Трудная роль

Новый год... Даже звучит как-то особенно. Вкусно, что ли. Притягательно. Всеми любимый и ожидаемый праздник, чего уж там. Впрочем, замечателен не так сам процесс перехода из года в год с боем курантов, как ожидание этого мгновения. Трепетное и волнительное.
Подготовительный период (а с ним и тренировка предварительной встречи Нового года) начинается, как правило, заблаговременно. За неделю. А иногда и ранее.
Обязательным ритуалом любого уважающего себя коллектива (и воинские тут не исключение) является что? Да, разумеется, и подведение итогов за календарный год тоже. Но все же?! Угадали? Ну, конечно же! Таковым событием смело можно считать вручение подарков детям сослуживцев. Да не кем-нибудь, а "всамделишным" Дедом Морозом.
Официальный (в смысле, профессиональный) красноносый персонаж вряд ли справился бы с этой непосильной задачей. Шутка ли – одарить всех охочих до чудес детишек своим вниманием. Да и подарков на всю эту ораву где набраться? А посему за этот не очень обременительный, но и нелегкий труд берутся тысячи любителей. Вернее, назначаются. А как же иначе – коллективы-то военные.
Вот и во флотском экипаже в 198* году был назначен очередной Дед Мороз. Ему была поставлена конкретная задача – нести радость детям. А заодно с ними и взрослым. Конкретнее – папам, потирающим руки от предвку-шения авансировать первой рюмочкой хмельного напитка приход праздника.
Кого же "благословили" на роль? Конечно же, данная почетная, хоть и нелегкая миссия (опять-таки по неписаной тра¬диции) легла на плечи самого молодого офицера. Им оказался «комсомолец» (если угодно длиннее – секретарь ком¬сомольской организации части) лейтенант Андрей Кулицын.
Молод, спортивен, крепок. Задора – хоть взаймы даст! А голос? Чудный бар¬хатный баритон. Настоящий молодежный лидер по всем показателям. К тому же – активный участник художественной са¬модеятельности. Не раз играл в пос¬тановках любительских театров. Опыта у него по части исполнения роли главного новогоднего персонажа, правда, не было. Что ж, это, как говорится, – дело нажив¬ное.
В клубе части на этот случай была припасена большая часть реквизита. Для создания всем известных, но каждый раз столь индивидуальных образов. Здесь очередного героя ждали халат Деда Мороза, его же "волшебный" посох, кушак и мешок для подарков. Было и платьице Снегурочки. То ли в целях экономии, то ли по принципу "внучка – так внучка!" это одеяние было рассчитано и сшито на суперстройное создание размера 38-го. При росте где-то около полутора метров. Этакая новогодняя Дюймовочка. Ее одёжка выглядела новой, потому что никто не мог припомнить ту Снегурочку, с которой снимали мерку. И даже старожилы части не могли припомнить, кто ее носил.
Так что пришлось воспользоваться дружескими контактами с коллективом базового матросского клуба, чтобы устранить это недоразумение. Да еще и заполучить там напрокат изрядно потре¬панные, но еще пригодные для исполь-зования по назначению шапку и бороду. Данные атрибуты из года в год приоб-ретались, а затем столь же регулярно терялись сразу по окончании поздрав-лений. Скорее всего, Деды Морозы остав¬ляли их себе на память в качестве «боевых трофеев».

Инструктаж
Его как такового и не было. Вернее, был. Но кардинально не похожий на тот, ко¬торому стражи Отечества внимают при заступлении, например, в караул или суточный наряд. В наставлениях Андрею был четко перечислен ход событий. Начиная с момента посадки в машину до отправки ее в часть с росписью в путевом листе. Даны были также адреса детишек и полный перечень по¬дарков, включая те, которые Дед Мороз должен был взять у родителей в коридоре, перед входом в квартиру. Даже уточнение – кто доброму волшебнику приготовил "аллаверды" за подарок стишок, кто споет ему любимую песенку, а кто резво спляшет в хороводе со "стариком" и его спутницей. Короче, рассказали обо всем. Кроме того, что… в части свято хранилась еще одна неписаная, но неукоснительно соблюдаемая традиция – встречать долгожданных (еще бы – целый год не виделись!) гостей не как попало, а "как положено".
Поскольку наш герой не был искушен в тонкостях этой части обряда, то даже представить не мог, что же его ждет на самом деле. Андрей был не просто непьющим. Абсолютным трезвенником. Что для его временной профессии было просто неслыханно. Я, как бывший Дед Мороз, дважды входивший "в реку", по-дружески предупредил его о некоторых нюансах и подводных камнях пред¬стоящих событий. А бывалые сослужив¬цы лишь усмехались в усы (у кого они были) и качали головами: ну-ну...
Но лейтенант смело и даже молод¬цевато заступил на праздничную вахту, туго подпоясав крепкий торс кушаком. Два предновогодних вечера для раздачи подарков? Херня, прорвемся!


"Расскажи стишок Дедушке!"
Этот минимум был истребован Дедом Морозом у первой же девочки. Как не¬трудно догадаться, и адрес, и ребенок под номером один были командирскими. Второклассница резво отбубнила что-то о зайках, ёлочках, снежинках и прочее. Затем, сделав ловкий реверанс, отпра¬вилась к пианино, дабы поразить при¬шельцев своими музыкальными талан¬тами. Но ее папа (которого, к слову, и в части за глаза звали так же), будучи старше "деда" более чем в два раза, потрепал малышку по голове и сказал, что Дедушка Мороз устал и ему надо по¬сидеть и попить водички. Тот, о ком зашла речь, округлил глаза от того, что вот так, сразу, еще ничего толком не сделав, уже успел «устать». Однако, встретившись взглядом с папой, понял, что устал. А отказаться от "водички" у него не хватило силы воли. И смелости тоже.
Что ж, с почином! Только вот на визит ушло где-то около получаса. А еще пред¬стояло объездить полтора десятка де¬тишек. Нужно было торопиться, иначе был риск задержаться с поздравлениями за полночь.
Воды!
Еще накануне своей миссии Дед Мороз был вопиюще непьющим. Сейчас же его организм, получивший некоторую дозу "эликсира радости", испытывал доселе неведомые ощущения. К четвертому адресу он уже был изрядно весел и, не переставая, шутил.
- Где у нас тут мальчик-зайчик-по-(ик-к)-бегайчик?! - игривым тоном вопрошал "влившийся" в роль Андрюха, весомо постукивая посохом по цементному полу подъезда еще до того, как ему открыли двери. Думаю, все остальные дети, которым не было адресовано обращение Дедушки Мороза, моментально прев¬ратились в паинек и стали себя хорошо вести: только бы их не забрал в мешок обладатель зычного голоса.
Кстати, и малыш, к которому пришли новогодние персонажи, забился под нарядную елочку. Да так, что, когда его стали оттуда вытаскивать, она чуть не рухнула, так крепко ребенок в нее вце¬пился. Благо на нем были рукавички, входящие в комплект костюма медве¬жонка. Благодаря им, когда его отдирали от деревца, он не поранил ручки.
Непоказушная доброжелательность Дедушки в конце концов растопила ледок страха и недоверия. После того, как Дед Мороз сам прочитал пару стишков и даже попытался спеть (вовремя остановленный Сне¬гурочкой), Павлик начал было декла¬мировать, поддерживаемый небольшой аудиторией из родителей и гостей. Но громогласные одобрительные возгласы главного новогоднего волшебника: "Мо-ло-дец, косолапый!", "Чудно, медведище!" и прочие заставили малыша замолчать. Подарки, которыми его тут же одарили, зажгли радостными огоньками глазенки мальчика, и он, бросившись в детскую, сразу же стал их рас¬паковывать.
Тут Дед Мороз возьми да и скажи, что немного устал, и попросил попить. Папа Павлика чуть не взвизгнул от радости, а мама без промедлений ринулась хло¬потать на кухню. Андрею действительно просто захотелось водички... Настоящей. Какое там! "Вода. Чистейшая, холод¬нейшая и вкуснейшая" (как отрекомен¬довал ее отец семейства) в хрустальном запотевшем фужере действительно вы¬глядела аппетитно. Коварный змий до¬машней перегонки был ловко и умело замаскирован травами и другими аро¬матическими добавками. Но Андрей столь быстро вошел во вкус, что на эти мелочи уже не обращал внимания. Ловко приподняв левой рукой бороду, правой он молодецки запрокинул емкость... следы помады Деда (издержки роли, а не ориентация персонажа) через пару десятков минут окаймляли края бокала по окружности.
К "финишу"!
Предпоследний на тот вечер адрес был уже неким барьером, за которым виделся вожделенный конец первого дня новогодних поздравлений. Стрелки на часах перевалили за полночь и мерно двигались к утру. Двое полусонных ребят – мальчик лет пяти и девочка старше братика лет на пять – все же вышли встречать Дедушку Мороза. Не зря же им обещали, что именно сегодня он придет со своей внучкой, чтобы их поздравить. Они не удивились (или, будучи вос¬питанными, сделали вид, что не заметили) отсутствию даже белых пятен на бороде и усах Деда. Они были красно-розово-оранжевыми. Зато старик был сказочно весел. Он притопывал, прихлопывал, что-то напевал. Но все же, когда девчушка негромко спросила его, не спеть ли песенку, Дед Мороз энергично кивнул головой. Комсомольский задор на мгновение переборол змия. Новогодняя песня была закончена нестройным, но отчаянно веселым хором. И детишки ничуть не были разочарованы ни не¬которым "разбалансированием" Деда Мороза, ни поздним приходом символов праздника.
Когда первый день (а вернее, ночь) вручения подарков подошел к концу, Андрей был, честно говоря, в полном «никакизме». Благо последний из детей был довольно взрослым пареньком лет 14-ти и все понимал. Он сам деловито достал подарки из мешка и отправился их потрошить к себе в комнату.
На вопрос, адресованный родителями Деду Морозу, не хочет ли он... Андрей даже кивнуть не смог. Но руку протянул…
Когда комсомольского вожака и по совместительству главного новогоднего персонажа доставили по адресу постоянного проживания (не в Лапландию, конечно, и не в Великий Устюг, а среднестатистическую "хрущевку" флотской столицы), он, как говорится, уже "мяу" сказать не мог.

Нелёгкая доля Деда Мороза
Утром Андрею было явно нездорово. А если честно, – просто хреново. Он категорически отвергал предложение сердобольных сослуживцев "чуток опомелиться". Запах алкоголя вызывал у него приступы тошноты. Неудержимо хотелось застрелиться. Только вот дежурным по части (и в приложение к этому получить пистолетик с двумя обоймами) он должен был заступить через пару суток. Не судьба…
Только рассол, припасенный заботливым старшиной одной из рот, помог комсомольскому лидеру вновь прийти в себя.
Не могу сказать, употребляет ли он сейчас какое-либо зелье. Наши дороги волею судеб давно разминулись. Но, после новогодних поздравлений Андрей просто-напросто зарекся пить. По его признанию, супруга еле уговорила горе-Деда Мороза пригубить шампанское в тот самый Новый год...
Благо, уже в следующем году прибыло пополнение – очередной лейтенант из "свежего" выпуска. Он тоже не знал, какой его ждет сюрприз в аккурат "под елочку"...


Рецензии