Секреты Шахразады - толкование сказок 1001 ночь

АФОРИЗМЫ.РУ - Литературный сайт Геннадия Волового (www.aphorisms.ru)
На нем собраны лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, анекдоты. Впервые на едином портале собраны только самые талантливые произведения рунета.

СЕКРЕТЫ ШАХРАЗАДЫ - ТОЛКОВАНИЕ СКАЗОК 1001 НОЧЬ

«Без малого два с половиной столетия прошло с тех пор, как Европа впервые познакомилась с арабскими сказками "Тысячи и одной ночи" в вольном и далеко не полном французском переводе Галлана, но и теперь они пользуются неизменной любовью читателей». – Так начинается предисловие написанное М. Салье. Однако до сих пор смысл сказок никто не давал. Как будто сказки столь очевидны по смыслу и содержанию, что достаточны для понимания читателем, между тем это не так.

Я предлагаю свою интерпретацию сказок и приглашаю читателя к увлекательному и познавательному чтению. Сказка начинается с восхваления Аллаха и пророка Мухаммеда. Как и принято на востоке, когда судьба мира и каждого отдельного человека находится во власти высших сил. И сразу же сказитель проясняет смысл сказок, которые и являются ключом к данному исследованию. Который надо извлечь внимательному и пытливому читателю.

«А после того поистине, сказания о первых поколениях стали назиданием для последующих, чтобы видел человек, какие события произошли с другими, и поучался, и что бы, вникая в предания о минувших народах и о том, что случилось с ними, воздерживался он от греха Хвала же тому, кто сделал сказания о древних уроком для народов последующих».
Справедливое высказывание, однако, кто последует ему? Кто будет поучаться на «сказаниях», чтобы поучаться на событиях, которые произошли с другими?

Человек в нашем мире глуп. Он потерял свою проницательность и способность учиться. Он защищен армией, полицией, врачами, адвокатами и он разучился усваивать мудрость прошлых веков. Такая позиция приводит к в конечном итоге, к поражению человека к в его индустриальном мире, и человек живет некачественно, мало, пожиная ошибки, которые совершает. Мы отринем тех глупых людей, которые пренебрегают поучениями древних и снимают свои суждения с собственной макушки. Мы обратимся к наставлениям мудрецов и попытаемся извлечь практический урок для нашего благополучия в современном мире.

 РАССКАЗ О ЦАРЕ ШАХРИЯРЕ И ЕГО БРАТЕ

 В минувшие века на островах Индии и Китая жил царь. У него было два сына. Один из них Шахрияр воцарился в своей стране и справедливо управлял подданными. Жители царства любили его. Другой царствовал в Самарканде персидском. Каждый в своем царстве был справедливым судьей своих подданных. В течение двадцати лет они жили в довольствии и счастье.

Обратим внимание цари которые не отличаются особой гуманностью были добры милосердны справедливы. И что же произошло далее с ними? Однажды старший царь пожелал видеть своего младшего брата. Он собрался в дорогу, но едва он выбрался из города, как вспомнил об одной вещи, которую забыл во дворце. Он вернулся домой. Вернувшись во дворец, он увидел, что жена его лежит в постели, обнявшись с черным рабом…

Представьте, что вы собрались в командировку, но забыли любимую бритву. Вы мчитесь с вокзала домой, и застаете жену с любовником? Какая будет ваша реакция? А ведь это был царь глава государства! Оскорбление было нанесено не только ему, но и всей стране.
 
А теперь подумаем, неужели жене царя недоставало чего-либо? Почему она легла подстилкой под черного раба? Женщины всегда недовольны мужьями из-за недостатка денег, но вот эта женщина получила все. Какая благодарность? Что же не хватало этой женщине в муже, который любил ее, обладал богатством властью добродетелями? Почему она изменила с самым ничтожным человеком, чья жизнь ничего не стоила? Вот мы и начинаем понимать, что в женщине есть нечто такое, что никогда не насытит ее ненасытную утробу. Природа женщины такова, что она изменит даже идеальному мужчине.
 
Что же предпринял царь, испытав унижение и предательство от любимой жены?
«Если это случилось когда я еще не оставил города то каково же будет поведение этой проклятой когда я надолго отлучусь к брату?».

Он вытащил меч и убил их обоих в постели. Затем он отправился к брату.
Быстрое и правильное решение для царя разумеется. Можем ли мы сделать для себя правильный вывод из поступка царя? Да. В подобных ситуациях конечно не надо убивать свою неверную жену. Но с ней надо решительно расстаться. В большинстве случаев необходимо найти в себе мужество и силу разорвать отношения с женой.
 
Хорошо. Допустим, что эта женщина действительно оказалась недостойной, однако это не говорит о том что все женщины являются таковыми. Жена царя изначально была плохая и по ней нельзя судить о природе женщин. Неизвестный сказитель предугадывает подобный ход рассуждений и продолжает сказку.
 
Брат Шахземан встретил царя Шахрияр с почестями. Однако вскоре увидел что Checkriar Шахрияр грустит и лицом желт. Он спросил что случилось. Однако царь не ответил правду. Он сказал, что у него язва. Гостеприимный хозяин захотел развеселить брата и предложил ему поохотится, но Шахрияр отказался. Тогда Шахземан поехал на охоту один.

Вскоре Шахрияр увидел, как в сад вышла жена царя в окружении рабов мужчин и женщин. Она была редкостной красоты. Они подошли к фонтану. Царица воскликнула: «Масуд» и черный раб подошел к ней и обнял ее, и она его стала также обнимать. Он лег с нею, и другие рабы сделали тоже самое. И они целовались и обнимались целый день. «Моя беда легче, чем это бедствие» сказал Шахрияр и его грусть исчезла. Вскоре вернулся Шахземан и нашел брата в хорошем расположении духа. Он стал его расспрашивать о причинах, приведших к этому.
Шахрияр рассказал, что жена царя изменила ему. И изменила сразу с несколькими рабами мужчинами и женщинами.
 
И снова женщина изменила доброму справедливому почитаемому мужу. Один раз бывает случайно, но два раза это уже закономерность. Сказитель утверждает, что такова природа женщин. Он хочет донести до слушателя мысль, что даже самый лучший мужчина не может удовлетворить женщину.
 
Однако рассказчик прекрасно знает и природу мужчины, который не в силах перенести подобное происшествие и отказывается верить. Не так ли мы не верим очевидным фактам цепляясь за последнюю надежду когда нас достигает весть и о предательстве женщины, которую мы безумно любим?
 
Рассказ продолжается. Шахземан не поверил брату. Он захотел увидеть предательство собственными глазами. Он сделал вид, что отправляется на охоту, а сам остался во дворце. Картина повторилась. Когда он увидел, как жена изменяет сразу с несколькими мужчинами и женщинами он воскликнул: «Встань уйдем тотчас же не нужно нам царской власти пока мы не увидим с кем случилось то же что с нами! А иначе смерть для нас лучше, чем жизнь!»
       
Какие выводы можно извлечь из сказки?
Во-первых, жене нельзя доверять. Вы должны исключать ситуации, которые могут провоцировать женщину на измену. В сказке это охота или длительный отъезд. В жизни это командировка, поездка к родителям, задержка у друзей. Оставляя жену дома вы не можете полагаться на то что найдете ее такой же как и оставили до отъезда.
 Но сам по себе факт отсутствие мужчины еще недостаточен для измены. Другим фактом является уверенность жены, что муж ее любит и доверяет. Чем больше уверенности, тем больше убежденности женщины в ее безнаказанности. Если любит то простит измену! И третьим фактором являются взгляды женщины. Она разрешает себе иметь любовника. Для нее не существует нравственных границ.
 
РАССКАЗ О БЫКЕ С ОСЛОМ
 
Некому купцу Аллахом была дана способность понимать язык животных. И однажды он подслушал, как хитрый осел учил быка отлынивать от работы, притворись больным и «тогда отдохнешь от трудов и тягот». Хитрость осла по-видимому рассердила купца и он решил его проучить. Он не стал разоблачать быка, вывел трудится в поле осла. «И на следующий день земледелец пришел и взял осла и пахал на нем до вечера, и осел вернулся с ободранной шеей, мертвый от усталости». Непростая стала задача перед ослом, он понял, что пока он не придумает как заставить быка снова стать «здоровым», он будет исполнять его обязанности. И здесь, разумеется, осел проявляет чудеса находчивости. «наш хозяин говорил: "Если бык не встанет с места, отдайте его мяснику, пусть он его зарежет и порежет его кожу на куски"… Бык сразу выздоровел. Казалось бы хорошее поучение, самое время закончить сказку, но нет, сказочник нанизывает новую историю на продолжение старой.
 
При виде выздоровешего быка, купец смеется и падает навзничь. "Чему ты смеешься?" - спросила его жена, и он отвечал: "Я видел и слышал тайну, но не могу ее открыть - я тогда умру". Жена требует, чтобы купец немедленно рассказал тайну. «и до тех пор приставала и надоедала ему, рока он не покорился ей и не расстроился; и тогда он созвал своих детей и послал за судьей и свидетелями, желая составить завещание и потом открыть жене тайну и умереть, ибо он любил свою жену великой любовью…»

И вот здесь мы наблюдаем как разнятся характеры людей. Купец, который любит свою жену, ради ее каприза готов отдать жизнь, а жена, ради своего любопытства, готова пожертвовать жизнью мужа. Разные позиции. На любовь мужа, жена отвечает черной неблагодарностью. Впрочем, жене уже не так важна жизнь мужа, ибо завещание все равно составлено в пользу ее и детей.
 
На помощь купцу приходит его петух, который в разговоре с собакой дает наставление, которое выручает купца из беды.
"Клянусь Аллахом, мало ума у нашего господина! У меня вот пятьдесят жен - то с одной помирюсь, то к другой подлажусь; а у хозяина одна жена, и он не знает, как с ней обращаться. Взять бы ему тутовых прутьев, пойти в чулан и бить жену, пока она не умрет или не закается впредь ни о чем его не спрашивать"».
В чулане купец бил жену тутовыми прутьями до тех пор, пока «она едва не
лишилась чувств и закричала: "Я раскаиваюсь!"
 
ВЫВОДЫ:

1. Болтливость приводит к тому к раскаянию.
2. Хороший совет может обернуться наказанием.
3. Жена может пренебрегать мужем, и отвечать черной неблагодарностью на его любовь, поэтому мужчина должен знать коварную природу женщины.

СКАЗКА О КУПЦЕ И ДУХЕ (СКАЗКА О ФИНИКОВОЙ КОСТОЧКЕ)
 
Это замечательная сказка сразу погружает читателя в суть интриги и нравственного выбора человека. Еще задолго до Достоевского вопросы справедливости будоражили умы людей. И вот явилась сказка, которая четко определила их границы.
Главный вопрос, которую решает сказание, это – кого можно назвать лучшим человеком на земле?
 
"Рассказывают, о счастливый царь, что был один купец… отправился в какую-то страну взыскивать долги, и жара одолела его, и тогда он присел под дерево и, сунув руку в седельный мешок, вынул ломоть хлеба и финики и стал, есть финики с хлебом. И, съев финик, он кинул косточку - и вдруг видит: перед ним ифрит высокого роста, и в руках у него обнаженный меч. Ифрит приблизился к купцу и сказал ему: "Вставай, я убью тебя, как ты убил моего сына!"
 
Абсурд! В чем провинился купец? Какого сына ифрита он убил, когда он лишь кушал хлеб с финиками? Ясно, что дух выдумал беспричинный повод, чтобы убить купца. Однако не все так просто, все-таки была причина, по которой погиб сын джина. Оказывается, когда купец кинул косточку, то она угодила в грудь сына. А надо думать, что джины невидимые и маленькие бывают, и по сему, он для него оказалась смертельной. Так ничтожный поступок стал причиной смерти и жестокого воздаяния.
 
«Клянусь Аллахом, я непременно убью тебя!" И купец сказал: "Знай, о ифрит, что на мне лежит долг, и у меня есть много денег, и дети, и жена, и чужие залоги. Позволь мне отправиться домой, я отдам долг каждому, кому следует, и возвращусь к тебе в начале года. Я обещаю тебе и клянусь Аллахом, что вернусь назад, и ты сделаешь со мной, что захочешь. И Аллах тебе в том, что я говорю, поручитель".
 
И джин соглашается. Казалось бы купец спасен ибо нашел хороший способ перехитрить своего палача. Но не все так просто. Ведь кто такой купец? Это торговец, и торговцы часто заключали сделки лишь пожатием руки и приведением своих клятв. Торговец не обманывал, ибо дорожил репутацией, и его слово было тверже камня. И что же? Купец выходит нарушит свое слова? А почему бы нет? Ведь он спасает свою жизнь. На его месте, многие бы использовали уловку, чтобы себя спасти. Но посмотрим, какие выводы мы можем сделать. Во-первых, он все-таки убил сына джина, хоть и нечайно и джин вправе на месть. Второе, он поклялся высшим именем Аллаха, что однозначно должно быть испольненно. И третье, джин, может убить, но для него честное слово это также является закон. Он верит купцу не потому что он доверчив или глуп, а потому что для него самого слово является законом. Ведь он понял, что если убьет купца, то станет причиной того, что он не исполнит свои обязательства перед третьими лицами, а они не виноваты. Вот чтобы устранить эту несправедливость, он и отпускает купца. Джин, который считается сторонником темных сил, ведет себя благородно, неужто человек, который стоит на стороне светлых сил, поведет себя презренно?
 
Нет, купец твердо держит данное обещание и возвращается к месту своей будущей казни.
"Клянусь Аллахом, о брат мой, твоя честность истинно велика, и рассказ твой изумителен, и будь он даже написан иглами в уголках глаза, он послужил бы назиданием для поучающихся!"
 
 «И вдруг налетел из пустыни огромный крутящийся столб пыли, и когда пыль рассеялась, оказалось, что это тот самый джинн, и в руках у него обнаженный меч, а глаза его мечут искры. И, подойдя к ним, джинн потащил купца за руку и воскликнул: "Вставай, я убью тебя, как ты убил мое дитя, последний вздох моего сердца!»
 
Сказка не заканчивается, а завершение ее откладывается, ибо трем старцам удается уговорить джина отложить жестокую месть.
 
ВЫВОДЫ:
1. Слушатель сам может поставить себя на место купца и решить для себя как он поступит, и соответственно узнать насколько он честный.
2. Даже маленькие последствия могут вызвать большие неприятности
3. Нравственный выбор купца сделал его поистине великим. Во имя своего слова, он готов пожертвовать жизнью.

Текст разобранных мною сказок, вы можете прочитать по адресу:
http://www.aphorisms.ru/afor.6.1.biblioteka/1001/skaska.html


Рецензии
Геннадий, писала я, писала...
Без предисловий (не спасут, коли что) вот:
http://www.proza.ru/2008/04/09/94

Ольга Девш   22.04.2008 04:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.