Учитель по черчению

               
                Учитель по черчению
Самуил Минькин
Фото того периода.

http://www.youtube.com/watch?v=Dd_4ECnU0so&feature=related

ВАЛЕНТИН ЛАЗОРОВИЧ.
Валентин Лазорович, командир подводной лодки в чине капитана первого ранга, после демобилизации получил квартиру в доме напротив и поселился в ней со своей женой. По его рассказам, их единственная дочь после замужества поселилась в нашем городе, и ему ничего не оставалось делать, как переехать жить сюда же. Валентин Лазорович вместе со своей женой выделялись среди нашей провинциальной публики своей интеллигентностью, всегда и везде они появлялись вместе.

В нашем дворе Валентин Лазорович появился вместе со своим горбатым «Запорожцем» и стал его ставить рядом с моим металлическим гаражом. Вот здесь мы и познакомились. Как в дальнейшем оказалось, они не только внешне выглядели приличными людьми, но по-настоящему оказались приветливыми, уважительными и добрыми соседями, с которыми было приятно общаться и дружить.

Мой «Запорожец» с мощностью сорока сил, по сравнению с его горбатым, имел уже более приличный внешний вид, хотя и он был далек от совершенства - плохо заводился, особенно зимой, а бензиновая печка, кроме того, что плохо разжигалась и жрала много бензина, раздражала меня своим назойливым визжанием. Валентин Лазорович мечтал продать свой "Запорожец" и купить хотя бы такой, как у меня. Я думаю, что деньги у него были, так как он прослужил много лет подводником на Дальнем Востоке. Проблема была у него в том, что, не имея связей, не мог достать бумаги на выделение ему автомобиля, а подержанный он покупать не хотел.

Валентин Лазорович рассказывал о своей службе интересные истории, одна из которых мне особенно запомнилась. Он уже ушел с лодки перед уходом в отставку, служил в штабе. Из Москвы прибыла комиссия из министерства обороны для проверки боевой и политической обстановки Тихоокеанского Флота. Руководителем комиссии был адмирал довольно в приличном возрасте, бывший адмирал Тихоокеанского Флота.

Валентину Лазоровичу было дано боевое задание подготовить охоту на оленя в заповедной зоне Лосинного острова. Были отобраны три матроса из бывших охотников для отлова оленя, которого надо было привязать к дереву и ждать, пока не появится адмирал. Если адмирал, выстрелив, промажет - оленя пристрелить. Когда старшина первой статьи доложил, что олень пойман, был назначен день охоты.

Адмирала одели в охотничью одежду, болотные сапоги и поручили матросу поддерживать старика. В сопровождении начальства и егеря, сели в катер и направились к Лосиному острову. Прибыв на остров, тут же направили посыльного предупредить матросов, державших на привязи оленя, что адмирал прибыл.

Когда из-за кустов показался олень, адмиралу закричали:
- Стреляйте - олень!
И хотя старик держал ружьё, готовое к стрельбе, он растерялся, стал смотреть в разные стороны и никак не мог разглядеть привязанного оленя. Адмирал выстрелил и тут же оленя пристрелили. Адмирал подошёл к убитому оленю, поставил на него ногу, и фотограф сделал несколько снимков. После этого вся компания села на катер и отправилась во Владивосток в ресторан.

В ресторане уже ждали гостей. Адмиралу подали жареную печень и в подарок оленьи рога, обработанные и покрытые лаком, как доложили адмиралу, от только что убитого им оленя. А Валентин Лазорович получил благодарность от командования Тихоокеанского флота за успешное выполнение боевого задания.

Осенью 1973 года я продал своего «Запорожца», Валентин Лазорович заселился в мой гараж, и у него отпала необходимость каждый раз отгонять своего горбатого в съёмный гараж километра за три. Теперь наша дружба стала ещё крепче. Когда мне нужно было в три часа ночи отвезти Сашу на вокзал, он отдал ключи от своей машины. Мне нравилась его щедрость, умение дружить, что, по-видимому, выработалось за многие годы работы в мужском коллективе, а может, просто от свойства замечательного характера.

В начале осени 1974 года я купил «Москвича». В это время Валентин Лазорович через военкомат нашёл себе работу военрука в школе-десятилетке в одной из пригородных деревень. Когда он узнал, что требуется в этой школе учитель по черчению, он предложил мне подработку.
- Коллектив преподавателей в этой школе хороший – убеждал меня Валентин Лазорович - был разговор, что требуется учитель по черчению, и я предложил директору твою кандидатуру. Директор просили прийти тебя на собеседование. Завуч составит удобное расписание для тебя, и будешь подрабатывать себе на бензин. Тебе - начальнику конструкторского бюро - не составит никакого труда учить ребятишек черчению.

В ШКОЛЕ.
Особенно уговаривать меня было нечего, я сидел на окладе и готов был пойти на любую подработку, чтобы пополнить наш семейный бюджет. В субботу на моем новеньком «Москвиче» мы отправились в деревню устраиваться на работу. Директор школы - женщина лет сорока пяти невысокого роста, деловая и энергичная - встретила меня приветливо, внимательно выслушала и пообещала, что все четыре урока по черчению, в седьмом и восьмом классах - будут в мою нерабочую субботу.

Из кабинета мы вышли в учительскую, и директор меня представила коллективу учителей. Особенно я почувствовал себя неловко, когда директор произнесла моё отчество - Израилевич. Не зря моя сестра Мария, работая учителем, сменила своё отчество, и её звали в школе Мария Исааковна, хотя в паспорте она была записана Марией Израилевной (явно стеснялась своего отчества). Я представил, с каким ехидством меня будут называть мои деревенские ученики.

После директора я попал в руки завуча, которая стала переписывать школьное расписание, выделяя мне четыре часа на субботу. Она спросила меня, не будет ли трудно проводить четыре урока подряд по две пары в седьмом и восьмом классе. Никогда не работая на преподавательской работе, я заверил, что никакого труда это мне не составит. Завуч в вежливой, но требовательной форме предложила мне составлять планы на занятие и подавать ей на подпись. Предложила ознакомиться со школьной программой по черчению. Эта дополнительная работа мне не очень понравилась – так как на работе надоело каждый месяц составлять планы работ на каждого конструктора.

При знакомстве с классом, к моему удивлению, моё отчество, подчёркивающее мою национальность, не вызвало у ребят никакого ехидства, они внимательно слушали первую вступительную лекцию. Первые занятия, на мой взгляд, прошли успешно. Только я выяснил, что у восьмиклассников и у семиклассников уровень знаний по черчению одинаковый, или, вернее, нет никаких знаний.

Но, когда я начал объяснять простейшую деталь, как её нужно рассматривать в трёх проекциях, я понял, что ученики ничего не поняли. Кроме того, когда я поворачивался к доске и рисовал, чувствовал, как за моей спиной начиналась возня, а когда поворачивался, дети сидели, но многие уже не на своих местах, и смотрели на меня невинными глазами. На первых занятиях я рассказал, с чем нужно приходить на занятия по черчению. У девочек имелись альбомы для черчения, карандаши и циркули. У двух-трех мальчиков - тоже, у остальных же на партах ничего, кроме книг и тетрадей - ни карандаша, ни альбомов, и ничего не делали.
Здесь я понял:
- Мало хорошо знать, свой предмет, - нужно уметь объяснить ученикам так, чтобы они хоть что-то поняли, нужно иметь терпение и педагогический опыт, уметь заставить их работать. Уговорами и просьбами дисциплину не наладить, особенно здесь, в деревне, где черчение не считается серьёзным предметом. Ученики за тобой внимательно наблюдают, стоит только сделать промашку, как они сразу берут мою оплошность себе на вооружение. В этот же день в конце урока я заявил, чтобы они приходили на занятия с соответствующими канцелярскими принадлежностями, а кто придёт на следующее занятие без альбома, карандаша, линейки, циркуля получают два бала.

На некоторых это подействовало, и на следующий урок пришли и начали заниматься, но линейки и циркули были не у всех, и стоило мне отвернуться, как мальчишки выхватывали у девчонок инструмент, а те начинали визжать. Но были злостные нарушители - таким был в восьмом классе ученик Плахотнюк, который на моих уроках абсолютно ничего не делал и только мешал другим. Я его несколько раз удалял с уроков: двойки, уговоры и разговоры на него не действовали.

Как интересно в жизни складывается, что фамилия соответствует поведению, или, например, идёт человек со своей любимой собакой, и они чем-то друг на друга похожи. Если лицо бульдожье, то и собака бульдог. Или другой раз посмотришь на незнакомого человека и подумаешь, что его зовут Сергей, и оказывается - точно. Так Плахотнюк напоминал слово «плохой», что соответствовало действительности.

Четыре урока подряд, да ещё по две пары в каждом классе, оказались очень утомительны. Ещё до начала занятий я думал, что буду заниматься благородным делом, передавать свои знания, а оказалось, что я трачу своё время и знания, за какую-то мизерную зарплату, а ребятам, эти знания безразличны, и сидят на занятиях, потому что так надо. Ученики и учителя относятся к этому предмету несерьёзно. За два урока подряд в классе приходилось давать много материала, а ученики плохо его усваивали. Прежде всего, не хватало педагогического опыта, а для усвоения нужно время. Мои два часа в неделю на такой предмет - это мизер, чтобы можно было чему-то научить. Вскоре мой энтузиазм пропал, и мне стало тягостно ездить на занятия.

ЭЛЛА ЗАХАРОВНА.
Мне никогда не приходилось вращаться в учительском коллективе. Учителями в основном были женщины, и на переменах в учительской почти не было разговоров о преподавательской работе - учителя спешили поговорить о своих женских проблемах, о которых не успели договорить на предыдущей перемене. Мужчины на переменах просматривали газеты и журналы, или если у них совпадали форточки, играли в шахматы. Самым серьёзным преподавателем была учительница русского языка и литературы Элла Захаровна. Она появилась в школе сразу после Октябрьских праздников, постоянно была занята, проверяла тетради, ставила оценки, что-то писала, уходила домой на электричку с набитой тетрадями сумкой.

На Эллу Захаровну я сразу обратил внимание, когда она шла впереди меня по коридору - у нее была стройная, статная фигура и красивая походка. У неё был сосредоточенный и даже угрюмый вид, когда она на переменах или во время форточки спешила разделаться со своими планами и тетрадями, но стоило ей улыбнуться, как появлялась совершенно другая женщина, приятная и женственная. Я не мог понять, зачем ей нужно было взваливать на себя такую непосильную ношу учителя русского языка и литературы, другие учителя по сравнению с ней были просто бездельниками. Я предложил ей подбросить её на своей машине до города. Она вначале категорически отказывалась, но потом вдруг неожиданно согласилась.

В машине Элла Захаровна молчала, и я, чтобы разрядить обстановку, стал жаловаться, что мне не нравится работа учителя, что с большой охотой я учил бы того, кто хочет учиться. Но когда я вижу, что ученики сидят, чтобы просто отсидеть время, у меня нет никакого желания им что-то объяснять и рассказывать. Я бы с удовольствием бросил бы эту никому не нужную работу. Но надо отмучиться до конца года.

- А вы что думали - пришёл учитель по черчению, и дети прямо умирают от желания познать эту дисциплину? Весь секрет педагога заинтересовать, да так, чтобы им было интересно. Для этого нужно иметь талант педагога, самому любить свой предмет и любить детей. Дети очень быстро всё схватывают и отлично понимают, интересно ли ведутся занятия, и отношение к ним педагога. Вот когда я училась в школе, в нашу учительницу по русскому языку и литературе весь класс был влюблён, вот я и пошла, учиться на филолога.

- Я смотрю, как вы пашете, Элла Захаровна, то никогда в жизни учителем русского языка не пошёл бы работать, - если добросовестно работать, то нужно отречься от личной жизни.
- А вы знаете, Самуил Израилевич, я тоже еврейка, – неожиданно сказала Элла Захаровна, - окончила Новозыбсковский педагогический, родилась в Клинцах. Сейчас живу в Брянске. Больше полугода искала работу, с трудом нашла здесь, в деревенской школе.

- Я так и догадывался, глядя на ваше поведение - робкая, малообщительная, знающая своё место, старательная, стремящаяся создать хорошее о себе мнение за счёт профессионализма. Если бы вы с появлением в школе были общительной и боевой, то трудно было бы признать по внешнему виду в вас еврейку. Одному можно всё, а другому надо посмотреть. Все мы ощущаем себя людьми второго сорта. Особенно, если человек уже на чем-то обжёгся, и если ему указали его место. Вот меня как раз и интересует, на чём вы, Элла Захаровна, обожглись.

- Вы, меня извините, Самуил Израилевич, но мне не хочется рассказывать о тех ошибках, что я совершила в жизни, и не хочу, чтобы мне сочувствовали и жалели. Частично удовлетворю ваше любопытство. Ушла я от мужа, и с дочками живу у тётки в Брянске.

Мне больше не хотелось расспрашивать - раз не хочет рассказывать, так не надо. Она попросилась высадить её у «Холодильника», чтобы домой добраться троллейбусом. Этой небольшой информации мне было достаточно, чтобы предположить, в чем сущность её проблемы - скорей всего, проблема смешанного брака. В основном еврейские ребята хорошие семьянины, всё тащат домой, а жёны только командуют и понукают, и жёны не убегают от своих мужей. Однако, эта женщина, по-видимому, с характером, если решилась на такой шаг.

В следующую субботу я приехал, шли занятия, и Эллу Захаровну увидел только на перемене. За эту неделю заметно было, что она изменилась, повеселела и стала более общительной. Ясно было, она адаптируется, сживается с коллективом. Я стал более внимательно к ней присматриваться - благородные черты лица, внимательно слушает собеседника и за прошедшую неделю, заметил - женщины прислушиваются к её мнению. По-прежнему она старалась использовать перемены. Хотелось с ней поговорить, но я не хотел отрывать её от работы, понимая, что иначе эту работу ей придётся делать дома.

Мои двойки подействовали на учеников. На занятиях я стал замечать, что труды мои не пропадают даром, многие ученики стали выполнять домашние задания, спешили показать мне свои чертежи, стали спрашивать, правильно ли они справились с заданием. Один парнишка в восьмом классе как-то сразу схватил суть предмета, явно было, что предмет ему нравится, задания выполнял правильно и аккуратно. Но ещё многие ученики ничего не делали, и у них не было, ни альбома, ни карандаша, ни резинки. Всем бездельникам в этот день я поставил двойки в журнал и в дневники, кто подал их по моему требованию.

Возвращаясь, домой после занятий, я снова предложил Элле Захаровне подбросить ее до города. На этот раз я молчал, Элла Захаровна заговорила первая:
- Как трудно в деревенской школе работать филологом, дети ничего не читают, даже те произведения, что положено по программе. Приходится своими словами рассказывать содержание литературного произведения. Вместо того, чтобы в старших классах самостоятельно из прочитанного охарактеризовать образы героев, дети вынуждены с моих слов конспектировать по теме сочинений, так как на носу выпускные экзамены.
- А если они будут списывать на экзаменах из конспектов?
- Пускай списывают, я для этого и заставляю их писать, иначе они на экзаменах вообще ничего не напишут. У меня болит душа, что детям не привили любовь к литературе. Во многом виноваты родители, которым безразлична учёба их детей – подрос, иди, работай. Дети уже знают, что рабочий зарабатывает намного больше, чем инженер, а про учителей то и говорить нечего.

Я слушал, как она увлечённо рассказывает о своей работе. Как она по-настоящему старается передавать свои знания ученикам, и подумал, что редко в настоящее время можно встретить человека, который стремится честно выполнять свой профессиональный долг. И вкладывает в свой труд, всю свою душу и сердце. Неожиданно я спросил у неё:
- Элла Захаровна, а как по документам звали вашего отца?
- Моего отца звали Залмен, но когда я получала паспорт, я в паспортном отделе, доказала, что еврейское имя Залмен переводится, как Захар, написала заявление, чтобы мне отчество поставили в русском переводе Захаровна. Я уже тогда знала, что буду учителем, и ученикам тогда придётся меня называть Элла Залменова. Этому меня надоумила наша приятельница - друг семьи. Отец, когда узнал, был ужасно недоволен. Он говорил, что любимая дочка его перекрестила. Он был патриотом своего народа, во время войны он чудом остался живой, бежал из плена, был в партизанах.
- А что, отец умер?
- Он очень за меня переживал, я была его любимой дочерью.
Элла Захаровна замолчала, разговор на некоторое время прервался, затем она сказала:
- Да, умер, но мне не хочется об этом рассказывать.
- А как же ученики его называли в школе?
- А так и называли - Залмен Вульфович.

С появлением Эллы Захаровны в школе у меня изменилось настроение, я чувствовал, что меня тянет в школу, чтобы пообщаться с Эллой. И я стал ждать очередную субботу. Меня почему-то стала интересовать её судьба. Я видел и понимал, что Элла Захаровна интересный человек, обладающая очень красивой внешностью, деликатным отношениям к людям, душевностью, духовностью и глубоким внутренним содержанием. Литература - это не её профессия - это её жизнь. До меня уже дошли слухи, что у неё на открытом уроке завуч школы заслушалась и не хотела уходить, до конца урока.

ПЬЯНКА В ШКОЛЕ.
В эту субботу я приехал пораньше, нужно было составить план, и я надеялся, что у Эллы Захаровны первый урок будет свободным. Но, как всегда, занятия по математике и русскому языку начинались с первых уроков. Мне рассказали, что вчера в школе было ЧП - два ученика седьмого класса в туалете, который находится на улице, распили бутылку самогонки. На уроке Эллы Захаровны им стало плохо, началась рвота. Элла Захаровна ужасно испугалась, прибежала бледная, как полотно, в учительскую и стала вызывать скорую помощь. Все свободные учителя, находившиеся в учительской, побежали в класс и вывели бледных, еле держащихся на ногах учеников и отвели их домой. Дети потом рассказали, что у одного из учеников бабушка гнала самогонку, и внук стащил у неё бутылку, которую распил с другом в туалете..

Неожиданно дверь в учительскую резко отворилась, и вошли две женщины, настроенные по-боевому. Впереди шла пожилая, а за ней молодая женщина. Пожилая женщина (как потом выяснилось, была бабушка, а вторая - матерью одного из учеников вчерашнего ЧП) стала громко на всю учительскую говорить:
- Что это за безобразие, куда смотрит школа и учителя - уже дошли до того, что ученики во время уроков пьянствуют! Мы это дело так не оставим, где это видно было, чтобы в школах разрешали выпивать? Куда смотрит директор школы, покажите нам эту учительницу, что разрешает на своих уроках пить водку! В наше время учителя были строгими, на уроках не пикнешь, теперь чёрт знает что - всё дозволено - курить, пить.
Из своего кабинета вышла директор школы в учительскую, тихо стала слушать ругань бабушки, затем спокойно спросила:
- Николаевна, что шумишь? Будешь доказывать у прокурора, ведь твой внук признался, что ты гнала самогонку и бутылку дала ему с собой в школу. Вот там и ответишь - и что самогонку гонишь, а главное, что спаиваешь несовершеннолетних детей. Зайдите ко мне в кабинет, прочите заявление и распишитесь.

У Николаевны сразу пропал весь гонор, она стояла и моргала глазами, открыла рот, пытаясь что-то сказать. Наконец, тихим жалостливым голосом произнесла:
- Прокурора не надо, сами разберёмся. Да кто же это сказал, что я дала ему самогонку в школу? Сам спер, мерзавец, он у нас дома теперь получит - больше не надо.
- А если будете бить ребёнка, то вам на суде дополнительно подкинут ещё годика 2 – 3.
- Да кто же его будет бить, мы ему только внушение сделаем.
- Ладно, Николаевна, что попусту болтать - заходите в кабинет, распишитесь. Или пускай одна мать зайдет. За ребёнка родители отвечают. А ты, Николаевна, выйди из учительской и не мешай работать. Чего ты сюда прибежала - есть родители - отец и мать.

Николаевна упала на колени, стала умолять директора не передавать заявление в прокуратуру. Директор показала рукой матери, чтобы она заходила в кабинет. Когда они зашли, Николаевна вскочила с колен и тоже шмыгнула в кабинет директора. Минут через двадцать они вышли из кабинета, обе женщины как мышки проскользнули через учительскую и тихонько прикрыли за собой дверь.

ОКАЗЫВАЮ ЖЕНЩИНАМ ПОМОЩЬ.
Элла Захаровна привыкла, что по субботам я подвожу её до города. С ней было очень интересно общаться, она как-то сразу ухватила темы, которые меня интересуют - в области психологии и психологии взаимоотношений, здоровья и народных методов лечения, кино и отзывы о фильмах. И, по-видимому, в знак благодарности всякий раз подсовывала мне журнал или газету, где она подчёркивала заголовок, чтобы я прочитал. Меня удивляло, как она только находила время читать газеты и журналы и не забывать про меня.

Это было уже в феврале месяце. Возвращаясь после занятий, Элла Захаровна сказала:
- Самуил Израилевич, рассказывали, что у вас золотые руки, что Вы всё можете делать. Валентин Лазорович говорил, что даже телевизоры ремонтируете.
- У вас сломался телевизор?
- Вы угадали, но не сломался, а плохо работает, прыгает и дёргается экран, смотреть невозможно. Я телевизор почти не смотрю, но тётя и мои девочки меня замучили. Там он неплохо работал, а здесь одно только расстройство. Вы не смогли бы посмотреть?
- Ну что ж, тогда поедем сразу смотреть.

Тетя Эллы Захаровны жила по улице Калинина недалеко от реки в своем доме. Глянув на крышу, я увидел самодельную антенну из двух вибраторов. Дом стоит внизу под Петровской горой, которая закрывает телевизионный центр. Я сразу понял, что здесь нужна пятиэлементная антенна направленного действия. Взойдя на покосившееся крыльцо, Элла Захаровна с трудом открыла дверь. Я взял у неё ключ, замок очень туго проворачивается, всё ясно - замок сто лет не смазывался. В квартире чисто, но всё старенькое, в зальчике висит перекошенная люстра. Бросается в глаза, как не хватает здесь мужской руки.

Девочки - лет двенадцати и лет десяти - сидели за столом и чем-то занимались. Только по тому, как они ответили на мое приветствие, и по их взглядам можно было определить, что это правильно воспитанные дети. Элла Захаровна сказала, чтобы включили телевизор. Старшая девочка включила телевизор. Звук был хороший, изображение блеклое, начинало прыгать и дергаться - явно, что поступает слабый сигнал. Я высказал своё мнение и пообещал собрать хорошую антенну. Элла Захаровна предложила мне пообедать с ними. Я оказался, но перед уходом встал на стол, поправил люстру, взял маслёнку около швейной машины и смазал замок входной двери, который стал легко открываться. Элла Захаровна поблагодарила, и сказала:
- Такой мужчина, дороже всякого золота.

В течение недели достал алюминиевые трубки, изготовил петлевой вибратор строго по чертежу. Приятель мой Николай начальник электра лаборатории - отрубил мне метров пятнадцать телевизионного кабеля, я собрал антенну, закинул в багажник и в субботу поехал в школу. После занятий поехал с Эллой Захаровной к ней домой, сбросил с крыши старую антенну, установил новую направленного действия. Эта работа продолжалась часа два, и когда к телевизору подключил новую антенну, телевизор стал прекрасно работать, и у всех присутствовавших в доме от восторга засияли лица. Как мало человеку нужно для полного счастья! Особой радостью светились лица девчонок.

Элла Захаровна стала мне совать червонец. Я ей объяснил, что эта антенна мне ничего не стоит. Всё необходимые детали для антенны я стащил с завода, а мой труд - это подарок от меня ее семье. Да и не возьму я никаких денег, чтобы не портить радостное настроение. Мне самому очень приятно видеть их радость, за что и сам готов заплатить.

Тогда Элла Захаровна стала уговаривать пообедать с ними вместе. Я согласился, так как действительно чувствовал себя голодным, и с утра ничего не ел. Она из шкафчика достала граненый графинчик с черничной наливкой (моя мама ежегодно заготавливала черничную наливку, которая считалась в нашем доме эликсиром здоровья), наверное, это наша национальная традиция. Аппетитно пообедав, я стал спешить домой, зная, что дома уже волнуются. Элла Захаровна проводила меня до машины, повторяя, что ей очень неудобно за время, отнятое у меня.

ПЛАХОТНЮК.
От асфальтовой дороги до школы метров пятьсот вдоль деревни, после дождей дорогу развезло, и я на своём москвиче еле доехал до школы в двух местах даже буксовал. Из-за этого у меня было плохое настроение - как буду добираться назад? На последнем уроке в восьмом классе мой «лучший» ученик Плахотнюк продолжал ничего не делать, хотя я ему на каждом уроке ставил двойку в журнал. Я на доске рисовал проекции, отвернувшись от учеников, и слышал за спиной повизгивание девочек. Каждый раз, поворачиваясь к ученикам, видел Плахотнюка, который сидит уже на другом месте, и невинными глазами смотрит на меня.

Я ему уже сделал неограниченное количество замечаний, но он, по-видимому, решил окончательно вывести меня из себя – мстить за двойки, что я ему ставил. Я стоял спиной к классу и слышал, что визжит одна из девочек. Меня разбирало зло, что уже чувствовал, как не владею собой, и резко повернулся. Плахотнюк уже сидел в другом конце класса и что-то отбирал у девочки. Я подошёл, взял его за шиворот, как котенка, и повёл к дверям. Я чувствовал несопротивляющееся податливое его тело, подвёл к двери и толкнул его так, что он лбом открыл дверь и растянулся в коридоре. В классе образовалась мертвая тишина, все дети тихо сидели и что-то рисовали, не поднимая головы.

Возвращаясь, домой, рассказал Элле Захаровне сегодняшний эпизод. Она посмотрела на меня испуганными глазами и сказала:
- Самуил Израилевич, Вы что, с ума сошли? Разве можно трогать детей? Если сейчас его родители подадут на вас в суд, Вы получите как минимум три года. После занятий Вы его видели?
- Не видел.
- Какая беспечность! У него могло быть сотрясение, или вы могли ему сломать руку или ногу. И вы даже не поинтересовались, что с ним было дальше?
- Нет, не интересовался, с такими выродками, ничего не случается.
- А если случилось, нужно срочно что-то предпринять. Вам завтра нужно приехать, отыскать, где живёт его семья, и если, не дай Бог, у него серьёзная травма, придётся как-то улаживать дело.
- Никуда я не поеду - воспитали идиотов, которые сами не учатся и другим не дают, ведь родители знают, что он круглый двоечник, что у него отвратительная дисциплина, что он разгильдяй и бездельник и никаких мер не принимают.
- Я понимаю, Самуил Израилевич, что Вам неудобно теперь ехать извиняться, но не нужно упрямиться, лучше беду предупредить. Давайте я с вами завтра поеду, я найду, что сказать, все-таки я педагог с опытом.
- Большое спасибо, Элла Захаровна. Если бы у него была серьёзная травма, он бы не смотался домой. Всё обойдётся, всё будет нормально.
- Дай Бог, я буду молиться за Вас.

Разговор с Эллой Захаровной вселил в меня сомнение, я решил пойти посоветоваться с Валентином Лазоровичем. Выслушав меня, он также обрушился с критикой, как я посмел так толкнуть ребёнка:
- Да пускай он будет кто угодно, пальцем трогать его нельзя. Ехать завтра, я думаю, тебе не зачем - если он получил серьёзную травму, то ты из их дома живым не выйдешь - представляешь, ребёнка покалечил. Я думаю, что об этом пришествии нужно поставить в известность директора школы. Она женщина боевая, энергичная, но справедливая, постарается тебя защитить. Никуда не езжай, в понедельник я буду в школе, прозондирую почву.

Час от часу мне становилось не легче, я стал сам себя бичевать. Хрен с ним, нужно было попросить выйти из класса, или пускай прыгал бы по партам - почему я такой невыдержанный? Всегда я вляпаюсь в какое ни будь приключение. Конец субботы, воскресенье и понедельник меня терзали тревожные мысли, пока вечером в понедельник не зашёл ко мне Валентин Лазорович и сообщил, что в школе все тихо.

В субботу я пришёл проводить занятие в восьмом классе. К моему удивлению, Плахотнюк сидел на своём месте на первой парте с новым альбомом, карандашом, и даже с циркулем.


УЧИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
Сразу после майских праздников нас троих - меня, Эллу Захаровну и Валентина Лазоровича попросили побывать на учительской конференции, так как мы живём в городе и домой можем добраться на автобусе-троллейбусе. Деревенским тяжело добираться туда и назад, и директор поручила Элле Захаровне сделать доклад. В пятницу у меня был рабочий день, и на конференцию пойти не мог, а у Валентина Лазоровича в субботу было какое-то серьёзное мероприятие.

В субботу я сидел рядом с Эллой Захаровной. Она просматривала конспект со своим выступлением. Я ощущал её волнение перед выступлением и старался всячески её успокоить, что я в неё верю, и всё будет хорошо. Она ничего не говорила, а только благодарно посматривала на меня, пытаясь улыбнуться. Выступление Эллы Захаровны мне понравилось - глубокое содержание доклада, отличная четкая русская речь - она держалась уверенно, с первых предложений завладела аудиторией. Зал затих, внимательно слушал, не пропуская ни одного её слова. Я про себя отметил, что среди наших женщин имеются отличные профессионалы высшего класса.

Когда после выступления она села рядом, то прижалась к моей руке, и я понял, что ей нужна моральная поддержка. Я сказал, что она выступила классно, держалась уверенно и достойно, что из всех выступлений её было самое лучшее. Я всегда знал, что женщину, какого бы высокого уровня она ни была, поддержка, похвала и красивые слова всегда радуют. Отдышавшись, Элла Захаровна спросила:
- Вам действительно понравилось мое выступление?
- Вы меня обижаете, разве я похож на льстеца? Вы подготовленный оратор, с первых слов зал увидел деловую женщину с красивой русской речью, обаятельную, рассказывающую доходчиво и понятно. Я видел, как зал замер при вашем выступлении.
- Ну, Самуил Израилевич, большое Вам спасибо за добрые слова. Может, что и не так, но всё равно приятно.
- Всё точно так, как я говорю.

Объявили двухчасовой перерыв, в фойе играл эстрадный оркестр. Мы отправились в ближайшее кафе перекусить, а когда я вернулись в фойе, в полном разгаре были танцы. Я отыскал Эллу Захаровну, которая сидела на диванчике. Она, по-видимому, ждала меня. Стоило подойти, и она с охотой пошла танцевать. Танцевать с Эллой Захаровной было одно удовольствие: стройная, гибкая, послушная. Она и так мне уже давно нравилась, но после выпитой мною водки в кафе, где мы раздавили бутылку на троих с участниками конференции, меня потянуло на подвиг. Я наклонился и поцеловал Эллу Захаровну в висок. Она приложила пальцы к моим губам и спокойно сказала:
- А вот этого делать не надо. Где это Вы уже успели?
- Так ведь конференция равносильна празднику, а праздник не может быть без этого.

Обычно в кампаниях на вечерах мне говорят, что я неправильно себя веду. Почему не приглашаю дам, которые сидят, скучают, ждут, когда их пригласят танцевать? Раз они сюда пришли, видят, как другие танцуют, веселятся, им тоже хочется, чтобы их приглашали, независимо от их внешнего вида. А настоящий мужчина - кавалер – должен, даже обязан, их развлекать, поддерживать компанию, чтобы всем было интересно, весело и комфортно.

Я не кавалер, не обладаю талантом развлекать женщин. Но в данный момент я вдруг понял, что танцы - это прекрасно. Когда с тобой рядом находится привлекательный и желанный тебе человек. Ты держишь его за руку и талию, и никто тебе на свете не нужен. Только быть вот так рядом, вместе. Особенно, когда ты чувствуешь, что твой партнёр испытывает те же чувства. И пусть меня считают кем угодно, и, может, я некрасиво выгляжу, что всё внимание уделяю одному человеку, но не хочу я быть благодетелем. Мне приятно, дорого и интересно быть именно с этим человеком, и нет мне дела ни до кого другого.

Учительская конференция закончилась, мы вышли на улицу. Стояла прекрасная майская погода. Домой идти не хотелось. Рядом в парке на скамейках сидели бабушки с внуками, которые бегали, играли. Хорошей погоде радовались все, и воробьи, которые прыгали и щебетали. Элла Захаровна предложила посидеть на лавочке. Мы отыскали в глубине парка свободную скамейку, сели рядышком. Она молчала, я сказал:
- Как совпадают наши желания - мне тоже не хочется идти домой.
- Самуил Израилевич, нам нужно прекратить наши любовные игры. Из этого ничего хорошего не получится.
И перейдя неожиданно на "ТЫ", продолжала:
- Ты меня заставляешь думать о тебе. У меня сейчас была спокойная жизнь, и дальнейшие наши отношения только испортят жизнь и мне, и тебе. Я человек добропорядочный и никогда своё благополучие не буду строить на несчастии другого человека. Я так воспитана, что в нашей семье уважали людей, никогда никому не делали каких-либо неприятностей и зла, и даже стремились никому не делать неудобств. Мой отец всегда говорил, что лучше пускай моё пропадет, чем пострадает из-за меня другой человек.
Да, я хотела бы иметь мужа такого, как, Ты, и вообще мне нужен настоящий мужчина - в моём понимании. Ещё в первый раз, когда я тебя увидела, то сразу поняла, что ты добрый, отзывчивый, заботливый хороший человек, и дальнейшее наше знакомство только утвердило мое первоначальное представление о тебе. У тебя есть ум, благородство, понимание, трудолюбие и прочее. Но у нас с тобой нет никакой дальнейшей перспективы, я не могу связывать дальнейшую свою жизнь с человеком, обремененного семьёй, и тебе не нужны дополнительные заботы и переживания. Поэтому, чем раньше мы прекратим наши игры, тем будет лучше для нас обоих. А особенно для тебя.

- Почему для меня?
- А потому, что я не хочу, чтобы у тебя были неприятности в семье. А я фактически свободна, хотя юридически - нет. Тебе не нужно усложнять себе жизнь.
Я в жизни допустила большую ошибку. Как не хотели мои родители, а особенно отец, чтобы я выходила замуж за гоя. Как он просил меня подумать о своей дальнейшей жизни! Он старался меня переубедить, что у нас разная ментальность, что начнете перетягивать друг друга на свою сторону, пока кто-то один не сломается. Или придётся разбежаться. Но я, несмотря на огромное уважение к своему отцу, ничего не могла поделать с собой. Я влюбилась так страстно, что ни моя жизнь, ни мои родители для меня уже ничего не значили. Как красиво он за мной ухаживал! Он приносил к нам домой огромные букеты цветов, был исключительно внимательным и щедрым, когда мы бывали вместе на вечерах в ресторане, не подпускал ко мне никого из моих поклонников, которые пытались ко мне приблизиться.

Он приезжал ко мне в Новозыбков в общежитие, привозил передачи от мамы. Девчонки в нашей комнате были от него без ума, говорили:
- Эллка, какая ты счастливая - подцепила такого парня – восхищались подружки.
Высокий, стройный, статный с копной светлых волос, красиво уложенных, всегда аккуратно и модно одет. Веселый, общительный. В компании с друзьями – лидер. Звали его Валерий Павлович, имя мне очень нравилось, казалось, что он воплощение мужской силы и достоинства, смелого, сильного, что всегда можно опереться на его плечо. Мне представлялся в нём образ летчика героя, Валерия Павловича Чкалова.

Мои родители хотели, чтобы я вышла замуж за сына наших знакомых Фиму - его мать прибегала к нам и говорила:
- Фимочке очень нравится ваша Эллочка.
Однажды пошла с ним в кино. Пока мы ждали в фойе начала сеанса, он считал какую-то мелочь, затягивая время, чтобы не идти в буфет, и чтобы быстрее прозвенел звонок. Во время сеанса сидели рядом, никакого внимания, он был увлечён фильмом, выходили из кинотеатра, он даже мне не подал руку. Проводил меня до дома и стал спешить, сказав, что мама его уже волнуется. Я сразу сделала вывод: жадина, маменькин сынок. По гороскопу я скорпион – я не люблю, чтобы мне что-то навязывали, я всегда хотела делать то, что сама хотела, и то, что мне нравилось - сама решать свои проблемы. И несмотря ни на какие убеждения моих родителей, мне нравился Валерий Павлович.

- Меня тогда не интересовало, что Фима был отличник, чемпион школы по шахматам. Другое дело Валерий Павлович, который покупал самые дорогие конфеты, во время сеанса я буквально попадала в его объятия, и потом часами простаивали около моего дома.
Меня в то время возмущало, как могли родители парню, своему сыну, дать такое немодное имя - Фима, а вместе с отчеством получалось Ефим Абрамович. Меня в то время раздражали эти еврейские имёна. Я тогда не знала, что Ефим– это Хаим, а Хаим – это жизнь. Ведь не зря, когда во время торжества поднимают рюмку вина, говорят: «Лэхаим» (за жизнь). А имя Иван происходит от библейского имени Авраам.

Когда мы поженились, родители Валеры купили нам двухкомнатную кооперативную квартиру и мебель. Мы были счастливы. Я не придала значения, когда моя свекровь, которая работала директором магазина, как бы в шутку спросила:
- Всё твоё приданное - этот чемоданчик?
Какое приданное мог дать мой отец, если мы жили на его учительскую зарплату? Много лет спустя до меня доходили слова моей свекрови, что они приютили меня - нищенку.

Лет пять мы прожили дружно и счастливо, родились дочки, моя мама приходила, сидела с ними. Я с головой ушла в работу. Когда я пришла первый год в школу, (как отличница, ВУЗ окончила с красным дипломом ), думала, что всё знаю. Но с первых уроков литературы поняла, что у меня не хватает знаний. После блестящих лекций институтских профессоров мои уроки были жалкими и неполноценными. Кроме проверки тетрадей, мне нужно было тщательно готовиться к каждому уроку по литературе, и чем больше я над собой работала, тем больше понимала, что у меня очень маленький объём знаний, и нужно над собой всё больше и больше работать – заниматься.

Валерию Павловичу стало не нравиться, что всё время у меня отнимает работа. По гороскопу он выхоленный "лев", и жена ему нужна, как рабыня, хотя я из кожи лезла, чтобы у него были белоснежные рубашки, отутюженный костюм. Он требовал, чтобы я была самой модной, была рядом и сопровождала его на постоянные вечера, на встречи с его друзьями. Но у меня на это катастрофически не хватало времени. Он стал требовать, чтобы я бросила свою «дурацкую» работу.

Ещё когда работал снабженцем, он возвращался иногда домой выпившим. Когда я его просила прекратить пить, он доказывал, что ему приходится встречаться с нужными людьми, и это необходимо для его работы. Но когда с помощью друзей он стал директором ресторана, то домой стал приходить за полночь, и постоянно выпивши. Начались ссоры, я видела, что он катится по наклонной в никуда. Иногда вообще не приходил ночевать, объясняя, что была важная производственная необходимость. Я догадывалась, что с его внешностью и с его обаянием у него могут быть поклонницы.

В доме появились хорошие деньги, а он возмущался, почему я недовольна. Главное, что он приносит домой много денег – по сравнению со мной приносил в несколько раз больше. Валерий стал, обижался, что я подозреваю его в неверности, и продолжал настаивать, чтобы я бросила работу в школе, занималась больше им и детьми, а в свободное время, приходила и проверяла его, и отбросила все сомнения. Или шла ему помогать. Пошла бы на курсы бухгалтеров, так как ему нужен по работе свой человек, и он бы был под контролем.

Приходила свекровь приносила детям гостинца и начинала меня отчитывать, что Валере на работе нужен надёжный помощник, чтобы в ресторане работники не разворовывали продукты, что Валере очень трудно за всем уследить. Что я сижу в школе и дома вся в работе выше головы, за какие-то копейки, а настоящее дело страдает.

По-видимому, с подачи свекрови и свёкра, Валера стал агрессивным и стал требовать, чтобы я начала ему помогать в работе. Ему нужен свой бухгалтер, чтобы сводить концы с концами. И делать бухгалтерские отчёты, чтобы не было растраты. Я, не могла себе представить, как я буду бегать по ресторану, и следить за работниками, чтобы они не украли кусок мяса, или колбасы. Держать мужа под контролем. Зачем я училась тогда, старалась быть отличницей, мечтала на основе классических, литературных произведений воспитывать добрых, образованных, нравственных людей. Теперь в кого я превращусь? В какого литературного героя? Собакевича, которого не интересует товар, а цена?

Я ответила Валере, что где бы ни работала, никогда за ним шпионить не буду и не стану заниматься грязными делами. Я представить не могла, как я могу бросить свою любимую литературу и пойти заниматься какими-то делишками. Чтобы покрывать всевозможные ресторанные авантюры. В это время в школе я уже пользовалась авторитетом, как лучший литератор.

Моя свекровь возмущалась, что её невестка сидит на копеечной зарплате и не желает помогать мужу. В её понимании я была просто ненормальная. Валера видя, что я его не слушаю и не желаю переходить работать в торговлю, быть его верной рабыней, начал меня унижать и оскорблять. Он не возлюбил моих родителей и однажды спросил:
- За что твои родители ненавидят русских. Русские, спасли ваш народ от тотального уничтожения. Почему они не хотели, чтобы ты выходила за меня замуж?
Я от этого вопроса растерялась и не знала, что ответить.

Этот вопрос меня задел за живое. Действительно, почему современные образованные люди категорически не желают, чтобы их дети делали свой выбор по любви? Мои родители грамотные современные люди, какие у них были основания так поступать? Валерий сказал это таким тоном, чтобы унизить и оскорбить не только меня, но и моих родителей. Я решила разобраться, твердо зная, что у моих родителей не было никакой ненависти, русскому народу. Что такое поведение родителей было обоснованно и имело некоторую тайну, о которой нельзя было открыто говорить.
.

Я решила обратиться к своему отцу, преподавателю истории, который, кроме преподавания, еще занимался и научной работой. Он рассказал мне своё мнение по данному вопросу, некоторые переводы из иностранной прессы, которые в Советском Союзе запрещались. Чтобы не быть голословным, он мне дал несколько работ по антисемитизму, которые он не держал дома, а хранил в папке с другими запрещёнными статьями и документами у приятеля в сарае. Держать дома он их боялся и строго - настрого предупредил, чтобы я нигде ничего не рассказывала про эти документы. Таким образом, узнала, что в стране существует самиздат.

Изучая документы, и беседуя с отцом, я уяснила, что до 18 века русские князья, и цари не позволяли евреям селиться в своих владениях. «Антисемитизм» в России вышел на государственный уровень при Екатерине второй 1791 года, когда была определена черта оседлости для евреев 25-ть губерний, и целый ряд ограничений. Слово «антисемитизм» (ненависть к евреям), придумал Вильгельм Марр, в 1879 году в Германии. А ещё раньше на Украине в 1648 г. возглавил крупнейший погром невиданный до и после Богдан Хмельницкий. Казацкие отряды уничтожили более 100 тыс. евреев, убивая всех без разбора. С евреев сдирали кожу, а их тела скармливали собакам. Многих погребали заживо. В Киеве было вырезано всё еврейское население, а теперь Богдан Хмельницкий народный герой Украины.

В России погромы начались с 1881 года, и до 1920 года их было неограниченное количество из-за согласия и попустительства царского правительства, черносотенцами, представителями консервативных, антисемитских, монархических, православных кругов, под лозунгом «Бей жидов, спасай Россию». Якобы из-за евреев, гибнет Россия. Огромное количество погромов было в период гражданской войны, где особо зверствовал батька Махно.
В период ВОВ на территории, оккупированной немцами, было уничтожено 2 миллиона евреев, за период осень 1941 и весну 1942 года. В некоторых районах, главным образом в местечках и деревнях, убийство евреев совершалось полицией из местных добровольцев, почти без участия немцев. Местное население помогало вылавливанию укрывающихся евреев, бежавших от уничтожения, без помощи местного населения немцы не сумогли бы разыскать, опознать и тотально уничтожать евреев в оккупированных районах.
Правительство Советского Союза, преднамеренно скрывало и скрывает факты широкого участия местного населения в уничтожение евреев – советских граждан. Так, в карательных отрядах, занимавшихся геноцидом еврейского народа на оккупированной территории СССР, на 1-го немца приходилось 8-м местных жителей полицаев: русских, украинцев, белорусов и пр. Без активного участия полицаев и местного населения, немцы не могли бы своими небольшими карательными отрядами за один год уничтожить такого огромного количество всего еврейского населения.

Энциклопедия www.eleven.co.il/?mode=article&id=13935&query=
После ВОВ Сталин был главным творцом политики государственного антисемитизма. По прямому указанию Сталина в 1948 г. был убит в Минске Ш. Михоэлс, еврейский актер, режиссер и общественный деятель. С конца 1948 г. и до последних дней жизни Сталин проявлял крайне враждебное отношение ко всему еврейскому Сталин взял курс на окончательное уничтожение последних сохранившихся в Советском Союзе еврейских учреждений и физическую ликвидацию деятелей еврейской культуры. Последовательно проводилась кадровая политика, направленная на изгнание евреев из областей, науки, культуры, народного хозяйства недопущение их к занятию сколько-нибудь значительных постов, ограничение их приема в вузы. Затем последовали массовые аресты еврейских писателей и артистов. Сталин принуждал представителей своего окружения, женатых на еврейках, разводиться со своими женами.

С января 1949 г. началось следствие по делу Еврейского антифашистского комитета, по указанию Сталина. Который был создан 1942 г. во время Второй мировой войны с целью организовать обращениями евреями СССР, призывами к евреям всего мира о сборе пожертвований на приобретение одной тысячи танков и 500 самолетов и прочей помощи для Красной армии, против войны с нацистской Германией. В комитет вошли вдающиеся деятели науки, культуры и искусства.
12 августа 1952 г.после нечеловеческих пыток, приговор в отношении осужденных членов комитета к расстрелу, был приведен в исполнение. 22 ноября 1955 г. Военная коллегия Верховного суда отменила приговор по делу Еврейского антифашистского комитета «за отсутствием состава преступления».
Кульминацией анти еврейских гонений, развязанных Сталиным, было «дело врачей», которое, согласно ряду свидетельств, должно было предшествовать массовой депортации евреев в Биробиджан. Планировалось, что во время депортации должно погибнуть около половины депортируемых. Лишь смерть Сталина спасла евреев Советского Союза от уготованной им участи.
В после сталинские времена в советском союзе появился новый вид скрытого государственного «антисемитизма». Верхние эшелоны власти издавали устные директивы, по той же схеме сталинской кадровой политики, недопущение евреев в руководящие партийные органы, к ограничению занятия значительных постов в народном хозяйстве, в области науки, культуры и спорта. Ограничение приема евреев в вузы, а целый ряд престижных вузов, был закрыт для еврейской молодёжи. Ограничение евреям выезд за границу.
Кроме государственного «антисемитизма», существовал бытовой «антисемитизм», который был отголоском государственного, в виде оскорбительных выражений и анекдотов, разжигание ненависти, ксенофобии (нетерпимость к кому-либо чужому, отличающегося от своего).

Ознакомившись с этими материалами, получалось, что Валерий умышленно задал провокационный вопрос, где всё перевернул с ног на голову и получается, что ненависть имеется, только всё наоборот.

Я продолжала знакомиться с условиями смешанного брака, с религиозной точки зрения. Тора в иудейской религии, запрещает вступление в браки с представителями других наций. Это одна из 613-ти заповедей, где выражено словами: «Не сочетайтесь браком с ними», «Дочь свою не отдавай за сына его, и его дочь не бери для сына твоего». Важно подчеркнуть для еврейки выйти замуж за не еврея не так страшно «ведь дети все равно считаются евреями». «Сочетающимся с дочерью чужого бога» пророки считают предательством ибо, «сыновья продали своих детей».
В православной религии смешанные браки с евреями запрещаются. Или брак должен быть совершен по православному обряду. В случае огромного желания вступить в брак необходимо сменить вероисповедание на православное. Рожденные в браке дети должны быть крещены и воспитаны в правилах православного исповедания. В противном случае церкви не будут совершать обряд бракосочетания и венчание.

Смешанный брак является одним из важнейших демографических процессов, влияющих на структуру и будущность еврейского народа. Смешанный брак для евреев – это отрубленная ветвь. Если молодые ребята, влюбившись друг в друга, не задумываются о последствиях. Но с обеих сторон имеются родители, которые знают, что может ожидать молодожёнов. Кроме бытовых проблем, возникающих в каждой семье, в смешанном браке прибавятся ещё религиозные. Со стороны православных родителей будет давление, чтобы детей воспитывали в духе православия. Родители со стороны евреев знают, что дети и внуки будут сторониться своего еврейства, и стараться умалчивать своё происхождение.

Еврейский мир имеет огромное культурно-историческое наследие, которого нет ни у одного народа. За годы Советской власти, когда были закрыты еврейские школы, синагоги, было запрещено изучать своё наследие народа, народ потерял свой родной язык идешь, теряет свою ментальность. Коммунистическая партия и правительство целенаправленно стремится русифицировать народ. Наложила запрет на богатейшую еврейскую историю, умалчивают исторические факты, или извращают их. Молодое поколение, не знает своих корней, не понимает смысла и глубины своего национального богатства.

Мне стало понятно, почему мои родители, интеллектуалы, современные люди боялись моего смешанного брака. Они стремились первым делом сохранить свой род. Чтобы потомки не потеряли то богатейшее культурно-историческое наследие и традиции народа. Ассимилировавшись, всё это богатство потомкам становится не интересным. Родители, желая счастья, своим детям знают, что часто молодожёны, имеющие разную ментальность, будут стремиться жить своей привычной жизнью. Превратят свою жизнь в постоянные ссоры, и перетягивание на свою сторону, кому-то из них нужно будет перейти в подчинение, у кого более сильный характер, или разойтись. Все эти неурядицы отражаются на детях.
Если молодёжь не понимает и мало интересуются последствиями, то умудрённые жизнью пожилые люди знают точно, что смешанные браки в России – это стопроцентная ассимиляция, теряется национальность, не выполняется наказ отцов, также часто не складывается семейная жизнь. Так вот почему родители категорически противятся смешанных браков.
Реплика Валеры «За что твои родители ненавидят русских». Это провокационная юдофобская реплика, унижающая и оскорбляющая мой народ. Мои родители как раз наоборот, очень даже доброжелательно и уважительно всегда относились и относятся к русскому народу.

Когда все это я решила растолковать Валерию, что никакой ненависти к русским нет, он слушал с иронией. Я видела, что не влияю на его убеждение, которое не менялось, как я ни старалась доказать. Не дослушав до конца, он спросил:
- Этому тебя научил твой хитрый еврей?
После этих слов я не сдержалась:
- Это мой отец, учитель истории, хитрый еврей? Он один из самых честных, порядочных и почитаемых людей! Это твои родители и ты сам – торгаши несчастные – обвешиваете, обмериваете и обворовываете всех подряд. Откуда у вас такие деньги, когда у вас мизерные зарплаты? Тогда он спокойно мне говорит:
- Ты хочешь мне доказать, что евреи честные люди? Спроси любого, каждый скажет, все евреи – проходимцы, прохвосты, и мерзавцы. А ты вообще дура.
Тогда я сказала:
- Каждый судит по степени своей распущенности - вор никогда не поверит, что имеются честные и порядочные люди.
Обдумывая и переживая сложившуюся ситуацию, я поняла, что мне не было ни какой необходимости искать где-то антисемитизм, когда вот он в моём доме.

Когда я познакомилась с творчеством великого еврейского писателя Шолома Алейхема, то поразилась, сколько там патриотизма, любви к своему народу - особенно интересно его завещание, в частности, пятый пункт. Я стала искать, доставать и читать все, что попадалось, по еврейской истории, художественную еврейскую литературу, которая является в наше время дефицитом. У меня появилось чувство сопричастности и желание что-то сделать для своего народа. Я поняла, что сделала большую ошибку - наши взгляды с мужем кардинально противоположны, нет у нас ничего общего, он никогда меня не поймёт, а я не могу жить его жизнью, чтобы превратиться в торгаша.

Теперь я стала вспоминать слова отца, которые старался мне внушить, когда я была безгранично влюблена в Валерия и не желала слушать его. Отец был неплохим знатоком Торы (Библия, «Ветхий завет») и высказываний еврейских мудрецов. Он говорил, чтобы я обратила внимание, что среди еврейских браков очень низкий процент разводов, а среди религиозных пар практически совсем нет разводов, и у них очень крепкие семьи. Причина здесь в том, что Тора говорит - на первом месте при создании семьи должна быть духовная близость. Ещё должно присутствовать третье лицо, которое участвует в бракосочетании и оказывает помочь установить общую духовность (Шотхен) сват. Обязательно должна быть хупа (венчание), позволяющая укрепить свою связь перед Всевышним.
Смешанные браки, рассказывал отец, на основании тех же религиозных познаний являются браками на порядок ниже. Даже при духовной близости один из партнеров или оба что-то теряют. Кто-то один должен перейти в другую веру, или обоим отказаться от веры, стать атеистами. Еще отец рассказывал на основании еврейских религиозных познаний - если мужа раздражает, что у жены подгорел обед, то нужно разводиться, раз его начинает раздражать такая житейская мелочь.
- Я теперь сожалею, что не хотела слушать наставления моих родителей. А ведь с них нужно было брать пример семейной дружбы и любви. Я восхищаюсь, той еврейской мудрости, накопленной многими поколениями, а так же еврейскими пророками и философами.

Валерий не мог смириться, что я категорически не желаю его слушать и перейти к нему работать. Видя, что от меня ничего не может добиться, он стал давать советы старшей дочери, чтобы после восьми классов шла учиться в кооперативный техникум на бухгалтера. Если меня он не смог втянуть в свои тёмные дела, то стал убеждать своего ребёнка, чтобы его использовать в своих корыстных целях.

У меня на него затаилась обида на несправедливость и плохое отношение к моим родителям и моему народу. Происходили от безысходности какие-то примирения, то возвращались снова холодные отношения. Когда отец ещё был жив, я старалась делать вид, что у нас нормальная семья, хотя отец и мать знали, что наша любовь перешла в какую-то терпимость друг к другу из-за детей. Когда отец умер, я забрала дочек и переехала жить к тёте. Освободила ему его квартиру, чтобы он жил спокойно с другой женщиной. Городок у нас не большой, и мне было всё известно о его похождениях.
- А где же мать? – спросил я.
- Мама живёт сейчас с моей старшей сестрой.
- Ну а где сейчас Ефим Абрамович?
- Фима живёт в Москве, имеет степень, перетащил туда своих родителей. Его тёща Фаина Борисовна на седьмом небе от своего зятя. Раньше я считала его жадным, теперь в моём понимании - бережливый человек, а маменькин сыночек – заботливый человек – забота о родителях.  Всё, Самуил Израилевич, я о себе рассказала, давай разбегаться, как теперь говорят, а то у меня дома много дел, да и девчонки ждут меня там.

По пути домой я рассуждал: достойная, толковая, порядочная женщина, умница, трудолюбивая, интересный человек во всех отношениях, потомственная интеллигентка. На мой взгляд, она сделала абсолютно правильный вывод и смелый решительный шаг. Как я её понимаю! Как мне хотелось ей чем-то помочь! Но что я могу для неё сделать полезное? А ровным счётом – ничего - ни морально, ни материально - сам сижу на окладе, еле обеспечиваю свою семью. Я думаю, что ошибку она совершила не когда вышла замуж, а когда получала паспорт - уже тогда она дала себе установку - видите ли, её раздражали еврейские имена. Наши мудрецы, знатоки Торы также считают: европейская трагедия произошла по причине, что наш народ отрекался от своего божественного предназначения, изложенные в святых книгах.

КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА.

Конец учебного года. Ученики, которые начертили контрольное задание, получили приличные оценки. С теми, кто задания не выполнил, провёл собеседование, и, если я видел, что ученик, хотя бы что-то знает, поставил тройки. Плахотнюку, который не мог ответить ни на один простой вопрос, годовую оценку вывел двойку. На следующий день завуч школы в учительской, просматривая журналы, обратилась ко мне:
- Самуил Израилевич, что вы в школе разыгрываете комедию?
- А что случилось?
- Зачем Вы Плахотнюку вывели годовую двойку по черчению? Что прикажете делать? Из-за черчения оставлять ребёнка на второй год?
- Он весь год дурака валял, ничего не делал, не смог ответить даже ни на один элементарный вопрос. Сколько он мне крови попортил, то даже не заслуживает двойки. Его годовая оценка - единица.
- А, Вы, что думаете, у других преподавателей он лучше учился? Но ему вывели тройки, и пускай после восьмого класса катится в ГПТУ или ремесленное училище.
- Чтобы там с ним мучились?
- Это уже не наша забота, нам нужно его выпроводить из школы. Поставьте ему три балла.
- И не подумаю.

Я видел, как все преподаватели, находившиеся в учительской, осуждающе смотрели на меня. Одна только Элла Захаровна поддержала меня:
- Какой смысл школе возиться с этими болванами? Гонимся за успеваемостью, спрашивается, для чего? Не хочет учиться - отчислить из школы - и иди, работай. Здесь мы мучаемся, а там другие преподаватели будут мучиться. Двоек по всем предметам поставили, и иди - гуляй с волчьим билетом. А двоечники злоупотребляют, знают, что всё равно получат положительную оценку, и посмеиваются над нами.

Завуч с журналом пошла к директору в кабинет. Вскоре пригласили меня туда. Директор пригласила меня сесть и спросила:
- Самуил Израилевич, что же это нашу школу ставите в неловкое положение. Поставьте Плахотнюку положительную оценку по черчению – из-за вашего принципа успеваемость снизится в школе, и как мы будем выглядеть по сравнению с другими школами? В Районо будут смеяться - из-за черчения оставили ученика на второй год. И что я им там скажу?
-А, Вы, объясните, что плохой ученик, учитель требовал знания, а ученик за год не взял в руки карандаш, не выполнил ни одной работы, ответить не мог ни на один вопрос.
- Вы знаете, что мне там скажут?
- Нет, не знаю.
- Скажут, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя. Мы прославимся на всю область.

Для школы двойка по черчению оказалась очень важной. Мне фактически было безразлично, раз уж меня так просят. Я взял журнал и исправил двойку на тройку. Вот так, подумал:
-Начиная с детского сада, школы, и дальше везде вплоть до правительственных учреждений, процветает показуха.
Директор спросила меня:
- На следующий год мы можем рассчитывать, что вы будете продолжать проводить занятия по черчению?
- Нет, эта работа не моя. Оказывается, я не люблю учить. Я не имел никакого удовольствия от этой работы. Мне просто неудобно обучать азам - мало самому хорошо знать предмет, нужно ещё уметь передать знания ученикам. Учить детей должны профессионалы с педагогическим образованием. Моя работа - разрабатывать проекты, расшивать узкие производственные места, внедрять в производство свои идеи и разработки.

Выйдя из школы, я был рад, что больше не нужно мне приезжать сюда и тратить своё время за мизерную зарплату на этих деревенских «вундеркиндов». А с другой стороны, что-то жалко стало расставаться, весь год я сюда приезжал, сжился с коллективом учителей, навсегда расстаюсь и больше никогда не увижу своего нового друга Эллу Захаровну.

В 1995 году, находясь в России, на выходе из центрального Бежицкого универмага я столкнулся нос к носу с Валентином Лазоровичем. Как всегда, рядом с ним была его супруга. Валентин Лазорович и его жена очень обрадовались, увидев меня. Они отвели меня в сторону и с большим интересом стали расспрашивать о моей жизни в Израиле. Валентин Лазорович рассказывал, что из школы с должности военрука давно ушёл и работает в каком-то банке администратором. Я спросил его:
- Где сейчас работает Элла Захаровна?
- Элла Захаровна года два работала в школе, а затем по каким-то старым своим связям перевелась в педагогический институт на Макаронке на кафедру литературы. Как-то раз встречал её, о тебе вспоминали. Интересовалась, как ты живёшь в Израиле, говорила, что работает над диссертацией, потом где-то слышал, что она эмигрировала в Израиль.
-Валентин Лазорович, я забыл, как её фамилия?
- Обыкновенная русская фамилия, но я тоже запамятовал.

Мы вспоминали фамилию Эллы Захаровны, так и не смогли вспомнить.
Элла Захаровна, если попадётся на глаз этот рассказ – дай о себе знать.

Минькин Самуил 01. 11. 2007 г.
ISRAEL


Рецензии
Мне очень понравилось это произведение.Спасибо Вам !Я тоже поставил двойку бывшему зеку по физике,так он пришёл меня резать ножом ( я проверял вечером тетради ).Ваши слова навеяли мне воспоминания...Желаю Вам здравствовать до 120 ! С уважением Эмануил.

Эмануил Рохлин   19.12.2014 15:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.