Египтянин, или Обедня безбожника Главы 1, 2

       Так, не совсем так или совсем не так,
       но ведь как-то это было?


       1

       Они сидели во дворе, в тени, возле сараев: гость (он же "брат из пустыни", он же "друг из общины") - на скамье, младший слуга в доме Иосифа - перед ним на корточках; в руке гостя была сухая ветка оливы, он, не торопясь, разламывал ее на части и монотонно рассказывал:
       - Вот здесь, - ( он бросил один прутик) - лежит такая земля, что можно 17 дней идти, ничего не встретишь, ни воды, ни человека. один колючий кустарник; зато вот здесь (еще прутик) - Айн-Фехша, оазис, - пальмы, фиников сколько хочешь, вода и целый лес тростника.
       Он выпрямился, и слуга так и впился в него взглядом - продолговатое лицо, очень бледное, с серыми, широко поставленными глазами, улыбается.
       - Тростник, из чего циновки плетут. Видел когда-нибудь, как он растет?
Слуга, миловидный, как девочка, слушал зачарованно, только дохнул в ответ:
       - Нет.
       - Такие высокие метелочки, - закончил гость о тростнике. - Вот здесь (шлепнулся прутик на землю) было большое чудо: земля тряслась, но это давно было. А община - вот здесь ...
 Внезапно совсем близко, за оградой усадьбы, простучали копыта, во дворе загремел цепью, залаял пес, и во двор въехали два всадника. Пес метался и взвизгивал, приветствовал на свой лад. Гость и слуга вскочили и теперь стояли, низко склонясь, сложа руки на груди, хотя господа были уже далеко и входили в дом.
       - Наверное, тебе пора бежать, - сказал гость, - а я пойду прилягу.
       - Как же много ты повидал! Расскажешь еще сегодня вечером? - смешным, ломающимся голосом просил мальчик.
       - Расскажу, если лихорадки не будет, -
отвечал гость.

       2

       Еще недавно в большом доме было тихо и пустовато: Иосиф, богатый и почтенный человек, член Верховного совета Иудеи - Синедриона, жил один, чаще в Иерусалиме, но иногда и здесь, в родной Аримафее, недалеко от Иерусалима. Время от времени он получал вести из Рима от своего единственного сына Азора, который сейчас заканчивал там кое-какие торговые дела. Иосиф, занимая высокое положение в Иерусалиме, тем не менее принадлежал к эссенам. Он был почётным другом одной эссенской общины, "помогал своим братьям в пустыне" и придерживался эссенских обычаев, в частности, помогал бедным и в быту своем избегал роскоши. Время от времени в дом являлись гости - посланцы пустыни со скромными дарами для братьев из городской общины. Таким был и тот, о котором мы рассказали вначале; в прошлом месяце он пришел в запылённом хитоне, босиком, низко поклонился Иосифу, потом - собравшимся слугам, опустил наземь огромную плетёную корзину и - неожиданно для всех упал без сознания. Теперь его лечили домашними средствами от тягот скитальческой жизни, и он медленно поправлялся.
       Поджидая своего Азора, Иосиф часто задумывался о том, как сын отнесется к его тесным связям с Общиной Простой Жизни: 27-летний Азор был человек честолюбивый и характера твёрдого. Иосиф, "добрый и праведный", как его называли, грустный человек, к своим 50 годам хорошо знал людей. Так, он думал, что, вероятно, для сына после нескольких лет, проведенных в Риме, здесь, в Аримафее и даже в Иерусалиме жизнь будет представляться стоячим болотом. И Иосиф слегка беспокоился за свои патриархальные отношения со слугами и особенно за тесную связь с Общиной Простой Жизни, все больше места занимавшей в его мыслях и делах.
       Однако, все обошлось. Азор приехал, и в доме стало веселее. Ежедневно бывал Марк - друг детства Азора, сын давно умершего богатого купца, Марк, два года назад возвратившийся из Александрии, "ученый врач", как его называли.

       (Продолжение следует)


Рецензии
Постараюсь коротко.

Насколько тесен мир, мы все знаем. Также тесен мир идей: мы по всем статьям человеки. Сарамаго, Русакова... А скольких еще не читали? Я имею ввиду написавших на ту же тему, о египтянине.

И-ха. Автор волен писать, что он думает. Читатель -после необходимого усилия, которое предполагает искусное чтение- может согласиться или нет. Мне даже очень близка позиция авторов, обоих: И-ха (и еже с ним) -это персонаж, не персона. Жил - не жил, в этом не вопрос. Что берем для себя и почему, когда читаем? Вот над чем интересно задуматься, кроме того, во время обедни безбожника.

Татьяна Сорокина Де Мартинез   02.03.2008 04:50     Заявить о нарушении