Суд Осириса

       





       Автобус отошел от гостиницы сразу после завтрака. Недолго ехал по правому берегу Нила и свернул на мост. Каир и речные дали были прикрыты еще розовато-сиреневой дымкой и чем-то знакомым повеяло от этих далей... Так вот она - чарующая загадка картин Дэвида Робертса – эта легкая дымка тумана на его картинах, сделанных во время путешествия по Египту! Давненько это было, более полутора веков прошло и воздух не столь уже чист в многомиллионном городе с множеством автомобилей... Но где же пирамиды? Мы едем к ним и громадные постройки должны быть видны издалека, с моста над Нилом, уже с того берега.
       Пассажиры вдруг прильнули к окнам с тихими восторженными возгласами – впереди появились едва заметные призрачные контуры громадных конусов – как и положено мечте, пирамиды возникли как мираж, проявляясь гигантским фотоснимком в медленно таявшем утреннем тумане от берегов Нила...Потом туман рассеялся и стало жарко.Наша группа торопливо - ибо потом будет большая очередь туристов – полезла, пригибаясь в длинном и низком каменном коридоре, внутрь одной из пирамид. Жутковато-давящее ощущение исчезает, когда оказываешься, наконец, в довольно просторном и высоком помещении с гранитными стенами. Здесь неожиданно прохладно и нет ничего похожего на пыль веков и тысячелетий, помещение, рассчитанное на миллионы лет, на вечное хранение мумии фараона, выглядит законченным пару недель назад...
       А вот снаружи разрушительная работа Времени видна отчетливо. Давно исчезли полированные плиты каменной облицовки пирамид, ноздревато-серые, изъеденные веками грани каменных блоков убегают уступами вверх. Без малого ста пятидесяти метров достигала когда-то вершина самой высокой пирамиды. Горячие ветры пустынь веками веяли над ними, засыпали песком каменные грани... О пирамидах написано много и почти каждый автор считает нужным отметить, что каменные блоки так плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя вставить лезвие ножа. Забывая почему-то сказать, что камни пирамид ( во всяком случае, в нижних рядах) спрессовались, припаялись друг к другу под чудовищной тяжестью миллионов тонн в течение веков...
       Кроме знаменитого Сфинкса, возле пирамид есть еще одно чудо, открытое совсем недавно, в пятидесятые годы прошлого столетия. Рядом с пирамидами стоит стеклянный павильон, в котором находится солнечная ладья фараона Хуфу (Хеопса). Она была найдена в огромном колодце, вырубленном в каменной площадке, ставшей основанием для строительства пирамид. Колодец находится здесь же, под стеклянной крышей павильона. Трудно поверить, что этот колодец, едва ли не шахту, вырубили почти пять тысяч лет назад с помощью каменных и медных инструментов – даже бронза еще не была известна в те времена древним строителям. Ладья впечатляет размерами и прекрасным состоянием – хоть сейчас пускайся в плавание, благо и весла сохранились. Сразу же возникает вопрос – зачем она была нужна усопшему фараону? И, в поисках ответа, не обойти и другой вопрос – а зачем вообще строились пирамиды? И если вы всерьез заинтересовались этими вопросами, то можете надолго потерять покой и стать египтоманом...Ибо мифология и религия древних египтян настолько сложна и запутана, что не всегда была ясна и самим египтянам.
       С момента рождения и до самой смерти человека всюду и всегда сопровождает его незримый двойник – Ка. Жизнь человека – это своеобразный испытательный срок под присмотром бдительного Ка. В момент смерти Ка отделяется от тела и следит за тем, чтобы умерший был похоронен по всем правилам. Тело должно быть забальзамировано и надежно укрыто в прочной гробнице, ибо пока сохраняется тело умершего, живет в Царстве мертвых его Ка. Если тело не было похоронено и быстро разложилось, так или иначе исчезло, то Ка обречено слоняться вечным призраком в безрадостных пустынях, стеная и плача в муках. Если же все было сделано как надо, то Ка после похорон тела спешит на суд Осириса, бога-царя в потустороннем мире. Ка умершего должно было назвать себя – какому человеку оно принадлежало и каким этот человек был при жизни, указать – где и как он был похоронен. То есть указать адрес земной прописки и доказать, что этот человек был праведен при жизни и его Ка заслуживает райского блаженства. Ка должно было упрямо отрицать все негативное и говорить только о добродетельности умершего. Специально для этого в руки мумии вкладывался список священных формул с ответами на предстоящем суде Осириса., на котором Ка должен был упрямо стоять на своем – я не делал ничего плохого! Его встречал звероголовый бог Анубис и вел за руку к весам, на одной чаше которых лежало перо страуса, на другой чаше сердце умершего. Наступал момент истины - если сердце не было отягощено грехами, то чаша весов не опускалась и Ка, приветствуемый Осирисом, сидящим на троне, проходил своебразную регистрацию, его заносили в списки потусторонней канцелярии ( это абсолютно четко и ясно изображено на одной из древних росписей, изображающих суд Осириса) и он мог пройти в блаженные поля Иалу. Если человек был грешен, то его сердце перетягивало чашу весов и сердце бросали в пасть чудовища, сидящего рядом с весами и на этом все кончалось – не могли помочь даже пышные гробницы и похороны по всем правилам, ибо человек был грешен. Отсюда прямой вывод – вести праведную жизнь и стараться еще при жизни задобрить богов и их многочисленных служителей, не скупиться на подарки храмам...
       Итак, фараон, исходя из вышесказанного, стремился как и все знатные люди, еще при жизни построить себе гробницу как можно прочнее, долговечнее. Но ведь по той же мифологии, фараон был не просто человеком, он рождался царицей-матерью, проникнув в ее лоно вместе с семенем отца, уже оплодотворенным дыханием бога солнца Ра, становясь, таким образом сыном бога, царствующим на земле, а после смерти соединяющимся с отцом, богом солнца. Чтобы фараон после смерти мог быстрее добраться до небесного отца, его снабжали ритуальной ладьей, на которой он и отправлялся в небо. Ведь бог Ра тоже ежедневно проплывает над миром в своей солнечной ладье.
       С ладьей, похоже, мы разобрались, а вот зачем тогда фараону гигантская гробница-пирамида, сохраняющая его мумию? К этому должен стремиться обычный человек, а сыну бога, который после смерти воссоединяется с небесным отцом, богом Солнца, бессмертие и вечное блаженство в небесах как бы обеспечены уже заранее. Ему не нужно идти на суд Осириса, который, в общем-то и рангом пониже – всего лишь бог подземного царства мертвых – он явно не может, не правомочен судить сына бога Солнца...Да и нужен ли незримый контролирующий двойник –Ка – сыну бога Солнца?
       Это – только один из вопросов, вытекающих из сложной мифологии древних египтян. Они и сами не находили ответы на них, а вернее – и не искали. Ибо опять возникал вопрос – а зачем искать эти ответы? Пусть будет непонятно и таинственно, человек больше всего боится непонятного и трепещет перед ним…


Рецензии