Ловим гусей неводом

Я только поступил на первый курс, как нас всех сразу же направили в колхоз на уборку урожая. У здания института, на улице веселой шумной толпой стояли сотни студентов всех курсов -обменивались своими летними впечатлениями, радостно здоровались с друзьями, которых не видели все лето. Сумки, чемоданы были сложены тут же кучами. Между нами ходили преподаватели, деканы, пытаясь по быстрее усадить нас в автобусы, которые должны были с минуты на минуту подъехать.
 
Мы, первокурсники, стояли своей, отдельной толпой. К нам подошел декан и предложил разделиться на два отряда по группам. Пожилой мужчина подошел к нам и начал командовать – чтобы мы стояли одной группой, не отходили поговорить к студентам с других курсов. Я стоял с ребятами моей группы. Нам надоели эти команды, мы молча повернулись и разошлись, собравшись снова своей группой метрах в десяти от него. Заметив, что он снова направляется к нам, мы проделали тот же маневр, и он на время оставил нас в покое. Ребята с других курсов, улыбаясь, сказали нам:
- «Не повезло вам с «начальником»! Он придирчив, но, все заканчивается на командах «смирно!», «вольно!» Это нас несколько огорчило.

Наш отряд был небольшой, всего человек 80 ребят и девушек. Подошли автобусы, мы уселись в два из них. Куда едем – никто не знал. Спросили водителя, он был краснодарский, и ему лишь было сказано, чтобы он держался за другим автобусом, не отставал от него. И водитель не знал конечного пункта маршрута. Спросили «начальника» – но он не смог ничего ответить, а скомандовал:
- «Приедете на место – там и узнаете!»
- «А если наш водитель отстанет от переднего автобуса, то куда ехать? Что будем делать?» На это он не смог ответить.

Из города выехали по дороге в сторону Тимашевска. Быстро проехали асфальт, потом проселочная дорога, хутора, станицы, в которых раньше не бывали. Степь. Похоже - едем куда-то в Приазовье.
 
И вот – подъехали к сараю среди поля. Высадились. Метрах в двухстах от нас окраина хутора, там паслись в большом количестве громко гоготавшие гуси, … На мотоцикле подъехал бригадир. Показал рукой на сарай:
– «Здесь будете жить!» Наш «начальник» сказал:
- «Организуйте мне комнату!» И его повезли на хутор устраивать на квартиру.
 
Мы остались возле сарая. Бригадир все порывался заявить, что будет обсуждать вопросы нашего устройства только с нашим начальником… И хотел уехать на своем мотоцикле, ссылаясь, что рабочий день закончился. Но мы его задержали - попросили привезли сена, чтобы на нем спать. Девушки-студентки попросили найти отдельное помещение для них. Ведь сарай не разделишь на мужскую и женскую половину, перегородок - нет! К сараю примыкал «кабинет» бригадира, уговорили его отдать «кабинет» девушкам.
 
Привезли сено, накрыв его одеялами, мы устроили «лежбище»… Сено было душистое, мягкое… Наш «начальник» куда-то делся, стало ясно, что нужно самим о себе позаботиться. Попросили бригадира организовать ужин и подумать о завтрашнем дне – идти в поле надо рано, но нужен и завтрак…
Бригадир ответил, что в его распоряжении есть хлеб, арбузы и молоко… И сказал возчику привезти все сюда. Через полчаса тот доставил на телеге несколько «кирпичиков» хлеба, с десяток арбузов и флягу молока. Но возчик мельком подсказал нам, что молоко надо кипятить, так как коровы бруцеллезные… Спросили бригадира, и тот подтвердил это… Кипятить было негде, и мы отказались от молока… Потом, посоветовавшись, заявили, чтобы молоко отвезли назад – мы его пить не будем и в кипяченом виде. Поужинав хлебом и с удовольствием поев арбузов, улеглись на сено, долго пели песни… Потом угомонились, под лай собак хутора, жужжание комаров, стрекотание степных насекомых, крепко заснули.

Утром разбудили петухи… Наскоро умылись. Поели хлеба, арбузов. Приехал бригадир с председателем колхоза. На наш вопрос о питании - ответили, что других продуктов у них нет… Пришел с хутора наш «начальник», молча выслушал все это. Нашу попытку поговорить с местным «начальством» остановил - мол, нечего «пасовать перед временными трудностями…».

И отправились на работу. Весь отряд – обламывать кочаны кукурузы, а я со своими четырьмя друзьями работать грузчиками на ток… Нагружали и разгружали автомашины. «Вкалывали» до вечера. Вернулись в свой лагерь – опять хлеб, арбузы. Попытка поговорить с бригадиром – не удалась, нас остановил опять «начальник»… Мы отправились в свой сарай, стали думать – что делать…
 
И придумали… Борис – страстный рыбак, взял с собой из дома небольшой невод, рассчитывая когда-нибудь организовать в колхозе рыбалку. И вот, с этим неводом мы направились к хутору, на окраине которого паслись гуси. Двое ребят взяли невод по краям, а остальные сделали вид, что загоняют гусей в него. Гуси, разумеется, подняли страшный шум - стали гоготать, хлопать крыльями, шипеть на нас, вытягивая шеи… Не зря ведь возникла фраза о том, что гуси своим шумом «Рим спасли…» А мы старались таким образом привлечь внимание бригадира.

Бригадир действительно прибежал, приехал председатель колхоза – стали шуметь на нас… А мы заявили им, что не остается ничего другого, как ловить гусей, раз они не хотят организовать наше питание! Но и на этот раз договориться с ними не удалось – наш «начальник» снова не поддержал нас…Ушел на хутор ночевать. Там его и кормили…

А мы вернулись в сарай и стихийно провели собрание отряда… Решили, что нужно позвонить в институт, ректору. Профессор Валентин Кузьмич Супрунов, наш ректор, был депутат Верховного Совета СССР, очень серьезный, деловой, крутой, но справедливый человек.

Поручили одному парню рано утром ехать в ближайшую станицу на переговорный пункт и позвонить в институт. Сказали об этом нашему начальнику», но он запретил нам заниматься «самодеятельностью»… Однако наш «гонец» все же отправился звонить в Краснодар. Уже часа через два он вернулся к нам, прямо в поле…Дозвонился в приемную, секретарше… Уже где-то в середине дня к нам на поле неожиданно подъехали две легковые машины – в одной приехал - ректор, во второй – секретарь райкома с председателем колхоза. Бригадир прикатил на мотоцикле…
 
Ректор разобрался в ситуации мгновенно. Посмеялся над нашей затеей с «ловлей гусей неводом»… Затем Супрунов заявил, что через час подойдут машины и отвезут нас в другой колхоз, на хутор Гречаная Балка…

Председатель колхоза пытался сказать - что он исправит свои ошибки…Но ректор его осек:
- «Надо сразу к людям относиться по-человечески!»…
И председатель стоял красный от стыда… Пока шел этот разговор, подошло два автобуса. Мы сели в них, по дороге захватили свои вещи.
 
И вот мы уже в Гречаной Балке. Для ночлега - тоже сарай, стоящий среди поля, самодельные столы, лавки рядом, кирпичная обмазанная глиной печка с высокой трубой, поднимающейся над небольшим навесом. Подъехал бригадир на мотоцикле и следом за ним телега. Возчик скомандовал: - «Разгружайте, ребята!» Сгрузили картошку, крупу, макароны, овощи и даже мясо!

Наши девочки тут же занялись приготовлением ужина, а мы собирали и кололи дрова для печки. «Начальник» поселился тут же на полевом стане, спал на соломе и питался с нами… Девушек поселили в комнате красного уголка, за стеной… После ужина мы рассказывали анекдоты, пели песни… Но потом вдруг выяснилось, что через легкую перегородку девушкам все слышно, и пришлось «смягчить» наш репертуар!

Историю с «ловлей гусей неводом» потом вспоминали в институте многие годы. Вспоминаю все это – было весело и смешно…


Рецензии
Здравствуйте , Уважаемый Земляк! Вот почему , Голые персики, гуси, сено . Привет Вам из Кореновска . Думаю , знаете . Раньше , да и сейчас наш город славится сгущенкой, Продукция " КОРОВКА ИЗ КОРЕНОВКИ" это наша . Творческих успехов Вам.

Артёмова Светлана   23.11.2010 09:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.