Сверхчеловек
Роль отдельного человека в жизни буржуазного общества, в том числе и в производстве, уменьшилась .В то же время именно производители продуктов массовой культура, используя для большего коммерческого успеха наиболее простые, архетипические (мифологические) сюжеты, находят выход из отчуждения, о котором так часто рассуждали мыслители того времени.
Маркс о "массовой культуре":
"Основным и определяющим показателем массовой культуры является то, что, будучи продуктом духовного производства, она ставится в один ряд с товаром широкого потребления, из чего проистекают важные следствия, касающиеся как ее содержания, так и формы".
Таким образом, бурное развитие массовой культуры может найти удовлетворительное объяснение в рамках марксистской концепции преобладающего влияния экономических факторов на развитие тех или иных форм человеческой деятельности.
2.Параллельно с традиционными направлениями в искусстве и явлениями массовой культуры возникло новое направление,
отличное и от традиционной, идущей от Возрождения, культуры и от массовой. "Новая" культура не имела ни религиозных корней традиционной, ни являлась суррогатом "умершего" Бога.
Камю о Кафке: "Произведение, будучи лишь бесконечным повторением бесцельного бытия, вершиной бренности, вскармливает иллюзии. Оно несет объяснение, в нем надежда обретает форму.<...>Произведение больше не является трагической игрой, какой оно должно быть. Благодаря ему, жизнь автора обретает смысл.<...>Они <авторы> бросаются в объятия Бога, пожирающего их. Самоуничтожение дает им надежду, ибо абсурдность земного существования еще более усиливает их уверенность в сверхъестественности реального. "
Полвека спустя Дж.Моррисон скажет: "Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь пройти через любую, которая подходит тебе".
Рембо, открывший в "Озарениях" и "Поре в аду" новый мир языка и оторванных от реальности чудесных образов бессознательного, творчество Кафки, Хлебникова, раннего Маяковского - что это - эскапизм или действительное открытие "нового прекрасного мира"?
3.Чтобы понять, откуда пришло это обращение к образу, как к самостоятельной ценности, ценности вне контекста, можно попробовать посмотреть на процессы, происходящие в философии в конце XIX - начале XX века. Среди множества всевозможных концепций, существовавших или начинавших зарождаться в это время, хотелось бы остановиться на трех - позитивизме, экзистенциализме и ницшеанстве.
Влияние субъекта на познание объекта, отмеченное<открытое?> Кантом, не находило отражения в исследованиях естественных наук. Именно в конце XIX века методология естественных наук, развивавшаяся еще от Бэкона и Декарта, пришла в науки гуманитарные, что привело, например, к быстрому развитию психологии.
На место бога в философии становится разум, рациональное начало. В то же время, Спенсер говорит об искусстве: " вещи и события, которые находятся и происходят рядом с нами, которые вызывают ассоциации, не отличающиеся заметно от наших повседневных ассоциаций, относительно непригодны для целей искусства."
4.С точки зрения фрейдизма, иррациональное, чувственное начало в "новом" искусстве, может возникнуть именно из превалирования рационального начала в сознательном, и ,соответственно, преобладания его антагониста в бессознательном.
Новая музыка отделилась от математики.
5.С той же позиции можно попробовать объяснить как преобразились идеи Ницше в явления культуры. По Юнгу, архетипический образ героя существует в бессознательном каждого. В христианской мифологии Христос(герой) умер за каждого человека, вместо него. Ницше говорит о сверхчеловеке как о человеке, в числе прочего способном жить и умереть за себя. Сильном человеке, образ которого мог возникнуть именно из отрицания существования Творца и наличия только личной силы как движущей силы эволюции(хотя такие выводы из теории эволюции и нашли впоследствии весьма обоснованную с рационалистической точки зрения критику (см. Р.Докинз, "Эгоистичный ген" )). Ницше ставит на место бога абсолютно творческую личность, пытается найти опору в разрушенном своими же рассуждениями мире, но не находит ее ни в сознании, ни в бессознательном.
Но сверхчеловек действительно появляется.
6.Ослабление влияния церкви и отсутствие возможности к самостоятельным действиям человека привели в конце XIX века к обсуждаемому отделению от традиционной культуры "новой" и массовой, на первый взгляд различающихся значительно. Массовая культура, культура героя<образа> действующего, экстравертированная культура, и "новое", искусство неподвижного, оторванного от действительности образа, интровертированное, искусство ощущения.
Ценность образа возрастает, когда нет ничего, что могло бы заменить его реальным действием, когда Двери Восприятия открыты и пусты.
Камю о Кафке: "Символ принадлежит культуре всеобщего, и как бы точно мы его не переводили, этим мы передаем лишь общую направленность движения. буквально символ не переводится.<...>Символ довлеет над тем, кто использует его, и автор говорит обязательно больше, чем хотел".
7. Существованием "нового" искусства является образ; действие, смысл, которым мы его наделяем в поисках символов, уже зависит от воспринимающего произведение искусства. Что пришло с Востока -
"существование предшествует сущности", даже если это существование образа. В конце века многие философы и писатели начинают обращаться к восточным традициям. С точки зрения психоанализа, идет поиск целостности, утраченной вследствие пугающей рационализации видения мира, навязываемой, в числе прочего, и языком.
8.Сверхчеловек появляется. Обращение к "я" каждого - связанное с переживанием проекции литературного персонажа или преступника, о котором пишут в газете - не связано оценочными суждениями т.к. имеет значение только сила переживания. Герой, сделанный из слов, существующий только в воображении.
9.Таким образом, и "новое" искусство, и "массовая культура", возможно, произрастают из тех же корней, что и новые тенденции в философии того времени. Бегство от мира или попытка спрятаться в нем от себя.
Свидетельство о публикации №208020600010