Архетипы

Архетипы

Хотим мы того или нет, но все человечество живет, подчиняясь определенным стереотипам и образам, которые сидят в наших головах, поселенные туда много тысячелетий назад. Это—память поколений. Данные образы практически одинаковые у всех людей, независимо от возраста, национальности, вероисповедания и называются архетипами. В свое время их активно изучали доктор Фройд, Карл Густав Юнг и другие известные личности. С этим явлением также хорошо знакомы психологи, а скорее даже психиатры, особенно те, которым приходиться работать с тяжелобольными людьми. Как один из методов терапии с ними часто используется рисование. И как удивляются взрослые, когда видят, к примеру, как маленткая девочка лет пяти изображает древнескандинавского бога Одина со всеми ему полагающимися отличительными чертами, о котором она в силу определенных причин никакого понятия не имела. Именно блаженные люди чаще всего рисуют различных мифологических персонажей, подтверждая этим самым их не совсем мифологичность. Такие феномены не поддаются обьяснению с точки зрения простого обывателя.

Почему-то именно собака есть архетипом верности, почему-то именно ворон и его пронзительный крик подсознательно вызывают страх и неприятие. Не зря ведь он является вещей птицей, предсказателем беды, а то и смерти. Кстати, о смерти. Подсознательно и изначально она является в образе злобной старухи с косой. Это уже потом романтическая традиция иногда описывает ее как прекрасную молодую девушку, которая мягко и незаметно уводит тебя в мир иной. Наверное, это зависило от желания или, наоборот, боязни людей умирать. Почему-то зло является нам в образе чего-то страшного, черного, рогатого. Добро же, в отличии от него есть белым, нежным и крылатым. Это находит свое отражение в антической традиции прекрасного, согласно которой в красивом теле и душа должна быть красивой. Конечно, доля правды в этом есть и мы даже можем наблюдать это на практике, на окружающих нас людях, ведь после сорока лет (в среднем) лицо человека становится зеркальным отображением его души. В каждой морщинкке и линии человеческого лица можно прочесть грехи и добродетели данного человеческого существа, его страхи и надежды. Замечательное описание этого мы встречаем в «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда.

И все же, какой бы замечательной ни была теория о соединении внешней и внутренней красоты, я все же рискну (при всем моем уважении) не согласится с выражениями добра и зла в мире, тем более, что к этому располагает мой жизненный опыт. Конечно же, гораздо приятнее верить в ангельский характер красавицы-миледи, чем искать доброе сердце в адски страшном Квазимодо. Но жизнь часто играет с нами именно в эту игру. Зло никогда не приходит, постукивая копытами и не скалится хищно, демонстрируя острые клыки. Чаще всего оно часами напролет сидит с тобой на кухне, похлебывая чай и обсуждает твои проблемы, сочувственно кивает головой и соглашается, что «все они козлы», входит к тебе в доверие. Оно напрашивается в друзья, чтобы потом ударить в спину, говорит приятные слова, а потом использует собранную информацию и безжалостно выбрасывает тебя, как использованный презерватив. А ты сидишь и пытаешься собрать воедино обрывки мыслей и понять где именно и когда ты допустил ошибку и почему не сумел догадаться раньше, что тебе намереваются сделать плохо и больно. Ах, да и есть еще вечный вопрос: «Почему?»

И вот в этом-то и кроется секрет. Зло выиграло не только в том, что заставило тебя страдать. Его планы куда более коварны. Этим предательством оно отравило твою душу, вселило в нее опасный вирус: неверие, холод, безразличие, самого себя. И когда, в один удивительный день в твою дверь постучится кто-нибудь достойный, тот, кто действительно может стать твоим другом, ты можеш и не открыть ему, поскольку будеш во власти страха, что опять придется пережить эту боль либо поступишь еще хуже—решишь сам нанести такой же удар другим. Зло строит далекоидущие планы, его стратегия хитра, ей трудно не поддаться. Но с виду оно кажется таким мягким и пушистым. Добро же, наоборот, часто бывает слишком прямым, честным, открытым, резким и острым. И только сильные духом могут принять его таким. Оно несет правду, а правда часто бывает жестокой, а прозрение болестным. И многие из нас просто не готовы бросить свои удобные и теплые илюзии. И именно из-за этого хорошее по определению добро часто кажется нам плохим.

Если верить Библии, яблоко, которое сьели Адам и Ева было плодм познания. Они сделали нам величайший подарок—умение видеть истину и заплатили за этот дар нам вечным раем, а мы сознательно отказываемся от него, игнорируем его, поддаваясь льстивым илюзиям и упрямо не хотим открывать глаза. Конечно, куда приятней хвастать: «Моя дочь—самый рьяный хранитель семейных традиций. Она всегда следит за тем, чтобы на Навый Год на столе было шампанское, а под елкой лежали подарки», чем признаться себе, что у этого ребенка еще сызмальства нездоровая тяга к спиртному, а подарки она требует только себе, абсолютно не заботясь о других членах семьи. Что может быть хуже слепой любви? В немецком языке есть отличное определение этому явлению—Affenliebe, которое переводится, как обезьянья любовь. Вот вам и «кто имеет глаза не увидет, кто имеет уши не услышит»…

Если мы уж затронули тему слепоты, то давайте вспомним еще один ее пример, немаловажный, кстати в нашем мире. На одном уровне со слепой любовью стоит и слепая вера. Именно она лежит в основе любой религии. Она ведь не терпит вопросов и сомнений. Тебе сказали: «Верь!» и ты послушно веришь, не задаваясь лишними раздумьями. Такие люди легко управляемые. Именно поэтому во времена Средневековья с его строгими догмами и предписаниями опальной наукой была философия. Ее называли мерзкой и богопротивной лженаукой, а она ведь всего лишь удила людей думать собственной головой и ставить вопросы. Но народ, который думает—никому не нужен. Гораздо легче заставить всех поверить, то ли убеждениями, то ли принуждением, что на нас всех лежит первородный грех и заставить каждый день бегать в церковь каятся. Ах, да, а еще покупать индульгенции. Святой Августин в своей «Исповеди» рьяно убеждал в греховности младенца хотя бы на том примере, что у него от рождения тяга к материнской груди, а ведь человеческая плоть—розсадник греховности. Об этом можно рассказывать долго, но оставим в покое темное прошлое самого святого Августина и продолжим разговор о слепой вере, ведь она есть аблютным оружием в руках того, кто вынудил тебя поверить.

И если проследить истоки того зла от которого сегодня страдает целая планета, тероризма, то видим, что в его основе лежит слепая вера во что угодно, Бога, идею, собственную фобию, не имеет значения во что, потом она переходит в фундаментализм, он в свою очередь ведет к екстремизму, а екстремизм уже непосредственно к тероризму. И когда ты бьешь себя в грудь, убежденный в собственнной правоте и брызгая слюной обвиняешь человека других взглядов, не являешься ли ты просто заложником собственной слепой веры?

А где же добро? Существует ли оно вообще в мире, где каждый смотрит на вещи через собственную призму? Добро—крохотный островок, ступать по которому стоит осторожно, взвешивая каждый свой шаг. Ведь как слепая вера, так и неверие им не являются. И чем ближе человек в своем пути к нему, тем больше усилий прикладывает другая сторона, чтобы сбить ее с этого пути.

Хотя, возможно, это все—только плод моего воображения и мозгов и в самом деле все намного проще: плохие парни всегда ходят в черных шляпах, пряча под ними рога и нападают только ночью. А добрые создания, хрупкие и беззащитные, проводят все свое время в молитве и посте. А, возможно, в своих размышлениях, я ничего и не придумала, а просто прислушулась к глубинному знанию, которое присутствует в каждом из нас, независимо от возраста, пола, вероисповедания и национальности где-то глубоко-глубоко внутри, рядом с архетипами.


Рецензии