Македонское наследие. Глава 23

 В доме Схорцианити его уже ждали. Семья знала от Руфины, что она получила предложение Сергея – выйти за него замуж, чему все взрослые были несказанно рады, за исключением малыша, которому пока было все равно. А вот угощение, выставленное на стол, было весьма кстати, такой вкусный пирог получался только у его бабушки…
Вечер прошел чудесно, они даже спели вместе несколько русских песен под аккомпанемент на старом пианино будущей тёщи Сергея, она когда-то учила музыке армянских детей, у неё был несильный, но красивый голос. Потом пришло время укладывать малыша в постель, тот ни в какую не хотел идти спать без вечерней сказки. Пришлось дедушке укладывать внука, бабушка прибирала стол, а Сергей вместе с Руфиной вышли в сад, подышать воздухом и побыть наедине, это был всё же их день. Точнее, уже ночь, которая только-только набирала силу. В саду стемнело, над головой зажглись яркие звезды, растения в саду одуряющее пахли, предчувствуя скорую кончину лета и наступление холодной осени, они словно хотели подарить вырастившим их людям всю свою красоту и обаяние. От насыщенности всех этих запахов слегка кружилась голова, или вино было очень хорошее.
Сергей запретил себе в этот вечер думать о делах, но тут, в саду, мысли снова вернулись в привычное русло, он размышлял о Диане, надо решить – говорить ли ей полно и откровенно о своих предположениях насчет тайны «поющей горы» …
А если он ошибается? Но, с другой стороны, не войдя в воду, не найдешь и броду … или как там говорится в пословице? Нужно посоветоваться с невестой, Руфина лучше его знает свою подругу. Кроме того, профессор был связан финансовыми обязательствами перед фондом, как бы объединить и совместить эти две стороны в будущих исследованиях, они не очень-то ладили между собой до этого, в этом Сергей уже успел убедиться.
       - Руфина, скажи, пожалуйста, много ли друзей или приятелей у твоей Дианы в нынешнем правительстве? – Сергей присел рядом с ней на скамейку в небольшой беседке, стоявшей поодаль от дома, почти на краю участка. Тут было совсем тихо, светила луна, город затихал и здесь, на его окраине, была почти сельская идиллия. Слышался редкий и ленивый лай соседских собак, совсем как в деревне.
       - Ты задал непростой вопрос, Серёжа … - Руфина почему-то задумалась. – Могу сказать определённо, что у Дианы множество знакомых везде, даже за границей. Приятелей – гораздо меньше, а уж друзей совсем не так и много, как могло показаться со стороны мало знающему её человеку. Диана очень щепетильна в вопросах дружбы, говорит, что часто предавали. Её расположение заслужить непросто.
Сергей молчал, как ни как, а он стоял перед выбором: то ли довериться своей коллеге, то ли признать факт соперничества и тогда уже играть на опережение, заручившись поддержкой влиятельного фонда. Но ведь и у Дианы имелись средства влияния, пусть личные, но от этого не менее действенные, скорее наоборот – гораздо более эффективные. Подключив свои немалые связи, коллега могла сильно осложнить поиски, а при желании и вовсе остановить его исследования, ведь он всего лишь иностранец, человек, не в такой мере наделенный правами и полномочиями, как граждане Греции, коей и была Диана. Мало того, она еще и признанный в мире научный авторитет! Да уж, видимо придется объединять усилия, причем на паритетных началах, насколько он узнал госпожу Ковальци, на вторую роль она не согласится, это как пить дать …
       - Расскажи мне, дорогая, поподробнее о Диане. Всё, что знаешь о ней, и от неё самой тоже. – Сергей решил, что, узнав как можно полнее, ему будет легче определиться в своем выборе. – Тебе же удалось войти в круг её друзей. Насколько я заметил, вы с ней довольно близки.
       - Пожалуй, что так … Можно сказать, что мы с Дианой подруги, несмотря на разницу в возрасте и общественном положении. – Руфине невольно передалось настроение Сергея. Она говорила, тщательно взвешивая слова, понимала, что жених спрашивает неспроста. Видимо есть причины, мешающие сблизиться двум дорогим для неё людям.

       Руфина чуть помолчала, собираясь с мыслями и начала свой рассказ о Диане и истории их отношений. Лунный свет сделался ярче, ночь безраздельно хозяйничала над ними. Всё казалось бы, располагало к воспоминаниям, хотя они совсем не были такими безоблачными и радостными для молодой женщины, но она справилась с собой. Что ни говори, а она была журналистом, владеющим словом человеком и обязанным донести его до своих слушателей или читателей, несмотря ни на что, эмоции тут позволительны лишь в канве рассказа …
       - Диана родилась в богатой семье и была единственным ребенком. Родители очень любили свою дочь и дали ей хорошее образование, отправив её учиться в Сорбонну. Но Диана, привыкшая жить вольно, не забивая голову житейскими мелочами, почему-то передумала и вернулась из Франции на родину. Поговаривали, что виной тому была неразделенная любовь к одному молодому французу, преподававшему историю в Сорбонне. Скорее всего это были досужие домыслы, но вот любовь к истории, как науке, у Дианы проявилась именно там, во Франции. До этого девушка много занималась танцами, музыкой и спортом, ничему из этого списка не отдавая предпочтения. Свои увлечения она не забросила и в Греции, после своего возвращения, несмотря на то, что историей она увлеклась всерьёз. По-моему, в этих разносторонних занятиях и кроется секрет нынешней хорошей формы Дианы, а ведь ей сейчас … уже немало лет. – Руфина засмеялась, она была настоящей подругой и даже своему жениху не открыла истинный возраст Дианы, пошутив, что о возрасте женщины говорить неприлично, ибо каждой из них ровно столько лет, на сколько они выглядят. Спорный вопрос, но Сергей уже увлекся рассказом невесты и лишь улыбнулся в ответ на шутку, ожидая продолжения.
       - День Дианы был буквально расписан по минутам, она словно задалась целью успеть повсюду, не давая себе времени на такие пустяки, как поиски своей любви, чем так характерно поведение молодых гречанок. В Греции к созданию семьи относятся очень серьёзно и вдумчиво, справедливо полагая, что семья – это не только ячейка общества, но и сохранение рода и его традиций. Вещь, в сущности, банальная, но не теряющая своей значимости даже в веках, греки дорожат своей историей, жизненным укладом и свободой. Они очень традиционны и консервативны во всем, что касается их быта и семейных отношений. – Руфина вздохнула, но дальше комментировать не стала. Сергею не совсем понял, осуждает или приветствует она все то, о чем сейчас говорила. Но уточнять не стал, тема рассказа была несколько другой, не об обществе, а об одной личности, которая так его интересовала.
       - Так прошел год или два, никаких сердечных привязанностей у Дианы не появилось за это время. Родителей слегка беспокоило какое-то самозабвенное и, пожалуй, слишком уж серьёзное, как они считали для молодой девушки, отношение к учебе и личной жизни. Пора бы уж их Диане обзавестись если не женихом, то хотя бы отдать предпочтением кому-нибудь одному из многочисленных претендентов на руку и сердце девушки. Ведь ничем не обижена – ни умом, ни красотой, что эта наука, так очередное увлечение … А семья – это семья, семья для женщины – главное в жизни! Времена менялись, прошлый век подходил к концу и, перед сменой столетий, в обществе появилось больше свободы, молодёжь все чаще стала проживать в гражданских браках, стремясь более к успешной карьере, чем к созданию крепкого семейного очага. Да к тому же все эти разговоры о грядущем Апокалипсисе с началом третьего тысячелетия, чем только нас не пугали, ты же помнишь, Серёжа. Многие по-настоящему страшились будущего, зачем заводить семью! Многие, только не Диана … - Становилось прохладно, Руфина зябко повела плечами, Сергей обнял и прижал её к себе, согревая своим телом. Он попросил нареченную продолжать рассказ, сейчас он выкурит сигарету, и они пойдут в дом.
       - После окончания университета Диана успешно поступила в аспирантуру, намереваясь продолжить изучение любимой науки. Родители настояли на отдыхе и отправили её к родственникам по материнской линии на остров Крит. Там наконец-то Диана и нашла свою любовь. Выходцы с этого острова всегда, во все времена были искусными мореходами, не составил исключение из общего правила и молодой красавец-моряк в военной форме, живший по соседству, недалеко от дома тетки Дианы. Сестра её матери много хорошего рассказывала и о семье соседей, и о самом бравом морячке. Они много времени проводили вдвоем, беззаботно отдыхая и наслаждаясь красотами острова. В общем, все у них, как теперь говорят – срослось, точнее сказать сложилось. Молодые люди полюбили друг друга.
       Да, скоро совсем уже осень. Бросай свою сигарету, Сергей, я замерзла. Пойдем в дом, выпьем вина с родителями, заждались нас они…

       Схорцианити старшие смотрели телевизор, на столе ждал приготовленный чай. Руфина поднялась наверх, проверить сына, чуть позже сели чаевничать. Разговор за столом пошел о будущем, родителей интересовало, что намерены делать молодые: когда свадьба, где будут жить, не увезет ли Сергей от них дочь в Россию. Серьезные темы, но отшутились, пообещав обдумать позже, потом уж будут советоваться, время еще есть …
Сергея в отель не отпустили, оставили ночевать.
Ему предложили одну из свободных комнат наверху, но Руфина обняла его за пояс и объявила своим родителям, что отныне она одна спать не желает, если рядом её суженый. Сергею стало тепло на душе от этих слов, он только сейчас осознал всю серьёзность последствий сделанного им предложения и чувство ответственности за свою избранницу, за их совместное будущее. Теперь он уже не один. Родители, глядя на них, счастливо улыбались, отличный выдался день …
       К разговору о Диане Сергей смог вернуться только утром, когда они с Руфиной остались в доме одни. Родители отправились за покупками, прихватив и внука. Профессор был благодарен им за тактичность, они давали ему время освоиться с новым для себя положением и статусом будущего мужа их дочери.
       - Руфина, для меня очень важно знать больше о Диане. – Он подошел сзади к Руфине, мывшей посуду после завтрака и обнял её за плечи. – Пойми, я должен принять решение, которое может на многое повлиять. В том числе и на наши взаимоотношения, мои и твои с Дианой.
Женщина вытерла полотенцем мокрые руки, попросила Сергея дать ей сигарету и уселась с ней у раскрытой в сад двери. Она явно обдумывала с чего начать. Сергей удивился, неужели так сложно рассказать о своей подруге? Или такая непростая жизнь была у той, которой он интересовался, что и слова не сразу подберешь?
       - Да нет, Сережа, жизнь как жизнь. Просто я думала о том, что послужило причиной их разрыва, Дианы с мужем. Впрочем, извини, я начну по порядку.
       Поженились они через полгода, Диана была сильно влюблена, ни о какой отсрочке она и слышать не хотела. Молодая пара пожелала жить отдельно, муж Дианы был тоже из достаточно обеспеченной семьи, мало того, новоявленные родственники утверждали, что их род очень древний. Свое начало они ведут от славного Неарха, соратника и друга твоего любимца, Александра Македонского. Но остров Крит, как ты знаешь, много раз захватывали разные завоеватели, и там всё давно перемешалось…
Сергей, налив себе чай, сидел и внимательно слушал Руфину, но когда она упомянула об истории острова, он решил сам рассказать ей об этом:
       - Подожди, Руфина, подожди. Давай-ка я расскажу тебе историю этого острова, может быть это тебе чем-то поможет в твоем рассказе. – Она согласно кивнула, профессор заговорил по памяти:
       - Остров Крит – родина так называемой крито-минойской культуры, которая существовала в первой половине второго тысячелетия до нашей эры и распространила свое влияние на материковую Грецию. Археологические раскопки обнаружили на Крите большое количество построек, относящихся к этому периоду. Это конечно, в первую очередь, знаменитый Кносский дворец. (Ты знаешь, наверное, что именно он, скорее всего, являлся местом действия мифа о поединке Тесея с Минотавром). Во времена расцвета минойской культуры на этом большом по размерам острове существовало около 100 городов, являвшихся важными центрами торговой и общественной жизни не только острова, но и ближних к нему государств. Также там существовали менее известные дворцы, в 1700 - 1450 гг. до нашей эры они были в Фестосе, Малии, Закросе...
Внезапное исчезновение минойской культуры около 1450 года до нашей эры остается загадкой для нас, историков. По самой распространенной версии, эта критская цивилизация погибла при мощном геологическом катаклизме - взрыве вулкана на соседнем острове Санторини, которое произошло примерно в это же время.
После заката минойской цивилизации Крит пережил множество завоеваний. Первыми сюда вторглись ахейцы, затем дорийские племена. В 67 году до нашей эры Крит попадает под власть Рима. Кстати, ты знаешь, Руфина, что христианство пришло на остров очень рано – в первой половине I века. По преданию, сюда прибыл сам апостол, Св. Павел, а его ближайший помощник по имени Тит основал на Крите христианскую церковь. Но это так, к слову, извини, дорогая, отвлекся… - Профессор даже начал расхаживать по комнате, словно он читал лекцию своим студентам.
       - Затем, до середины XIV века, Крит находился в составе Византийской империи, с перерывом почти на полтора столетия (824-961 годы), когда на острове хозяйничали арабские завоеватели.
В 1204 году остров завоевали рыцари Св. Иоанна Иерусалимского и он, на некоторое время, перешел под власть Венеции. Венецианцы развили торговлю, восстановили и укрепили города-порты острова: Ханья и Ретимно. Город Ретимно и по сей день носит явственный отпечаток венецианской архитектуры и планировки…
В 1645 году Юзуф-паша во главе 60-тысячной турецкой армии и большой эскадры высадился на западе Крита и захватил Ханью. За год пали почти все укрепленные города Крита. Дольше остальных сопротивлялся город-крепость Ираклеон, который стойко отражал нападения турок и выдержал осаду, длившуюся аж 21 год. - Тут он остановился, надо же, как он разошелся, видно давно не хватало профессору привычной внимательной, студенческой аудитории… - Прости, дорогая, я что-то увлекся и не даю тебе говорить!
Руфина улыбалась, глаза её смотрели влюблено и вместе с тем с гордостью за него, она не забывала о том, что её жених непростой человек – ученый с мировым именем и большой эрудицией, слушать его было большим удовольствием, знал Сергей много интересного…
       - Венецианцы? Теперь понятно почему у мужа Дианы была такая странная фамилия. Ну, а Неарх? – Спросила она.
       - А что Неарх? – Удивился он – ах, да … Ему после знакомства и начавшейся дружбы с юным Александром было сначала некогда, и он почти не бывал на родном острове, потом они ушли вместе покорять мир. После же смерти своего повелителя у Неарха появились не менее важные дела, кроме того он стал влиятельным диадохом, правителем нескольких провинций… И, наконец, у Неарха было еще одно , очень важное дело, которое он поклялся довести до конца. Вот оно-то и не дает мне покоя, Руфина, эта последняя услуга Неархом Александру Македонскому. Я должен разобраться в этой весьма запутанной истории. – Лектор исчез, профессор снова превратился во внимательного слушателя. Историк спросил: - Ну, а Диана? Что было дальше?

       - Дальше? А дальше была семейная жизнь, которая очень скоро начала портится. Муж Дианы оказался страшным ревнивцем, он даже ушел из флота в скором времени, поскольку сходил с ума от ревности, находиться вдали от жены в длительном плавании стало пыткой для него. Он ничему и никому не верил, ревновал Диану даже к её работе, мог неожиданно появиться на каких-нибудь раскопках, где работала его жена, мог устроить скандал по поводу её долгого отсутствия. Оставив военную службу, бравый моряк занялся политикой и вскоре, совершенно неожиданно для Дианы, достиг успеха на этом поприще. У них появилось много новых знакомых и влиятельных друзей, казалось бы – живи и радуйся, но ревность!  Для её мужа это был диагноз, неизлечимый. Чтобы заглушить в себе ревность он всё чаще стал прикладываться к бутылке …
Когда Диана отсутствовала по своим археологическим делам длительное время, её супруг пил напропалую, не раз его видели в различных увеселительных заведениях, он стал часто попадать в скандальные хроники. Для публичного политика такой образ жизни не идет на пользу, его политическая карьера стала постепенно угасать. Это еще больше подлило «масла в огонь». В общем, таких примеров множество, бывает и хуже … - Руфина остановилась, очевидно вспомнила своё неудачное замужество. Сергей уже начал жалеть, что настоял на продолжении, но его невеста справилась…
       - Однажды, придя откуда-то домой, Диана нашла своего мужа лежащим на полу, мертвым. Рядом с телом, прямо на великолепном ковре, валялась бутылка с пролитым на ковер вином или еще чем-то. Потом установили, что муж её умер от отравления, выпив какую-то гадость по ошибке, приняв за вино. Такова была официальная версия следствия, но злые языки утверждали, что Диана сама отравила мужа, сначала напоив его, а потом подсунув ему отраву …
Она не обращала внимания на сплетни, продолжала заниматься наукой. Теперь её ничто не отвлекало от истории и археологии, наоборот, любимое дело помогало справиться с утратой. Что ни говори, а любовь у них с мужем была большая. Мне кажется, что Диана скорбит о нем до сих пор, несмотря на то, что прошло немало лет. Ей не раз предлагали руку и сердце, но Диана всегда отвечала отказом, только наедине с собой она позволяла погрустить или поплакать о своей любви, закончившейся так печально … - Рассказчица встала и подошла к своему единственному слушателю. Сергей сидел в задумчивости, история, которую он услышал, трагичная до банальности, не особенно помогла ему. А его невеста, похоже, несколько идеализировала свою подругу, немного жалела. И все же Диана стала ближе ему, понятней, но отнюдь не до конца…
Понять любого человека сложно, ибо он и сам себя не знает «до донышка», в любом из нас может таиться такое, о чем мы и подумать не могли. Тому тысячи причин: и наследственность, и состояние окружающего мира, умение жить с ним в ладу, и поведение окружающих вас людей, состояние вашего здоровья. И еще черт те что может подтолкнуть вас сделать тот или иной шаг, о котором вы и сами не подозревали, что способны на него. Люди не живут в изоляции. Мы, как атомы в броуновском движении, влияем друг на друга и движемся по жизни. При этом нам всем кажется, что живем мы по строгим законам, нарушать которые себе дороже. Достаточно любого пустяка, чтобы изменить вашу траекторию жизни. Такое происходит с нами ежечасно, меняется многое вокруг нас, такова жизнь и её диалектика …
Оставим эти размышления вам и вернемся к нашим героям. Сергей Халилович Курманбеков решение принял. После этих раздумий и рассказа своей невесты он еще раз убедился в том, что нужно объединить в своих изысканиях усилия всех. Пусть участниками станут и фонд со своими деньгами, и Диана с её связями и археологическим опытом. Осталось только воплотить его в жизнь, это решение.


Рецензии