Сигареты

«Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись...»
       - пела Черепаха Тортилла в фильме «Приключения Буратино».


Мишка был не по годам серьезным и сообразительным ребенком. Но его неутомимое желание поскорее стать взрослым заводило его в самые дебри «леса познания». Он так хотел быть поскорее как взрослые парни. Чтобы тебя уважали, а где-то боялись. Мишка тянулся к ребятам постарше возрастом, но те его общения избегали, так как считали его слишком маленьким. Мишка был невысокого роста, на уроке физкультуры он стоял где-то посередине строя, то есть если сказать точнее Мишка был среднего роста. Но ему очень хотелось быть выше. Он даже подкладывал в ботинки дополнительные стельки – считая, что это его сделает хоть чуть-чуть выше.

Однажды Мишка услышал разговор занимающихся в спортзале ребят, они говорили о том, чтобы стать выше, для этого нужно повиснуть на турнике, и еще лучше к ногам привязать «блины», диски, от штанги или какой-нибудь другой груз. Мишка загорелся этой идеей – доля правды конечно в этой теории была, но после нескольких месяцев «подвешивания» на турнике, Мишка не увидел результата. И также быстро, как и загорелось, его желание стать выше, потухло.

От Светки Марцевой однажды Мишка узнал – ей мама ее рассказывала, что есть такие специальные ботинки, на высокой подошве - платформе, одев которые ты кажешься выше. Мишка, придя домой, стал просить купить ему такие ботинки, на что Мишкина мама ему ответила, чтобы он не «маялся ерундой» и лучше бы учился лучше, а то совсем успехи в учебе упали.

Да Мишкины оценки на порядок стали ниже. Почему спросите вы, да потому, что среди ребят, – которые считались, как сейчас бы сказали «крутыми», хорошая учеба не была в уважении. Ходило такое мнение, что если ты хорошо учишься то ты «ботаник», а это было обидным прозвищем. Мишка загорелся идеей, что если его будут считать плохим учеником, забиякой – то будут уважать. По этой причине Мишка перестал стараться делать успехи в учебе. Ему учеба давалась легко, он быстро все запоминал, но неутомимое желание «быть взрослым» и добиться уважения среди сверстников играли плохую роль в его успеваемости.

Неутомимое желание быть лидером, собрала вокруг Мишки дворовую компанию ребят младше его возрастом. Женька – Мишкин друг, был на один год младше Мишки, но вел себя с ним как с равным и Мишка уважал его за это. Остальные ребята были на четыре-пять лет младше Мишки. На Мишку смотрели как на предводителя, его слушались. Он был как Петр Первый, вот только Женька мог протестовать его натиску и воле предводительства и с одной стороны Мишке это нравилось – ему нравилось, что он может с кем-то поспорить, и кто-то может ему дать дельный совет, не боясь, что ему за это отвесят оплеуху.

Все вроде хорошо бы было, но Мишку как магнитом тянуло к ребятам, которые были старше Мишки на два-три года. Это неутолимое стремление, а может Мишкина упорность, постепенно начали приносить плоды. Мишку стали замечать. Старшие ребята позволили ему войти в их компанию. Мишка был на седьмом небе от счастья. Свою компанию Мишка не бросал. Он как верный вождь не оставлял своего племени и был их несменным предводителем. Но дни их компании были сочтены – Женькиному отцу от предприятия дали квартиру в другом доме и они переехали.

Мишка продолжал общаться с Женькой, но постоянные походы к Женьке начали утомлять Мишку. Он постоянно задавался вопросом, а почему это только он один ходит к Женьке. У Женьки в новом дворе постепенно появились новые друзья, и они постепенно перестали общаться так часто как это происходило раньше. А раз не стало Женьки, то общаться с «мелюзгою» у Мишки не было никакого желания, тем более что в число этой самой «мелюзги» входил Мишкин младший брат Лешка, который был на пять лет младше Мишки. И быть для них всех бесплатной нянькой он не хотел, да и интересы у них были разные.

Таким образом, Мишкины интересы полностью перебазировались в компанию взрослых ребят. Но тут Мишка столкнулся с такой проблемой как лидерство. Если он в своей «старой» компании был лидером, то здесь его положение было намного ниже. Мишка всеми силами пытался завоевать авторитет. Участвовал во всех потасовках, старался во всем подражать «старшим товарищам», откликался на все просьбы старших ребят, короче проявлял не дюжее рвение для завоевания авторитета, по детскому своему разумению.

Однажды вся компания собралась рядом со школой, в которой учился Мишка, и, усевшись на бетонных блоках, уложенных в виде ограждения, достали сигареты и закурили. Мишка стоял посреди ребят и с уважением смотрел на них.

- Ну что Мишаня!? Что смотришь? Давай и ты закуривай! – сказал Юрка по прозвищу «Китаец».

Китайцем его прозвали потому, что его дедушка был то ли китаец, то ли кореец, но давным-давно приехав к нам в страну остался здесь жить. Дедушку Юрки звали Тань Ю Хай – это было и имя и отчество и фамилия. Но наш добросердечный народ не мог называть его таким непривычным именем и его начали называть Вася, почему никто не знает, по фамилии Танухай, сложив его имя и фамилию на русский манер. Может этого потребовали в паспортном столе при регистрации, а может сам народ так назвал, никто этого не знает, а Юрка не любил об этом рассказывать – стеснялся.

С Мишкой училась в одном классе Юркина сестра – Люба – Мишкина любовь. Он тайно – никому не говоря, боясь, что засмеют, любил ее. Однажды даже пытался объясниться в любви, но ему это плохо удалось и после такого «фиаско» Мишка уже не пытался этого делать. Отцы Юрки и Мишки были друзьями и Мишка считал символичным, что и они с Юркой тоже станут друзьями и стремился всем своим существом к этому, так как очень хотел походить на своего умершего отца, тем более, что все вокруг – родственники, знакомые отца и соседи наперебой говорили, что Мишка как две капли похож на своего отца.

Юрка протянул Мишке сигарету и опять повторил: «Давай Мишка – что ты маленький! Если хочешь быть взрослым надо начать курить! Все взрослые курят! Давай Мишка, давай!».

Мишка с трепетом и страхом взял сигарету в руки и, не зная, что с ней делать, спросил: «А что делать то нужно? Как это – курить-то!?»

Юрка взял сигарету обратно и сказал: «Смотри Мишаня – берешь сигарету в рот, потом делаешь вдох – затягиваешься, убираешь сигарету, затем выдыхаешь! И все!».

Мишка взял сигарету, сделал затяжку, задержал дыхание, убрал сигарету и вдруг – перед глазами все поплыло, состояние стало такое, что как будто Мишка покачался на карусели и резко остановив ее слез. Немного подташнивало, но было приятно. Мишка, как это делают взрослые, когда курят, выпустил дым, затем сделал вторую затяжку – уже смелее. Видимо при этом Мишка улыбался потому, что ребята, стоявшие вокруг Мишки, начали смеяться над ним. Он им в ответ улыбался улыбкой наивного котенка. Он опьянел от сигареты. Вдруг ребята резко перестали смеяться и выпрямились, словно по команде «смирно». Мишка ничего, не понимая, продолжал улыбаться и похихикивать.

- Миша!!! Ты это что такое делаешь!? – словно издалека услышал Мишка чей-то знакомый голос.

Кто-то взял Мишку за руку и, вырвав сигарету из рук, бросил ее на землю. Мишка с пьяным видом поднял взор на нападавшего и с ужасом увидел, что это была мама.

Мама больше ничего не говорила. Она, взяв Мишку за руку, потащила его домой. Придя домой – затащила в ванную комнату и, взяв мочалку, раньше были такие мочальные – мочалки, из чего их делали, я не знаю, намылила ее хозяйственным мылом и, открыв Мишкин рот начала с толком и расстановкой там мыть, как будто в Мишкином рту была тонна грязи. Мишка был еще под действием сигареты и поэтому не сопротивлялся. Не сопротивлялся Мишка еще потому, что думал, что так нужно сделать.

Мама, закончив свой «обряд» отложила мочалку в сторону и строго спросила Мишку: «Будешь еще курить?» Мишка еще находившийся «под кайфом» отрицательно покачал головой и проговорил словно пьяница, пуская мыльные пузыри: «Нет, мамуля – не буду!».

- Тогда полоскай рот! - сказала мама и вышла из ванной.


* * *

Мишка лежал на кровати и размышлял, что все-таки, какие обманщики эти взрослые. Все самое приятное и интересное они хотят присвоить себе, а нам детям не разрешают этого делать. Вот, например, взять хоккей – его показывают очень поздно, а Мишка так любит смотреть хоккей, он всем сердцем и душою болеет за «наших», зная всех игроков по имени, а мама не разрешает ему смотреть – говорит, чтобы шел спать.

Целоваться – Мишка попытался как-то поцеловать Любку, так бабки, сидевшие во дворе на лавках и рассказывающие все новости которые произошли во дворе и за его пределами, начали кричать и ругаться на Мишку, обвиняя его в нахальстве, хулиганстве и дерзости. Правильно - они за свою жизнь уже нацеловались тыщу раз - поэтому и не хотят! - думал Мишка, - А я всего лишь разочек, и то вой подняли! Клюшки старые! Лучше бы пирожки дома пекли! Как же так? А как же любовь?

Вот и сигареты, такая оказывается приятная вещь! Мишке так было хорошо, он очутился, словно в сказке какой-то и на тебе – взяли и намылили рот, да еще хоть бы яблочным мылом, а то хозяйственным, противным таким, даже мыла пожалела для рта. А может рот чересчур грязный был, что его только хозяйственное мыло отмоет - Мишка не знал причины.

Какие они все-таки эгоисты эти взрослые – все хотят себе. Мишка потихоньку засыпал и ему снился сон, как будто дети сделали революцию и захватили власть на всей земле, а взрослых отправили в школы и детские сады, заставив, есть кашу и пить кипяченое молоко. Мишка улыбался счастливой улыбкой во сне, той улыбкой, которой он будет улыбаться двадцать лет спустя, когда ему будут сниться похожие сны, в которых он будет видеть себя маленьким Мишкой – парнишкой с нашего двора.


Рецензии
Скорей становимся взрослыми, чтобы начать скучать по детству. Но главное делать это будем с улыбкой
Вот так. (:

Виленский Александр   11.02.2008 10:40     Заявить о нарушении
Время однонаправленно - и в этом вся трагедия

Анастасия Шохина   29.02.2008 16:12   Заявить о нарушении