Дьявольский смех печорина - толкование

ДЬЯВОЛЬСКИЙ СМЕХ ПЕЧОРИНА - ТОЛКОВАНИЕ (Герой нашего времени)

(ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЙТ ГЕННАДИЯ ВОЛОВОГО - www.aphorisms.ru )

Поведение Печорина во время агонии Бэлы говорит о том, что он сознательно ускорил ее конец. Это хорошо увязывается с предложенным ранее вариантом, что Печорин преднамеренно использовал Казбича для убийства Бэлы.

«Эта невыносимая жажда — признак приближения конца, и сказал это Печорину. Воды, воды!..» — говорила она хриплым голосом, приподнявшись с постели.
Он сделался бледен как полотно, схватил стакан, налил и подал ей. Я закрыл глаза руками и стал читать молитву, не помню какую... Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это все не то, совсем не то!.. Еще, признаться, меня вот что печалит: она перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а, кажется, я ее любил, как отец... Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?..
Только что она испила воды, как ей стало легче, а: минуты через три она скончалась».

Лермонтов мастерски описывает эту важную сцену. На лице Печорина ясно отразилось внутреннее смятение — он впервые побледнел перед умирающей. Печорин сознает: даст воды — Бэла умрет. Но решение укрепилось, смятение опрокинуто, он хватает стакан, именно хватает, а не берет, и подает Бэле... Вот оно и свершилось - роковая черта преодолена... В «Маскараде» Арбенин дает своей жене яд в мороженом, при этом она замечает его бледность. Арбенин бледнеет от сознания совершаемого убийства. Сразу после смерти Бэлы Максим Максимыч выводит Печорина на крепостной вал.

«Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спин; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на ©то месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробе жался по коже от этого смеха... Я пошел заказывать гроб».

Реакционный критик С. Бурачек, пытаясь обезличить Печорина, вырвать из его души все человеческое и святое, писал: «Бэла умерла, комендант плачет от глубины души, герой — хохочет».

К. Н. Григорьян совершенно справедливо подчеркивает, что Бурачок не идет дальше внешней стороны смеха, не рассматривает причин, вызвавших его. Григорьян дает свою трактовку смеха Печорина. В смехе героя он видит «горькую усмешку». Иногда «возникают такие трагические ситуации, когда сочувствие даже близкого человека бывает неуместным, смешным». На самом деле Печорин равнодушен к смерти Бэлы в эту минуту. Пока они молча гуляют, Печорин анализирует, взвешивает свои поступка если бы он был глубоко потрясем смертью девушки, то Лермонтов никогда бы не написал, что Печорин сел в тени. Для потрясенного горем человека не имеет никакого значения, сесть в тени или на солнце! Слово «в тени» без этого смыслового наполнения не нужно в тексте! Оно вставлено специально, чтобы показать психологическое равновесие и спокойствие Печорина. Смех был реакцией на нелепые соболезнования Максима Максимыча. Чем еще мог ответить Печорин человеку, из-за которого в последний момент и была убита Бэла? Но можно представить, каким был этот смех, если у Максима Максимыча мороз по коже пробежал! Это был демонический смех человека, сознающего себя убийцей! И это нас возвращает к первому варианту поведения Печорина во время погони. Но и при втором варианте, Печорин отчетливо понял, что он способствовал гибели горянки. Он сознает себя также убийцей, он берет на себя вину и Казбича и Максима Максимыча.

Если прощальный поцелуй Бэлы был первым толчком, то этот страшный смех положил конец равнодушно-холодному существованию Печорина. Сознавая себя убийцей Бэлы, он сам начинает вершить суд над собой, ибо, как считает Лермонтов — и в этом его завоевание как реалиста, нот преступления без наказания!

«Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка, только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что это ему будет неприятно, так зачем же?.. Месяца три спустя его назначили в е..-й полк, и он уехал в Грузию».

Болезнь, которая поразила Печорина, — это не вспыхнувшая вновь любовь, а муки совести и, вследствие этого, физическое расстройство.

«Не приходится сомневаться в том, что Печорин принадлежит к высшим натурам» с мощной я благородной душой». Обладая редкой способностью самоанализа, он умеет прямо и имело держать ответ перед своей совестью, осуждать свои слабости и заблуждения, чинить суровый суд наш самим собой».— пишет К. Н. Григорьян. Это абсолютно верной понимание душевного склада Печорина.

Мы думаем, что не только Бэла стала, источником глубокого раскаяния Печорина, но и ее погибший отец, и обкраденный Казбич.
Печорин по природе своей добр, недаром у него избалованный, вальяжный лакей (повесть «Максим Максимыч»), но в жизни он игрок. Игра была сделана блестяще, но за нее он дорого заплатил.

А что же Максим Максимыч, который сознательно или бессознательно способствовал убийству горняки, как он чувствует себя? Он бодр, здоров и уверен в себе и в своя» поступках. Он не мучается сомнениями, не страдает от собственной вины, как Печорин. Штабс-капитан благополучен во всех отношениях. Почти все критики усеяли его путь лепестками роз, начиная со школьные учебников и кончая академическими изданиям, а Печорину тот же путь устлали шипами...

« Лермонтов связывает «лучшее» в своем герое с Кавказом, — пишет С. А. Саламова,_ но здесь же проявляется самое уродливое в характере — его эгоистический индивидуализм, не знающий пределов и ответственности. Автор как бы «демонстрирует» возможности развитого сознания умного человека, когда оно сосредоточенно и целенаправленно. Носитель этого сознания страшен в своей злой воле, ничто не останавливает его, естественные человеческие законы перестают существовать для него. И никакая исповедь не прощает Печорину его действий, а только дает возможность понять причины...».

Вот как оценивают Печорина, не вникая в мотивы его поведения! А без анализа причин, побудивших к действию, злодей легко может превратиться в героя, а герой стать ничтожеством! Как писал Франсуа Мориак «В жизни основу нашего бытия составляет бессознательное и мотивы большинства наших поступков ускользают от нас самих. Всякий раз, когда мы описываем событие таким, как наблюдали его в жизни, именно это место в нашей книге критика и публика почти всегда находят неправдоподобным и невероятным. Это доказывает, что человеческая логика, которая вершит судьбы романа, не имеет почти ничего общего с темными законами подлинной жизни».

Только гениям подвластны темные законы подлинной жизни, лишь они способны раскрыть самые сокровенные стороны человеческой души. Рассказ Максима Максимыча — это образец бессознательного лавирования перед странствующим офицером. Говорить о себе только хорошее характерно для большинства людей. Не каждый способен самому себе признаться в своих слабостях, ошибках или, пороках, а там более осудить их. Вот в чем слабость Максима Максимыча и сила Печорина.

Полную версию читайте по ссылке
http://www.aphorisms.ru/afor.7.html


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.