О неофитстве и доверчивости
И кроме него - ничего.
Обращаюсь к нему, как к началу земного
Всего и иного всего.
Возвращаюсь, качаясь, как судно к причалу,
К высокому Слову Творца.
И чем более я подвигаюсь к Началу,
Тем далее мне до конца.
Михаил Щербаков
Религиозная литература у меня дома занимает пять полок книжного шкафа. Раньше было семь. Меньшую часть я отдала в церковь при тюрьме. Большую - зверское дело - религиозный фанатик - сожгла в печке. Вот об этих сожженных книгах, а точнее, брошюрах, мне и хотелось бы немного поговорить.
На днях мы беседовали с Игорем Мараниным на тему доверчивости современного человека. В блогах это свойство очень сильно проявляется и заметно невооруженным глазом. Возможно, в предыдущие времена было точно так же, но лучше говорить, исходя из того, что мы знаем на собственном опыте.
Итак, человек очень доверчив. Любую информацию он воспринимает по степени доверия тому или иному источнику, с которым сталкивается. Информация преломляется через личный опыт, и оттого может вызывать согласие с ней или отторжение. Информация опирается на авторитетность того, кто ею оперирует. А также подчас на собственные низменные чувства, которые желают видеть любой авторитет свергнутым. А также на уровень образования того, кто информацию получает. Впрочем, образовательные источники обладают подчас не большей достоверностью и, в свою очередь, тоже опираются на авторитеты. Так формируются убеждения.
Когда это касается религиозных вопросов, человек влезает в область духовную, неосязаемую, и оттого его доверие к источнику информации оказывается на зыбкой почве. Бог не врет. Святые не врут. Правда, святые иногда ошибаются, по той или иной причине. А иногда их слова оказываются неправильно понятыми и своевольно трактованными. А все остальные? Тоже неоднозначно. Кто-то выверяет каждое сказанное слово с оригиналами и первоисточниками. Кто-то несет отсебятину. Кто-то под свои убеждения подтасовывает факты (это, впрочем, и в науке частенько случается). Кто-то просто занимается мифологизацией.
Таким образом, поскольку современный человек не имеет вообще никаких адекватных представлений о религии, он оперирует только теми данными, которые вбили в голову родители, школа, институт, знакомые, пресса, СМИ, интернет. И воспринимает их доверчиво, через преломление собственного уровня критичности. Но не имея при этом никакой базы. Иллюзия знания предмета разговора создается потому, что в религиозных вопросах мы говорим не о точных величинах, а о чем-то, что, как подразумевается, можно трактовать, как душе угодно.
Мы тут полтора года назад открыли сообщество Азбука неофита. Название, конечно, странное. Потому что неофит, хоть и нуждается в азбуке, но она ему абсолютно не кажется необходимой. Потому что он уже все знает. Поэтому неофит может запросто заявить, что Лука Войно-Ясенецкий несет ересь, а на осторожное замечание, что он вообще-то святой, и не просто святой, а святитель, неофит храбро скажет, что это ерунда, Лука Войно-Ясенецкий - святой местного значения (вероятно, это означает какую-то неполноценность в его глазах). Неофит может смело заместо Господа Бога решить, кто пойдет в рай, кто в ад. И вообще он всё знает. Это относится не только к религиозным людям, а вообще ко всем областям жизни. Этот идиотизм - в самом деле, не совсем идиотизм, это просто недостаток опыта, подкрепленный доверчивостью, явление обычно временное, и проходит с возрастом, когда у человека появляется собственный духовный опыт. Или не проходит. И тогда он становится фанатиком.
Поэтому очень важно, чтобы в церкви продавались те, и только те книги, которые приведут человека к Богу, а не замусорят ему голову ложными предсказаниями, мифами, суевериями, обрядоверием и уж, что совсем нехорошо, еретическими представлениями. А такой литературы хватает. Священники не успевают прочитать все, что им несут на благословение, а после этого другие священники просят паству не читать подобных книг, а чаще брошюр, а еще чаще брошюр без автора. Лучше б, конечно, побольше святоотеческой литературы издавали. Или образовательной. Вон, по Ветхому Завету днем с огнем не найдешь.
Лет 15 назад, когда у меня еще не было IBM, а только совместимый с ним Ассистент, которому вместо монитора еще служил телевизор, я готовила компьютерный набор для Александро-Невской Лавры. Приходила дама в черной кожанке, похожая на комиссаршу, приносила неплохие книги, изданные до того в самиздате, а я их перепечатывала, редактировала и сбрасывала на дискеты - тогда еще большие такие были, может, кто помнит. Платили они неплохо, очень даже неплохо, давали аванс в валюте. И вот с этим авансом мы однажды прокололись. То есть мы его съели перед тем, как получили работу. А следом мне притащили одну из таких брошюр, которые я, собственно, теперь и сжигаю в печке - анонимную, но под благословением митрополита. Я проглядела ее, она мне шибко не понравилась. Ультра-правый бред, это еще ладно, но там грязью поливали одного из известных питерских священников. Я сказала, что эту работу делать не хочу, просила другую. В ответ "комиссарша" долго гипнотическим голосом меня накачивала на предмет того, что это надо, что я не понимаю всей важности, что вот митрополит благословил... ну, вся вот такая фня, которую даже в молодости понимаешь, чего это стоит. Долго мы тянули, искали деньги, чтобы вернуть, но сложно с этим у нас очень было. И мне пришлось напечатать эту брошюру. Сейчас бы выкрутилась, опыта бы хватило, а тогда была достаточно нерешительна, абсолютно безграмотна, что, впрочем, не оправдывает нисколько, потому что оказалась в той же стае. Больше мне заказов эти ребята не давали. Через пару лет в родном храме увидела еще одну брошюру, выполненную теми же товарищами и посвященную памяти того самого иерея. Писали о том, как человека затравили...
Самые лучшие люди часто оказываются в церкви. Но и самые худшие почему-то тоже. Недавно прочитала об этом у одного человека и поразилась тому, насколько верно. Как четко определяет духовная сфера, кто есть кто, когда однозначно ты должен совершать выбор. Именно в этой области любит развлекаться дьявол, обольщая людей.
Трудно, очень трудно быть просто нормальным христианином. До святости - не дотянуться, потому что силенок маловато быть даже просто прилежным христианином, исполнять заповеди, молиться. А хочется дотянуться. И начинается искусственное вытягивание себя за волосы, ханжеские прикиды под благодатных... Это не со зла, это как болезнь, омрачение. У нас это называется "прелесть". Но есть и другая крайность, в которую не хочется впасть - становясь правдолюбцем, очень легко забыть, зачем ты пришел в храм. Это тоже бывает далеко не только в духовной сфере. Когда я работала в детдоме, там было две враждующие группы преподавателей - потакающие проворовавшейся администрации, которая бессовестно грабила и без того нищих детей, и оппозиция. Оппозиция яростно боролась со своими противниками, отстаивая права детей. Все бы хорошо. Но в этой борьбе самими детьми никто практически не занимался.
Был ли когда-то во мне фанатизм? Куда денешься - был. Вероятно, и сейчас остался. Неагрессивный, с поползновениями к обдумыванию того, что говорят. Но и с очень большой степенью доверчивости иногда тем людям, которым верить не стоило. И если бы были знания, вероятно, я это поняла бы много раньше. Очень повезло с людьми, встретившимися на пути. Очень повезло с тем, что Бог мордой об асфальт провез, и все-таки вытащил на эту тропку. И все же - сколько времени потрачено зря. Мне в той или иной степени стыдно за всевозможные сделанные в жизни ошибки. Не скажу, что больше всего, но в значительной степени оттого, что слишком поздно занялась собственным религиозным образованием, мне очень стыдно.
Очень хотелось бы, чтобы те, кто приходят в Церковь, читали бы Библию и святоотеческую литературу. И проходили бы мимо странных брошюр без автора. А еще лучше - чтобы их перестали продавать. А еще лучше - писать. Но это уже совсем из области фантастики...
Свидетельство о публикации №208021100228