Путешествие в 1984

В конце 70-х мне попался в руки журнал «Корея сегодня». Читая о мудрости Великого Вождя, о счастье народа, я погружался в какую-то фантастическую «обволакивающую» реальность. В этой пропаганде явно прослеживалась глубокая религиозность и мистицизм:
«Любовь народа к Вождю – это высшая форма любви! Она выше, чем любовь патриота к своей Родине, она выше, чем любовь мужчины и женщины, она выше, чем любовь матери к своему ребенку. Это высшая форма любви»!
«Любовь к Вождю – залог вечной жизни народа»
Особенно меня заинтриговали теоретические основы идей Чучхе. Кажется, что все просто: Самостоятельность, опора на собственные силы, первенство человека, как главного субъекта революции. Однако если глубже изучить сотни страниц теоретических рассуждений о величии идей Чучхе, которые по большей части напоминают тибетские мантры, вдруг осознаешь, что Чучхе – это гениальное революционное развитие теории Марксизма, по глубине явно превосходящее жалкие и занудные ленинские рассуждения о партийном строительстве, теории революции и пр. Ну, сами посудите, главная проблема Марксизма была в том, что это учение не смогло внятно объяснить роль личности в истории. Объективность диалектических законов истории, на которую так напирали коммунисты, всегда вызывала иронию - «Ребята, а чего вы суетитесь? С флагами бегаете, под пули лезете? Сидите спокойно и ждите наступление «коммунистического рая». В России до революции коммунистов называли «партией наступления весны». При Сталине, впрочем, появились ростки философского понимания «роли Вождя». Потом Мао Дзе Дун объяснил китайцам, кого они должны уважать в первую очередь. Но только в Чучхе показана настоящая роль личности, способной творить историю и которая стоит выше объективных законов природы.
«Вождь – мозг нации»
«На победу в революции без вождя надеяться, что цветов без солнца ожидать»
Потрясенный глубиной этого учения, я с благоговением повесил у себя над рабочим столом большой портрет Ким Ир Сена, а ниже разместил (для политкорректности) избранные портреты членов брежневского политбюро – самого Брежнева, Кунаева, Рашидова, Алиева, Шеварднадзе, Суслова и Андропова. Наш парторг, увидев мой иконостас, вытаращил глаза, его лицо приобрело выражение, как будто у него болят зубы. Но упрекнуть меня было за что…

Шли годы… Моя любовь к идеям Чучхе не угасала. Наступил 1990 год. Коммунистические режимы рушились один за другим… Пала Берлинская стена. В Москве на Манежной постоянно проходили митинги – «Отменить поправку в Конституции о ведущей роли партии!».
Вот как раз тогда мне на работе предлагают:
- Хочешь съездить в Северную Корею?
- Конечно, это моя мечта! Тем более надо успеть, пока с маршалом Ким Ир Сеном не поступили также как с его лучшим другом Чаушеску.

Наша делегация ученых океанологов состояла из трех человек. Я был назначен старшим. Надо сказать, что быть начальником в Корее очень почетно. В аэропорту меня сразу отделили от «простолюдинов», представили моего личного шофера и погрузили с почестями в персональную Вольво очень странной сборки. Полагаю, что сляпали эту машину из списанных запчастей в Корее. Все время нашего визита (две недели) наши водители домой не отлучались. Спали в гостинице в комнатах для обслуживающего персонала. И вообще, без сопровождающих нам не рекомендовалось выходить на улицу.

ГОСТИННИЦА
Гостиница, насколько я помню, называлась «Пхеньян». Естественно только для иностранцев. Как начальнику мне выделили отдельный номер. Окна выходили на площадь рядом с Дворцом Съездов. Обстановка в комнате довольно аскетическая – стол, кровать, тумбочка, шкаф для одежды и, конечно, портрет Великого Вождя. Был телевизор и радиоприемник. Телевизионное вещание начиналось вечером. Набор программ очень простой: новости, революционные фильмы, репортажи со строек и т.д. Иногда концерты. Слушая революционные марши, я все время ловил знакомые фрагменты мелодий: «Сегодня мы не на параде…», «Мы, коммунисты, правдой сильны своей…» и т.д. Однако, мелодическая «нарезка» сделана так искусно, что обвинить в плагиате вряд ли удастся. Радиоприемник – чудо чучхейской инженерии. На нем есть переключатель радиодиапазонов, ручка настройки частоты… но сколько не крути, все время попадается «Радио Пхеньян». Первое, что я сделал, поселившись в номере – это осмотрел все стены и плинтуса на предмет микрофонов. Не обнаружил.
Каждое утро я просыпался от барабанного боя. Отряды школьников и воспитанников детсада строем шли на занятия. Без взрослых, самостоятельно! Глядя на 4-х и 5-ти летних малышей, марширующих в идеальном порядке, я убеждался в торжестве чучхейских методов воспитания.
Гостиница не переполнена. Состав разнообразный. Мне запомнился перманентно пьяный поляк, который, увидев меня в лифте, непременно тыкал меня пальцем в живот и восторженно восклицал «Сталин!». По-видимому, он намекал на мои усы. В ответ я тыкал его пальцем в живот и столь же радостно орал «Лех Валенса!». Усы у него были висячие как у Леха. Увидев корейца, поляк хлопал его по плечу и лукаво спрашивал:
- «А знаете, что сделали румыны с лучшим другом Вождя - Чаушеску?»
Бедный кореец! Конечно, он знал и готов был провалиться сквозь пол, чтоб только не слышать этот вопрос.
Надо сказать, это было единственное развлечение. Впрочем, нет. Мой русский коллега регулярно приставал в ресторане к официантке и предлагал ей выйти замуж за него. Она, естественно, отказывалась. На что он обиженно спрашивал:
- Корейским девушкам запрещено выходить замуж за иностранца?
- Нет, не запрещено, но корейская девушка сама никогда не пойдет за иноземца.
В целом жизнь в гостинице была очень тоскливой. Попытки коллег смотреть телевизор приводили их просто в отчаяние.

ПИТАНИЕ
Наш визит финансировался корейской стороной в счет государственного долга КНДР Советскому Союзу. Естественно, наши друзья очень старались этот долг уменьшить. Поскольку ничем кроме кормежки они порадовать нас не могли, то уж угощали нас по 10-кратной норме. По моей оценке за две недели я поправился килограмма на три. Съесть все, что нам подавали, было физически невозможно. Впрочем, еще в Москве нас заверили, что недоеденное в Корее не пропадет. Кормили нас всегда отдельно от корейских сопровождающих. К концу визита мы стали умнее, и, отодвинув в сторону половину блюд, говорили официанту –
- Отнесите, пожалуйста, нашим корейским друзьям.
Мои русские коллеги почему-то опасались, что им подсунут на обед собачатину. Поэтому, если официантка плохо понимала по-русски, они, настойчиво тыкая пальцем в поданное мясо, вопрошали «Му-му, хрю-хрю или бе-бе? Не гав-гав?». Официантка хохотала и заверяла – «Гав-гав - нет!». Как мне объясняли корейцы, собачье мясо используют обычно для приготовления праздничных блюд, и преимущественно на свадьбу.
Я к корейской кухне привычен. Проработав 13 лет на Сахалине, я хорошо ее изучил. Тамошние корейцы в отличие от корейцев из Казахстана сумели сохранить кулинарные традиции.
Вот типичное меню во время нашего пребывания в Корее:
1. Кукса – лапша в бульоне,
2. Папоротник жаренный с луком и чесноком, приправленный красным перцем с соевым соусом и присыпанный жареным кунжутом,
3. Острая морская капуста с морскими гребешками или трепангом,
4. Хе – сырая рыба или моллюски, замаринованные в уксусе с добавлением соевого соуса и большого количества чеснока и красного перца (подобие японскому суши),
5. Тонко нарезанные ломтики свинины, поджаренные на раскаленной сковороде,
6. Ким Чи – вершина корейского кулинарного искусства. Это пекинская капуста, заквашенная особым способом с большим количеством красного перца и чеснока. Запах у нее не для слабонервных.
7. Пресный отварной рис
8. Пиво местного производства. По качеству не хуже советского «Жигулевского»
В целом корейская кухня занимает промежуточное положение между северной китайской традицией и японской кухней. С одной стороны, корейцы, как и японцы, едят много морепродуктов – рыба, морские водоросли, моллюски, а с другой, как и китайцы, любят свинину и лапшу.
Меня, как начальника, всегда как-нибудь выделяли и обхаживали. Например, в ресторане официант обычно ставил мне какую-нибудь особенную тарелочку. С золотой каемкой или красочным рисунком. Я к этому привык и принимал как должное. Но вот однажды, неопытный официант перепутал и с переляху поставил тарелку с каемкой перед моим бородатым коллегой. Я лишь чуть приподнял бровь… и тарелка немедленно оказалась передо мной. Вот ведь какова чучхейская выучка!

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Целью нашего визита было показать нашим корейским друзьям важность океанографического сопровождения прибрежного строительства вообще и планируемого строительства атомной электростанции в частности. Мы рассчитывали получить контракт на выполнение исследований экстремальных характеристик водной среды в рамках проекта строительства АЭС. Однако реального общения с корейскими учеными не случилось. По-видимому, для общения с иностранцами необходимо иметь какое-то специальное разрешение. Наши сопровождающие были представителями Отдела по международным связям академии наук Кореи и такое разрешение, очевидно, имели. Однако ученые - нет. Поэтому все контакты сводились к выслушиванию докладов и обмену вопросами через переводчика. Один мой коллега-сейсмолог приезжал в Корею на два года раньше. Его все время возили по местам революционной славы, по музеям, в дом пионеров и т.д. А он упорно добивался разрешения посетить сейсмостанцию. Наконец корейцы сдались. Встреча проходила в большой комнате. Корейского сейсмолога посадили в уголке комнаты, а рядом расположились несколько «ученых в штатском». Общение только через переводчика.
- «Скажите, какой метод выделения р-волны вы используете при обработке записей слабых землетрясений?»
- «Мы используем модифицированный метод Сидорова»,
- «Позвольте, но метод Сидорова уже устарел. Вы слышали об использовании многофакторного анализа, описанного в статье Джеферсона в журнале American Seismological Transaction»
- «Простите, вы имеете в виду американский журнал???»
- «Ну, да, конечно»
- «Американские научные журналы мы не читаем. Корейские ученые считают самой передовой советскую науку»
Мой приятель устыдился своего позорного «преклонения перед западом» и на этом научная дискуссия закончилась.

ПХЕНЬЯН
Первое, что бросалось советскому человеку, приехавшему из страны перестройки, конечно чистота. На шоссе через каждые двести метров стоит уборщик и метет, метет… абсолютно чистый асфальт. Улицы пустые. Практически нет машин и уж тем более праздношатающихся граждан. Главная достопримечательность это огромный бронзовый памятник великому Вождю на возвышенности Мансу. Сопровождающий меня корейский друг сообщил мне, лукаво улыбаясь, что в дырочку от пуговицы на пальто вождя может пролезть голова. Я прикинул, и пришел к выводу, что он врет. Но кулак пролезет точно. Поверхность памятника абсолютно чистая и блестит как золото. Я спросил сопровождающего, как удается поддерживать поверхность бронзы в таком превосходном состоянии? Он с гордостью сообщил, что корейские ученые изобрели специальный эликсир. Помазали монумент, и вот никакой зелени от окислов. Нет даже пятен от птичьего помета. Впрочем, птичек в Пхеньяне не видно. По-видимому, при такой идеальной чистоте вороны и голуби не могут найти себе корма и улетают в Южную Корею. Но есть и другая гипотеза - кормежки не могут найти сами жители Пхеньяна… вот птичек и нет.
Над городом возвышается циклопическое сооружение – строящаяся гостиница Корё. В то время она уже побила рекорд как самая высокая гостиница в мире. Прогуливаясь по центральной части города можно обнаружить продуктовые магазины. В витрине выставлены консервы, бутылки с напитками. Заходим внутрь. Попытка что-нибудь купить оканчивается неудачей. Продавцы ломают дурака и делают вид, что не понимают русского. Через некоторое время мы поняли – эти магазины пропаганда для иностранцев, демонстрируют изобилие в Корее.
Город включает закрытые районы. Один из них – это место проживания маршала Ким Ир Сена и его семьи. Насколько я понял, в том же районе проживают и другие высшие чины. Иностранные представительства и их дома расположены в другом закрытом районе. Кроме строгого пропускного режима на эту территорию, каждое посольство строго охраняется караулом. Когда мы посещали советское представительство, я совершил ужасную ошибку, непростительную для такого знатока идей Чучхе, как я. Увидев на противоположной стороне смену караула, я легкомысленно вынул фотокамеру и нацелил ее на солдат. Офицер среагировал мгновенно. На меня был направлен автомат АКМ и офицер что-то прокричал. Я сразу все понял… не делая резких движений, плавно опустил руку с фотоаппаратом и сунул его в сумку. Офицер еще некоторое время пристально смотрел на меня, а потом продолжил командование. Вообще, шутить с корейским солдатом не рекомендуется. Он быстр и решителен. Нам рассказывали, что однажды в советское посольство прорвался какой-то несчастный кореец, который, как предполагалось, надеялся получить политическое убежище. Караул ворвался на территорию посольства и убил его, невзирая на «экстерриториальность». Что-то я не припомню дипломатических протестов СССР по этому поводу. Может, врут?
Государство тратит огромные деньги на наглядную агитацию. Везде стоят памятные камни с цитатами Вождя, красивые постеры, объясняющие линию партии и т.д. Меня насторожили многочисленные изображения отдельных рабочих, крестьян, красноречиво демонстрирующих указательный палец. Мои коллеги, уже испорченные тлетворным влиянием западной культуры, вытаращили глаза –
- Смотри, факи показывают!
Оказалось это не «факи». «Корея едина!» - вот смысл демонстрации указательного пальца. Впрочем, корейский художник-дизайнер, возможно, хотел одновременно подразнить американцев.
Очень часто можно видеть экскурсии из провинции. Оказывается, выезд из любого города без специального разрешения запрещен. Поездка в Пхеньян для корейцев – награда за ударный труд. Это примерно как поездка за границу для советских людей.

НАМПХО
После окончания конференции наша делегация переехала в Напхо. Сразу бросился в глаза резкий переход от столичного блеска к провинциальной серости. Народ запуган гораздо сильнее. Попытка заговорить на улице с прохожим всегда оканчивается неудачей. Как правило, кореец быстро убегает. Выходя из гостиницы, мы замечали «сопровождение». Впрочем, гулять по городу смысла не было. Полное отсутствие достопримечательностей. К вечеру весь город окутывает непроглядная тьма. В гостинице мы встретили много наших соотечественников. Это были моряки советского сухогруза, который к несчастью поломался не в японском, а в корейском порту. Ремонт продолжался уже полгода. Экипаж судна опух от беспробудного пьянства. Денег на исключительно дешевую водку «Суль» вполне хватало. Единственное их развлечение – ежевечерний просмотр двух порнографических фильмов на видеоплеере, который они принесли с собой с судна. Глубокое художественное содержание картин они уже выучили наизусть и, поэтому, в просмотре участвовали только самые озабоченные. Собственно сексуальная активность наших моряков этим и ограничивалась. Власти снисходительно смотрели на такие «виртуальные» забавы, но строго пресекали реальные попытки соблазнить корейских девушек. Примерно за два месяца до нашего визита одному моряку все же удалось завязать романтические отношения с горничной. По ночам они встречались в каком-то подвальном помещении гостиницы. Однажды отряд стражей нравственности ворвался в эту комнату и застукал их, как говорят юристы, “in flagranti”. Бравого моряка заковали в наручники и на следующий день отправили самолетом домой как “persona non grata”. Ну а девушка была направлена в специальный лагерь для перевоспитания. Кстати сказать, официально в Корее не было тюрем! Что такое «лагеря перевоспитания» можно только догадываться.
В Нампхо мы видели несколько раз одиночных вооруженных парней и девушек, одетых в гражданское. Едет на велосипеде девочка лет 17-ти, а к багажнику привязан автомат Калашникова и авоська с овощами. Что это? Народное ополчение? А ведь говорят, что диктаторы боятся давать народу оружие в руки.

ПХАНМУНДЖОМ
Справочная информация: Пханмунджом – это место, где было заключено соглашение о перемирии между Севером и Югом в демилитаризованной зоне. Пханмунджом является символом разделения Корейского полуострова, здесь можно почувствовать напряженную атмосферу противостояния периода холодной войны.
В Пханмунджом мы отправились поездом. Я оказался в одном купе с моим корейским сопровождающим, который, очевидно, не являлся офицером госбезопасности. Ночью, под стук колес он немного «раскрылся» и нам удалось поговорить довольно откровенно. Впрочем, я не задавал ему «провокационных» вопросов. Мы говорили о семье, детях. О разделении семей на Севере и Юге. Его сын был призван на службу в армии на 10 лет. Об этом он говорил с грустью. Таких сроков службы по призыву нет нигде в мире. Наконец я поднял запретную тему религии. По его словам, в Корее до войны не было доминирующей религии, а уж с приходом коммунистов к власти религиозность населения и вовсе исчезла.
- Неужели совсем исчезла? А шаманство? Я слышал, что в Корее всегда были женщины-шаманы, которые изгоняли злых духов, лечили, а иногда наоборот насылали порчу.
Он с удивлением поглядел на меня. Мало кто знает про эту этнографическую особенность Кореи. Считается, что шаманство пришло на Корейский полуостров из Сибири и Монголии. При этом оно трансформировалось в исключительно женскую форму.
- Откуда ты знаешь? – спросил он. Я рассказал, что знаком с этнографом Ким Харви из Гавайского Университета, которая подарила мне книгу о шаманстве в Корее.
Он вспомнил свое детство, как его отец приглашал шаманку для изгнания злых духов из их дома, чтоб прекратилась цепь странных болезней и смертей в семье.
- Ну а сейчас? Неужели нет шаманок?
Он немного подумал, видимо прикидывая вероятность подслушивания, и признал –
- Редко, но встречаются.
Поселили нас в традиционном корейском домике с отапливаемыми полами, циновкой и полным отсутствием стульев. Ночью я крутился как на вертеле: горячий пол, а сверху проникал холод через одеяло. Домик ведь был сделан из картона и фанеры. В ресторане вилок нам уже не давали. И выбор блюд уже полностью исключал европейские варианты типа салата из помидоров.
Наши корейские друзья по секрету сообщили нам, что мы будем первой советской делегацией, которую повезут прямо на границу после инцидента с перебежчиком. Тогда наш турист, увидев, что граница в нескольких метрах, ломанулся на южнокорейскую сторону и залег за парапетом. Возникшая перестрелка между корейскими и американскими солдатами унесла несколько жизней. Теперь корейская сторона надеялась, что нам в голову не придет такой способ путешествия за границу. И действительно, мы не сбежали. Сфотографировались. Пересекли условную линию границы, находящуюся в комнате, где проходили переговоры о перемирии. Посидели в кресле, в котором сидел генерал Кларк, и уехали.
Гораздо интереснее была экскурсия на пограничный пост. Офицер рассказал нам о многочисленных провокациях с южно-корейской стороны и показал стену, которую воздвигла Южная Корея. Берлинская стена не идет в сравнение с масштабом этой. В бинокль мы смогли ее изучить, и ознакомится с наглядной агитацией южнокорейской стороны. На одном плакате был изображен японский автомобиль, а на другом девушка. Как нам объяснил офицер именно это - женщин легкого поведения и автомобили – сулят в подарок северокорейским перебежчикам. Я пригляделся к плакату с девушкой, держащей факел, и узнал изображение статуи свободы с площади Тянь Ань Мынь.
В Пханмунджоме у нас была интересная встреча с чешским офицером, служившим в войсках ООН на северокорейской стороне. Он нам рассказал подробности инцидента с советским перебежчиком, при этом утверждал, что основная вина в гибели солдат лежит на американской стороне. Именно американец начал первым стрелять на поражение. С чехом мы выпили довольно много водки. Товарища Ким Ир Сена он ругал самыми последними словами и рекомендовал «оторвать ему яйца».
- Я видел, как зимой корейская девушка мыла голову в проруби. До чего надо довести свою страну, чтоб девушки элементарную гигиену совершали в таких условиях!

МАНГЕНДЭ
Как для христиан Иерусалим, для мусульман Мекка, так для почитателей идей Чучхе Мангендэ является самым святым местом. Здесь родился Великий Вождь. Вот камень, на котором играл будущий полководец, вот горшок, склеенный из кусочков руками его матери Кан Бан Сок. Экскурсовод сразу заметила мой интерес и глубокие познания в истории Кореи. Она рассказывала:
- Однажды, во время трудного зимнего марша партизанского отряда у полководца Ким Ир Сена замерзли ноги…
Я ее перебиваю –
- И тогда, пламенная революционерка Ким Чен Сук срезала свои волосы и сделала теплые стельки Вождю.
- Откуда вы это знаете? – с удивлением спрашивает она. Я, скромно потупившись, замечаю:
- Я знаю всё о революционной деятельности маршала Ким Ир Сена!
Мы разговорились. Я спросил ее про открытие корейскими учеными в лесах Кореи лозунгов на деревьях, сделанных когда-то давно революционными партизанами.
- А вот тут, недалеко, есть несколько таких деревьев с лозунгами.
Она повела нас в рощу, примыкающую к строениям, и показала сосенку, на которой на уровне груди были написаны иероглифы на очищенной от коры древесине.
- Эта надпись гласит «Слава Великому Вождю Ким Ир Сену», датируется примерно 1939 годом.
Я осмотрел сосенку. Судя по толщине лет не более 20-ти.
- Скажите, а как могла сохраниться надпись чернилами на дереве до настоящего времени? Ведь прошло более 50 лет!
- Наши корейские ученые изобрели особый эликсир, помазали… и вот, проявилось.
- А-а-а, понятно…

ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА
Увы, страна образцового социализма оказалась также подвержена эрозии. После фестиваля молодежи и студентов 1989 года в Корею проникли ростки капитализма. Открылись специальные валютные магазины, по типу наших советских Березок. Но, в отличие от Березок, где окна были плотно зашторены, а у двери стояли охранники, в корейскую Березку пускают всех. То есть простой народ может поглядеть на товары с загнивающего Запада. Во всяком случае, так мне показалось. Если кто помнит, чеки ВТБ делились на два класса с разной покупательной способностью – для соцстран и для западных. Так и в Корее было два вида вон – красные и синие. Синие – это для капиталистов, а красные для гостей из соцлагеря. Если ты обладатель синих вон – тебе доступны все товары: японские телевизоры, часы, джинсы и т.д. На свои жалкие красные воны мы смогли купить только спортивные синтетические сумки непонятного происхождения. Кстати, очень неплохая оказалась сумка – я ее носил несколько лет.
Однажды в номер гостиницы постучал парень. На плохом русском языке он объяснил, что он желал бы выменять доллары. Долларов у меня не было, и я предложил ему выпить чаю. Мы разговорились. Кстати, по-английски он говорил лучше. Оказалось, что он сын высокопоставленного чиновника – кажется дипломата. Именно поэтому он был вхож в гостиницу. Надо сказать довольно разбитной парень, вполне соответствует образу советского фарцовщика.
Напротив гостиницы для интуристов в Пхеньяне теперь можно встретить скромно стоящую группу девушек. Это проститутки. Когда я это увидел, остолбенел. Все мои представления о торжестве чучхейского воспитания рушились на глазах. Но, подумав, я решил, что эти девушки просто выполняют боевое революционное задание. Возможно, имеют офицерские звания.
Но самый большой шок я испытал, увидев вечером на улице Пхеньяна вдрызг пьяного офицера. Даже чучхейские проститутки не смогли у меня вызвать такого глубокого разочарования. Предположить, что офицер выполняет какое-то важное революционное поручение довольно трудно. Просто напился.
Мало кто знает о невероятной популярности Аллы Пугачевой в Корее в то время. К нам в Пхеньяне (где люди себя чувствуют более свободно), часто подходили корейцы и восторженно восклицали – «Алла, Алла!». Дело в том, что даты рождения певицы и Великого Вождя совпадает – 15 апреля. В апреле регулярно проводится фестиваль «Апрельская весна», на которую приглашают лучших артистов со всего мира. Обычно, приглашенный певец должен исполнить, в дополнение к своей программе, что-нибудь корейско-патриотическое. Ну, например «Песня о маршале Ким Ир Сене». Я не знаю, что исполняла Алла Пугачева из корейского репертуара, и какой гонорар ей положили, но весь Пхеньян распевал «Миллион алых роз».
Американские советологи ошибаются. Советский Союз развалился не от гонки вооружений и не от низких цен на нефть. СССР разрушили фарцовщики, джаз, рок музыка, джинсы, голливудские фильмы, ну и отчасти романы и повести Солженицына! Мое поколение хорошо помнит фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года. Именно тогда началась эрозия коммунистической идеологии. Чем больше открывалась страна, тем меньше людей верило в коммунизм. Понимает ли это Ким Чен Ир? Кажется, что понимает.

НАГРАДА
Мои познания в области истории революционной деятельности полководца Ким Ир Сена не остались незамеченными. В последний день пребывания, рано утром ко мне в номер постучался наш сопровождающий и сообщил мне, что я приглашен в Институт по изучению идей Чучхе. У парадного подъезда меня встречал сам директор института. Он провел меня по залам с экспозициями, показал бесценные реликвии и документы об истории создания идей Чучхе. Потом мы перешли в зал, где уже собралось человек 15. Меня посадили напротив директора, выдали блокнот и карандаш. Директор рассказал мне (через переводчика) об основах Чучхе, о направлении в воспитании трудящихся в духе Чучхе. Я что-то старательно записывал в блокнот, чтоб продемонстрировать уважение к оратору. Потом мне предложили задавать вопросы. Я спросил:
- Цель воспитания народных масс в духе идей Чучхе я понимаю. Но не ставит ли партия задачу изменения физической природы самого человека, его генетики, так чтоб уже родившейся человек был сразу готов к восприятию этих идей?
Что было понятно – этот вопрос возник у меня в связи с теориями академика Презента (соратника Лысенко), который когда-то заявлял, что советская биология научится изменять наследственность, так, что будут рождаться готовые коммунисты.
- Да, наша корейская наука работает над этой проблемой.
И вот наступил торжественный момент. Меня поставили посередине зала, и перед строем сотрудников института директор торжественно приколол мне к груди значок с дорогим образом Великого Вождя.
Наступил момент, когда я почувствовал, что надо что-то сказать. Чтоб не напрягать совесть и не соврать я произнес:
- Меня потрясло то, что я увидел в Северной Корее (если сказать точнее - «шокировало»),
- Именно здесь, в Корее, я увидел настоящий социализм, соответствующий теории Маркса и Ленина (ну, здесь я не соврал! Точно как классики хотели…),
- Я желаю корейскому народу быстрейшего воссоединения (это очевидно).

Директор был счастлив. Он стал трясти мне руку и сказал –
- В вашем лице мы встретили настоящего коммуниста!
Это, пожалуй, было уже слишком… Я с трудом удержался от гримасы.

С тех пор прошло много лет. Корея прошла период так называемого «трудного похода». Сколько погибло от голода? Миллион? Может больше. А режим все еще стоит.

Евгений Куликов, Королев, Московская обл., 2008

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Название воспоминаний «Путешествие в «1984» очевидно навеяно романом Оруэлла «1984». Вспомните ключевую фразу из финальной части «1984»:

"Вы должны любить Старшего Брата. Повиноваться ему мало; вы должны его любить".
 
Очевидно, что северокорейская пропаганда желает именно этого от корейских граждан – искренней любви к Власти и Вождю. Общаясь с корейцами, я старался понять, насколько страна приблизилась к идеалу Океании? Иногда я ловил смущение в глазах отдельных собеседников, когда прозвучавший пропагандистский тезис уже «зашкаливал» за всякие пределы логики. Однако увидев глаза молоденькой девушки-ВОХРА, которая с карабином бросилась наперерез нашей машине, подозревая отсутствие пропуска на въезд, я понял, такая молодежь без промедления отдаст жизнь за Вождя. Едва ли Оруэлл предполагал, что написанное им в 1949 году, осуществится в реальности современной Кореи.


Рецензии
Спасибо за Ваши воспоминания!!! С уважением, Игорь!

Игорь Паркентский   22.09.2013 22:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.