Наивный рассказ, написанный в 1980 году

       Посвящается бакинцам, чья юность
       пришлась на 60-70 годы прошлого века.


В универмаге было много народу, в основном, конечно, приезжие. Кто за несколько часов до отхода поезда забежал купить хоть что-то, кто будучи в командировке добросовестно закупает промтовары для сослуживцев по длинному списку заказов, а некоторые азартные любители покупок наведываются в магазины постоянно, находясь в нашем городе в отпуске. Есть здесь, наверное, и жители нашего города, но их, мне кажется, мало. Правда, я сужу по себе. Мне, например, очень трудно по-обычному графику трудовой пятидневки выделить время для пробежки по магазинам, чтобы купить себе, скажем, новую кофточку или что-нибудь другое для обновления своего гардероба. А в субботу и в воскресенье об этом даже и вспомнить нет времени. Сегодня же, проходя мимо универмага, меня осенило, вдруг, что дома нет зубной пасты. Конечно, кроме меня ее купить больше не кому. И вот, уже несколько дней подряд, каждое утро я слышу напоминание о том, что зубы не чистятся чуть ли не целый месяц.

Я ничего не говорю, так как, если начнется разговор, то мы с мужем опоздаем на работу, как минимум, на час. Поэтому молчу и, каждый раз, отмечаю про себя, что нужно не забыть купить пасту сегодня.
И вот, это сегодня, наконец-то, наступило. Я захожу в универмаг, сразу же попадая в сутолоку и толкотню большого универсального магазина, и пытаюсь сориентироваться, в каком направлении мне двигаться к нужному отделу.

Покупатели так и снуют от прилавка к прилавку с сетками и сумками, набитыми необходимыми и малонужными вещами, не глядя ни на кого, сосредоточив свое внимание на витринах или озабоченные возможностью пробиться поближе к прилавку, пощупать дефицитный товар, отталкивая и оттесняя при этом других жаждущих приобрести нужную или не очень нужную вещь. Только в магазинах можно пронаблюдать такое невнимание друг к другу.
 
Я уже сориентировалась и двигалась в нужном мне направлении, когда в сумятице столкнулась с одним из покупателей. Мы столкнулись нос к носу и, какое-то время не могли разойтись, тыкаясь вместе то в одну то в другую сторону. Когда же я подняла глаза, то мы почти одновременно воскликнули: «Ва, кого я вижу!» Сразу же отошли в сторонку, чтобы нас не затолкали, и стали забрасывать друг друга вопросами: «Неужели ты?», «Сколько лет, сколько зим?», «Ну, как ты?», «Надолго ли приехал в наши края?», «Кого видишь из наших?».
Оказалось, что он приехал в командировку на неделю, и сегодня ночью улетает домой, в город, в котором я родилась, где закончила школу и институт, где проработала шесть лет после окончания института, неожиданно вышла замуж и приехала сюда.
«Как мама?» - спрашивает он, хотя с мамой живет в одном районе, на одной улице. Наши дома стояли друг от друга через дорогу и чуть-чуть наискосок. Мы проучились вместе с первого по десятый класс. Нельзя сказать, что у нас был дружный класс, хотя, будучи старшеклассниками, мы несколько раз очень организованно и целеустремленно сбегали с уроков в кино или на пляж. А, в основном, внешкольное время каждый проводил сам по себе.
 
После окончания школы несколько моих одноклассников поступили в один со мной институт и, попав в этот большой, незнакомый, интересный и многообещающий мир студенчества, где все не так, как в школе, мы сдружились, хотя и учились на разных факультетах. Освободившись от опеки школьных учителей, мы поняли, что значит учиться самостоятельно. Здесь не вызывали родителей за какую-либо провинность, нужно было отвечать самим, и от того, как ты сможешь оправдаться, зависело получение стипендии. Наша школьная компания образовалась в первые дни начала обучения в институте. Сначала нам просто необходимо было видеться на каждой перемене между лекциями - поговорить, похихикать, поделиться впечатлениями в коридоре у окошка, чувствуя себя более уверенно среди знакомых ребят в этом малознакомом обществе студентов-старшекурсников и студентов-новичков.

Со временем мы, конечно, адаптировались, вошли в ритм нормальной студенческой жизни и старались не очень часто с этого ритма сбиваться. И не смотря на то, что в институте появились новые знакомые, наша школьная компания не распадалась.
Нередко, оказавшись свободными от лекций, мы забирались в какую-нибудь пустую аудиторию института и занимались, готовясь каждый к своему предмету.

Причем, если кому-то нужно было подготовиться к какой-нибудь лекции, кому-то - к лабораторному занятию, а кому-то - к семинару, то после наших совместных занятий мы уходили более или менее подготовленными и к лекции, и к лабораторному занятию, и к семинару.
В начале, как правило, мы тихо и смирно копались в своих книгах или конспектах, но стоило кому-то невзначай задать один вопрос, начиналась дискуссия, в которой принимали участие все. Выговорившись и придя к какому-либо мнению, что было не просто, мы умолкали, снова уткнувшись в свои тетрадки, но ненадолго, до следующего вопроса.

Это было хорошее время, омрачаемое периодами зачетной и экзаменационной сессиями. Ну, может, не всегда омрачаемое, но то, что сессия - это хлопотное и нервотрепное время, не секрет ни для кого.
Помимо института очень часто мы собирались у кого-нибудь дома, просто так или по праздникам, слушали музыку, ругались шутя, спорили, рассказывали анекдоты, критиковали преподавателей, и, наверное, только в этом были единодушны. Не раз говорили, что было бы здорово уехать куда-нибудь, далеко-далеко и пожить самостоятельно без воспитательных назиданий родителей.

Мы не задумывались над тем, как долго будет продолжаться это беззаботное время, хотя не раз, в шутку пытались представить, что будет с каждым из нас примерно лет через десять, не подозревая тогда, как быстро могут пролететь эти десять лет, оставив позади веселую студенческую пору и нас, молодых, наивно-юных, которым предстояло повзрослеть.

После окончания института, вступив на дорогу трудовых будней, мы стали видеться реже, но компашка наша не распадалась. Мы по-прежнему собирались у кого-нибудь, слушали музыку, спорили, критиковали теперь уже начальство, каждый свое.

Но время шло, и, постепенно, мы отгуляли на свадьбе каждого из нас. Компания наша обросла мужьями и женами, стали намечаться и дети. Теперь мы уже встречались будучи у кого-нибудь в гостях по- официальному приглашению.

Последней выскочила замуж я и, вскоре, уехала из города, с которым было связано многое, если не сказать все. Все было связано с этим городом до моего отъезда. И теперь этот многонациональный город на юге, в котором говорят на разных языках: азербайджанском, русском, армянском; город с необычными названиями районов: Мардакьяны, Сабунчи, Сураханы, Арменикенд; город со своеобразными обычаями и с темпераментными жителями Кавказа - постоянно напоминает о себе, как бы редко я туда не приезжала.

Когда в морозное осеннее утро я иду на работу, озябнув на остановке в ожидании автобуса, обязательно подумаю, что на юге сейчас солнце светит по-весеннему и не нужно наглухо запахивать пальто, поднимать воротник.Или в разгар лета, в июле-августе, когда за окнами дождь льет, как из ведра, а по радио объявляют, что в республиках Закавказья температура воздуха 30-35 градусов тепла, невольно представишь, как хорошо сейчас можно погреться на пляже под знойным южным солнцем.
 
А теперь я называю «наш» город, в котором прожила много лет, но в многочисленной толпе приезжих безошибочно узнаю по акценту, по внешнему виду, по темпераментному разговору, просто по тому как задает вопрос - человека из города моего детства.

… Мы стояли в дальнем от прилавка углу и каждый старался убедить другого, что он совсем не изменился. За какой-то час, или около того, Алик рассказал мне понемногу обо всех : у кого сколько детей , кто занимает хорошую должность , кто защитился, кому не повезло с женой .
«Когда же вы собирались все вместе последний раз?» - задаю я, наконец, вопрос, который давно крутится у меня в голове.
«Ты знаешь, все как-то не получается. Один раз, вроде наметили собраться, но не получилось».
Он начал говорить, что у каждого своя семья, свои заботы, а потом, у некоторых такая работа, что даже не поймаешь дома по телефону.
А я подумала, как часто мне хочется поехать к маме, обзвонить всех по телефону, а потом по старинке собраться всем вместе и говорить, говорить без умолку, перебивая друг друга. И каждый раз я мысленно представляю сцену встречи нашей веселой, шумной компании, повзрослевшей на десять с лишним лет.

Все закономерно. И мы попали в круговорот машины времени, которая четко отсчитывает свои километры. Никто не составляет исключение , и каждый проедет на этой машине.
Причем, проедет одни и те же километры, только по-разному. А в самом начале пути мы не прислушиваемся к этому механизму и не подсчитываем, сколько же настучало, а прислушавшись, подсчитаем и вздохнем.
Да, время безжалостно движется вперед и не делает вынужденных остановок на каком-либо отрезке пути, как бы мы этого не хотели.
… Алик посмотрел на часы и засуетился. Я стала приглашать его в гости, говорила, что обижусь, если он не зайдет, но он сказал, что у него времени хватит лишь на то, чтобы забежать в гостиницу, собрать вещи и поехать в аэропорт .
И еще он сказал, что если бы его жена, позвонив в гостиницу перед его уходом, не поручила купить кое-что для дочери, он не зашел бы в универмаг, и мы не встретились бы.
Мы стали медленно продвигаться к выходу, и, когда вышли из универмага, попрощались, давая слово обязательно звонить друг другу, оказавшись в одном городе.

Я пошла к метро, находясь под впечатлением этой встречи. Мысли мелькали у меня в голове, навевая картины прошлых лет. Шла машинально по хорошо знакомому туннелю, опустила пятак, спустилась по эскалатору, вышла на платформу и села в нужный вагон.
Я находилась в одурманенном мыслями и воспоминаниями состоянии, которое отпечатало на лице блаженно-рассеянное выражение. Очнулась, услышав название своей станции, и тут только вспомнила, что зубную пасту я так и не купила, с досадой подумав о том, что завтра нужно будет опять не забыть забежать в универмаг.
       


Рецензии