Котята

- Петя, Петя, поди-ка суда –
мальчика звала дородная, уверенная в себе женщина средних лет в темно-синем, в мелкий цветочек ситцевом платье. Звали ее Елена Дмитриевна. Она преподавала в начальных классах местной школы и жила рядом с петиным домом, снимая квартиру у соседей. У них давно установились дружеские отношения, периодически подкрепляемые пенками от смородинового варенья, которое Елена Дмитриевна довольно часто варила на керосинке, во дворе своего дома. Сейчас она стояла рядом с колодцем, приложив ладонь правой руки козырьком поверх глаз, в опущенной левой руке она держала холщевый мешочек, в котором обычно хранят разную крупу.

Петя – мальчик лет десяти, гостивший у своей тети - сидел на лавочке около дома и старательно выстругивал какую то палочку. Отложив свои дела, он подошел, поздоровался.
- Петя, у меня к тебе просьба. Она протянула ему мешок.
- Возьми, пожалуйста, здесь котята, их только что родила моя кошка и закопай их. У вас там, в канаве есть зола, так ты их туда и закопай. Только лопату не забудь, а мешочек вернешь.

Петя машинально взял мешок, на его дне что то тихо шевелилось.
Для деревни такие дела были в порядке вещей, но для городского мальчика это было большой и очень неприятной задачей. Он хотел было отказаться, но Елена Дмитривна уже ушла и он с нарастающим страхом стал осознавать, ЧТО ему сейчас придется сделать. Он заглянул в мешок – на самом дне, медленно перебирая лапками, копошились три котенка. Они беззвучно раскрывали розовые рты с маленькими язычками, глаза их были закрыты, а маленькие ушки плотно прижаты к головкам.

Петя вспомнил, как он ласкал и гладил почти таких же котят, когда он вместе с сестрой после приезда из Москвы, с порога бежали к лукошку с котятами,  которое предусмотрительной хозяйкой дома, их тетей были подняты на кровать. Эти первые минуты пребывания в деревне, в новой радостной обстановке были всегда связаны с этими удивительно милыми существами. И вот сейчас, перед ним были почти такие же. Несмотря на жаркий летний день, неприятный холодок пробежал по его спине. В голове вихрем закрутились разные мысли: и жалость к котятам, и спасительное – они такие маленькие, что, наверно, ничего не понимают и не чувствуют, а потом: меня просила это сделать Елена Дмитриевна – школьная учительница – значит это уж не такое плохое дело.

Между тем, мальчик не заметил, как в его руках очутилась лопата с острым блестящим лезвием, а сам он уже почти подошел к куче золы, оставшейся от сгоревшего торфа и соломы, годами приносимый туда из русской печи. В мягкой, сыпучей золе ямка была вырыта быстро, вытряхнув в нее котят и, не глядя, сбросив на них горку золы, которая образовалась от выкапаной ямы, он, подхватив лопату, быстро пошел назад к дому. По дороге его трясло. В голове рисовалась картина: в белой, мучнистой как пудра золе задыхаются слепые котята. Он остановился, резко развернулся и бегом бросился назад. Мальчик быстро разбросал только что насыпанный холмик. Белые от золы котята были все еще живы и по-прежнему открывали беззвучные рты.

- Надо прекратить их мученья.
Толчком горячей крови пронеслось у него в голове, и он импульсивно, не глядя, опустил лезвие лопаты на тонкие шеи лежащих рядком котят. В горячке, трясущимися руками мальчик опять все забросал золой. Как дошел до дома, где потерял лопату и мешочек он уже не помнил.


Рецензии