Портреты. Нора Нонсенс Веселовская
А на фотографии – молодая красивая женщина. Почему-то не улыбается. Хотя на Стихире, под тем же портретом, с тем же неулыбчатым лицом, такая радостная фамилия – Веселовская. Значит, улыбаться умеет хорошо. Наверно, даже заразительно смеяться. Но я этого смеха не слышу. Нет, не потому, что она все время только грустит, а просто из-за того, что, как и большинство из вас, ни разу ее не видел. И голоса ее не слышал.
Вы скажете, что как же тогда можно сделать портрет? Вот и я себя спрашиваю, как? И зачем? И почему ее?
Да наверно потому, что когда мы идем в лес, и кругом много деревьев с густой листвой, все такие разные, но мы вдруг срываем один листик и смотрим. Какой он зеленый, какие у него прожилки, а тут – какое-то пятнышко, и он шершавый. И мы почему-то приносим его домой, кладем между страницами важной для нас книги, и храним долгие годы. Будто в этом листочке весь смысл нашей жизни. А, может быть, так оно и есть?
И еще очень странно. Чтобы сделать портрет, оказывается, совершенно не нужно знать очень многое. Например, когда человек родился, какую школу закончил, институт, является ли членом чего-нибудь очень важного. Ну, да! Если человек там Президент или Царь – это очень главное. Написал «Царь» под портретом, и можно уже больше ничего не писать, рисовать, объяснять. Так и видишь – мудрый лоб, рука показывает на что-то значительное, что нужно всем и… ну, и так далее.
А фотография этой женщины ничего такого не говорит. И я ничего про нее не знаю, кроме того, что зовут ее – Таня. Так что… Ну, что я могу про нее написать?..
Стихотворение «Побег», Нора (извини, Танечка, я буду тебя так называть, чтобы понятнее было)… и так, это стихотворение Нора написала в двухтысячном году. А опубликовала только два месяца назад. Значит, было нечто очень важное, что не дало ей опустить руки на клавиатуру, и набрать строчки на листик. А вы попробуйте прочитать его с того места, где «с этим городом что-то не так…» и до последнего «… я бессильна умыть свои руки.» И сразу на вашем портрете появляется очень тревожное, я не хочу сказать горче, раздумье. Когда человек меряет жизнь своей ответственностью. И не зависит от него ничего, и с городом что-то не так, а отпустить от своего сердца не может.
Вы думаете, что она такая правильная и сильная? А что же она тогда написала в своем «Ты думаешь это любовь? Нет.»? Пламенный лоб, обрывки разорванной души, страх в каждой клетке, и нетвердая поступь в никуда. И ненависть оттого, что это – не любовь.
Вы хотите в этом разобраться, понять что произошло, и кто прав? Я – нет. Совсем не хочу дотрагиваться, ведь человеку очень больно. Зачем бередить рану. Может он в чем-то и не прав, но ему очень плохо. Отойдем в сторонку, посмотрим на портрет чуть издали, аккуратно и бережно, не в упор.
А память вырезает скальпелем нужные годы («Начистоту», январь 2008), оголяет грехи, и молится небу, собирает растерянные крупинки («Ну что же, солнце мое, мы наделали?», декабрь 2007), спорит и мирится с собой, не знает, что правильно, и несмело прижимается к виску Непостижимого и Мятежного («Иное – иным», Нора Веселовская, Стихи.Ру, декабрь 2007). Она осталась.
История окончена и портрет написан?
Про портрет я думаю, что он так и останется незавершенным. В этом, может быть и есть сущность – стремительность, мятежность, незавершенность. И признание, что может быть права и не она. Глубинное осознание. Скажите, много ли женщин могут так сильно сказать о себе? Что истина может быть и не в ее правоте, а в чем-то совсем другом? И что самое важное знание заключается в том, что ты чего-то не знаешь, и совсем не уверен?
Странный портрет, правда?
Зато – это портрет человека. Красивой женщины. Нет, я не о фото. Хотя, и о нем тоже. Живой, теплой, радующейся жизни, и рожающей в муках («Моей жизни. С любовью», октябрь 2007). И, не знающей истины.
Счастья тебе, Таня.
Сергей Эсте 04.02.2008 21.15
Свидетельство о публикации №208020500120