Наше прошлое с нами. Глава 2. Проводы на службу

Глава II.

В том городе, где купола и шпили…


“В том городе, где купола и шпили,
И реки вправлены в гранит,
Где лучшие из лучших жили
И где нам жить, увы, не предстоит,
Где ход истории окаменел дворцами
И площадями разошлись круги
От всплесков войн, таящие веками
Парадные государей шаги.
В том городе восходишь до причастья
И замираешь от величья на момент
Наследия, пропитанного страстью
Тех, кто давно взошел на постамент…”
С.А.Шишкин

Осень 1913 года. Станица провожала молодых казаков на службу. Три года в подготовительном разряде пролетели быстро. Теперь им предстояло быть под ружьём четыре года. Всего призывников по Сибирскому казачьему войску в том году было 700 человек.

 «Давай посидим, сын»-сказал атаман: «Служи, как наши предки служили. Мы и повоевать успели в Кульджинском и Хивинских походах». (прим. – Средняя Азия)

Мать положила сыну молитву: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже творяй чудеса Един, призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Ты же, вся ведый, веси яко неправедно восташа на ны. Темже грешнии и недостойнии в покаянии со слезами молимся Ти: помози нам, Боже, Спасителю наш, и избави нас славы ради имене Твоего, да не когда рекут врази наши: Бог оставил есть их, и несть избавляяй и спасаяй их: но да уведят вси языцы, яко Ты еси Бог наш и мы людие Твои, под державою Твоею всегда хранимии. Востани в помощь нашу и разруши лукавые советы мыслящих нам злая: суди обидящия и побори борющия ны, православному же воинству и воинству народов, в союзе с нами сущих, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве о имени Твоем победити: а имже судил еси положити на брани души своя за Веру, Царя и Отечество, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздаждь венцы нетления. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!».

Простились, стоя в избе под матицей. Целовались троекратно – с Отцом, Матерью, женой Екатериной, сыном Андреем и с родными сёстрами – Еленой, Марфой, Анной и Домной.

Выйдя из дома, они встретили соседей Максимовых и вместе пошли к месту сбора. Дмитрий и Иван вели коней на поводу.

* * *

Станичная площадь.

Каждый из новобранцев был щедро экипирован родителями и станичной общиной – справный конь, обмундирование, шашка, всё прочее, что должно пригодится казаку, и помещалось в перекидную суму.

Призывные казаки были в конном строю под командой урядника. Перед ними старики в парадной форме с наградами и Атаманом во главе. Поодаль сотни жителей станицы, в первых рядах которых матери и жёны, кто и с детьми на руках. Среди них - Екатерина Караганова с Андреем и Екатерина Максимова с Устей, провожавшие своих мужей на службу.

Убелённый сединой казак из стариков, держал ободряющее слово:
-Если на ваше счастье придётся быть на войне, будьте храбрыми, как ваши предки. Больше жизни своей берегите полковое знамя; оберегайте в бою своих офицеров и начальников; выручайте товарищей - и они вас выручат. Не ждите, пока кто-нибудь пойдёт вперед, - идите сами, а за вами другие... Смерти не бойтесь - всё равно умереть придётся когда-нибудь, так лучше с честью на поле брани, чтоб слава о вас пошла в войске. Помните, что живот свой положившим за Царя и Родину - вечный покой и Царство Небесное, да слава навеки, а трусу - позор, презрение и постылая жизнь. Самое же главное, помните, что на войне нужно бить других, а не только умирать самому. Терпеливо переносите все невзгоды и лишения военного времени; будьте сметливы, расторопны, всё примечайте, запоминайте и ничего не забывайте. Мы о вас помним. Не посрамите станичников.
Под конец прослезился.

Атаман сказал короткое напутствие:
-Друзья! Бойтесь Бога, любите Государя, помните присягу, повинуйтесь начальникам, деритесь храбро, и все падет перед вами! С нами Бог и кто на ны!?

Махнул рукой.

Последовала команда:

-Взвод! Рысью! Марш!

Колонну станичники провожали до околицы до мостка через ручей. Стояли долго, не расходясь, смотря, как конники скрылись за облаком пыли… Женщины молча утирали слёзы, кто провожал, а кто-то ждал возвращения со службы своих близких...

* * *

В Кокчетаве казаков распределили по местам службы, а именно в полки № 1-й, 4-й, 7-й, 1-ю запасную сотню и управление 1-й бригады льготной Сибирской казачьей дивизии, а также одного казака в Лейб-гвардии Сводный Казачий Полк. Этим казаком был Дмитрий Давыдович Караганов.

Конечно же, эта была большая честь. Земляки в призывном лагере, если и завидовали, то, наверное, по-хорошему. Казак был выбран достойный – образован, по службе себя зарекомендовал, из потомственных, сын уважаемых родителей.

Пройдя дополнительную подготовку в лагере, Дмитрий в конце 1913 года, побывав дома в краткосрочном отпуске, попал в г.Санкт-Петербург.

Службу он будет нести в 1-й Сибирской полусотне 3-й сотни Лейб-гвардии Сводного Казачьего Полка.

От станичного общества, как поощрение, Дмитрию были даны деньги - 130 рублей - на приобретение лошади гнедой масти, именно только гнедой, как установлено для Третьей сотни этого полка.

А где Максимов Иван Силантьевич?

Он попал служить во 2-ю сотню 7-го Сибирского казачьего полка.

Наступил август 1914 года.

ОПЯТЬ ВОЙНА!




Рецензии
Читал с удовольствием! Очень впечатляет "ободряющее слово" молодым старого казака... Услышав такое - и умереть на поле брани предпочел бы за честь.
Успехов Вам в творчестве.
С уважением,-

Вик Михай   22.05.2008 20:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв! И Вам успехов!

Дмитрий Караганов   23.05.2008 07:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.