С любовью...

Находка – город приятный во всех отношениях.
Знакомству с городом я обязан Павлу, высокопоставленному слушателю нашей Академии. Паша живет и работает во Владивостоке, но сам выходец из Находки. И поэтому, естественно, при наших встречах я больше слышал о Находке как городе его детства, его юности, первой любви и первых проблем. Специфика индивидуальных консультаций подразумевает рекомендации, которые попадают в десятку, а для этого учитель вынужден изучать многомерность и многоплановость человеческой жизни, и важнейшее место в экспертной оценке отводится детству и юности – «мы все родом из детства». От Паши же я просто в восторге. Худощавый, немного выше меня, голубоглазый блондин, счастливый в супружеской жизни, отец прекрасной дочери, но больше всего мне нравятся его манеры – то, что на нашем языке называется психомоторикой. Психика его подвижна и движения резкие, но точные, и в то же время свободные, не скованные, нет ни грамма позерства, наигранности. Когда этот высокий человек с длиннющими руками начинает что-то рассказывать, размахивая ими перед моим носом, я воочию вижу широту и глубину Японского моря.
Много есть рутины в учительском труде, как, впрочем, и во всяком. Но иногда встречаются такие Личности, что работа с ними превращается в творческий акт. Павел из таких. Во время консультаций нас обоих охватывает такой кураж, такое интеллектуальное напряжение, что мы, погружаясь в прошлое, анализируя и понимая смысл ситуации, совершенно легко заглядываем в будущее и с азартом творцов формируем тактико-стратегические планы дальнейшего развития.
Волшебным же пинком к моему приезду в Находку послужила следующая ситуация. Звонит мне как-то Павел и спрашивает:
- Николаич, возник серьезный вопрос, надо бы обсудить, будешь ли на месте?
Я, осознавая дальность расстояний, отвечаю, что в ближайшее время не планирую выезжать из Питера.
- Хорошо, завтра буду.
И до следующего дня я пребываю в шоке от такой резкости и прыти, весь в его личной истории, в нашей прошлой работе, пытаясь понять, в чем дело, к чему такая срочность.
Ровно через сутки открывается дверь, и в кабинет заходит Павел, и такое впечатление, что не было восемнадцатичасового перелета до Москвы, ночи в поезде до Питера. Свежий, подтянутый, открытый, словно повеяло тихоокеанским бризом. Мы быстро переходим к делу, мне передается его рабочий настрой. Вопрос, действительно, очень серьезный, т.к. исход дела повлияет на отношения и с близким кругом, и с партнерским. Но меня как домоседа мучает один вопрос, и в конце беседы я его все-таки задаю:
- Паш, зачем, спрашивается, надо было лететь в такую даль, тратить столько времени и денег? Мы вполне могли бы решить этот вопрос по телефону.
С его лица слетает привычная улыбка, и серьезным тоном он отвечает совершенно просто:
- Мне нужно было видеть твои глаза.
Я кивнул, понимая и соглашаясь, подтверждая серьезность момента, и мы вернулись к шутливому тону. Вопросы решены, можно расслабиться.
- Ну, какие новости, рассказывай. А то мы приезжаем в Москву, и на нас смотрят, будто мы с Марса, а улетели – забыли, как звали.
Я рассмеялся:
- Знаешь, это специфика столицы. Хоть мы и в восьмистах километрах, но к нам, питерцам, точно такое же отношение. Короче, столичные заморочки, обычное дело.
Именно после этой встречи мне нестерпимо захотелось посмотреть, какие города рожают таких людей. И я поехал…
Находка – город приятный во всех отношениях. Чистый, уютный, компактный, несмотря на то, что расположен на сопках – большие перепады высот. Что меня поразило сразу же – это влажность, о чем я со смехом доложил встречающей стороне:
- Товарищи, по сравнению с вами наш Питер – просто суховей.
- А, - отмахнулись от меня, - просто это лето какое-то неудачное.
Но хуже влажности – комары, откормленные монстры… Я ночами не сплю, мучаюсь… Нет от них спасения!
А по утрам верхушки сопок в шапках облаков, которые рассеиваются под лучами солнца только к полудню. Я, не ожидая подобной солнечной активности сквозь такую плотную туманность, тут же полностью обгорел. Японское море оказалось страшно холодным, но не отметиться было не возможно. Трижды мы ездили на пикник, трижды я свое изнеженное тело пытался засунуть в эту воду, сильнейший насморк – мои результаты.
Стандартная экскурсионная и рабоче-развлекательная программа – это все понятно, но два момента мне показались особенно смешными. Первый. Запись интервью о ТК МСББ на городском телевидении. Съемка шла тридцать минут, но каково было мое удивление, когда после соответствующей редакции в эфир новостей каждые два часа выходили одиннадцатиминутные ролики. Поймите мою реакцию: ну, снимают полчаса, наверное, кадры ищут удачные, но у нас в Питере даже президента более трех минут в новостной ленте не показывают, а тут целых одиннадцать! Я был в шоке: ребята, вам что, вообще рассказывать не о чем? Тихая провинциальная жизнь, новостей никаких? Это же надо!
Следующий же эпизод меня совершенно сразил наповал своей безыскусной, искренней любовью к малой родине. На классной японской тачке мы мчимся по центральной улице Находки. Для нас, питерцев, болотных жителей, где самая высокая возвышенность – подземный переход в метро к каналу Грибоедова, эти повороты влево-вниз, вправо-вверх – настоящие американские горки, поэтому я сижу рядом с водителем, вернее водительницей, судорожно вцепившись в ручку над головой. Мне настолько непривычна такая езда, что я пребываю в некотором шоке, а рядом симпатичная молодая особа рулит одной рукой, другой, обращаясь ко мне в роли гида, машет вовсю, при этом меня подбрасывает на горках, как на лошади. Я в ужасе призываю сконцентрировать все внимание на дороге и не отвлекаться, а то еще не дай Бог… И тут мы на всех парах пролетаем мимо памятника и вечного огня, где огромными буквами написано «Находка – город, с которого начинается Россия». Надпись настолько огромна, что я успеваю прочитать ее вслух и от хохота просто скорчиваюсь. Народ даже слегка притормозил, пытаясь понять, что меня так развеселило. Пришлось объясняться.
- Братцы, во все века во всех странах государство начинается в столице, это что за мания величия? Россия начинается в Москве. Даже мы, Питер, как были с советских времен, так и остались столицей провинции. Все эти псевдозвания типа «культурной столицы» - жалкая попытка вернуть былое имперское величие.
Народ задумался. Мы в глубоком молчании проделали еще пару-тройку виражей, и тут началось:
- Да не, Николаич, ты не понимаешь! Имелось в виду, что мы первые встречаем рассвет в Российской Федерации.
- Господа, - отвечаю, - так тогда и надо писать «Находка – это город, который первым в России встречает рассвет». А мы бы в Питере написали, что мы – последние, но у нас еще есть Калининград, поэтому, вроде как, не катит.
Резюмировал Павел на следующий день, уезжая во Владивосток:
- Мол, вообще-то, правильно, надо бы формулировочку уточнить.
Но как это трудно – изменить общественное мнение, тем более то, что написано не пером, а железными буквами. Поэтому, будете в Находке, проезжая по центральной улице, посмотрите – надпись все там же.
Все города примерно одинаковы, на различия влияет физико-географическое положение: степь, горы, близость к морю, климат и так далее. Все определяют люди, т.е. жители. Влияние Павла на имидж Находки безусловно, но и без этого мне сразу приглянулись находкинцы – люди приятные во всех отношениях.


Рецензии