По настоящему и по иному миру

По настоящему и по иному миру (в Кэушэнь)
Городскому человеку иногда можно предложить интересное путешествие мысленно, а потом по настоящему в Кэушэнь, небольшому городу который как село упоминается в архивах с 6 июня 1455 года как некий Кэуш…
До сих пор в ныне небольшом городе, районном центре Молдовы, сохранилось еще много обычаев из сельского быта. Например, существует вера, дошедшая с давних времен, что смерть можно встречать, не боясь ее, передав из поколения в поколение множество ритуалов, обычаев, легенд. Лучше всего это видно на кладбищах, в сельской местности, куда в один и тот же день стекаются реки живых, которые приходят встречаться с душами умерших, как будто линя жизни не оборвалась. Поэтому многих впечатляют пасхальные ночи из недели перед Воскресением Христа, да и сам ритуал, который соблюдается во время одного из самых важных христианских праздников.
В некоторых селах до сих пор верят, что в назначенное время души усопших входят в церковь…
Сцены из этих суеверий, а также из других религиозных сюжетов переданы на фресках уникального архитектурного и культового памятника средневековой – церкви Успения из Кэушень (15-18 века.). Росписи на стенах (работы иностранных и местных мастеров) являются шедевром древней живописи.
Данный населенный пункт находится недалеко от р. Ботна, в 3-х километров от железнодорожной станции и 83 километрах от Кишинэу, как раз по середине винного маршрута к село Пуркарь и имеет глубокие исторические корни в глубь веков. Здесь найдены следы древнейшей цивилизации еще с каменного периода, археологами обнаружены предметы быта людей из самых древнейших времен. А неписаные легенды, свидетельствуют о том, что в зарослях близ Кэушень однажды охотился даже Александр Добрый, господарь Молдовы при котором на территории княжества не велись военные действия а экономика процветала в течение почти, что непрерывно 30 лет.
Еуджен Бызгу, рожденный в Кэушень, он же специалист Национального этнографического музея истории и природы рассказал, что эта церковь находится в центре населенного пункта, у развилки главных дорог и что половина находится ниже уровня тротуара, имея внутри росписи греческого происхождения имеющая неоценимую ценность на всем юго-западе Европейского континента. Но здание расположено в такой природной среде, которая вредно высказывается на ее произведения искусства. Это особенно дало о себя знать после осушения болот в 1966-1969 годах, когда на их местах возводились высотные дома. Это привело к изменениям уровня подземных вод и проникновении воды к стенам расписанные мастерами иконописи и фресок внутри кафедральных соборов. К тому же были проблемы с крышей, которую не отремонтировали почти 200 лет подряд. Но сделаны восстановительные работы, крыша была полностью отремонтирована, после чего доступ туристов в церковь стал беспрепятственным.
Так что остается только прийти и посмотреть уникальный памятник, который может мысленно унести в ином мире. Но остаемся в современном мире и просматриваем росписи. Замечаем что, глаза святых как будто выцарапаны. Фактически так и было. Об этом существуют много версий одна из которых, это что турки или татары своими саблями пытались вытащить глаза с лиц святых расписанных на стенах церкви. Небольшая по размерам, и наполовину в землю, наполовину над землей эта церковь является визитной карточкой Кэушень, имея поразительную историю, которая еще не раскрыта до конца, хотя о ней исследователи разных времен написали не только одну книгу. Мы перелистали монографию Константина Чобану «Церковь Успения из Кэушень», Кишинэу, 1997 год и выяснили что много еще предстоит узнать и рассказать другим, особо иностранным туристам. Это об истории ее возведения и о мастерах, которые поражали историка Николая Иорга и продолжают поражать наше воображение и по сей день.
Памятник истории из Кэушень мог бы быть включен в список наиболее выдающихся памятников истории и искусства ЮНЕСКО. Он привлек внимание поэту А.С. Пушкину еще в 1821 году, когда он путешествовал из Кишинева в Аккерман. Потом о нем и о городе писал поэт А. Матеевич (1888-1917), автор стихотворения Лимба ноастрэ, Наш язык, ставшей в конце 20 столетия гимном Республики Молдова.
Перелистав его творчество, могу себе позволить не быть с ним в согласие во всем, ибо у нас еще найдутся слова, как для гостей, так и для местных жителей, туристов сотворенных из глины любви. И еще, владеющих магией любви, которую можно использовать, чтобы привести как можно больше гостей. Им, разумеется, покажем все что имеем, начав от традиций, и фресок в этой небольшой, но, казалось бы, волшебной церквушки, потому что наши места достойные посещения не кончаются винными подвалами в Крикова, Милештий Мичь, или Пуркарь…
Ибо чудесных мест есть и в Кэушень, на половину винного маршрута Кишинэу-Пуркарь!


Рецензии