Желание жить

(жизнь для одного актера)

Я проклинаю тот день, когда мне удалось выиграть в первый раз. Я выиграл сразу и много. Думал на свадьбу….Все могло произойти.. копить пришлось бы долго… а тут раз… и такой подарок судьбы!

(Звучит аргентинское танго. Герой скидывает пальто, остается во фраке, расстегивает рубаху, подходит к письменному столу, переворачивает его на другую сторону и стол превращается в игральный – рулетка. Он показывает зрителям пустую руку, зажимает ладонь и в ней появляется шарик)

Тот день…..

(Кидает шарик – рулетка крутится)

Когда я понял, что помимо всего существует еще и азарт, который тоже может заставить почувствовать желание жить. Нет, нет, нет…. Это совсем не то, что Вы думаете. Это чувство нельзя сравнивать с жадностью, потому что жадность сама по себе некрасива. Она подкрадывается к человеку, чтобы его задушить и всегда берет что-то себе. Мне наоборот, захотелось отдавать. Отдавать!
Человек, отдающий всегда находиться в более выгодном положении, чем человек берущий. И не спорьте со мной. Это факт.

(Рулетка останавливается. Герой достает из кармана бумагу и постепенно рисует на ней деньги. Играет сам с собой.)

Игра – фактор влияющий на жизнь. Гены, алкоголь, азарт...Посмотрите, первое ответвление – это общество – мы ему от рождения что – то должны, (кидает в одну часть рулетки нарисованные деньги). Второе ответвление возлюбленные – мы им опять....должны. (кидает в другую часть рулетки нарисованные деньги) Родители! Мы им от рождения чем- то обязаны.

(Долго раздумывает. Несколько раз пересчитывает оставшиеся деньги и, в конце – концов, кидает все оставшиеся в центр рулетки) Вот и весь мир.

(Голос за кадром)

Выиграла 13!

(Герой не может поверить свои глазам) Моя, моя цифра! (Дрожащими руками сгребает все деньги с рулетки. Прижимает их к себе. Плачет от радости. Все громче звучит аргентинское танго, призывая рисковать. Герой смотрит на деньги и, не пересчитывая, убирает их в карман. Смотрит на дверь и медленно идет к ней. Шаг за шагом. Он уже у выхода. Он смотрит за дверь и ему становится страшно. Открывает дверь. Вбегает с криком)

16!

Ставки сделаны господа! Общество может изменять свое положение по отношению к человеку. Всегда. Оно может быть выше, ниже, посередине. Ушли родители – ушла обязанность. Возлюбленные? Нет долгов! Весь мир? Да к черту его! (кидает все деньги на рулетку)

Выиграл номер 61.

(Герой садится, потом встает, садится и встает. Хватается за голову. Качается из стороны в сторону как будто в трансе.)

Почему я начал играть? По глупости…Либо все – либо ничего… шарики, шарики…и так по жизни. Все или ничего! Все говорят… У него ген....так протяжно и глубокомысленно... у него ген алкоголика, или у него ген идиота…

Вот у меня тоже ген…он жил в моих родителях, бабушках и дяденьках. Им удавалось обходить стороной тот раздражающей фактор, который делает заложенный от рождения психический элемент активным. У множества болезней есть определенные возбудители. Вот в этом журнале написано… правда…О подробностях люди обычно не интересуются. Живут себе нормально и спокойно… только потому, что не столкнулись с возбудителями, которые могли бы ускорить их пребывание на земле.

(Переворачивает рулетку, и опять мы видим обычный стол. Герой идет на кухню, ставит на плиту чайник)

Нет! Нет! Хватит! Больше никаких игр! Кончено!

(Подходит к окну. Видит на улице девушку)

Привет! Стоишь мерзнешь на улице, бедная одинокая девушка. Ну, только ради вас. Сыграем одну партию? Только одну? Мои будут белые, а ваши черные. Мой ход первый!

(Расставляет нехотя шахматы, сбивает в ярости их рукой, потом опять нежно расставляет)

Думаю нам лучше не знакомиться. Не то, чтобы я наркоман или алкоголик... Нет! … но страх…. Страх, который я испытываю после каждой выкуренной сигареты или выпитой бутылки вина можно сравнить с каким нибудь землетрясением или тайфуном. Зачем? Быть живым трудно. Не потому, что плоть и кровь, сотворенные кем-то превратились в тебя. Трудно потому что не знаешь….что с ними делать….

Что ж… значит сыграем? ММММ… да зачем думать? Судьба сама расставит все фишки по своим местам.

Теперь ваш ход! Черными? Думаете? Молчите. Ладно попробую угадать? .Можно сюда, или вот так… АААА! Надо в угол, так безопаснее, прикроете вот эту…договорились? Тогда я ставлю…

Я знаю, что как – то неприлично говорить о женщине в присутствии другой женщины… Выслушайте меня как друг? А я вам за это подарю…. Подарююю….вот этого ежика… друг детства….Он еще и пищит! Все, что осталось от мамы…такие вещи становятся символами, но вам… я его подарю….потому что знаю, вы его будете любить…а что еще нужно ежику?

(Улыбается. Открывает окно. Кидает незнакомой девушке игрушку ежика)

Вот и все. Я не грущу, не грущу, берите, пожалуйста! Обожаю делать незнакомым девушкам подарки. Они так смущенно и трепетно улыбаются, как будто с ними произошло какое – то чудо!
(Идет к видеомагнитофону, ищет кассету)

Случилось все нечаянно, спонтанно, глупо…. Держишь в руках букет ландышей... Хочешь полностью насладиться их запахом, но цветы превращаются, превращаются…. в разорванные куски грязи. Отряхиваешь их с рук, они все падают и падают. Фокус-покус!

(Слышно как в окошко кто – то попал камешком)

Теперь я хожу? Ну, тогда…(недолго думает, закрывает глаза, выбирает наугад шашку и передвигает ее) сюда…Я вижу по вашим глазам, так и хотите меня скушать… не волнуйтесь милая, все впереди….

Я встретился с ней, потому что хотел жить. Окончил школу…как я ее окончил? (подбегает к шкафу. Там все завалено вещами, выкидывает вещи на пол в поисках аттестата) Вот! Нашел! Девушка! Угадайте! В какой руке, в левой или в правой? В какой? Громче! Ничего не слышу. В правой? В левой? В левой? В правой? Молодец! Удачливая. В левой, именно в левой. Вот он! Я конечно не отличник, на лице написано, но…смотрите…( в удивлении) ни одной тройки! Как давно это было!

Потом мама сказала, что нужно выбрать высокооплачиваемую профессию. Я думал, честно думал…но так ничего и не придумал… Поэтому семейными усилиями меня определили на экономический факультет. Господи, как давно это было…


В моей жизни недоставало объемности…Слушаете господин начальник? Да я нажрался как скотина, но способен вести себя прилично. Краткое досье. Зовут Михаил. Фамилия Иванов. 30 лет. В 23 поступил в университет. В 28 окончил. Встретился с ней на первом курсе. Любил страстно и безответно. Два года. На третий она обратила на меня внимание.

Я увлекся ей как мальчишка... без опыта, без связей. Что мог я ей дать? После поступления, мать умерла, деспотизм закончился… Радуйся…А я вдруг потерялся. Я привык к приказам… а теперь….что делать солдату – без войны? Скомкавший сам себя за несколько лет, я воспринимал людей как часть эпизода в моем фильме. Но, она…оказалась главным эпизодом, который я никак не мог разгадать…забыть. Это когда смотришь на открытку и видишь пейзаж. Деревья, склоны.… но там есть еще что – то…то что находится за этим пейзажем…тоска. Каждый день одно и тоже наедине со своим отражением.

Включаю кассету. Прокручиваю кинопленку на несколько лет назад. Она смотрит на меня…Молодая, свежая, наивная. Выключить! Выключить, выключить… стереть ее лицо. Просто нажать кнопочку rec…. Не можешь? Не могу… Ну и слабак… Это так просто, что невыносимо.

АААА! Вот я вас и скушал! Все мои мечты о большой мечте. Я хочу опять научиться мечтать. Вот так оказаться с ней наедине, сесть напротив, смотреть в ее большие, удивленные глаза и….решать экономическую задачу. Улыбка – инфляция снижается, недовольство – инфляция повышается. Больше ничего не надо. Я бы сделал экономику стабильной! И чертил графики о том, что понимаю – в ней… что вижу в ней… Пусть все это неправда….Человек не способен полюбить реальность, он любит только свои мечты, так он устроен. Если бы получилось, хотя бы еще один день...помечать…

Ну она, она, мечта… ну и пусть… Мы как бы сидим в одном кафе….Я согласен… .она с другим, а я с мыслями о ней….все равно…

Rec, rec, rec…стоп…

Черт! Опять!

(Ходит по комнате из стороны в сторону хватаясь за горло будто его что-то душит)

Игра, игра, игра! Самый лучший наркотик от одиночества! Верный выход! Вам больно? Тогда пойдите и проиграйте все деньги. Возникнут проблемы, о которых надо будет заботиться. Создайте себе проблемы, и жизнь будет продолжаться. Какая-нибудь, но жизнь! Придется бороться, искать деньги по друзьям и соседям, подсчитывать долги с каждой зарплаты, брать дополнительную работу. Да, идите и просто проиграйте…

Ну вот, милая барышня, вы уже съели почти все мои шашки…. А так волновались… почему волновались? У вас в глазах написано…вы не способны к проигрышам.

(Герой чувствует, что в комнате запахло горелым. Пытается понять, что же горит. Вбегает на кухню, выключает чайник, который весь выкипел и совершенно черный от копоти. Пытается его снять с плиты, но тут же отскакивает, так как ручка горячая, быстро ставит его обратно на плиту)

Эх люди, люди…(Садится на пол с чаем и печеньем. Представляет, что рассказывает своим детям сказку на ночь) Они заводят животных от одиночества. Даже, если это сучье животное писает на кровать – они его любят. Каждый хочет к кому-то обратиться....У меня тоже были животные. Разные. Жили, жили, жили и еще раз жили… а потом умирали….и я убегал играть.

(Звучит аргентинское танго. Герой бежит в ванную, слышен звук душа и голос из ванны, который поет)

Я вас любил, любовь еще быть может
В душе моей….
Угасла… не совсем
Но пусть!
Она…
Вас больше не тревожит…
Я!
Не Хочу!
Я просто…
 не хочу!

(Выбегает из ванной. Старым полотенцем вытирает голову и торс, напевая под нос мелодию. Убегает опять в ванную и выходит, переодевшись в старую домашнюю одежду)

Это очень просто. Сейчас я вас научу. Надо красиво одеться, привести себя в порядок, подушиться дорогими духами…ведь вы идете в неизвестность, на верную смерть. Погибать надо по королевски! Главное ни на что не скупиться. Игра – любит щедрых во всем! Софиты, арена, вы тореадор, который должен обуздать эту женщину автомат. Портье – кофе пожалуйста. Девушка поменяйте пепельницу. Я за все плачу и тогда меня любят. Там на улице – ты никто и никому не нужен, а здесь ты король…король – пока у тебя есть деньги…

(Переворачивает стол, который опять превращается в рулетку. Начинает рыться в карманах, сначала официально и сдержанно, потом, беспомощно пытаясь отыскать деньги.)

Как же так? Где деньги? У меня же есть деньги! Подождите, подождите! Совершенно ничего не понимаю! Эти деньги...

(Убегает в ванную, выходит оттуда важно и степенно с загадочной улыбкой и очень медленно приближается к игровому столу. Затаив дыхание, смотрит по сторонам с самодовольной улыбкой. Садится за игровой стол и наблюдает за игрой)

Кофе пожалуйста. (достает из кармана порванных джинсов дорогую сигару, служащие тут же подносят зажигалку. Подмигивает воображаемой красавице, которая обратила на него внимание)

Деньги, шампанское, женщины, любовь... настоящая жизнь! Эй вы? Да, да! Именно вы! Разменяйте деньги... побыстрее, побыстрее у меня только крупные купюры. Шевелитесь! Быстрее, быстрее! А вокруг все шумит и кружиться!

(Раздается множество женских голосов) Король, король, король! (Герой кричит)


Пусть громче звучит аргентинское танго!

(Софиты, как в голливудских мелодрамах освещают Героя с разных сторон. Он танцует на полу с воображаемой девушкой. Пол размечен цифрами и Герой ногами швыряет фишки то на одну, то на другую цифру, исполняя с девушкой любовный танец. Появляется много женщин, Герой пытается всех их поцеловать, но они перетягивают его то на одну, то на другую сторону. Падает. Встает на карачки. Ищет какой – нибудь угол, ползет туда.)

Плохо потом…когда...Закончились… никак не можешь поверить в то, что их нет…становишься никем. Типа таракана, который без разрешения нашел первую попавшуюся квартиру и постоянно пугается и бегает от настоящих хозяев. Посмотрите! Как быстро все вокруг изменилось… лица служащих, женщина – автомат, которая больше не собирается отвечать на твои ласки.…А теперь сиди себе тихо, высовывайся только по ночам пошевелить усиками в поисках пищи. Таракан попал… в капкан.

Кассета, rec, rec, rec….

(Утро. Разговаривает во сне. Просыпается с ужасного бодуна, смотрит в окно. Встает. Пьет заранее приготовленный кефир.)


Рабочий день… жизнь? Снова…Деньги? Сколько осталось? А до зарплаты? У кого можно занять?

(бежит к столу, разбрасывает нарисованные деньги, считает мелочь)

50, 10, 20, мелочь, рубль, три, десять...

(Бежит к календарю, который висит на стене и ручкой, судорожно отмечает те дни, которые остались до зарплаты)

10, 12, 15 дней! Ерунда! Проживу… конечно…как- нибудь…

(Герой спускается в метро, искоса поглядывая на людей)

Поднимаюсь по эскалатору. Я помню барышня, помню… Мы с вами так и не доиграли эту партию. У нас еще будет время. Теперь будет много времени.

Пребывание под землей само по себе метафизично, а эти толпы ног наполняют подземное пространство грохотом, цоканьем, шарканьем. Каждый занят своей целью, поскорее вырваться из этого всеобщего загона, который заставляет людей невольно прикасаться друг к другу. Каждый думает о чем -то своем. Я обычно думаю о своем – несбывшемся. Тридцати лет отроду, что я сделал в этой жизни? Что я совершил такого знаменательного, для того, чтобы почувствовать, что жизнь это не пух, который может разлететься, не музыка, которая когда – нибудь прервется?

Ноги идут. Ноги шаркают, хлюпают, царапают пол. Сталкиваются друг с другом, застенчиво топчутся, топают, переваливаются, хромают, у кого – то просто нет ноги. Жаль только что нельзя просто так подойти и сказать, насколько красивы у калеки руки или как прекрасны глаза и горбатой девушки.

Когда денег нет мир ограничен небольшой квартиркой, ее освещает одна небольшая съежившаяся от времени лампа. Я толкаю ее вперед, она начинает качаться. Туда – сюда. Туда – сюда. Тихо так качается, будто в комнате еще кто-то есть.

Что делать? Нужно что-то придумать чтобы не сойти с ума. Вроде, хочу есть. Но зачем готовить? Пиво, креветки...А в детстве я очень любил есть сосиски без гарнира. Так можно было насладиться полным вкусом. Без специй, без майонеза, только мясо. Ты ешь мясо и чувствуешь, как все твое тело готово жить, оно становиться очень активным, в твоем организме начинают крутиться жиры и углеводы…точно так, как предписано врачами.

Энергия, дается человеку на весь срок жизни. Она рвется, рвется и не утихает…А куда девать всю эту энергию непонятно. Поэтому я тихо напиваюсь и смотрю в потолок.

Девушка, милая одинокая девушка вы опять ждете кого – то под моими окнами? Не меня ли вы случайно ждете? Давайте сыграем с вами в последнюю игру. Называется она "Русская рулетка". Надо же когда - нибудь покончить со всем этим! (Достает пистолет)


Рецензии
интересная концовочка моих стишочков, Яна
Я понял: вы просто не хотите

Голый Пушкин   21.05.2008 01:45     Заявить о нарушении
Ну и слава богу, что вам понравилось))

Богданова Яна   21.05.2008 11:50   Заявить о нарушении