Все глупцы упрямы. Все упрямцы глупы

Однажды в автобусе я наблюдала такую сценку. На переднем, развернутом внутрь салона сиденье, сидит мама с малышом. Автобус, как водится, переполнен. Малыш беспрестанно ерзает и пачкает ботиночками светлую юбку стоящей рядом женщины. Женщина просит молодую мамашу угомонить ребенка, на что та высокомерно отвечает: «Это нас воспитывали на запретах. Теперь к детям другой подход – все можно».

Автобус останавливается. Выходящий из дверей парень вытаскивает изо рта жвачку и со словами: «Мне в детстве тоже все разрешали» - наклеивает ее на лоб молодой мамы. Всеобщий хохот завершает эту сценку.

Хорошо, что в автобусе нашелся человек, который смог задушить конфликт еще в зародыше. Обычно же, слово за слово, и начинается скандал. Никто уступать не хочет. В ответ на возражение возникает упрямство. Каждый начинает сердиться, отстаивая свою точку зрения, и не замечает, что это, в общем-то, не имеет никакого значения.

Мои соседи по даче – забавные старички. Каждую весну они до слез, до крика, до ругани спорят о том, что сажать и где. И каждый раз все заканчивается одинаково: дед уходит к друзьям и напивается, а бабка сидит на крылечке дома, пригорюнившись и потеряв всякий интерес к овощам-фруктам. А почему бы ей не сказать: «Знаешь, мне в принципе все равно, где ты что посадишь, но может ты и прав». Но нет, она борется за «принципы».
А ведь научиться уступать – это искусство жизни, которое помогает жить в гармонии.

Еще одна ситуация. Дефицит из нашей жизни исчез, а вот очереди – нет.
- Женщина, куда вы лезете? Вы тут не стояли.
- Я занимала, но отходила.
- А я никуда не отходила, но вас не помню.
Атмосфера накаляется, раскрасневшиеся лица женщин не оставляют сомнения в том, что каждая из них раздосадована и раздражена. Обе защищают свои права. Одна – потому что не выносит наглости и бесцеремонности. Другая, возможно, действительно, «тут стояла» или куда-то очень спешит, а может быть просто «привыкла брать от жизни все» и наплевать ей на других.

 Сегодня я сама чуть не сорвалась из-за пустяка. Пытаюсь отыскать место на стоянке. Нигде ни просвета. И вдруг освобождается заветное местечко, да такое удобное! Начинаю разворачиваться и... нахальный водитель резво занимает место под самым моим носом. Еще и ухмыляется гнусно. Кровь приливает к голове, захватывает буря эмоций.
Хочется открыть окошко и сказать все, что я о нем думаю... но я начинаю повторять про себя «все глупцы упрямы, все упрямцы глупы». Сначала скороговоркой, а потом медленно, «с пониманием». Чаще всего это срабатывает. Сегодня тоже помогло. «Буря» прошла без последствий.

В человеке все еще сильны животные инстинкты: защищать свою территорию, свои «принципы», умереть, но не отдать ни пяди своей «земли». Победа или смерть! Выиграть или проиграть! Третьего не дано. А ведь в повседневной жизни эта агрессия совсем не нужна. Большая часть сражений, которые мы ведем ежедневно, совершенно бесполезна. Лучше с чем-то смириться, чем портить себе нервы и жизнь. Я для себя очертила круг моих идеалов, за которые буду бороться: мое собственное достоинство, моя семья, здоровье и любовь. А перед всем остальным я не считаю зазорным отступить.

Вот только борясь за свою семью, главное, не разрушить чужую. Особенно собственных детей.
Моей соседке Вере Петровне не нравилась ее невестка. Невестка вульгарно одевалась (на взгляд Веры Петровны), много курила, громко смеялась и вообще не умела себя вести. К тому же у нее был ребенок. Однажды Вера Петровна услышала, как соседки судачили о ее невестке как о девице легкого поведения. Вера Петровна устроила сыну скандал, потребовала выгнать «проститутку» из дома, иначе она перепишет все наследство на свою сестру. Сын обиделся и уехал с семьей за границу. С тех пор он ни разу не написал и не позвонил. Вера Петровна не захотела уступить, была тверда и бескомпромиссна. Поэтому сейчас одинока и несчастна.

А вот как быть с хамством в транспорте, на улице? Что делать с неучтивыми продавцами, горничными, официантами?
Агрессивность и недоброжелательность окружающих, к сожалению, это наша данность, и здесь просто приходится считаться с тем, что в жизни есть ситуации, против которых мы бессильны. Перевоспитывать хама, распинаясь перед ним в культуре поведения? Бог с вами! Метать бисер перед свиньями... А если потерять терпение и выйти из себя, хам только утвердится в своей правоте, ведь ты стал таким же, как и он.

Наша сфера обслуживания отражает те же эмоции, которые получает от нас. В советские времена был популярен лозунг: «Будьте взаимно вежливы». Сейчас о нем почему-то забыли. А вот на Западе не забывают никогда. В одном отеле французского Этри висело такое объявление: «Будьте вежливыми с нашими гарсонами и горничными, потому что хороших служащих сейчас труднее найти, чем клиентов».

Нужно научиться быть терпимее друг к другу: оставлять за другими право на ошибку, позволять им иметь мнение, отличное от нашего, быть снисходительнее, понимать, что и у других, не только у нас, могут быть неприятности и плохое настроении. Давайте научимся слышать друг друга.


Рецензии
И написано отлично, и тема рассказа интересна и поучительна!
Нажимаю на "очень понравилось"!
Удачи во всём!
Обнимаю с нежностью, Вера

Веруня   06.02.2008 13:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Верочка! Мне приятно, что Вы в этом меня поддерживаете.
С нежностью, Софья.

Софья Качуевская   06.02.2008 22:07   Заявить о нарушении