосредственно недоступен, как в силу охватившего очень многих христиан плотского образа мыслей и действий, так и последовавшей после десятилетий господства безбожного режима трагической утраты преемства духовного подвижничества, а также господства всеобдержного самолюбия, страшного духовного порога, о который спотыкается большинство современных людей, даже ищущих сознательной христианской жизни и подвига. В связи с этим мне не совсем уместными видятся те непрекращающиеся дискуссии о послушании и духовном руководстве в современной церковной жизни среди православных христиан, подавляющее большинство которых и не нуждаются в таком руководстве, тогда как они в состоянии воспринять необходимую и доступную им духовную помощь из указаний своей совести, совета житейски опытных благоговейных христиан и Слова Божия. Высшего этого мы сейчас просто недостойны. К сожалению, большинство из нас разучились быть как учениками, так и учителями в духовной жизни, и стали не способны поддерживать тот уровень духовных отношений, необходимый для того, чтобы эти отношения были обоюдно спасительны и плодоносны.
Но проблема все же существует... И хотя, по драгоценному свидетельству преп. Серафима Саровского, донесенного до нас вдовой Н.В. Мотовилова, в мире подвизается очень мало христиан, которых можно назвать духовными, некоторые, наиболее самоотверженные и способные к любви к Богу христиане, по-прежнему ищут совершенства. И тогда, когда человек на этом пути к совершенному Богообщению благодатно и самоотверженно переступает все бесконечно трудные пороги самолюбия, жалости к себе, искушений духом времени и начинает духовно подвизаться, то помощь опытного духовного руководителя ему становится абсолютна необходима, потому что «брань против… духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), которую он начинает вести, чрезвычайна опасна, и велика вероятность падения в бездну прелести без ограждающей руки духовного наставника, «ибо не только самое наставление ненавидит лукавый, но даже и самый голос, произносящий оное, ненавидит» (авва Дорофей, поучение 5) – так велика и высока роль духовного отца. И твердо верю - Господь всегда найдет способ помочь самоотверженно и смиренно подвизающемуся человеку обрести такого руководителя, которому доверять полно и до конца будет естественно и всячески оправданно опытом, и который будет в состоянии помочь «пройти огонь и воду» (см.Пс.65:12) и обрести тот благодатный покой, который есть тишина и мир о Дусе Святе… И тогда человек, уже опытно прикоснувшийся к благодати Святого Духа, становится подлинно духовным.
К этому мне хотелось бы добавить еще одно, думаю, важное соображение. Если православный человек придет к внутренней необходимости не довольствоваться простым исполнением формальных правил православной церковной жизни, то он столкнется с насущной потребностью личного внутреннего подвига, без которого в современном мире остаться христианином не по названию, а по содержанию, практически невозможно. И тогда он ему придется знакомиться с основами православной духовности, которая начинается с покаянной борьбы со страстями, а завершается, по выражению преп. Иустина Поповича, «охристосовлением» человека. И этот путь и есть православная духовность, которая есть «свет миру» (Мф.5:14).
Все вышесказанное не должно пониматься таким образом, что путь духовной жизни для нас практически закрыт. Это, конечно, не так. Весь духовный опыт Церкви говорит о том, что всем верующим во спасительное имя Иисуса Христа и желающим наследовать спасение предлежит величайший жизненный подвиг, и мы призваны этот путь пройти до конца, а лучше сказать, до начала той жизни, которая никогда не кончается и не умаляется. Но надо иметь и твердую решимость, и дерзновение веры, чтобы на этот путь вступить.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
На вопрос отвечает священник Псково-Печерского монастыря

- Скажите, пожалуйста, что такое в Вашем понимании православная духовность и каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?...

- Если Вы желаете иметь образ совершенного человека, то образ его Вам хорошо известен: это Бого-человек Иисус Христос. В Нем неслитно и нераздельно соединились Совершенный Бог и Совершенный Человек. «Совершенный» в прямом смысле этого слова. Ибо когда Он плотию Своею страдал на Кресте, то в миг умирания произнес: «совершилось» (Ин. 19, 30). А православная духовность осуществляется в Церкви Христовой, живет в ее Таинствах и обрядах, в ее молитвах и ее учении, ибо по Писанию «Церковь есть Тело Христово» (Кол. 1, 24). И всякий христианин, крещеный в Православной Церкви, живущий по Евангельским Христовым заповедям, питающий себя благодатию Божией в Таинствах Церкви, уподобляется Христу, по мере веры своей и своего усердия. Такого христианина Церковь считает истинно духовным и причисляет к ликам святых. Поэтому, чтобы получить предметное представление о православной духовности и об образе жизни духовного человека надо читать жития святых, таких как Святитель Николай или преподобный Серафим Саровский. И если по силам своим подражать их житию, то они помогут и Вам стать похожими на них своими святыми молитвами.
 

       * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
На вопросы отвечает протоиерей Андрей Большанин,
 настоятель храма св. Василия Великого, г.Псков


- Как человеку в нашем суетном мире приобрести "мир и духовную тишину в сердце"?
— Это стяжать очень трудно из-за маловерия и многопопечительности. Христос - Мир наш, так что приобрести нужно Господа в сердце своем. А средство к этому одно - чистота сердечная. Молитесь, причащайтесь, берегите глаза от суетного, читайте духовные книги - то есть живите верой.

— Уважаемый батюшка, скажите, пожалуйста, что такое в Вашем понимании православная духовность и каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
— "По любви между вами узнают, что вы мои ученики" - говорит наш Господь - вот вам и духовность, так что трудитесь.


* * * * * * * * * * * * * * * * *
На вопросы отвечает иерей Сергий Балахонов, г. Обнинск

- Отец Сергий, как человеку в нашем суетном мире приобрести "мир и духовную тишину в сердце"?
- Жизнью по заповедям Евангелия, хранением совести. «Мир много любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165).

- Что такое православная духовность?
- В моем понимании это, прежде всего, истинная духовность, в смысле приобщенности человека к Истине, то есть ко Христу. А это, в свою очередь, подразумевает многое – и всецелое послушание Матери-Церкви, и общение со Христом в Ее Таинствах, и духовное делание в соответствии с учением святых Отцов Православной Церкви, и многое другое. Все, чему учит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

- Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
- Духовный, по моему мнению, это такой человек, в котором обитает и действует Дух Святой, так что человеческая воля всегда послушно соработает Ему. Как писал о себе Апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). А узнать о человеке, духовный он или нет, мож-но по плодам Духа: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

* * * * * * * *
На вопросы отвечает Вадим Балытников, кандидат юридических наук, г. Москва

- Как человеку приобрести мир и духовную тишину в сердце? Что такое православная духовность? Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
Мне кажется, что на все эти вопросы в какой-то мере можно дать единый ответ.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов постоянно повторял великие слова "Любите друг друга". "Любите друг друга, как Я возлюбил вас" - с этими слова Христос обращался к своим ученикам. "Возлюби Бога своего и ближнего своего" - вот две заповеди, в исполнении которых заключается весь Закон Божий.
Любовь, которая, согласно православному учению, представляет собой "бытие одного для другого" есть основа всякой духовной жизни. Духовный человек - это прежде всего любящий человек. Подлинная православная духовность - это прежде всего христианская любовь к Богу и людям. Истинно духовный человек в нашей земной жизни - это человек, который живет для Бога и ближних.
Что касается того, как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину в сердце, то мне вспоминается совет, который давал в таких случаях митрополит Сурожский Антоний. Разумеется, он давал этот совет не только от своего лица - он опирался на опыт тысяч святых, веками исполнявших его на деле.
Так вот он говорил, что для того, чтобы обрести мир и внутреннюю тишину, мы должны прежде постараться прислушиться к тому, что говорит нам Господь. Постараться понять, чего хочет от каждого из нас Христос Спаситель. Вслушиваться и извне и изнутри, то есть искать этого понимания одновременно и в Писании, и в жизни Церкви, и осознании самих себя, и в молитвах к Богу. И главное понимать, что это ни какое-то разовое действие - это задача всей жизни.
Ведь мир и духовная тишина рождаются в сердце от присутствия в нем Бога… Архимандрит Иоанн Крестьянкин любил повторять божественные слова, обращенные ко всем нам: "Сыне! Дай мне сердце свое! А все остальное Я сам дам тебе".
Если мы, как хозяева, всегда будем готовы принимать в своих сердцах Небесного Гостя - Христа, всегда будем стремится слушать, а главное - исполнять Его слово, то Он дарует нам и мир, и духовную тишину, и бесчисленное множество иных даров.

* * * * * * * *


На вопросы отвечает Нина Изюмова, г. Тбилиси


- Как человеку приобрести мир и духовную тишину в сердце?
- Постараюсь ответить на Ваши вопросы, хотя совсем не уверена, что уровень моей духовной зрелости давал бы право говорить на такие темы публично. Но Господь сподобил меня близко общаться с истинно-православными людьми, и я, по мере сил, стараюсь учиться у них.
Радость Христова Рождества возникает как подлинное личное переживание, если любишь Его и если в твоем уме и сердце твердо живет убеждение, что никто и никогда не делал и не говорил ничего, что было бы лучше, вернее и выше того, что делал и говорил Он. Тогда человек, по мере сил, старается выполнять заповеди Христа, а мир и духовная тишина снизойдут в душу такого человека, какие бы испытания ни были ему посланы. Ведь заповеди просто-напросто указывают, как надо вести себя, чтобы быть способным радоваться жизни. Мне кажется, что многие люди занимают свою жизнь тем, что якобы ищут некий путь (конечно, методом прелестных проб и соблазнительных ошибок!), который должен привести их к счастью, хотя в глубине души прекрасно знают, что путь этот существует извечно и указан нам со всей определенностью. Беда в том, что мы не хотим идти этим путем. Ведь удовольствие – вот оно, здесь и сейчас, а награда за отказ от него – где-то вдали, да и будет ли она?! Блж. Августин описывал, как он молил Бога избавить его от блудного греха, а какой-то голосок рядом попискивал: «Но не сейчас, а попозже».
Но в то же время заповеди нельзя выполнять, если можно так сказать, механически. Надо делать это со смирением, и выполняя одни, не нарушать другие. Вот пример. Я знаю одну хорошую семью. У мужа, назовем его Гриша, на работе был сослуживец, Борис, который поменял множество жен и любовниц и, с высоты своего «богатого» опыта, любил посмеиваться над Гришей. Недаром Юнг писал, что высокая нравственность одних вызывает взрыв аморальности в других. Так и вышло. Однажды они вместе поехали в командировку, где в гостинице им пришлось жить в одном номере. И вот среди ночи Борис привел двух дам. Познакомив Гришу с одной из них, он уединился с другой, украдкой подсматривая за товарищем. Вначале все шло таким образом, что Борис уже торжествовал «победу». Гриша вежливо и дружелюбно принял «гостью», усадил ее за стол, угостил чаем с конфетами, беседуя с ней. Обрывки тихого разговора, которые смог уловить Борис, повергли его, однако, в сомнения. Гриша рассказывал о своей семье, попутно расспрашивая женщину о ее жизни, с участием и интересом. Внезапно Борис услышал ее всхлипывания и вслед за тем – успокаивающий голос Гриши. Полночи простояли они у окна, и как только рассвело, Гриша проводил женщину и усадил в такси. Инцидент был исчерпан... Рассказал о случившемся (точнее, о неслучившемся) Борис, опять же с шутками и прибаутками. А дальше произошло страшное. Борис, человек еще далеко не старый, стал забывать слова и в течение нескольких месяцев вообще лишился дара речи. Потом он вышел из дома и не вернулся. Поиски, предпринятые семьей, не дали результата. Бог ли наказал Бориса или он сам разрушил свою душу? А в дом Гриши пришли невестки, которые стали ему как родные дочери, и появилось четыре внука. Кстати, перед свадьбами сыновей, исповедовались и причащались не только молодые, но их родители. Само собой разумеется, что дом каждый раз освящался. Живут они, как в поговорке: «А хозяин во дому, как Адам в раю, а хозяйка во дому, как оладья в меду». Я люблю бывать у них. Чуть гость – все за стол. Домашнее виноградное вино и хлеб всегда найдутся, отец с сыновьями поют народ-ные и церковные песни, а иконы со стен благословляют «малую церковь».
Гриша не был с детства верующим человеком, а поститься начал просто по просьбе жены. Теперь он, улыбаясь, говорит, что это был не пост, а диета. Вера пришла позже, думаю, благодаря выполнению заповедей. А недавно случилось следующее. Гриша с семьей был на даче и почувствовал недомогание. И вдруг он услышал внутри себя голос, сказавший ему: «Немедленно садись за руль и поезжай домой, иначе ты никогда сюда не вернешься». Он едва успел доехать, как потерял сознание – оказалась болезнь, требующая немедленной операции. Слава Богу, успели. Гриша убежден, что его спас Бог.

- Что такое православная духовность?
- Православная духовность – это Богообщение, причем, без экзальтации, без потери себя. Для православного человека оно совершается в ясном уме и твердой памяти, т.е. в таком состоянии, когда человек – вполне человек, а не медиум, не дух, не одержимый. В послед-них случаях мы имеем дело с оккультизмом, а духи, с которыми общается человек, вполне инфернальны.
Чем выше уровень духовности, тем явственнее контакт с Богом. Если в душе возникла по-требность в молитве, это означает, что душа желает Богообщения. Я никогда не забуду, как много лет назад, когда сыну было около четырех лет, мой отец вошел в комнату с торжественным и радостным лицом и произнес: «Твой сын стал человеком: он молится». Мне кажется, этим все сказано!

- Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
- Признаюсь, на этот вопрос у меня нет ответа. Точнее, теоретически ответить на него можно, но практически сказать о том или ином человеке, духовен он или нет, я не дерзну. В жизни у меня бывали тяжелые испытания, и люди, которых я считала бездуховными, проявляли чудеса милосердия, такта и любви. Но если говорить вообще, а не о конкрет-ном человеке, мне кажется, что важнейшим проявлением духовности является дар, несмотря ни на что, радостно принимать Божий мир. Вспомним, что путь Ивана Карамазова к преступлению и безумию начинается с неприятия Божьего мира, но выясняется, что герой не очень-то знаком с Божьими установлениями. Ведь, не соглашаясь принять ту конечную гармонию, где мать обнимется с мучителем своего сына, он спорит совсем не с Иисусом Христом, Который такой «гармонии», как известно, не обещал, а с ересью (например, оригеновской). Так из-за незнания азов православия в душе Ивана начинается бунт, в конечном счете, ее разрушающий. Поэтому мне представляется, что православие, по самому своему названию, есть богословская религия. Прежде всего, надо понять, изучить, осмыслить, что такое Божий мир в православном понимании, чтобы, наконец, достичь того состояния, когда сможешь радостно и, главное, очень осознанно, повторить вслед за Творцом, «что это хорошо». Может, такое восприятие и есть духовность?..
Повторюсь: я постаралась ответить на заданные вопросы, не выходя за рамки собственно-го (увы, очень незначительного) духовного опыта. Буду рада, если кто-то сможет извлечь из написанного хоть какую-то пользу…


* * * * * * * *
На вопросы отвечает Евгений Данилов, поэт, теле- и радиожурналист, г. Москва

- Как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину в
сердце?
- Это очень тяжело приобрести в нашем секуляризованном и антихристианском мире. Но стремиться надо. Постараться отойти от мира и от мирского. Быть ближе к русской при-роде, перебраться в сельскую местность, если это возможно. Или хотя бы почаще из горо-да выбираться в глушь и тишину. Читать духовную литературу, творения Отцов Церкви, читать духовную поэзию и слушать духовные песнопения. Быть воцерковленным, почаще ходить в Церковь. Пути-то все известны, только узки они, эти пути ко Спасению, и идти ими нелегко.
И - выстаивать, несмотря ни на что…
-Что такое в Вашем понимании православная духовность и каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
- Исповедание Христа, следование заветам Православия. Соблюдения обрядов, постов и – самое главное – следование в жизни Евангелию. Последнее самое тяжелое. Человек носит крест на груди, ходит на службы, а к людям, в том числе и самым близким, относится отнюдь не по-христиански. Чистое ханжество и фарисейство получается. И показушная псевдо-духовность. Недаром в Евангелии так много говорится Христом именно о книжниках и фарисеях. Первые прекрасно знают традицию, вторые прекрасно знают закон, но ни те, ни другие им, к сожалению, не следуют.
Добрее надо быть, сообразуя свои поступки с заповедями Божьими. Не раздражаться, не гневаться на ближних. Проще относиться к потерям, прежде всего, материальным. Бог дал, Бог и взял, как говорится.
Опять же, в жизни это не всегда просто. Не казаться, а быть. Не показушничать, но быть естественным.
Это трудно, но стремиться к этому надо.

Вопросы задавал А. Сигутин
Впервые опубликовано в Епархиальном журнале "Православный христианин"

приложение


ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНОСТЬ

«Надо заметить, что смысл термина "духовность" применительно к Православной Церкви лучше было бы передать словосочетанием "духовная жизнь", поскольку речь идет не о каком-то абстрактном состоянии (как в западном богословии), но о действии Святого Духа в человеке…
Прежде чем говорить о православной духовности, дадим точное определение каждому из двух слов, составляющих это понятие, - "православный" и "духовность". Так поступали и святые отцы Церкви…
Прилагательное "православный" происходит от существительного "православие" и означает признак, отличающий Православную Церковь от других христианских вероисповеданий. Под словом "православие" понимается истинное знание о Боге и творении. Такое определение дает святой Анастасий Синаит.
"Православие есть неложное мнение о Боге и твари, или истинное понятие обо всем, или учение о сущем, как оно есть". Святитель Анастасий Синаит
Термин "православие" (греч. ортодоксиа) состоит из двух слов: правый, истинный (ортос) и слава (докса). Слово "докса" означает, с одной стороны, верование, учение, веру, а с другой - славословие. Эти значения тесно связаны между собой. Правильное учение о Боге включает правильное славословие Бога, ибо если Бог абстрактный, то и молитва этому Богу также будет абстрактной. Если же Бог личный, то и молитва принимает личностный характер. Бог открыл истинную веру, истинное учение. И мы говорим, что учение о Боге и обо всем, что связано со спасением личности, есть Откровение Бога, а не открытие человека.
Бог открыл эту истину тем людям, которые были к тому подготовлены. Апостол Иуда, брат Господень, призывает подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд.1,3). Здесь, как и в других подобных местах Писания, ясно видно, что Бог открывает Себя, и открывает прежде всего святым, то есть тем, кто достиг такого состояния духовной жизни, чтобы воспринять это Откровение. Святые Апостолы сначала освятились, а затем восприняли Откровение. И это Откровение они передали своим духовным чадам не только через научение их, но, главным образом, через Таинства, через их духовное возрождение. Чтобы сохранить эту веру, Апостолы и святые отцы запечатлели ее в определениях и догматах. Мы принимаем догматы и определения - иначе говоря, принимаем эту откровенную истину и остаемся в лоне Церкви, чтобы исцелиться. Ибо вера - это, с одной стороны, Откровение для очищенных и исцеленных, а с другой - прямой путь, приводящий к обожению (теозис) тех, кто избрал этот путь.
Существительное "духовность" (пневматикотис) происходит от прилагательного "духовный" (пневматикос). Следовательно, духовность - это состояние духовного человека. У духовного человека определенный тип поведения, определенный образ мыслей: он руководствуется иными мотивами, чем недуховные люди.
Однако духовность Православной Церкви не ведет к абстрактной религиозной жизни, она не есть плод внутреннего усилия человека. Духовность - не абстрактная религиозная жизнь, потому что Церковь - это Тело Христово, а не просто религия, которая теоретически верует в Единого Бога. Второе Лицо Святой Троицы, Слово Божие, приняло человеческую природу, соединило ее в Своей Ипостаси с Божественной природой и ради нас стало Главой Церкви. Итак, Церковь есть Тело Богочеловека Христа. Духовность не есть также проявление душевных энергий, таких как разум, чувства, гнев и т.д. Об этом важно сказать, ибо многие люди склонны называть духовным человека, который развивает свои умственные способности: ученого, художника, поэта, актера. Такое толкование не принимается Православной Церковью. Разумеется, мы ничего не имеем против ученых или поэтов, но не можем называть их духовными людьми в строго православном смысле слова.
По учению Апостола Павла, духовный человек четко отличается от человека душевного. Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным человеком является тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Святого Духа, дающего жизнь душе.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1Кор.2,14-15).
И в том же Послании к Коринфянам Апостол Павел проводит различие между духовным человеком и плотским. Плотской человек не имеет Святого Духа в своем сердце, но сохраняет все другие духотелесные функции человеческого существа. Поэтому очевидно, что термин "плотской человек" относится не к телу, но означает душевного человека, который лишен Всесвятого Духа и в своих действиях соотносится только со своим так называемым биологическим "я".
И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор.3,1-3).
Если мы соединим вышеприведенные отрывки со словами из Послания к Римлянам, где говорится об усыновлении христиан по благодати, то убедимся, что, согласно Апостолу Павлу, духовный человек - это тот, кто стал сыном Божиим по благодати.
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии (Рим.8,12-16). Духовным является тот человек, который свидетельствует о Святом Духе внутри своего сердца и твердо знает, что он является жилищем Святого Триединого Бога. Таким образом, он ясно понимает, что он - сын Божий по благодати, и в сердце своем он взывает: "Авва, Отче". По утверждению святых, этот душевный вопль и есть, по сути, умно-сердечная молитва.
Святитель Василий Великий, исследуя, что значат слова: "человек становится храмом Всесвятого Духа", богодухновенно учит, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стремится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге.
Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому как человек, наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым Духом, называется духовным. Итак, духовным называется "новый человек", возрожденный благодатью Всесвятого Духа.
Эту точку зрения разделяют все святые отцы. Преподобный Симеон Новый Богослов, например, говорит, что "в духе ходит" тот человек, кто благоразумен, терпелив, кроток, кто молится и созерцает Бога.
"Непрерывно занятый внутренним деланием, он (человек) становится мудрым, великодушным, щедрым, смиренномудрым. И более того, он созерцает, богословствует и молится; это и значит, как говорит Апостол, то, что он в духе ходит...". Преподобный Симеон Новый Богослов
Следовательно, именно такого человека в первую очередь и можно назвать духовным.
По слову преподобного Симеона Нового Богослова, пока рассудок (логикон) и ум (нус) [2] как части человеческой души в познании и чувствах не "облеклись" в образ Христов, человек называется плотским, поскольку у него нет духовного разумения. Этот плотской человек похож на слепого, который не может видеть солнечного света. В самом деле, он и слеп, и мертв. Напротив, человек духовный, который приобщился энергиям Духа Святого, жив по Богу.
"Тот, кто не облек в познании и чувствах своего разумного и умного человека в образ Господа нашего Иисуса Христа, небесного Человека и Бога, есть только кровь и плоть и не может воспринять чувство духовного разумения со слов, подобно тому как и слепцы от рождения не могут познать солнечный свет только со слов". Преподобный Симеон Новый Богослов
Как мы отметили ранее, приобщение Всесвятому Духу преображает человека из плотского в духовного, и потому, согласно православному учению, духовный человек есть по преимуществу святой. Конечно, это говорится с той точки зрения, что святой - это тот, кто в той или иной мере причастен нетварной благодати Божией, обоживающей энергии Бога. Святые являются носителями и выразителями православной духовности. Они живут в Боге и постоянно свидетельствуют о Нем. В этом смысле православная духовность не абстрактна, но воплощается в личностях святых. Следовательно, святые - это не просто хорошие, высоконравственные люди в строгом смысле слова, это не просто те, у кого хороший характер, но те, в ком действует Всесвятой Дух…
Таким образом, православная духовность - это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом.
В этих рамках мы можем выявить некоторые характерные черты православной духовности. Прежде всего, она Христоцентрична, поскольку Христос - единственное "средство исцеления" людей в силу ипостасного соединения Божественной и человеческой природы в Его Личности. Во-вторых, православная духовность триадоцентрична, поскольку Христос всегда соединен с Отцом и Святым Духом. Все Таинства совершаются во имя Триединого Бога. Христос есть Глава Церкви и не мыслится вне ее. Следовательно, православная духовность церковноцентрична, ибо только в Церкви мы можем прийти к общению со Христом. Наконец, как мы объясним далее, православная духовность невозможна без Таинств и подвижнической жизни.
Все сказанное ясно показывает, что православная духовность четко отличается от какой-либо другой духовности восточного и западного типа. Между разными видами духовности не может существовать никакого смешения, ибо средоточием православной духовности является Богочеловек, в то время как другие религии замыкаются на человеке. Различие видно главным образом в догматах, в учении. Потому мы и называем духовность православной, чтобы не смешивать ее с какой бы то ни было другой. Разумеется, определение "православный" должно быть соединено с понятием "церковный", ибо как Православие не может существовать вне Церкви, так и Церковь не может существовать вне Православия...» Митрополит Иерофей (Влахос)

* * * * *

«Духовность происходит от слова дух. Духовность – это жизнь в соответствии с законами духа. «Ежели по закону духа поступаешь, - пишет свт. Тихон Задонский, - и духовная мудрствуешь, то ты человек духовный».
В духовный мире кроме добрых духов существует немало духов злых, которые прилагают множество усилий, чтобы человек поверил им и слушался их, чтобы потом нанести вред человеку. Люди, малоопытные в духовной жизни часто принимают злого духа, который маскируется под Ангела света, за доброго духа, и слушают его. Как апостол Павел пишет: «Сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор.11,14). В конечном итоге такие люди могут нанести себе и окружающим много зла, даже не подозревая об этом. Если есть духи добрые и злые, значит, существует и духовность как добрая, созидательная, так и злая, разрушительная. Все зависит от того, каким духом водим человек – добрым или злым. Православная духовность носит созидательный, положительный характер. Апостол Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23). Каким же образом можно достигнуть этих плодов духа? С чего надо начать и каким путем идти? Православие говорит о вещах для многих необычных и даже неприятных. Оно говорит о том, что все мы, все люди, живущие на земле, все до единого, духовно несовершенные. Мало того, что все мы несовершенны, мы все духовно больные люди…
Православие призывает в первую очередь исправлять не внешнюю, видимую сторону нашего общества. Православие призывает человека начать с исправления самого себя. Прп. Максим Исповедник пишет: «Человек может превратить в рай землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом». Действительно, человек может дать другому только то, что он имеет, если он чего-то не имеет, как он это может подарить другим. Только тогда, когда человек имеет внутри себя мир, он этот мир вносит в общение с другими людьми. Если человек добр, он своим примером учит доброте других людей. Наверное, поэтому св. Григорий Богослов сказал: «Надо прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к нему других».
Спаситель сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». (Мф. 15,19) Чем наполнено сердце, то, естественно, выйдет наружу. Если оно наполнено грехом и пороком, то он вырвется наружу, если сердце наполнено миром, добром, любовью к людям, оно будет выходить наружу, сеяться между людьми, передаваясь от одного к другому.
Значит, пока мы не уврачуем нашу душу, не искореним из сердца грехи и пороки, мы не сможем другим людям дать счастья, как бы мы этого ни желали…
Если мы начнем преобразовывать свою душу, это неминуемо повлияет и на окружающий мир. Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Спасение – значит изменение человека к лучшему. Но как же стяжать дух мирен? Здесь мы подходим к самому главному и самому сложному. Для этого надо попытаться жить по-христиански. Не рассуждать, а начать исполнять христианские заповеди. Например, доступную для всех заповедь о неосуждении ближнего. Это всем доступно. Если мы только попробуем, мы сразу увидим, что в полноте мы ее исполнить не можем. Не осудим в одном случае, зато осудим во многих других случаях. И если мы будем честными хотя бы сами перед собой, то мы должны будем признать то, что мы далеко не так совершенны, как мы привыкли об этом думать. Это признать очень непросто. Не просто отказаться от высокого мнения о себе. Легче, гораздо легче, признать несовершенства в окружающих нас людях, но не в себе. Именно поэтому так мало людей начинает и идет христианским путем, не путем принятия догматов и исполнения внешних обрядов, а путем истинного, внутреннего христианства. Это открытие наносит первый удар нашему самомнению и самодовольству. Но это еще не все. Если мы будем пытаться преодолеть эту слабость, то скоро увидим, что, не смотря на все наши усилия, дело нашего самоисправления будет топтаться на месте, или же двигаться вперед черепашьими шагами. Вскоре мы убедимся, что своих сил нам явно недостаточно. Нам нужен сильный помощник. Это второй, не менее сильный удар по нашему самомнению. Но это только начало христианского пути спасения. Если мы пойдем дальше, то мы с удивлением будем в себе замечать все больше и больше недостатков. Мы не будем видеть себя не лучше, а все хуже и хуже, и нам нечем будет превозноситься над другими людьми. Видя свою немощь и несовершенство, мы станем иначе относиться к слабостям других людей. Мы не станем их строго судить, мы будем относиться к ним с сочувствием, так как мы познаем на собственном опыте, как трудно бороться со своими слабостями. Мы будем их жалеть, мы будем сочувствовать им в их борьбе с немощами, то есть мы будем проявлять к ним христианскую любовь…» (епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан)
http://www.vologda-eparhia.ru/archi/articles/11.html


Рецензии
Спасибо, Андрей, очень сильно! И очень практично, хотя такое приземленное слово, может, не совсем вяжется с понятием духовности. Но практично, потому что просто объясняет, что нужно делать, чтобы хорошо жить, чего, собственно, мы все и хотим: мирно, спокойно, имея непреходящие радости.
С уважением, Ирина.

Ирина Катыкова   26.01.2009 16:32     Заявить о нарушении