Египтянин, или Обедня безбожника глава 3

       3

       Хотя закат был виден во все три окна, по приказу Азора слуги внесли свечи: ему всегда казалось, что в доме отца темновато.
       - Отец думает, что богатство идёт на убыль, а богатые доживают свои последние дни. По-моему, это источник его постоянной тайной грусти. Мол, поэтому будущее - за эссенами. "Люди простой жизни", "сыны света" и тому подобные! Обрати внимание, у нас теперь слуги вносят бронзовые подсвечники вместо золотых. Еще бы, ведь золото - это ненужная роскошь! Но - главное - скоро и самих слуг не останется. Ведь все люди - братья! - говорил Азор насмешливо. Полный рыжеватый блондин со светлой бородкой, он очень походил на Иосифа, только манера держаться - живость и подвижность - выражали здоровую молодость и кипучий темперамент. Говорил он, выразительно жестикулируя. Его слушал Марк - худощавый, темноглазый и темноволосый, в белом одеянии эссена; сидел на диване и задумчиво постукивал рукой по низенькому столику с угощением: фрукты на плоском блюде.
       - О будущем трудно судить, но в общинах сейчас много интересного, - ответил он. - Они - знамение времени. Общий труд, братство, стремление к чистой жизни... Забавно, я спросил у вашего Египтянина, что ему больше всего там нравилось? Он сказал: " Честность и тишина".
       - Кто это "наш египтянин"? - расхаживавший по ковру Азор остановился.
       - Человек из общины, пришел и здесь заболел. Я его лечу.
       - А-а, слышал. Он родом из Египта?
       - Нет, вполне здешний, из Назарета. Много путешествовал, точнее, бродяжил, в Египте даже был актером. Лицедей.
       - Знаешь, Марк, я все обдумываю твои рассказы о пророках,сынах божиих - это всё-таки поразительно. В Риме вообще довольно хорошо знают здешнюю жизнь, к слову сказать, об эссенах многие говорят с уважением, - последние слова Азор сопроводил шутливым поклоном. -
 Но о пророках - я теперь вижу - однобокое представление. Знают , в основном, о царских пророках, предсказателях.
       - Такие тоже есть, но не они сейчас в цене, - ответил Марк. - Сейчас , если можно так сказать, время народных пророков. Ты только представь, каждый год всю страну проходит в сопровождении толпы какой-нибудь сын божий, на площадях и прямо в пустыне произносит зажигательные речи, чаще всего маловразумительные... Вот недавно явился Февда, выдавал себя за кого-то великого, и к нему пристало около 400 человек. Скоро был убит, и все, которые его слушали, рассеялись кто куда. После него явился Иуда Галилеянин, этот увлек за собою много народа, но и он погиб, и этим всё закончилось.
       - Вчера за моими носилками, - Азор опять заходил по комнате, - долго бежал нищий, ему, видишь ли, показалось, что я бросил ему мало денег. Так что он кричал? "О! Иуда Галилеянин, тебе ли место на плахе!"
       - Ну, вот видишь.
       Вошел Иосиф. Молодые люди встретили его любовно и почтительно. Он уселся.
       - О чем вы, дети мои, беседуете?
       - Об эссенах, пророках и даже, дорогой отец, о твоем госте из пустыни.
       - Да, пророки. Сегодня во всей Иудее, Галилее, Самарии - повсюду на одного работника приходится полтора пророка. Один Иуда Галилеянин успел посеять в душах больше, чем народ в поле. Ведь все то и дело срываются с места и идут бродить за новым пророком.
       Закат за окнами погас. В комнате стемнело. Азор хлопнул в ладони и сказал вошедшему слуге:
       - Еще светильник.
       Иосиф говорил:
       - В полях работать некому, на пастбищах скот один бродит. А все римляне виноваты.
       - Римляне?
       - Да, они. В этом году весь Синедрион умолял Понтия Пилата не забирать весь виноград, ведь неурожайный год! И всё, всё до последней меры римляне отобрали. Нет, они с нами не считаются... Отсюда недовольные, отсюда же и пророки. Ведь что мы отправляем в Рим? - драгоценные чаши и черепаховый рог из пластинок панцыря - это такая ценность. А Рим присылает нам воинов и новые законы. Например, о воздании божественных почестей статуям императора - ведь какое возмущение было! А ты говоришь не римляне... Римляне.
       - Хотим мы или не хотим, - заговорил Марк, - с Римом, этим львом рыкающим, надо ужиться. Но вот возмущение народа против своих же богачей , безжалостных, алчных, они, как пословица говорит, продают бедняка за пару сандалий... А налоги? ( он стал один за другим загибать пальцы) - поголовный, поземельный, с домов, с товаров, которые продаются, с товаров, которые покупают, соляной налог, мостовой и дорожный сборы, которые собирают мытари. Ну, сколько можно?
       - Поговаривают в Риме, возможен налог и на отхожее место,- вставил Азор.
       - Что ж, деньги не пахнут, - согласился Иосиф. - Душа болит, глядя на всё это,- вздохнул он, - это тяжелый разговор. А гость из пустыни, что он такое? Ну, настоящим эссеном такой человек никогда не будет. Он и в общину вступать не хочет, говорит: тяжело, строгости. Я с ним много разговаривал. Очень честный, любит истину. Но - легкомысленный, неустойчивый. Говорю ему: Чего ты хочешь? Ведь тебе 30 лет, пора остепениться. Отвечает: Лучше всего быть бродячим актером, радовать людей, служить им. Я говорю: слуга служит людям, а все люди - богу. А он стоит на своём: актер служит людям, актер всего себя отдает людям, он нужен людям. Так я и не мог переубедить его. По-своему, он очень крепкий орешек.
       - Что-то близкое тому, о чем мы говорили сегодня, - заметил Азор.
       - Да, он мне тоже понравился, он очень интересен, - рассеянно, видно думая о чем-то своем, ответил Марк.
       Иосифа ожидал слуга у двери. Он поднялся и вышел.
       - Ах, дорогой друг! - за минуту перед этим спокойный, Марк просто дрожал от волнения , Азор смотрел на него во все глаза.
 - С тех пор, как я здесь, я обдумываю одну вещь. Отчасти она связана с нашим сегодняшним разговором. Недаром пословица говорит: "Большие корабли направляют небольшим рулём туда, куда хочет кормчий". Вот если бы нам иметь своего пророка...

       (Продолжение следует)


Рецензии