Глава 21. Малуша и древляне

Другие мои произведения, посвящённые нашим предкам, с необходимыми иллюстрациями, можно прочитать на моём канале "Архиважное о прошлом"
 https://zen.yandex.ru/id/5eca1c62f66e3c72366a58ae


Очень многие родословные Рюриковичей восходят к Малуше, наложнице князя Святослава. Приведём лишь одну из них:
14. Анна Петровна Засекина (ок.1530)

31. Ярослав Мудрый (978-1054)
        32. Владимир Святославич (951-1015)
        33. Малуша (ок.930-1000), имя дано по Древнему Киевскому своду. Свойственница и ключница (казначей) княгини Ольги, наложница Святослава Игоревича, князя Новгородского, великого князя Киевского. Во время беременности Малуши княгиня Ольга выгнала её из Киева. Малуша имела собственное село Будутино, там она и родила сына Владимира. После своей смерти завещала это село святой Богородице.
        Брат: Добрыня, боярин Новгородский. В 970 был в числе послов Новгородских в Киеве и просил в князи своего племянника. Впоследствии стал воеводой и наставником Владимира. Служил ему в Новгороде, потом вместе с ним напал на Полоцк, где убил Рогволода и захватил его дочь Рогнеду. Был умный, ловкий, решительный, и жёсткий. Остался в Новгороде посадником после ухода Владимира в Киев. Имел там свой дом. В 980 способствовал установлению культа Перуна. В 988 пытался мирно крестить новгородцев, но они во главе с Богомилом Соловьём разорили дом Добрыни, убили его жену и родных. После этого он устроил злую сечу, жёг дома новгородцев, сокрушал идолов – деревянных сжигал, каменных, изломав, бросал в реку, говоря: «Нечего жалеть Вам о тех, которые себя оборонить не могут; какой пользы Вам от них ждать?» Потом крестил новгородцев: мужчин в реке выше моста, женщин – ниже моста. В 987 участвовал в походе с Владимиром на лодках вниз по Волге в Болгарию. Болгары тогда были побеждены. Осмотрев пленников, Добрыня сказал: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников». После чего посоветовал Владимиру прекратить войну с волжскими болгарами. Его детьми были Снятин (Константин) и Вышата. Отцом Малуши и Добрыни был:
        34. Каплюшка Малец или Малк Любчанин (ок.900-945). Когда-то он жил в Любече, потом был знатным гостем в Новгороде. Сравнивая разные прозвища Каплюшки, можно предположить, что он был сыном какого-то Мала. В русских летописях таким именем называется лишь один человек:
        35. Мал (ок.875), в 945 князь древлян в Коростене. В том же году участвовал в убийстве Игоря, князя Киевского. Посылал сватов к Ольге, жене Игоря, но они были убиты. Затем отражал нападение войск Ольги на Коростень, но потерпел поражение. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сведений о его убийстве княгиней Ольгой в летописях нет. Вероятно, он бежал из Коростеня в другое место, может быть, даже в Любеч.
        36. Низкиня (ок.850). Если судить по выше изложенному, то он был князем древлян в Коростене. Перечисленные имена и прозвища: Добрыня, Низкиня, Мал, Малец, Каплюшка, – имеют славянское происхождение, поэтому, скорее всего, они были родом не варяги, а славяне, точнее, древляне (деревляне). Причём имена Мал (Малый), Низкиня (Низкий), Каплюшка свидетельствуют о том, что все эти персонажи имели малый рост в сравнении с Рюриком и его варягами. Таким образом, князь Владимир по отцовской линии был варягом-русь, а по линии матери – древлянином княжеского рода. Происхождение древлян неизвестно. В то же время их название очень похоже на имя славянского племени древан.
       47. Дерван(?) (ок.575), вождь племени сорбов в 620-630. Это племя проживало между Одером и Эльбой и находились в вассальной зависимости от Само в Чехии. При этом название реки Одер имеет некоторое сходство с именем Дервана. Позднее, в этом же месте, к востоку от реки Ильменау появилось племя под названием древан. Скорее всего, оно получило его в честь Дервана. Похожее название имело и славянское племя древлян, которое проживало к северу от полян. По мнению некоторых лингвистов, язык поморских славян, к которым относились и древаны, имеет особое сходство с белорусским языком. Поэтому можно предположить, что древляне когда-то действительно могли быть подданными Дервана.

(продолжение см. Глава 22. Славен и славяне http://www.proza.ru/2008/02/03/541)


Рецензии
Уважаемый Борис!! у меня дома на полке стоит книга С.Ф.Платонова "История России (для детей)", и в аннотации к этой книге значится, что она написана "в изложении, не искаженном какой бы то ни было идеологической конъюнктурой". На стр.25 (1995 г. издательства, АОЗТ "Дельта" упоминается имя древлянского князя Мала - в абзаце, повествующем о князе Игоре, сыне Рюрика: "Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство ДРЕВЛЯНСКОГО КНЯЗЯ МАЛА, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи".

поскольку мне встречались популярные теперь версии, будто Малуша - дочь Малха, и что они еврейского происхождения, и у меня тоже были сомнения, я решила ещё раз перепроверить, и вот, как видите, лично убедилась в вашей правоте!

остаётся пожелать Вам - для других сомневающихся читателей - указывать ссылки на источники, где об этом можно прочитать, чтобы они тоже имели возможность удостовериться в правдивости Ваших слов!

всего Вам доброго! иду читать дальше...

Татьяна Янтарная   10.07.2008 13:13     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна!
С интересом прочёл Ваши рассуждения о происхождении Малуши.
К сожалению, сейчас очень много встречается инсинуаций на исторические темы. Идёт невидимая и упорная борьба, о которой Вы, может быть и не догадываетесь. У нас хотят забрать последнее: нашу историю, историю наших предков. А вся беда в том, что, например, Библию - историю еврейского народа - Вы сегодня можете купить в каждом магазине, а вот русские летописи - нет. Где же мы живём? В Израиле или в России?
Я ничего не имею против изучения Библии. Это очень ценный исторический памятник. Но были и другие. Я кропотливо собирал их в разное время и теперь ими пользуюсь. Все они указаны во втором томе книги "Кто мы?"
Но русские летописи должна иметь каждая семья. Тогда трудно будет вешать лапшу нам на уши.
Так я думаю.
С наилучшими пожеланиями!

Борис Попов   10.07.2008 18:45   Заявить о нарушении
Вы совершенно правы! полностью с Вами согласна! точно такие же мысли и тот же вопрос "Где мы живём?" возникает у меня, когда я слышу по радио и на улице из окон проезжающих машин сплошную американскую "музыку". Это чуждая нам культура, подминающая под себя нашу, исконную. С уважением,

Татьяна Янтарная   11.07.2008 03:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.