C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Книжный обзор 1

Обычно в книжных обзорах говорят о модных, порой нашумевших новинках. Я решила пойти другим путем: перелопатить все, что хоть немного заинтересовало, и отсеять для вас те редкие крупицы, на которые действительно стоит обратить внимание. Вернее, мимо которых просто нельзя проходить. Если, конечно, жизнь для вас — поле для развития и самосовершенствования, а не пустое времяпровождение. Итак, вот три лучшие новые книги для духовно богатых, которые сейчас можно купить в книжных мсагазинах:

ДАРЫ ВОЛХВОВ
Что делает рассудительный человек, чувствующий свою скорую кончину? Или не скорую, но все-таки… Правильно, пишет завещание. По сути, это письмо усопшего живым: потому как вскрывают завещание после смерти. Выполнить волю умершего — юридический и священный долг наследников. Сказано — дубовый буфет дяде Коле, шубку — Маринке, а полторы тысячи рублей — в общественную организацию по защите прав бездомных тушканчиков — значит, так и никак иначе!
А ведь не только материальные ценности оставляются в наследство. Великие творцы оставляют наследие духовное, с которым, по-человечески, тоже нужно обращаться токмо по воле умершего автора. Однако с этим наследством почему-то каждый делает, что ему вздумается. Мол, это собственность мира, планеты, человечества, потому поправим, адаптируем, облегчим. А кто позволил, собственно?!
Франц Кафка, загадочный и великий писатель, завещал: дневники мои сжечь; книги печатать мелким шрифтом, без абзацев, без глав, без межзаголовков. Сразу же после кончины гения его близкий друг и издатель в одном лице дневники и письма Кафки опубликовал, шрифт сделал покрупнее, чтоб читать было легче, тексты разбил на абзацы и главы — хорошо хоть, картинок не понарисовывал. Ведь Кафке не надо, чтоб было доступнее, не надо, чтоб легче читать было, — эта сложность в чтении, эта мудрая нудность и монотонность — важнейшая часть его текстов, то, что между строк, в этом смысл, в этом стиль. А издателю что — он же не Кафка с его инопланетным мозгом! И вообще, он же как лучше хотел. Да и подзаработать так проще… В итоге антикварный буфет достается тушканчикам, шубка — недоумевающему дяде Коле, а полторы тысячи деревянных — миллионерше Мариночке. Дары волхвов…
«Нарушенные завещания» Милана Кундеры, знаменитого автора «Невыносимой легкости бытия», «Вальса на прощанье» и «Бессмертия» — книга умная, душевная и тонкая. Для вымирающей интеллигенции — бальзам на душу. Для материально озабоченных индивидов — повод покрепче задуматься над охраной своих посмертных прав…

БЕЛЫЙ ФЛАГ ДЛЯ КУРПАТОВА
Простите меня, доктор Курпатов. Извините, Андрей. Всегда относилась к вам плохо, считала продавцом воздуха, стяжателем на порочной ниве людских психологических проблем. Всем друзьям рассказала, что Курпатов — дилетант и обманщик. И вдруг увидела правду, и офигела…
Дело в том, что я была знакома с Андреем. Совсем немного — всего минут 10 беседы в его питерской клинике. У меня тогда были серьезные проблемы в жизни, состояние душевное было не лучшее, не знала, как поступить, куда дальше двигаться. И вот случайно попала к нему на прием. Он тогда был еще почти безымянным врачом, а не знаменитым доктором Курпатовым, как сейчас. На приеме, выслушав мою историю, он спросил: «Ну, несмотря на то, что вам плохо, вы адаптируетесь?». Я подумала и ответила согласным кивком головы. «Знаете, когда тревожно, пейте валерьянку. А лучше даже не пейте, а нюхайте — эффект будет еще лучше». Естественно, я ушла от него в негодовании: ни совета жизненного не дал, ни сильнодействующей таблетки не выписал… Однозначно — лох!
Потом увидела его в телевизоре. Вы знаете эту передачу: доктор ведет прием пациентов прямо в эфире. Ощущение от программы двоякое: с одной стороны, видим живых настоящих людей, которые приходят к знаменитости в депрессиях и неврозах, а уходят — с оптимистичным огоньком в глазах. С другой — как-то слишком быстро это у него получается, полчаса беседы — и волшебный результат. Очередная подстава, мыльное шоу — такое впечатление сложилось… Понятно, что эфир не резиновый, что основная часть процесса в передачу просто не помещается. И все же, и все же…Да и внешность у него загадочная — не поймешь: то ли красавец, то ли чудовище.
Поэтому книжку Андрея Курпатова «Психология большого города» из объемной серии его трудов, я взяла в руки с большим предубеждением. Но взяла, потому что уже долгое время изучаю психологическую массовую литературу и с удовольствием критикую ее в прессе и Интернете, дабы предупредить потенциальных читателей о возможной неразумной трате денег и последующем разочаровании. Начиталась я этих безумных теток с трудами вроде «Будьте стервами» и мужиков с их «Вы должны» и «Воспитайте близких». Крайне редко в нынешнем букинистически-психологическом изобилии удается выудить нечто стоящее.
Нет, найти кладезь мудрости в полуистлевшем старом издании, найденном на чердаке прабабушки и сохранившемся в единственном экземпляре — это я понимаю. Но в массовой серии, доступной каждому, с пестрой обложкой и надписью «бестселлер» — это как-то даже не комильфо… Но бывает же, что платье с рынка красивее и добротнее, чем супердорогая шкурка из бутика. Редко — но бывает.
Книга же Курпатова захватила с первой строки. Во-первых, он не претендует на роль великого учителя, основателя доктрин, как, скажем, Норбеков или Свияш. Он просто рассказывает, как устроена жизнь. Рассказывает системно, аргументировано, без надрыва и запугиваний вроде «Не послушаешься меня — будешь несчастным». Постоянно подчеркивает, что это только его мнение. Никаких нотаций и обещаний исцелить ото всех печалей, никакого осуждения и морализаторства, как, например, у тоже популярного психопистаеля Козлова. Однако мнение это, во-первых, является плодом мощного образования, которое чувствуется за каждым словом. Это синтез всех знаний, накопленных человечеством в сфере психологии, социологии, физиологии и философии до нашего времени. Во-вторых, мнение это настолько четко структурировано и обосновано, что поймать «инсайт» — то есть увидеть проблему с новой точки зрения с одновременным ощущением, что ты все это знал, да склеить не мог — вполне вероятно. Я лично поймала. В-третьих, это мнение настолько ясно, четко и литературно изложено, что кроме познавательного удовольствия получаешь и лингвистически-стилистическое.
Текст пестри цитатами — тут тебе и Ницше, и Шекспир, и Монтень, Паскаль, Сеченов, Юнг, Сократ, Диоген, Бальзак… И цитаты эти не лежат отстраненной кучкой букв в эпиграфе — они донесены до читателя словами автора, в его пересказе, в «переваренном», понятом виде. Они осмыслены, а не просто служат украшением и доказательством «крутизны» автора: мол, во как я много знаю. Совершенно ясно, что труды всех этих мыслителей Курпатов читал, помнит и любит. А кроме того, он умудряется заразить этим и читателя: я лично уже взяласмь перечитать и Юнга, и Монтеня.
Курпатов пользуется распространенным сегодня приемом: пишет в соавторстве с журналистами, как это делает и Владимир Леви, например. Но здесь присутствие второго гармонично: журналистка Татьяна Девятова не мешает плавному течению мысли, она вспоминает случаи из жизни, спорит в доктором, а не глядит на него, как ролик на удава, задает разумные вопросы.
Что касается содержания книги, оно, на мой взгляд, бесценно практически для любой более-менее развитой интеллектуально и эмоционально особи. Главная тема — взаимодействие поколений в нынешних условиях. Почему мы, 30-40-летние, не можем понять ни своих детей, ни своих родителей? Как получилось, что сейчас одновременно живут не три поколения, как обычно, а целых пять-шесть? Почему детям нужны ограничения? Так ли хорош и взаимовыгоден гражданский брак, как сейчас принято считать? Как найти между людьми разных возрастов точки соприкосновения? Почему плохо, когда на национальной валюте «виды», а не «личности»? Чем полезно одиночество и страдания? Что, в конце концов, происходит с институтом брака, семьи? Бесценны, я считаю, советы Курпатова по воспитанию детей. Более того, он умудрился найти универсальную формулу воспитания, пригодную к любому времени и обстоятельствам.
Книгу я читала до двух ночи и еле оторвалась. Впечатление получила не меньшее, чем от пьес модного Гришковца. И главное — по прочтении каждой главы я хваталась за ручку и блокнот — свои мысли и соображения записывать. Для меня, человека творческого, это значимый показатель — текст вдохновляет, пробуждает реакцию своих собственных размышлений, поисков и находок. А значит, он — стоящий.
 
РЕКА, В КОТОРУ МОЖНО ВОЙТИ ДВАЖДЫ
Я лично вошла. И третий раз собираюсь. Потому что в «Реке» Татьяны Толстой — тепло, уютно и головокружительно невесомо. Это уже не зыбкие воды Оккервиля, и не антиутипический «Кысь», в которые и окунуться-то было жутко, а плавать там вообще могли только самые сильные. Как любое развитие происходит через страдание, через преодоление — к гармонии и солнцу, так и Толстая через словесно-семантический мрачный лес вдруг вышла на солнечную полянку в цветах и ароматах.
Вот и Курпатов говорит: развивающийся человек, мол, проходит три стадии. На первой он безразличен, пуст и не сознателен. На второй — он страдает, потому что растет; так у детей школьного возраста часто ноют кости, позвоночник — не успевают за ростом тканей. На третьей стадии человек, наконец, постигает смысл, гармонизируется, и начинает жить по-настоящему радостно. Правда, к этой вершине приходят далеко не все — только те, кто сумел преодолеть сопротивление и препятствия. Толстая, кажется, добралась до высшей стадии своей личной эволюции.
Этот сборник новых рассказов знаменитой писательницы, а заодно и члена жюри программы «Минута славы», которая прошла недавно по ICTV, светла, мудра, и захватывающе проникновенна. Гедонизм, наслаждение жизнью в любых ее проявлениях — вот что вложила Татьяна Никтична в эту книгу. Так что те, кто после ее прежних страшных, жутких книг боится и в руки-то взять что-либо, подписанное ее именем — слабьтесь и получите удовольствие. Заодно и сами немного подрастете, а там — и до следующей стадии развития недалеко, по Курпатову.
В конце концов, именно в этом сборнике Толстая выдала истину, которую до нее никто высказать не решался: весь смысл мира — во французских сырах…


Рецензии