Мое паломничество

МОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО


Замучила ностальгия, и через многие десятилетия я решила вновь увидеть Дивеево. Там я окончила первый класс. Мне было восемь лет, когда наша семья решила поискать счастья в другом месте. А в прошлом была эвакуация из Смоленска на четвертый день нападения фашистской Германии на Советский Союз, долгий путь пешком до Горьковской области. Мой отец возглавлял процветающее подсобное предприятие какого-то завода, и наша семья была среди тех, кто гнал в глубь России стадо породистых коров.

Нас приютила деревня Глухово Дивеевского района, и здесь, как шутил мой старший брат, я и родилась назло надменному соседу, имея в виду Гитлера. И выжила, вопреки заключению акушерки, которая при моем появлении вынесла приговор: такие не живут. Те, кто помнит годы войны, знает, в чем была разница между продуктовой карточкой работающего и иждивенца, и мне сразу же стали искать няньку, чтобы мать могла вернуться на работу в школу.

Сегодня это семейное предание – моими няньками были монашки из разогнанного Дивеевского монастыря. Кто именно, уже не узнать. Известно только условие, которое они поставили моей матери: «С некрещеной водиться не будем». Ответ был: «Делайте, что хотите». На основании этого рассказа я и числю себя крещеной.

Мне было полтора года, когда мы переехали в Дивеево. Помню дом, в котором мы жили, под названием «фонарь», колокольню, собор, где со стен на нас, неугомонных детей, смотрели лики святых. Какую-то необыкновенную березу посредине ухоженного газона, на котором мы устраивали свои игрища.

Дивное Дивеево, как оно названо в интернете на странице Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря, в последние годы стало известно во всем православном мире. Организуются посещения паломников, и можно присоединиться к группе, которая отъезжает из Перми от часовни Стефана Великопермского.

Кажется, я близка к осуществлению своей мечты. К десяти утра возле часовни собираются паломники. Маршрут мне не ясен, знаю только, что непременно побываем в Дивеевском и еще в двух монастырях. В нашей группе большинство составляют пожилые женщины, есть молодая пара, юноша лет 20, трое маленьких детей, как выяснилось, самому младшему полтора года. Все мы втискиваемся в микроавтобус, причем заняты даже откидные места. Трудности нас не пугают. В конце концов в стародавние времена паломники ходили на богомолье пешком, так и представляется картина: бредут в лаптях, опираясь на посох, с котомками за плечами…

Свободно еще несколько мест на передних сидениях, и Татьяна, сопровождающая нас, поясняет: заедем за больным. Да, вскоре к нам присоединяется семья из четырех человек с больным молодым человеком. Его заводят в автобус, усаживают. Видимо, поездка по святым местам - последняя надежда на исцеление.


Дивеево


Утро мы встречаем в Дивеево возле монастырской ограды. Позади долгий путь, ночь в автобусе, но усталости не чувствуется. Оставляем вещи в приютившем нас доме, устремляемся на утреннюю службу. А мне так хочется увидеть памятные места! Невероятно! На территории монастыря два великолепных собора, но я помню только один. Узнаю колокольню и деревянный дом, в котором мы жили. Сейчас в нем расположилась паломническая служба. Над центральным крыльцом – застекленная выпуклая веранда, да, похожа на фонарь, но мы жили в боковом пристрое. Однако поиск памятных мест – это потом, сначала – служба.

Татьяна дает нам последние наставления. Богослужение проходит в Троицком соборе, там же находятся и святые мощи преподобного Серафима Саровского. В Покровском соборе, где еще идет реставрация, открыт центральный вход. Там можно получить немного освященного масла. А еще дают сухарики, которые освящают в чугунке, принадлежавшем преподобному Серафиму.

Собор полон. Сегодня выходной, Первое мая, и многие, как и мы, решили посетить святое место. В последние годы Дивеево часто принимает высокопоставленных гостей. В прошлом году отмечали 100-летие канонизации Серафима Саровского, и среди гостей был даже российский президент Владимир Путин, а в августе нынешнего 2004 года пройдут торжества в связи с 250-летием святого.

А служба идет своим чередом, торжественно и благолепно – вспоминается именно это старинное слово. Собор сияет: свежий ремонт, пред иконами – сотни свечей… Где-то вверху невидимый нам поет хор монахинь, голоса льются, заполняя все пространство собора. Прекрасное исполнение, чувствуется профессиональная подготовка. Слева от алтаря - мощи преподобного Серафима Саровского, но поклониться им можно будет только после службы. В левом приделе хранятся вещи, принадлежавшие святому при его жизни в Саровской мужской обители, неподалеку от Дивеева: нательный крест, рукавицы, обувь, нехитрый инструмент.

Служба закончилась, можно приложиться к мощам. После разорения монастыря святые мощи преподобного Серафима исчезли, и были вновь обретены в 1991 году, случайно найдены в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе, где в советское время был расположен музей атеизма и религии. Крестным ходом пронесли верующие мощи святого до Москвы, а затем в Дивеево.

А еще нас ждет экскурсовод. Дивеевский женский монастырь был основан в XVIII веке. По преданию, сама Богородица избрала это место в свой четвертый удел, а три первых – Грузия (Иверия), где она проповедовала христианство, Греция (монастырь на горе Афон), Киев (Киево-Печерская лавра). Матерь Божия дважды являлась основательнице монастыря матушке Александре, в прошлом богатой помещице, которая, овдовев, решила оставить мир. По повелению Богородицы она построила первые кельи и, умирая, наказала заботиться об обители отцу Серафиму, тогда еще молодому дьякону.

Жизнь и духовные подвиги преподобного Серафима проходили в мужском монастыре в Саровской пустыни, ныне это известный российский атомный центр – Арзамас-16. В истории русского монашества и православной церкви Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых, подвижник, проповедник мира и любви к ближнему, имел дар исцеления. Ему ведомо было будущее, в том числе разорение и новое прославление Дивеевской обители. Сейчас в обители постоянно проживают более 300 сестер. К слову сказать, настоятельница матушка Сергия родом из Перми.

Экскурсовод ведет нас к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где мы можем приложиться к святым мощам трех настоятельниц монастыря – Александры, Марфы и Елены. Здесь горит неугасимая лампада, и сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь. Затем экскурсовод подводит нас к березе. Та самая, которую я помню? Все может быть. На стволе березы – нарост, похожий на голову медведя. Это память о том, что в последние годы жизни к преподобному Серафиму, удалившемуся в пустынь, приходил медведь и святой заботился о нем, кормил его хлебом.

Служба закончилась, и Татьяна ждет нас у трапезной, где бесплатно кормят приезжих. Уже собралась большая очередь, говорят, в день здесь бывает до тысячи паломников. Трапеза немудреная, постная: жиденький суп со снытью - травой, которой в пустыне питался преподобный Серафим, пшенная каша с подсолнечным маслом, хлеб, напиток.

До следующей службы есть немного времени, и я отправляюсь искать квартиру, в которой мы жили, школу. Все очень близко, хотя, помнится, дорога до школы мне в семь лет казалась дальней. В квартире, видимо, никто не живет. Фундамент дома зияет трещиной, но громоздятся стройматериалы, так что есть надежда на лучшее будущее.

Среди воспоминаний детства – самодельные куклы, которые покупали мне родители. Возможно, чтобы прокормиться, их шили сестры упраздненного монастыря. Помню, что были куклы в длинных сарафанах, на месте лица натянут кусочек белой тряпицы, разрисованной карандашами.

В Дивеево есть путь, по которому непременно должны пройти все паломники: по канавке Пресвятой Богородицы. Канавка выложена дерном, а рядом с ней – вымощенная плиткой дорожка, по ней и ходят, повторяя молитву «Богородице, дево, радуйся…». Говорят, что по заповеди святого надо прочитать ее 150 раз. Хорошо, что знакомая монахиня, матушка Ариадна, посоветовала мне взять с собой подаренный ею молитвослов. По нему и читаю молитву, идя по канавке.

История святой канавки насчитывает 175 лет. Как говорил дивеевским сестрам отец Серафим, канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная, взяв в удел себе Дивеевскую обитель, отгородив ее этой канавкой. Отец Серафим первым начал копать канавку, завещав сестрам продолжить его работу. После закрытия монастыря новые власти постарались уничтожить память о святыне: вал, ограждавший канавку, срыли, ров засыпали, на одном участке положили в него канализационные трубы. Разрешение на восстановление канавки было получено только через шесть лет после открытия монастыря. В конце канавки можно набрать немного земли, сложенной в специальной загородке, чтобы верующие могли увезти с собой частичку.

Пройдя по канавке, накупив сувениров, получив масла и сухариков, перед вечерней службой ненадолго забегаю в приютивший нас дом, и узнаю, что нашего больного искупали в одном из святых водоемов, которых много в округе. А к источнику преподобного Серафима Саровского нас повезут завтра утром.

И вот мы на источнике. Набираем в бутылки святой воды, занимаем очередь в купальню. Можно раздеться и в домике на берегу. Еще при первых наставлениях по телефону Татьяна всем сообщила, что, по обычаю, женщинам купаться в этом источнике следует в ночной сорочке. Говорят, купальни не пустуют даже в 30-градусный мороз, благо, что вода никогда не замерзает, а уж в мае окунуться в святой источник нужно непременно – перекрестившись, три раза с головой.

Из литературы помню, что именно в этом источнике купалась и просила о даровании наследника последняя российская императрица Александра Федоровна. Наследник Николая II Алексей родился, но жизнь его была короткой и трагичной. Ныне все члены расстрелянной в Екатеринбурге царской семьи православной церковью признаны святыми великомучениками.

Возле источника – часовня преподобного Серафима Саровского, и мы видим, как нашего больного после купания ведут к священнику для благословения.

Прощайте, Дивеевские святыни. Мы едем дальше.


Санаксары


Татьяна включает магнитофонную запись о том монастыре, куда мы держим путь. Это в Мордовии, возле города Темникова. Санксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь был основан в царствование отца Петра I Алексея Михайловича Тишайшего, то есть в XVII веке.

В Санаксаре начинал монашескую жизнь иеромонах Исаакий, впоследствии основатель и первоначальник Саровской пустыни. Монастырь был известен своими подвижниками, один из самых известных – старец Феодор из дворянского рода Ушаковых. Родной племянник старца Федора – непобедимый адмирал Федор Федорович Ушаков последние годы жизни провел в деревне Алексеевке вблизи монастыря и был его благотворителем. Монастырь был закрыт в 1929 году, возрожден в 1991.

Издалека видим монастырские постройки, словно сказочный пряничный городок. Видимо, сохранил монастырь свой первоначальный облик, какой-то он очень старомосковский. Красно-белые постройки с яркими зелеными крышами, церковные маковки с желтыми и зелеными луковками радуют глаз. Мы поспели к вечерней службе. Мужской хор торжественно, мощно провозглашает: «Преподобный отче наш, Федор, моли бога о нас».

В храме – три раки с мощами, в том числе праведного воина Феодора Непобедимого. Того самого, адмирала? Спросить бы, да только Татьяна нам наказала: ходить, опустив глаза, не разговаривать, монахов ни о чем не спрашивать. И только дома нахожу информацию в интернете: «В годы Великой Отечественной войны воинская слава Федора Федоровича Ушакова была вспомянута. Был учрежден орден адмирала Ушакова, который стал высшей наградой для воинов-моряков. Тогда же возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории монастыря и вскрытие могилы адмирала у стены соборного храма. Честные останки Федора Федоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии. Адмирал Ушаков был канонизирован и теперь почитается как покровитель мордовской земли и военных моряков».

Возле монастыря есть святой источник, мы находим его в лесу, но, к сожалению, купальня в запустении. А ведь, как выяснилось, большинство паломников из нашей группы ехали не только помолиться, но и искупаться во многих святых источниках, чем больше, тем лучше.

Нас приглашают на ужин. В трапезной – на стенах и потолке яркие фрески: сцены из жизни Иисуса Христа, в том числе тайная вечеря, лики святых. На столах сливочное масло, сыр, маринованные огурчики, сладкие булочки, варенье. Все с монастырского подворья. Видимо, большое тут хозяйство. Татьяна поясняет, что в монастыре всегда много послушников, которые помогают монахам, даже проводят здесь свой отпуск.

А нас после трапезы просят помочь убрать со столов, помыть пол в трапезной. Конечно, с радостью! А еще просят почистить картошку. Поможем! Втроем идем на кухню, но нас опередили. Картошку уже чистят, а другой работы пока нет. Пойдем спать? Не тут-то было. Молодой энергичный монах, видимо, главный по кухне, заявляет, что нас сюда привели наши грехи и он нам найдет работу. Слова, которые он говорит о наших женских грехах, обидны, но, надо признать, во многом справедливы. Он ведет нас в картофелехранилище, чтобы мы перебирали клубни. По-моему, тут только в одном ларе картошка подгнила, и нас он подводит именно к нему. Наставляет:

- Самый большой женский грех – празднословие. Работайте молча, чтобы я ни слова не слышал!

Работаем, засучив рукава в прямом смысле этого слова. Монах приходит, смотрит на нашу работу и отправляет нас спать. Работы в кухне закончены, а вставать ему рано.

Пробираемся в комнату, где ночует наша группа. На полу – матрасы, подушки. Нам тоже надо встать пораньше. Утренняя служба начинается в шесть часов утра, и мы успеваем к началу. После службы – снова в путь, но кормить нас в Санаксарском монастыре больше не будут. Первая трапеза здесь – в 12 часов дня, вторая – вечером. Однако голодными не останемся. Возле монастыря в киосках продается монастырская выпечка. Аромат ванили исходит от прямоугольных батонов, так и хочется попробовать пряники и сухари в ярких коробках. Можно выпить чай или кофе. И снова в путь.


Пайгарма


Впереди у нас еще один женский монастырь – Параскево-Вознесенский, тоже в Мордовии, недалеко от станции Рузаевка. Стоит на горе, словно на куполе. Под горой – источник. Территория монастыря – ухоженная, в цветах. Стройматериалы сложены по-хозяйски. Нам очень рады, и накормят нас даже в неурочное время.

И здесь в трапезной стены расписаны фресками на духовные темы. Столы накрыты, и после молитвы приступаем к обеду. Одна из монахинь читает евангелие. После трапезы устремляемся к источнику. Видимо, вода в нем насыщена солями железа, так как ложе ручья, по которому течет вода, покрыто ржавой пленкой.

По преданию, одному больному солдату во сне явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии и с крестом в руках и повелела идти на родину в деревню Пайгарму, найти источник, а в нем образ. Солдат нашел икону великомученицы Параскевы Пятницы, построил над этим источником сруб, рядом - часовню, в которую поместил найденную икону, и стал, к удивлению врачей, совсем здоров.

Женская монастырская община была здесь открыта в 1865 году. Была она большой и благоустроенной, но в 1918 году превратилась в штаб Первой революционной армии. Затем хозяева менялись, приведя все в полное разорение. В 1994 году монастырь был передан русской православной церкви, однако одно здание все еще занимает клуб какой-то воинской части.

На территории монастыря два собора. В летнем проходят службы, а зимний восстанавливается. После вечерней службы мы проходим туда с местным священником на экскурсию. До недавнего времени тут был военный аптечный склад. Понятно, что в стены вбивали металлические костыли, устраивали настилы для хранения лекарств, но что заставляло стрелять в глаза святым на фресках, выжигать лики паяльной лампой?

Видимо, у монастыря много благотворителей. Готов деревянный резной остов для иконостаса, два года вырезали его мордовские мастера. Строятся леса для обновления росписей на потолке и стенах. Работы много, но священник уверен: все будет завершено к 10 ноября, к дню прославления святой Параскевы Пятницы.

В монастыре только 12 сестер, есть и послушницы. Все тут как-то спокойно, по-домашнему, уютно и приветливо. Утренняя служба в 8 часов, и наши паломники успели снова искупаться в источнике. В 10 часов – трапеза. Сытые и довольные мы занимаем скамейки возле цветника, но тут приходит одна из сестер и приглашает нас помыть пол в соборе. Нас не надо дважды звать. Разбираем ведра и швабры, ведь сказано, что послушание паче поста и молитвы. А кое-то из наших паломниц выясняет, нельзя ли приехать тут пожить в качестве послушниц. Можно, если выполнять все требования монастырской жизни.

А как себя чувствует наш больной? Во всех храмах его причащали, купали во всех святых водоемах, и уже есть видимые изменения к лучшему. Он стоит сам, без поддержки отца, и хотя руки по-прежнему висят как плети, я вижу, как во время церковной службы здесь, в Пайгарме, его левая рука сгибается в локте и дотрагивается до лица. Летом вся его семья собирается вернуться сюда, жить несколько месяцев и купать больного в источнике.

Пора собираться в обратный путь. Паломники накупили икон, книг и открыток, запаслись водой из разных святых источников. У каждого есть что вспомнить. А для меня один из самых драгоценных сувениров – магнитофонная запись ангельского пения дивеевских сестер.

2004 г.


Рецензии