Кони летают? Рай земной покоится на спине лошади

       1. На Лысой горе

       Запах ковыля и полыни!..
       Их запах мне напоминает о том, что в мире есть воля вольная. Свобода-а-а…
       Есть?!.. ли?..
       Лысая гора. Февраль. Кругом снег. Только здесь уже растаял снег, высохла земля. Лежим на солнцепеке. Бесконечное синее небо. Доносится запах полыни, ковыля, любимой. И вспоминаю…
       … детские сны свои. Во снах моих пасущиеся кони на нежной зелени травы. Весенней. Вижу бесконечный горизонт. И я уверен, что когда-нибудь я побываю наяву в тех местах. Я узнаю те места…
       Так же, как я узнал в свое время то место, что на Медведь-горе в Крыму. Эти бесконечно повторяющиеся сны тогда мне спасли жизнь. И только потом мне перестал сниться тот сон…
       - Гуля, ты когда-нибудь видела летающих коней? Как кони парят над облаками...
       - Такое бывает? – спрашивает любимая с сомнением в голосе. - Разве только в кино… Да мало ли что можно сотворить в компьютерной графике… Ты об этом?
       - Мне повезло: я видел, как кони летят над облаками.
       - Разве это возможно?
       - Я люблю лошадей. Мне до сих пор снятся кони. Чаще по весне: вижу пологий овраг на краю перелеска и пасущуюся кобылу с жеребенком... Меня это не удивляет. Мы – потомки степняков-гуннов… Кони - дети степей: именно в степях гунны впервые приручили лошадь...
       - И все-таки «просто лошадь»...
       - Да, просто лошадь, потому что она сама по себе не нуждается ни в ка­ких красивых словах, ни в каких пыш­ных эпитетах. В одной из арабских рукопи­сей, относящихся к IV веку нашей эры, сказано: «Не говори, что это мой конь, скажи, что это мой сын. Он бежит быстрее бури, быстрее взгляда. Он чист, как золото... В тем­ноте разглядит он волосок; он мо­жет настигнуть газель, он говорит орлу: «Я мчусь, как ты...» Он так легок, что мог бы танцевать на груди твоей любимой, не тяготя ее. Бег его так ровен и покоен, что на всем ска­ку на спине его ты можешь выпить чашку кофе, не пролив ни капли...»
       Как же о лошади-то не писать красиво? Уже на заре коневодства люди стали воспевать, превозносить их. «Лошадь, кроме человека, самое очаровательное создание», - утверждали мудрецы; ими же сказано, что и «рай земной покоится на спи­не лошади»…
       - Надо же. Так красиво мог написать только влюбленный человек… Родной мой, да как же кони летают?.. А тебе доводилось бывать в ночном?

       2. «Ночное» волшебство

       - Ночное – это время пастьбы коней ночью. Кончились тяжелые весенние полевые работы. У нас - детей – каникулы. Наступает короткая июньская ночь. Воробьиная ночь. На высоком берегу полноводной (в те годы!) реки горит и весело потрескивает костер. На заливном лугу пасутся кони. От огня костра густая тьма. Где-то, совсем рядом, гулко ухает филин, охотящийся на мышей, сердце стремительно уходит в пятки от страха. Всхрапывают сытые кони.
       Иван мучи рассказывает свои бесконечные истории. Мы – малышня все просим и просим его «Расскажи, да расскажи». Короткий сторожкий сон, уткнувшись в собственные колени. И вот далеко-далеко на горизонте появляется едва уловимая серая полоска света. Начинает светать. Низко над землей стелется туман. Это пора была самой долгожданной для подростков постарше нас, чтобы тайком от взрослых ненадолго проскакать на резвом коне…
       …Мне больше всего запомнился бег табуна. Вначале, прижавшись к земле, слушаю гул от топота невидимых коней. Гул нарастает. Затем вдалеке появляется и стремительно нарастает в размерах, прямо на наших глазах, темная масса. От низкого стелющегося над землей тумана, кажется, что кони летят над облаками.
       Еще немного и кони совсем близко... Теперь уже на нас стремительно и неумолимо несется монолитная лава неутомимых коней. Их бег не остановим. Мне кажется, что табун набирает скорость, чтобы преодолеть земное притяжение. Затем, простившись этим берегом, перелететь речную гладь и оказаться на том пологом берегу реки. Но прежде, вот-вот, еще немного… и кони затопчут нас …
       Холодный пот заливает все мое тело, зрачки моих детских глаз расширены от ужаса. Я, недавний городской мальчик, от страха прижался к Ивану мучи. И вот совсем близко-близко от нас передний конь – вожак табуна - стремительно поворачивает в сторону…
       Табун уже давно вдалеке, а мы еще долго-долго ощущаем запах терпкого горячего лошадиного пота… Вижу счастливые лица подростков и парней, проскакавших на коне без седла, держась лишь за путы, надетое на шею коня.
       - Иван мучи, - дрожащим голосом спрашиваю деда,- а что? Мальчик может перелететь реку?
       - Каждый раз мне чудится, что еще совсем немного и наш Мальчик взлетит над обрывом и преодолеет речную гладь. Видимо, как вожак табуна он выжидает, - Иван мучи хитро улыбается, - пока весь табун не научится летать.
       - Конечно, научатся. Летают же они над облаками, - уверенно говорю я.

       3. Вспоминая Ивана мучи

       …Запомнились мне слова Ивана мучи:
       - Никогда не бойся лошади. Конь - не корова, человека никогда не затопчет. Скорость табуна зависит от его вожака, аргамака…
 
       Пришла на память любимая присказка Ивана мучи. Корова, наступив на человека, думает:
       - Жаль, надо было больнее наступить.
       Конь, нечаянно наступив на человека:
       - Как жаль! Наверное, ему больно!..

       Давно закончен рассказ. Гюльшат молчит…
       Волнуют запахи полыни, ковыля, любимой…
       Видимо и она представила коней, летящих над облаками...
       Я молчу. Чувствую, точнее сказать, слышу запах горячего конского пота, вижу парящих над облаками коней…

       Мне жаль вас. Вам не довелось видеть летающих коней…

       * Мучи - то же самое, что и дед, аксакал


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.