Мишка и Очки

.............................................
"Тьфу пропасть! - говорит она,- и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
.............................................(Иван Крылов басня «Мартышка и очки»)



Как в жизни часто происходит, то что описывается в баснях, случалось и случается с людьми на самом деле. Так же случилось и с Мишкой Паниным, который очень хотел выглядеть умно и серьезно.

В третьем классе, где учился Мишка, было несколько ребят носивших очки. И на Мишкин взгляд они выглядели такими умными и взрослыми. Мишка зеленой завистью завидовал им, на тот момент, не понимая своего преимущества в нормальном зрении.

Толи от родителей, а может от самой матушки природы, Мишке достался простоватый вид. Он выглядел как обычный, простой советский ребенок. Носил обычную советскую школьную форму, ходил в обычных советских школьных ботинках. Его даже подстричь хотели как многих подстригали в то время, но Мишка наотрез отказался так подстригаться и по его настоянию ему сделали поблажку и подстригли под модную тогда стрижку «Молодежная», которая стоила 40 копеек, в отличии от «Школьной» за 15 копеек.

Мишка был горд этим. Ну хоть чем-то он отличался от большой массы школьников, ходившей в одинаковых костюмах синего цвета и носивших одинаковые прически.

Мишка учился хорошо, один год даже закончил на отлично. Но вот внешний вид – внешним видом, как он думал, он не походил на умного и серьезного школьника. Курносый, вздернутый нос, пухленькое лицо, ладно хоть уши – уши не оттопыривались как у обезьяны. Но главной гордостью Мишки были его брови. Все знакомые и родственники говорили, что у Мишки брови как у покойного отца, а отца считали красивым. Мишка потом узнал, что если брови срастаются на переносице, то это знак счастливого человека. Почему же тогда умер отец? Что это счастье?

Мишка хоть и учился хорошо, но был чересчур энергичным ребенком, ему часто делали замечания по поведению на уроках и переменах. Учительница ему постоянно на уроке говорила: «Панин, посмотри на Сергеева и Тимошкина! Умницы! Молодцы! Сидят как нормальные дети! Хорошо учатся и умные мальчики!». Мишка хмурил свои «счастливые брови» опускал лицо вниз и потупив взор надувался как хомяк. По какому-то непонятному стечению обстоятельств эти Сергеев и Тимошкин оба носили очки. Вот, что больше возмущало Мишку.

Мишка стоял коленками на стуле, который поставил у окна, и, облокотившись на подоконник, наблюдал за тем, как на ветке три воробья пытались прогнать соседского кота, который видимо, пытался пробраться к их гнезду. Кот прижимался к ветке, зажмуривал глаза, но все-таки потихоньку пробирался к намеченной цели. Но воробьи не сдавались и наконец-то усилив натиск сбросили наглого кота с ветки.
Мишка был уверен, что в его – Мишкиной жизни все теперь станет по другому, он вчера решил изменить себя и жить по-новому. Дверь в комнату тихонько открылась и в комнату зашла улыбающаяся мама.
- Миша! Мне нужно с тобою поговорить! – сказала она, подойдя и обняв Мишку за плечи.

- Да мамуля! – Мишка отбросил раздумья и все внимание перенес на маму. Мама улыбалась, а ее глаза ну прямо смеялись, выдавая ее, хоть она и пыталась сделать строгий вид.

- Миша, объясни мне пожалуйста зачем ты брал мои очки в школу?...

Мишка вдруг понял, что Елизавета Петровна сдержала свое слово и вызвала маму в школу. Он понял, что она рассказала маме как он – Мишка, придя на урок, достал взятые дома, мамины, запасные очки и аккуратно положив футляр на стол, демонстративно достал их из футляра и нацепил их на нос.
Мама не носила эти очки потому, что окуляры этих очков, как она сама говорила, были чересчур большими для нее, а уж для Мишки тем более. Вы можете представить удивление учительницы и всего класса, когда Мишка нацепил на себя эти два «блина» на душках и стал вмиг похожим на черепаху из мультфильма про Львенка и Черепаху.
- Миша! Ну, что ты молчишь!? Скажи что-нибудь! Я обещаю, что не буду ругаться! – наклонившись к Мишке, прошептала ему на ухо мама, - Я о-бе-ща-ю!

- Мама! Ну как ты не понимаешь! Наша «Лиза», - так между собой называли свою учительницу ребята, - наша «Лиза», она все время надо мною подшучивает, то говорит, чтобы я равнялся на таких вот умных ребят как Сергеев и Тимошкин, и чтобы приходил в школу пораньше. Говорит – мол – посмотри вон, какие молодцы некоторые ребята – живут так далеко, а приходят раньше тебя, такие умницы. А я лентяй, потому, что живу рядом со школой и прихожу за пять минут до начала урока. Я что виноват!? Мама давай переедем в другой дом! Подальше от школы! И подари мне свои очки или купи новые – поменьше! – с расстроенным видом просил Мишка.

- Учительницу чуть инфаркт не стукнул! Когда она тебя увидела в таких огромных очках! – пытаясь придать своему лицу строгий вид, упрекнула сына мама, - Ты понимаешь, что она мне звонит и говорит как она «испереживалась» за Мишу, по причине его явления в школу с очками! – мама иронизировала хотя и пыталась придать разговору серьезность.

- А что такое инфаркт? И как он ее может стукнуть? Уж поскорее бы он ее стукнул, и прямо по башке! – ответил на все свои вопросы разом Мишка.

- Что! Миша! Как ты можешь такое говорить! – мама прыснула смехом, - Ты что такое говоришь! Разве можно желать такого!

- А что? Может «Лиза» и перестала бы подшучивать надо мною! «Ты почему Мишенька опоздал сегодня… А у Панина опять трамвай опоздал… Мишенька, что опять рано мосты развели…У тебя, что электричку отменили...» - с видом выступающего Геннадия Хазанова, когда он изображал попугая, так же спародировал и изобразил учительницу Мишка.

Мама не сдержалась и рассмеялась, глядя на скорчившего гримасу «сонного суслика» Мишку. Мишка убрал гримасу распрямился и посмотрев на маму отвернулся облокотившись подбородком на спинку стула и сделал многозначительное лицо. Мама смеялась держась за живот, но мишке не до смеха было. Вся его жизнь рушилась – его попытки выглядеть строго и серьезно, чтобы его все считали умным, провалились прахом.

- Смейтесь, смейтесь! Что же вам всем остается делать! – встав и разведя в стороны руки, с видом Шекспировского героя, словно в зал произнес Мишка.

Мама подавив в себе смех и стараясь сделать серьезное лицо, вытирая слезы обняла Мишку и посадила к себе на колени.

- Мишка, Мишка! Какой ты у меня смешной!

- Вот именно – Мишка! Почему ты меня не назвала как-нибудь по нормальному! – отстранившись от маминых объятий сказал Мишка.

- Как например? – удивленно спросила мама.

- Ну например Леопольд, или Иосиф, а еще лучше Давид. Говорят в старину был царь такой – очень смелый и умный! – вполне с серьезным видом ответил маме Мишка.

- Леопольд? Ну тогда тебя котом бы дразнили – Кот Леопольд! А почему Леопольд? – удивленно спросила мама.

- А у нас в школе учитель новый – Леопольд Константинович, - он, правда, только в старших классах преподает, но мне о нем Серега из первого подъезда рассказывал. И он такой умный! Серьезный! – Мишка с таким благоговением произнес последнюю фразу, что мама опять засмеялась, - Он очки носит!

- Мишка! Ну почему ты так решил!? Я знаю этого Леопольда Константиновича! Его в детстве знаешь как дразнили – «Глиста» - потому что он был худой и бледный как смерть! – мама опять засмеявшись обняла Мишку, - Да разве в том дело – носит человек очки или не носит, худой он или толстый! Дело совсем не в этом! Чтобы быть умным не нужно носить очки! Чтобы быть смелым не нужно делать строгий вид и серьезное лицо. Это не важно.


* * *

Мишка лежал в постели и прокручивал все последние события произошедшие с ним за последнее время. Подошла мама, мишка закрыл глаза, она проверила спит ли он, затем поправила Мишкино одеяло и ушла.
Мишка вдруг вспомнил как он просил Женьку выбить ему зуб, чтобы его считали драчуном и не приставали. Вспомнил как он приносил с собою в школу столовый нож и когда они обедали в школьной столовой доставал его и пытался использовать, чтобы его считали культурным – потому, что так показывали в фильмах. Вспомнил и последние события – историю с очками и то как мама его не наказала, а наоборот на следующий день подарила книжку «Басни Крылова» и «Волшебник Изумрудного Города». Кстати очень интересные книжки.
Почему она подарила басни понятно – там была басня про мартышку и очки, но вот зачем ему подарили сказку про девочку Элли и ее друзей Страшилу, Железного дровосека, Трусливого льва, которые шли к волшебнику Гудвину, чтобы он им дал то чего им не хватало – Страшиле, чтобы дал мозги, Железному дровосеку – сердце, а Трусливому Льву – смелость. Зачем? Нет – конечно книжка очень интересная, тем более мама обещала потом купить продолжение, но зачем! Мишка понять не мог! А хотел! С такими мыслями он заснул, так и не решив эту задачу. Может быть потом, через много лет он поймет, что имела ввиду его мама.


Рецензии