Тень Иуды
«…Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». (Иуд.1:11)
Недавно по российскому телевидению был показан якобы документальный фильм о «Евангелии от Иуды». Опус этот - столь же антинаучный, сколь и антихристианский в своей основе. Более того, уже и в христианском сообществе появился пост, восхваляющий Иуду Искариота:
Что стоит за этими упорными попытками "реабилитировать" Иуду Искариота? Кто же такой Иуда на самом деле – предатель, как об этом свидетельствуют канонические Евангелия, или «непонятый герой», как его пытаются представить некоторые противники (как явные, так и скрытые) христианства?
Канонические Евангелия однозначно представляют нам Иуду как мерзкого предателя, продавшего своего Учителя за деньги. Этот факт невозможно отрицать. Но вот уже поднимается крик: « А в Евангелии от Иуды совсем по-другому все описано!». К этому, так называемому «евангелию», мы еще вернемся. А пока рассмотрим ход событий, как его описывают Евангелия настоящие.
Итак, последняя неделя перед Пасхой 30 года в Иерусалиме. Христос сначала триумфально, под крики «Осанна!» въезжает в Иерусалим. Затем Он изгоняет из Храма торговцев и менял, проповедует среди толп восторженного народа. Попытки Его арестовать, предпринятые храмовыми начальниками, оказались безуспешными. И вот тогда, на тайное совещание срочно собирается синедрион.
Синедрион состоял из правящей верхушки иудейского общества. В него входили наиболее авторитетные фарисейские книжники (знатоки Закона Моисеевого), и главы священнических родов. Председательствовал в синедрионе сам первосвященник.
Чем же их так сильно разгневал Иисус? Фарисеи ненавидели Его за постоянные обличения, за неуважительное отношение к их авторитетным учителям-старцам и их учению, за публичную демонстрацию их лицемерия, жадности, тщеславия и гордости. Они уже раньше совещались о том, чтобы Его убить и устраивали провокационные действия с целью обвинить Его в каком-либо преступлении перед властями.
У первосвященников также были причины желать Иисусу смерти: они завидовали известности Иисуса среди народа, им не нравилось, что люди прислушиваются к Нему, а не к ним, облеченным священническим саном от рождения… К тому же – действия Иисуса в Храме напрямую подрывали их доходы. Ведь высокодоходный храмовый рынок принадлежал сыновьям первосвященника (на самом деле самому первосвященнику) и его разгон означал убытки непосредственно для всей первосвященнической семьи. Изгнание торговцев из Храма поддержал весь народ - иначе это не было бы возможным. Люди горячо одобряли такие действия Христа, и священники ничего не могли поделать. Это приводило их в неописуемую ярость, и они решили без промедления расправится с "новоявленным" проповедником. Формальным поводом должно было послужить ложное опасение того, что Иисус якобы бунтует народ. Повод был изначально ложный, так как и им самим, и римлянам, было прекрасно известно о не-политическом характере деятельности Иисуса.
На тайном заседании синедриона было решено казнить Иисуса. Но дело упиралось в невозможность Его ареста во время празднования Пасхи. Ведь в дневное время Иисус находился среди народа, который мог взбунтоваться против попытки беззаконного ареста Учителя. В ночное время Иисус уходил из города, и найти Его в темноте, было бы весьма затруднительно… Исходя из этого, решили дождаться окончания праздника, когда большинство приезжих вернутся домой и людей станет намного меньше…
И вот здесь происходит удивительная вещь: один из учеников Иисуса, Иуда Искариот, САМ является в синедрион и предлагает им помощь в аресте Учителя! Естественно, не за бесплатно… Это мигом решило все их затруднения, и они с радостью согласились уплатить Иуде 30 сребренников (=120 динариев – равняется заработной плате за 120 дней тяжелого труда).
Самое странное здесь вот что: откуда Иуда узнал о тайном решении синедриона, и тем более - о затруднении в аресте Иисуса? Напрашивается очевидный вывод, что у Иуды был, возможно, родственник или знакомый из числа людей первосвященника, который находился в курсе событий. Он, вероятно, и сообщил Иуде о готовящейся акции против Иисуса, и о возникших в связи с этими планами трудностях...
Продолжение следует...
Тень Иуды. Часть 2.
Почему же Иуда Искариот, один из ближайших учеников Христа, входивший даже в число апостолов, решил предать своего Учителя?
Об Иуде, сыне Симона, известно немного. Он, похоже, был единственным из апостолов, который происходил не из Галилеи, а из Иудеи. Его прозвище - Искариот, обычно объясняют, как «человек из Кариота, Кариотец». Кариот (древний Кириат-Иарим) город в Иудее, недалеко от Иерусалима. Итак, Иуда покинул родные места и специально пришел к Иисусу в Галилею, для того, чтобы стать Его последователем.
То, что Иуда был избран в число двенадцати апостолов – доказывает его первоначальную искренность и ревностность в последовании Христу. Более того – он был облечен особым доверием, так как ему поручили носить «денежный ящик» предназначенный для пожертвований. Ведь ученики, которые следовали за Иисусом, оставивши свои дома и работу, не имели возможности зарабатывать на жизнь, но им нужно было питаться и время от времени платить за ночлег. Поэтому, как было принято в таких случаях, принимались добровольные пожертвования от желающих. Например, известно о благочестивых женщинах, которые делали взносы на эти цели: "и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим".(Лук.8:3)
Из этих же пожертвований раздавалась милостыня нищим. Таким образом, Иуда распоряжался общей кассой сообщества учеников Иисуса. Вероятно он также занимался различными практическими вопросами: организовывал ночлег и питание апостолов в пути. Это свидетельствует о практичном уме, опыте и деловой смекалке Иуды.
Чего же ожидал Иуда для себя? На что он рассчитывал? Мы знаем из Евангелий, что апостолы, во время земной жизни Иисуса, ожидали, что Он объявит Себя Царем Иудеи и установит Свое Царство на земле. Это Мессианское царство было пределом мечтаний всего иудейского народа, который ожидал его с величайшим нетерпением. В таком случае, ближайшие последователи Мессии стали бы вельможами и князьями нового царства. Для апостолов это было столь очевидной истиной, что они даже спорили между собой о том, кто из них будет занимать более высокое положение в новом царстве Израилевом. (Мар.9:34, . Лук.9:46). Несомненно, и Иуда также первоначально разделял подобные иллюзии . Но в отличие от галилейских рыбаков, Иуда обладал особо развитой ловкостью и проницательностью. Он, по-видимому, постепенно понял, что Иисус вовсе не собирается создавать царство земное, а духовное Царство - Царство, которое не от мира сего, Иуду совсем не прельщало.
И вот тогда в его восприятии Христа наступает кризис. Иуда начинает терять веру в Иисуса, как в Богом посланного Мессию. Почему Он, творящий чудеса исцелений, способный одним словом утишить бурю, изгоняющий злых духов, - почему не изгонит Своей силой язычников и не примет, наконец, власть над Богоизбранным народом, чтобы дать ему мир и благоденствие? Некоторые из учеников Иисуса, осознав это, уже покинули Его… (Иоанн. 6:66) Апостолы также недоумевали, но в простоте и доверчивости полагались на мудрость своего Учителя. Иуда же не пошел ни тем, ни другим путем. Он скрывал свое состояние не только от своих товарищей, но и от Учителя. Он искал способ, чтобы хоть какую-то, "реальную" пользу, извлечь из своего положения.
Деньги и материальные средства во все времена служили немалым искушением для тех, кто имел к ним доступ. Коррупция известна с глубокой древности. Иуду также сатана особенно искушал сребролюбием и жадностью. Можно представить, как это происходило на деле. Первоначально, возможно, Иуде удавалось что-нибудь сэкономить из доверенных ему средств. Это он мог затем присвоить себе на "законных" основаниях, в качестве вознаграждения за потраченные усилия. Сначала по-немножку… потом больше... Грех подкрадывается к человеку незаметно, начиная вроде с мелочи, и постепенно все возрастая, пока не ввергнет свою жертву в пучину зла.
Откуда нам известно о воровстве Иуды? Об этом прямо сказано в Евангелии от Иоанна: "Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали". (Иоан.12:4-6)
К сожалению в русском Синодальном переводе допущена неточность, которая затеняет этот факт. Слово "носил" в 6 стихе в оригинале имеет значение: "брать, уносить" (греч. бастазо). Иуду настолько расстроила потеря столь большой выгоды, что он не удержался и чуть было не выдал себя...
Итак, утрата веры в Иисуса и тайное воровство из общей кассы шли в душе Иуды рука об руку. Он в действительности уже перестал быть учеником Христа, но притворялся и лицемерил, чтобы извлечь из своего положения максимум выгоды. Наконец, ему стало известно о решении синедриона окончательно расправится с Иисусом. Иуда давно предвидел такой исход – он очень хорошо помнил об участи Иоанна Крестителя. Иуда, считавший себя намного умнее остальных – «невежественных» галилейских рыбаков, уже разработал хитрый план, как обратить в свою пользу даже намечавшуюся катастрофу. Раз Иисус все равно был обречен, и раз Он «обманул» Иуду в его ожиданиях, то Иуда считал себя вправе извлечь выгоду из Его ареста. Он пошел к первосвященникам и предложил им выдать Иисуса в подходящее для них время и в подходящем месте. За приличную плату.
Нельзя сказать, чтобы Иисус равнодушно смотрел на то, как Иуда катится по наклонной поверхности в пропасть. Иисус любил его, как и других Своих учеников, и желал его спасти. Но даже для Сына Божия невозможно спасти человека вопреки его собственной воле. Иуда Искариот стал по собственной воле послушным орудием в руках диавола. Иуда не захотел внять словам Иисуса, которые Тот к нему обращал: "и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня... При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал".(Матф.26:21,25) Он упорно и дерзко бросал вызов своему Учителю, выказывая тайное презрение и враждебность. Эта дерзость Иуды достигла своей вершины (или дна?) в знаменитом «поцелуе Иуды», которым он давал знак при аресте Христа Его врагам. После ареста Иисуса, Иуда наконец мог воспользоватся плодами своего предательства. Теперь он не только присвоил себе все содержимое денежного ящика, но и получил немалую плату за предательство. И вдруг – все это рухнуло в один миг. Иуда не ожидал, что Иисуса сразу же осудят на смерть. Возможно, он полагал, что Учителя ожидает длительное тюремное заключение, как это было сначала с Иоанном Крестителем. Смертный приговор потряс Иуду. Даже для его сожженной грехом совести оказалось невыносимым сознание, что он предал на смерть невинного Человека. Он вернул первосвященникам полученные за предательство деньги, и, не в силах вынести мук охватившего его отчаяния, покончил жизнь самоубийством… Окончание следует...
Тень Иуды. Часть 3.
"...Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом.... И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя "евангелием Иуды" (Ириней Лионский "Против ересей" 2:195 - около 180г. н.э.)
Канонические Евангелия единодушно представляют нам Иуду Искариота, как предателя и негодяя. Насколько этот образ соответствует действительности? Можем ли мы доверять свидетельству Новозаветных авторов? Чем подтверждается достоверность этого свидетельства?
По согласному утверждению большинства исследователей, канонические Евангелия написаны в 1 веке людьми, которые были современниками описываемых в них событий. Это - не только священные Книги христианской веры, но и правдивые документы эпохи. Если свидетельства четырех разных авторов, созданные в разное время и в разных местах, во всем согласны между собой - это очень сильный аргумент в пользу их исторической достоверности. Из этого следует, что не Церковь осудила Иуду, а те люди, которые его знали лично, и знали не понаслышке о его поступке...
Как же относится в свете вышесказанного к так называемому "евангелию от Иуды"? Что на самом деле представляет собой это "евангелие?
В конце семидесятых годов прошлого века, вблизи египетского селения Бени Масар, была найдена древняя коптская рукопись на папирусе. Затем эта рукопись, получившая название "Кодекс Чакос", была продана одному торговцу древностями в Каире, потом была украдена, вывезена в Женеву... и снова возвращена владельцу. Только в 2003 году некий фонд "Меценат" приобрел эту рукопись, а с 2004 года начались ее научные исследования. Методом радиоуглеродной датировки возраст рукописи был определен между 220 и 340 годами н.э. Рукопись написана на коптском языке, и, предположительно (но не доказано) является переводом с более древнего греческого оригинала второй половины второго века н.э. Возраст предполагаемого оригинала (2-я половина 2-го века н.э.) определен на основании анализа содержания теста и исторических свидетельств. НИ ОДИН исследователь не предполагает, чтобы этот текст был составлен самим Иудой, или восходил к нему каким-либо образом. И по содержанию, и по форме он кардинально отличается от известных евангельских текстов. Одной из характерных особенностей его содержания является утверждение, что Иуда Искариот якобы был единственным из учеников Иисуса, который смог правильно понять Его учение. Поэтому Иуде было предоставлено совершить особую миссию по освобождению духа Иисуса из смертного человеческого тела. Остальные апостолы в этом документе изображены в крайне негативном свете и постоянно противопоставляются "хорошему" Иуде.
Кто и зачем написал это произведение? По общему мнению исследователей, "евангелие от Иуды" составлено в недрах гностической секты "каинитов", существовавшей в середине второго века н.э. Об этом недвусмысленно свидетельствует содержание документа, наполненного обычной гностической ахинеей об эонах, инстанциях, просветленных и прочем в том же роде... Гностицизм представлял собой оккультное движение поздней античности. Они считали материальный мир, и все в нем содержащееся - злом, ненавидели тело, отвергали брак и семью, вообще земную жизнь. Своей целью гностики полагали достижение некоего "сокровенного знания" (гнозис), которое должно якобы освободить их от пут телесности и доставить власть и блаженство в духовном "астрале"... Гностики существовали как нехристианские, так и "христианские". Последние пытались приспособить христианскую веру к своим оккультным взглядам и понятиям, при этом собственно христианского уже ничего не оставалось, кроме разве самого имени Христа. Гностики не признавали Бога Библии, считая Его Творцом "злого" мира, поэтому они превозносили тех личностей, которые оказывались богоборцами (см. эпиграф). Отсюда их преклонение перед Иудой Искариотом и "оправдание" его...
Когда в апреле 2006 года Общество Нэшнл Джиогрэфик торжественно представило рукопись и ее перевод широкой общественности (включая специально отснятый телефильм), большинство ученых и специалистов отнеслись к этому событию весьма скептически. По мнению ученых, в частности руководителя группы исследователей рукописи А. Дж. Левайна (A. J. Levine) документ не содержит никаких новых исторических сведений об Иисусе и Иуде. С этим мнением согласен ведущий специалист по древним текстам Джеймс М. Робинсон (James M. Robinson). Никакой новой информации не только о настоящем Иуде, но и о самих гностиках этот документ не предоставляет - все, что в нем содержится, давно известно исследователям по другим источникам. По заявлению профессора Gerald O'Collins этот текст не заслуживает названия "евангелие". 'Нет никаких данных, указывающих на то, что эти документы когда-либо отражали господствующее течение в христианстве, - утверждает профессор Уитерингтон. - Каиниты всегда считались маргиналами даже среди единоверцев'.
Почему же тогда средства массовой (дез)информации подняли такую шумиху? Неужели ими двигала только жажда устроить очередную дутую сенсацию? И почему находку древнего гностического папируса пытаются выдать за эпохальное открытие? (каковым она ни в коей степени не является). К этим вопросам можно присовокупить и следующий: кто и зачем "раскрутил" "Код да Винчи" Дэна Брауна(слабая книжка и еще более слабый фильм)?
Очевидная истина в том, что современный западный мир не просто не-христианский, он - антихристианский. Современному обывателю, цель жизни которого - потребление и наслаждение, очень "неудобны" заповеди Христа. Христианская вера резко противоречит "ценностям" общества потребления, это учение чрезмерно радикально, оно не политкорректно по отношению к другим религиям и "другим сексуальным ориентациям", оно расходится с духом всеядности и вседозволенности, господствующем в современном обществе... Поэтому противники христианства все время пытаются поставить ему "любое лыко в строку". В средствах при этом не стесняются: годятся и мифы Дэна Брауна, и псевдоевангелие Иуды Искариота.
В этой связи процитирую некоторые высказывания на эту тему известного миссионера и богослова, диакона А.Кураева: (в интервью по поводу показа фильма о "Евангелии от Иуды" по российскому телевидению)
"...у меня не было бы претензий к авторам фильма, если бы они сказали хоть слово правды об авторах этого "Евангелия" - о гностиках. Из этого фильма, к сожалению, зритель так и не узнал, а в чем состояла вера людей, которые писали такого рода тексты во II-III веках нашей эры. Анализ, сделанный нашим замечательным философом Алексеем Федоровичем Лосевым, выделяет 4 признака гностицизма - радикальный антисемитизм, проявляющийся в гнушении Ветхим Заветом, отрицание любых законов, и космических, и нравственных, и социальных, ненависть к телу и космосу, а также ненависть к женщине, браку и деторождению. В этом фильме не прозвучала фраза из "Евангелия от Иуды" - "это космос - то есть ад", а без нее непонятно, почему это Христос якобы желает поскорее уйти из своего тела пусть даже через смерть. Да из-за радикальной гностической ненависти к телесности. В фильме обертонами и ужимками обставлено чувство презрения к Церкви, оппонирующей гностикам, и при этом ни слова не сказано, что именно в гностической идеологии было чуждо Церкви. А Церковь в те времена в свободной церковной дискуссии защищала человеческие ценности от такого рода религиозных экстремистов и крайних нигилистов, как гностики, которых так разрекламировал фильм"
«…Но ведь этот фильм был снят за немалые деньги и как по маслу прошел в эфиры ведущих национальных телеканалов мира. Как назвать людей, которые имеют доступ к деньгам и масс-медиа и при этом люто ненавидят христианство, хотя порой и прикрываются словами о «духовности»? Исторически такие группы западных элит называли себя словом «масоны». Сегодня они настоящие повелители информационных потоков», — заключил отец Андрей.
Попытки противников христианства дискредитировать его и "похоронить" - не новы. Они предпринимались и раньше, причем весьма активно. Особенно эти сатанисты (от еврейского "сатана" - противник) почему-то любят Иуду Искариота. Может потому что "подобного к подобному влечет", по древнему высказыванию? В 1907 году писатель Леонид Андреев опубликовал повесть, оправдывавшую Иуду. Через десяток лет, во время дикого революционного шабаша в России, по личному приказанию Троцкого, в российских городах ставились памятники Иуде как "первому революционеру"...
Теперь снова враги Христа пытаются "оправдать" Иуду, и даже сделать из него что-то в роде героя... Тень Иуды накрывает отрекшийся от истины Христовой мир. Многим нравится пребывать в этой тени, многих она устраивает, им здесь комфортно...
Но надолго ли?...
Свидетельство о публикации №208020900030
Можно соглашаться или нет с позицией, но даже если спорить с автором, то четкая и обоснованная аргументация сделает спор конструктивным, и доставит удовольствие всем участникам процесса)))))
Татьяна Городилова 25.03.2010 13:02 Заявить о нарушении