Как мы с бабушкой ходили на Модильяни

       

       Моя бабушка обожает посещать различные художественные выставки. Вот и сегодняшним субботним утром, заглянув ко мне в комнату, она воскликнула:
       -Ляля, пойдешь со мной на Модильяни?
       -Бабуль, на Крымский? – оттягивая время, переспросила я.
       -Ну, а куда же еще?
Тащиться на выставку мне, конечно, не хотелось, но по общему решению с некоторых пор мы бабушку одну никуда не отпускаем, поэтому я согласилась.
       -Тогда вставай! Я тебя долго ждать не собираюсь! – вскинулась старушка. Усмехнувшись про себя, я нехотя направилась в ванную.
       
       Уже стоя под душем, услышала глухой звук какого-то падающего предмета. «Гладильная доска»! – догадалась я и, напялив на мокрое тело халат, в ужасе выпрыгнула из ванной.

       Бабулечка, сжимая в руке электроутюг, испуганно смотрела на сложившуюся доску:
       -Лялечка, я даже не успела до нее утюгом прикоснуться!
       - Слава Богу, ты жива?! Не волнуйся, я все поглажу! Ты займись, пожалуйста, лучше обувью! – облегченно вздохнув, попросила я.

       Огорченная старушка послушно поплелась в прихожую. Подняв с пола упавшую доску, я вновь отправилась в ванную. Стою под душем, напряженно вслушиваюсь в тишину. Наконец, до моих ушей доносится шум выдвигаемых ящиков, хлопанье дверцы подзеркальной тумбочки и грохот от падения каких-то мелких предметов. Все в порядке, бабуленька ищет щетки!

       Наконец, все поглажено, начищено, причесано, и мы выходим из квартиры. Бабуленька уверенно вызывает лифт. На кнопку первого этажа, во избежание каких-либо катаклизмов, я жму сама.

       Кажется, совсем недавно бабуленька повсюду водила меня, в школу, на каток, в художку, музыкалку! Мне никогда не было с ней скучно! Она всегда что-то придумывала, рассказывала, показывала, учила и объясняла. Но время безжалостно, теперь она нуждается в моей помощи.
       -Бабулечка, ты не забыла очки?
       -Я никогда ничего не забываю!

       На скамье у подъезда сидит бабушкина приятельница, Агриппина Семеновна, соседка с пятого этажа.
       -Далеко собралась, Елизавета? – спрашивает она бабулю.
       -Хочу Лялечку на Модильяни сводить! Когда еще доведется на его работы живьем посмотреть!
       -А мои на дачу укатили. Меня за сторожа оставили!

       День обещает быть жарким. «Надо было бы нам тоже на дачу поехать» - думаю про себя,- Ладно, еще не вечер. И после выставки туда не опоздаем. Пусть старушка порадуется»!
       -Бабуль, ты как насчет кафе? Кутнем?
       -Давненько мы с тобой французских пирожных не едали! – смеется бабуля, - Гулять, так гулять.

       -Лялечка, купи мне, пожалуйста, свежий «Оракул».
       -Про свое будущее хочешь узнать? – ехидничаю я.
Протягиваю бабушке купленную газету, она открывает сумочку.
       -Ляля, я потеряла очки! – диким голосом визжит старушенция, кидаясь в сторону оставленного позади кафе.

       Спешим. Сшибая с ног встречных, врываемся в помещение. За нашим столиком расположились трое молодых людей.
       -Вот они, Ляля! – кидаясь под ноги сидящим, вопит бабуленька.
Те в растерянности вращают глазами. Бабушка торжествующе поднимает с пола ранее выпавшие из сумки очки. Помогаю ей встать, извиняюсь перед сидящими за столом. Выходим.

       -Ляля, как же я расстроилась, обнаружив пропажу? Ведь это мои любимые очки!
Молча пожимаю старенькую ручку, откуда ей знать, что мама заказала для нее еще одни точно такие же!

       -Бабуленька, на такси?
       -Лялечка, ты забыла, у меня от цифр на счетчике голова кружится!
Направляемся в сторону метро. Чувствую, как бабушка напряглась.
       -Что-то случилось?
       -По-моему колготки поехали.
       -Не переживай, сейчас купим новые.

       Подходим к одному из многочисленных лотков, вереницей расположившихся на подходе к метро. Бабушка долго выбирает. Наконец, совершаем покупку.
       -Ляля, но где же мне переодеться? Неужели я в метро войду оборванкой? – волнуется бабуля.
Останавливаемся рядом с платным туалетом. Во избежание новых потерь, беру у нее из рук сумочку и газету. Жду. Прочитан «Оракул». Появляется бабуля.
       -Надеюсь, я недолго?
       -Не прошло и года, - улыбаюсь я. Спускаемся по переходу в метро.

       -Ляля, я же забыла после кафе губы подкрасить! – вспоминает бабуля. Начинаются поиски помады, потом зеркальца. Терпеливо жду. В голове предательски вертится мысль: « Выставка работает без перерыва на обед или…». Мои размышления прерываются вопросом:
       -Ляля, что за босоножки? Сколько раз говорить, что на выставки надо надевать спокойную обувь, а не эти каблучищи?
       -Бабушка, у них очень удобная колодка, я не устану.
       -До чего ты упряма! – ворчит наставница.
       
       Придерживаю двери, пропускаю ее внутрь помещения. Достаю проездной. Бабушка судорожно роется в сумочке, вероятно, ищет свою пенсионную карточку. Через некоторое время она поднимает на меня испуганные глаза и трагическим голосом произносит:
       -Ляля, я забыла свою карточку!
       -Ну и бог с ней! Сейчас куплю талон.

       И вот мы в вагоне. Бабушка, водрузив на нос очки, заглядывает в газету. Всегда не могу сдержать улыбку, когда вижу у нее в руках эту газету. Что ж, и у «великих» имеются свои слабости!

       «Парк культуры и отдыха» - слышится из репродуктора.
Движемся к выходу. Подъем по эскалатору, и мы почти у цели.

       Жара усилилась. Раскрываю над бабушкой зонт. Она бойко шагает чуть впереди меня. Радуясь ее настрою, пытаюсь соответствовать.
       -Бабуль, правда, что Модильяни и Ахматова были любовниками?
       -Ляля, откуда этот цинизм? Не нам судить о поступках и увлечениях великих, а тем более осуждать их. Модильяни талантливейший художник, он создал свой стиль, у него утонченный художественный вкус, его полотна необыкновенно эмоциональны, лиричны и человечны, - бабушка села на своего любимого конька, - Изображение обнаженной женской натуры и женских портретов было основным направлением его работ.
       -Но ты же не станешь отрицать его пристрастия к алкоголю?
       -Да, он был, одержим этой пагубной страстью, причем в пьяном виде бывал столь ужасен, что его прозвали «моди», то есть проклятый. Но это нисколько не умаляет его достоинств, как художника.
       -И несмотря ни на что он был, любим женщинами?
       -Амедео был молод, талантлив, чуток ко всему прекрасному. Знаешь, как его называла Ахматова?
       -Как?
       -Она называла его парижским рыцарем. А в устах поэтессы такое дорогого стоит! Кстати он тоже был восхищен ею и очень жалел, что не может понять ее стихов. Ведь наш язык труден для иностранца!
       Приближаемся к центральному подъезду дома Художников. Рекламный щит приглашает посетить выставку импрессионистов.
       
       -Бабушка, ты не перепутала? Может быть, Модильяни в Пушкинском? – вежливо уточняю я.
       -Когда это я что путала? – возмущается бабуля, - У них никогда порядка нет!

       Подходим к дежурной. Уточняю. Бабушка обиженно поджимает губы.
       -Бабуль, здесь тоже интересно!
       -Я хотела Модильяни, - тихо настаивает упрямица.
       -Хорошо, едем в Пушкинский!
       
       Поворачиваем к метро. Бабушка робко вопрошает:
       -Ляля, ты не сердишься на меня?
       -Отчего мне сердиться? Ошиблась, с кем не бывает! – бойко произношу столько раз слышанную от нее в детстве фразу.
Она улыбается, шутливо грозит мне пальчиком.

       -Бабуль, прогуляемся по набережной?
       -Пожалуй, а то все сидим да сидим!
Чтобы поднять бабушке настроение, возвращаюсь к начатой теме:
       -Бабуль, а почему портреты Модильяни напоминают стелы?
       -В свое время Амедео очень хотел попробовать себя в скульптуре, но, из-за вечного отсутствия денег, не смог этого сделать. Так появился цикл «Стелы». Здесь отразилось все неповторимое своеобразие его искусства. Он великолепно владеет мастерством скульптурной выразительности.
       -Бабушка, правда, что его последняя жена выбросилась из окна?
       -Судьба наградила Амедео, послав ему в жены эту девушку. Жанна боготворила Модильяни и посвятила ему всю свою недолгую жизнь. Он был для нее богом, смыслом существования. Она не смогла смириться с его кончиной и на следующий же день после его смерти выбросилась в окно. Для нее эта любовь оказалась роковой.
       -А он ее любил?
       -Несомненно. Об этом говорят все ее изображения, да ты сейчас сама в этом убедишься! Достаточно будет, взглянуть на знаменитую "Обнаженную".

       На выходе у «Кропоткинской» замечаю, что бабушка начинает волочить ноги. Поспешно предлагаю:
       -Бабуль, посидим перед выставкой в скверике?
       -Ну, если ты устала! – не желая показать мне свою слабость,соглашается обрадованная старушка.
       В скверике прохладно. Бабушка вновь разворачивает свою газету. Молча сижу рядом, рассматриваю прогуливающихся по скверику. Чувствую, как бабушкина голова склоняется мне на плечо, «Оракул» падает из слабеющих рук на колени, и я осторожно подхватываю его. Сижу не шевелясь. Боюсь потревожить спящую.
       Через какое-то время бабуля вздрагивает, испуганно озираясь, уточняет: -Я что, задремала? Отчего ты меня не разбудила?
       -Я сама слегка вздремнула, - нарочно обманываю я.
       -Все твои поздние телепередачи!
       -Ты же сама не можешь уснуть без Флярковского!
Не вступая в полемику, бабушка поднимается, и мы идем к музею.

       В зал с полотнами Модильяни входим примерно за час до закрытия. Бабушку не узнать. Передо мной вновь бойкая любознательная женщина! С каким восторгом она переходит от полотна к полотну, сколько радостного блеска у нее в глазах! По старой, давно установившейся традиции, она не дергает меня, предоставляя мне возможность самостоятельно осмотреть всю выставку. Сама она тоже не любит слышать во-время просмотра никаких комментариев. Мы успеваем дважды обойти представленные полотна, после чего нам вежливо напоминают о необходимости покинуть зал. Еще раз оглядываюсь на «Обнаженную», и мы выходим из зала.

       Полные свежих впечатлений, до самого дома едем молча. Во дворе бабушка устало замедляет шаги. Предлагаю присесть на скамью у подъезда. Но она не соглашается. Понимаю, не хочет портить настроя пустыми разговорами с соседками.

       -Явились, гулены! – встречает нас мама, - Где были?
       -Оленька, я водила Лялю на Модильяни! – со всей серьезностью оповещает бабушка, - Мне показалось, она осталась довольна.

       Радостно улыбаясь, смотрю на нашу старушенцию! Какая я счастливая внучка! Как мне повезло с бабушкой!


Рецензии
Да, помню, помню эту выставку Модильяни. Она проходила в Пушкинском, ещё очередь длинная стояла. На Пикассо очередь стала на порядок длиннее.
Что же теперь будет на дистанции "От Рафаэля до Гойи"?

Замечательный рассказ о великих "жертвах" во имя высокого искусства!

С уважением к автору, Генрих Голштейн.

Генрих Голштейн   09.06.2010 01:46     Заявить о нарушении
Генрих, а Вы Москвич? Какая приятная неожиданность.
Спасибо, что прочитали этот рассказ. Один из моих любимых).
С наилучшими пожеланиями,

Татьяна Полякович   10.06.2010 15:28   Заявить о нарушении
Ну да. Почему же неожиданность, да ещё и приятная? :-)

Генрих Голштейн   11.06.2010 10:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.