4. Могильная канитель

4. Могильная канитель.

(По детективной повести Анатолия Штаркмана «Дневник могилы Пушкина»)

«Да вспомнит Господь душу твою и души всех твоих родных по отцу и по матери, которые были похищены, утоплены в святом городе Новгороде, казнены царями и убиты в погромах. Да приобщится твоя душа и души твоих родных к сонму вечно живых Авраама, Ицхака и Якова, Сары, Ривки, Рахели и Леа и, к душам, всех других праведников и праведниц, пребывающим в Саду Эдена. И возгласим: Амэн!»*
-----------
 *Поминальная молитва. Молитвенник «Шомрей Эмуна». Книга не для продажи. с. 304

Установка надмогильного памятника прославленному поэту России прошла незамеченной в кругах литературных и общественных. Николаю Первому удалось предать забвению могилу Пушкина, но не Пушкина-поэта. После смерти царя в феврале 1855 года цензура уже не могла сдерживать широко проявляемый интерес к жизни и творчеству Пушкина. Издаются сочинения поэта, печатаются воспоминания людей из его окружения, появляется масса критических статей о творчестве и, наконец, «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина», написанные и изданные в 1855 году П. В. Анненковым. Россию охватила пушкинская ажитация. Памятник нерукотворный создал себе поэт, но ни одного памятника от людей, ни одного музея, и мало кто знал, где находится могила столь великого человека. Нужно было как-то выходить из положения, нужно было как-то облагородить царство Романовых и саму Россию.  Вот тогда-то баронесса Е. Н. Вревская (1809-1883), урождённая Вульф, Зина, Зизи -
дочь Осиповой, в 1869 году через журнал «Русский Вестник» опубликовала спасательную версию о том, что Пушкин захоронен рядом с могилой его матери, что он «сам привёз её тело (пр. авт.: тело матери) в Святогорский монастырь, где она и похоронена». Здесь всё соответствует истине, но не указывается кладбище, а их было под надзором монастыря несколько. Евпраксия Николаевна, так Зизи звали в то время, знала семейные секреты, но могила матери нигде не была обозначена, и никто не знал где она находится. Однако этого было достаточно для рождения властями мифа о родовом кладбище во дворе монастыря рядом с официальной могилой Пушкина. Одна могила матери – это не так уж много для родового кладбища, и тогда появляются ганнибальские плиты дедушки и бабушки. В 1837 году, во время захоронения поэта, Тургенев не обмолвился о плитах ни единым словом; в 1838 году посетивший могилу Плетнёв тоже не вспомнил о них. В 1841 году Наталья Николаевна, установив надмогильный памятник мужу, не упоминает могилу матери Пушкина и плиты родственников, не упоминаются они и в подробной летописи Святогорского монастыря, «извлечённой из дел оного». Не отображаются они (плиты) на известных рисунках могилы Пушкина землемера Иванова и художника Соколова.
В 1890 году майский номер журнала «Исторический вестник» в разделе «Из прошлого» под названием «Могила Пушкина в 1856 году» опубликовал якобы отрывки из письма профессора русской словесности М. П. Розберга Г. А. Тройницкому.** «Могила Пушкина, осенённая со всех сторон развесистыми деревьями, растущими в диком беспорядке, находится на самом краю обрыва горы, откуда открываются прелестные виды в неизмеримую даль на окрестные поля и леса; вблизи справа и слева врастают в землю подёрнутые мохом каменные плиты, с едва уже заметными надписями, а между ними местами явственнее черты, обозначающие фамилию «Ганнибал», родовую матери поэта». Итак, от имени свидетеля профессора М. П. Розберга, посетившего могилу Пушкина в 1856 и умершего в 1874 году, в 1890 году рядом с могилой Пушкина появились плиты его дедушки и бабушки, расположенные слева и справа от могилы внука.
В 1902 году расположение плит и могилы Пушкина изобразил смотритель Пушкинского заповедника Г. В. Розен. Рисунок опубликован в книге Иосифа Будылина «Деревенский Пушкин». Плита бабушки Пушкина находится на краю обрыва, дедушкина лежит валетом (наоборот) к бабушкиной и смещена на половину корпуса. С правой стороны от двух плит, ближе к стенам церкви стоит надмогильный памятник их прославленному внуку.
С рождением мифа о родовом кладбище на территории монастыря появляется десятирублёвый блеф о том, что Пушкин купил себе место на кладбище за 10 рублей и деньги эти внёс в кассу Святогорского монастыря. В летописи Святогорского монастыря в «книге прихода и расхода монастырских сумм» за 1836 год нет документа, подтверждающего эту версию. «Он похоронен здесь, - писал в 1899 г. игумен Иоанн, - по Высочайшему повелению, как видно из прилагаемого при сём в копии ордера». «Расхожую формулу о том, что Пушкин не раз выражал своё желание быть похороненным в Святогорском монастыре, где он сам выбрал для себя могилу, «ближе к милому пределу», документально обосновать нам пока не удаётся», - констатируют научные сотрудники музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».* Тем не менее, десятирублёвый блеф продолжает жить. В 2006 году издательство «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» публикует двухтомник «Пушкин» Ариадны Тырковой-Вильямс: «Пушкин очень много делал для семьи, считал себя обязанным их всех выручать, поддерживать. Своих стариков, бестолковых, вечно без гроша, разорённых и беспомощных владельцев нескольких больших имений и двух тысяч душ крестьян, ему было просто жаль…. Пушкин не притворялся ни перед другими, ни перед собой и вряд ли переживал кончину матери, как сердечную потерю…. Из всей семьи только один Александр поехал проводить мать до места последнего упокоения. Он похоронил её в Святогорском монастыре, на краю обрыва, откуда открываются любимые им просторы псковских холмов, лесов, озёр…. Похоронив мать, Пушкин сразу, не выезжая из монастыря, купил себе место на кладбище. Теперь, наконец, у него завёлся свой клочок земли, своё крепкое жилище, единственное, которое он сумел приобрести за всю свою трудовую жизнь».
-----------------------------
*Михайловская Пушкиниана. Выпуск 27. А. Д. Гадалин, М. П. Иванова. Министерство культуры Российской Федерации. Пушкинские Горы – Москва. 2003. с.86.
**Пушкинский заповедник. «Из прошлого» Библиотека. Инв. №15201 (7).

В 1899 году в Москве был издан альбом «Пушкинский уголок», составители известные люди писатель В. П. Острогорский и академик В. М. Максимов подробно описали место захоронения Пушкина в монастыре.* «Прежде над ней был только чёрный простой крест с лаконичной надписью «Пушкин», весь заросший травой и покосившийся. Теперешний памятник небольшой, простенький белый обелиск, выветрившийся и тоже покосившийся от времени, с кирпичным, порастающим травой, подножием, окружённый простой железной решёткой, с надписью Александр Сергеевич Пушкин. Род. 26 мая 1799 г., скончался 29 января 1837 г. Когда поставлен он неизвестно, но уже стоял в 1859 году. Ничья заботливая рука, как видно, не прикасается к памятнику. Обелиск порастает травой, грязен и испещрён надписями посетителей, которые даже отметили на памятнике свои имена. Впрочем, часть надписей на днях смыта по просьбе художника Максимова. Несколько дней назад посетили также могилу: академик Леонид Николаевич Майков и попечитель харьковского учебного округа Ив. Ив. Хрущёв с надписью: «От Леонида Майкова и Ивана Хрущёва». Рядом с могилой поэта, слева, ветхая плита с почти стёршеюся надписью могилой деда Пушкина, Осипа Абрамовича Ганнибала. Ни матери, ни отца могил не сохранилось. Рядом с Ганнибалом маленький новый каменный крестик с надписью: Нюня – умерла 8 июля 1889 г., а за «Нюней», у самого уже обрыва, древняя, совсем покосившаяся плита над бабушкой Пушкина, Марией Алексеевной».
В первый раз могила Пушкина была вскрыта Осиповой Прасковьей Александровной весной 1837 года. В 1841 году могила Пушкина была вскрыта вторично Натальей Николаевной Пушкиной.
В третий раз могилу вскрыли в 1902 году, есть даже фотографии. Гроб не открывали, он сохранился внешне хорошо, и даже парча была целой.
Псковский архитектор В. Л. Назимов, производивший в 1902 году ремонтные работы памятника, писал: «Если когда-нибудь Императорская Академия наук или лица, имеющие на то власть, пожелают осмотреть или перенести прах Пушкина на другое место, то, конечно, им не придётся дожидаться подобного счастливого случая, какой выпал на мою долю, так как раскрыть склеп можно во всякое время, и на это потребуется не более 15-20 минут». Всё было подготовлено для переноса памятника, всем было ясно, что могила не на месте, ждали только указания сверху, не дождались. Из публикации Назимова в газете «Новое время» за 14 ноября 1902 года известно, что гроб Пушкина не был вскрыт, на память взят кусочек парчового позумента с поверхности гроба.**
Никаких останков человеческих тел рядом с гробом Пушкина обнаружено не было. Бытующее в некоторых книгах утверждение о совместном захоронении родителей Пушкина и их сына не имеет оснований.
--------------------------------
*Альбом «Пушкинский Угол" 1799-1899. Составил В. П. Острогорский с иллюстрациями академика живописи В. М. Максимова. М. Кузнецкий мост. Библиотека. Инв. №14035
**С. Гейченко. Пушкиногорье. М. 1981. с.245

В четвёртый раз гроб вынули из могилы в 1953 году. Хранитель Пушкинского заповедника С. С. Гейченко подробно описал процесс строительных работ по укреплению памятника. В могиле оказались ещё несколько скелетов, «прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы» - далее следует многоточие.
«Нетленными оказались волосы», в 1953 году фраза эта казалась безобидной и не была зацензурена, потому и появилась. В начале 21 века волосы человека могут рассказать о многом.
11 февраля 1837 года в дом Пушкина пришёл поклониться праху поэта молодой Иван Сергеевич Тургенев – в будущем великий писатель. Растроганный Тургенев стал умолять слугу дать ему на память маленький локон волос с головы Пушкина. Он получил этот локон. Вернувшись домой, Тургенев вставил дорогую реликвию в медальон. Медальон этот сохранился до наших дней. При нём находится автограф Ивана Сергеевича: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30 января (11 февраля) 1837 года, на другой день после кончины, я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880 г.». После смерти Тургенева медальон находился у его близкого друга – знаменитой певицы Полины Виардо, по её завещанию он был передан в Пушкинский музей Александровского лицея. В 1917 году медальон поступил из лицея в Пушкинский дом Академии наук. Сейчас эта реликвия находится в фонде Всесоюзного музея Пушкина в Ленинграде и экспонируется в квартире музея Пушкина на Мойке 12.
Таким образом, есть все данные для исследования, кому принадлежат «нетленные волосы» из могилы. По образцам волос Наполеона узнали не только Наполеона, но и чем его травили. Трудно представить, чтобы Россия не провела скрупулёзных исследований о соответствии тела в могиле с именем Пушкина. Опубликование их привело бы к крушению мифов, громадной идеологической и материальной индустрии. Поэтому С. М. Гейченко закончил свой рассказ о вскрытии могилы многоточием. Однако он обратил внимание читателей, «что никаких следов ящика, в котором гроб был привезён 5 февраля 1837 года, не обнаружено».* Это уже довольно прозрачный намёк, что Пушкин мог быть перезахоронен в этом ящике.
----------------------------
* Семён Гейченко. Пушкиногорье. М. 1981. с. 247.

Если наука молчит, то остаётся верить достаточно ясной записи в дневнике Алексея Николаевича Вульфа, сына Осиповой, друга Пушкина и его семьи.
«1842 год. 21 марта, в Малинниках. Весь февраль прожил я в Тригорском в ожидании снега и только в конце оного дождался; это было на масляной неделе. Его было, однако, так же мало, что с трудом доехали мы с братом до Острова, где и провели неделю с сёстрами очень весело. Первым удовольствием для меня была неожиданная встреча с Львом Пушкиным. На пути с Кавказа в Петербург, разумеется, не на прямом, как он всегда странствует, заехал он к нам в Тригорское навестить нас да взглянуть на могилу своей матушки и брата, лежащих теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу после смерти, чем были в жизни».
В 1842 году надмогильный памятник А. С. Пушкину на территории Святогорского монастыря уже стоял. Однако А. Н. Вульф не упоминает его. Следовательно, было две могилы Пушкина: одна официальная с памятником, вторая тайная с надмогильным камнем на могиле матери и сына. Камень на могиле – еврейский обычай захоронения, камень стоял на могиле деда Алексея Николаевича Вульфа.
Из дневниковой записи Вульфа становится понятным, почему родственники А. С. Пушкина, я имею в виду отца, сестру, брата, детей поэта, не посещали и не следили за надмогильным памятником в Святогорском монастыре, хотя Михайловское и Тригорское навещали. Имение Тригорское находится в нескольких сотнях метров от кладбища в Ворониче, нужно перейти всего лишь овраг, потому и заехал туда Лев. Посещал могилу жены и сына Сергей Львович тоже из Тригорского. Показать могилу матери и брата могли только Вульфы-Осиповы. Николай Первый был жив, и если бы он узнал, что тело Пушкино перезахоронено, несдобровать бы людям, нарушившим его волю, его приказ. Тайна стала явной только в начале 20-го века с опубликованием дневников Вульфа А. Н.. К этому времени носители тайны перезахоронения Пушкина ушли в другой мир.
В настоящее время плиты дедушки и бабушки лежат параллельно «голова к голове», а не вольтом, в один ряд с надмогильным памятником их внуку с левой стороны, какая-либо религиозная символика на них отсутствует.
Рядом с надмогильным памятником А. С. Пушкину укреплена мраморная доска, на которой в 2005 году было записано: «Здесь на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных покоятся Иосиф Абрамович Ганнибал (1744-1808), Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818), Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836), Сергей Львович Пушкин (1770-1848). В Успенском соборе похоронен брат поэта младенец Платон (1817-1819)».
Здесь же на холме в 2005 году в книжной лавке при церкви можно было купить книгу прихожанина (пр. авт.: так мне сказали монахи-продавцы) Успенского сбора и ведущего научного сотрудника музея-заповедника А. С. Пушкина Иосифа Будылина. В книге на странице 353 Будылин пишет, «сведений о надгробиях (пр. авт.: надгробия родителей поэта) на их могилах не имеется», и «надгробных памятников в храме не имеется» (пр. авт.: могила младенца Платона). Выходит, что скат холма за Успенским собором Святогорского монастыря вовсе не кладбище, а родовая усыпальница мифов о великом российском поэте девятнадцатого века А. С. Пушкине. Где его могила настоящая, тот камень, под которым лежат мать и сын, никому сегодня не дано знать, так же как не дано знать, где могила российского поэта двадцатого века О. Э Мендельштама.


Рецензии