Египтянин, или Обедня безбожника глава 5

       5

Прошел месяц...
       Разговор за стеной то взрывался чуть не до крика, то падал почти до шепота - в соседней комнате совещались.
       - Но он же не тверд в вере!
       - Откуда, откуда Вы это взяли? Кто Вам это сказал?!
       - Он сам мне это сказал!
Чтобы не слушать, отвлечься, Египтянин стал вспоминать сегодняшний день. Встал довольно поздно, около десяти часов, и уже солнце палило во всю. Сначала - разговор с молодыми господами, такие разговоры происходили теперь почти каждый день; потом он обошел пристройку ( в которой спал со слугами с тех пор, как выздоровел) и оказался у глухой, без окна, стены дома. Стена была недавно вымазана глиной; он заметил, в глину как-то попала длинная соломинка. Свободный, невмазанный ее конец отдувало ветром.Так Египтянин и стоял , и рассматривал эту соломинку, ждал, когда его позовут.
"Если там будет душно, может закружиться голова, как бы не упасть снова",- подумал он.
       - А я говорю вам, чтобы увлечь народ, надо прежде всего иметь веру, - донесся голос Захарии.
"Увлечь народ...Да что ты в этом понимаешь",- усмехнулся про себя Египтянин. Приятель Иосифа Аримафейского, богач из Иерусалима, тоже член Синедриона, Захария с первой встречи невзлюбил его. Эта встреча состоялась вечером на городской стене. Египтянин с доверенным слугой Иосифа ожидали Захарию в аллее, возле лестницы. Он пришел: озабоченное лицо в мелких морщинах, что-то соображающие, подсчитывающие глазки, на лбу блестит пот, хотя вечер прохладный. Они проводили этого почтенного и праведного человека до его дома, и всю дорогу он терзал Египтянина вопросами: крепок ли он в вере, кто его родители, когда в последний раз их навещал, почему не вступил в общину, если уж там оказался? Ответы Захарии не понравились, сам Египтянин тоже. Сейчас мнение Захарии уже не могло ничего изменить в судьбе Египтянина, это было ясно, но неприязнь сама по себе тревожила. Открылась дверь, вышел разгоряченный, с пылающим лицом Азор:
       - Подожди, уже скоро.
       - Я жду.
       Долго и ровно звучал голос Иосифа, ему громко возразил Захария:
       - Почему все пророки неудачны? Потому что они плохие пророки! Пророк должен иметь прежде всего могучую веру, - он повторил, - могучую веру! А этот жалкий человек, египтянин с белым лицом, у него даже имени нет, только прозвище! Ведь он сразу, сразу провалит все дело!
       Египтянин почувствовал: у него дрожат руки. Он встал - до этого сидел на скамье, прошелся немного, снова сел. Действительно, в его жизни , пожалуй, не было места тому, что там называли "могучей верой". Что он знал о себе? - что любит все вокруг, любит природу и в пустыне, и в оазисе, любит людей, детей очень любит. Даже любит слабых, старых, больных - для таких у него всегда особенное тепло в груди. Избегал только исступленных фанатиков с горящим взглядом ( вот не у них ли "могучая вера"?) ; богатых тоже старался обходить сторонкой, немного побаивался. Зато с простым людом ему всегда было хорошо. Спасибо Богу - это он вложил ему в душу родство с простыми людьми. При каждой новой встрече Египтянин не спешил показать свое искусство. Сначала он приглядывалсяк ним, обычно видел доброту, и знакомые маленькие слабости - это было у всех. Когда люди начинали считать его своим, простым, правда, бывалым человеком, - ну, тут он любил поразить! Он подражал чужим голосам (делал это смешно, иначе зрители пугались), подражал голосам птиц и звучанию музыкальных инструментов, показывал фокусы. Тогда все начинали хохотать до слёз, восторженно хлопали его по плечам, по спине, заглядывали в глаза, обнимали. А он быстро уставал от этих изъявлений радости и потому казался слишком скромным.
       Вот так и проходила его жизнь... Ну вот, отвлёкся от того, что ждёт его сегодня. Египтянин провел руками по своей новой одежде - светлый хитон тонкой вязки, расчесал пальцами волосы. Как долго всё продолжается! Теперь за стеной говорил Азор - отчётливо, веско, как власть имущий.
       - Всё, что видится вам как слабые стороны этого человека, - это его сильные стороны. Да, на вид он не герой, настаивать было бы глупо. Это человек обыкновенный, не привлекает внимания с первого взгляда. Но при этом он сможет подчинять себе людей. Когда он говорит, его слова западают в душу. Верно, по-арамейски он говорит бегло, но в его речи слышно галилейское наречие, но и это не беда. Очень многие говорят на этом грубоватом наречии, тем лучше - вот и он такой же. Вы говорили, что у него даже нет имени. Имя его мы знаем, но не лучше ли называть его так, как сейчас, - Египтянин? Каждому видно, он местный, родом не из Египта, значит, он там был, бродяжил, как полстраны бродяжит. Все его слабости только привлекут к нему сердца, будет больше доверия его словам, - он поистине Сын Человеческий. И последнее. Он достаточно молод, человек в годах не справится с трудностями его пути. Пусть будет он. Посмотрите на него еще раз, и - главное - послушайте, и вы все повторите: Пусть будет он!
       Дальше тихо эаговорил Марк, но все услышанное уже приободрило Египтянина: от него не потребуется ничего выше его сил, никакой "могучей веры"; будет делать то, что умеет и любит, убеждать людей, покорять их своим искусством, учить доброму и светлому.
       Азор тряс его за плечо:
       - Ты заснул? Идем скорее. Что с тобой?
Перед глазами Египтянина опять была соломинка, вмазанная в стену и отдуваемая ветром... Он сделал неопределённое движение плечом, пригладил волосы и шагнул в раскрытую дверь.
       В большой комнате были открыты все окна и отодвинуты полотняные шторы, и было много прохладного воздуха. Египтянин вдохнул его полной грудью и остановился на середине комнаты, на некотором расстоянии от сидящих полукругом людей. Все смотрели на него, а он заранее решил ни в одно лицо не вглядываться, - так будет лучше. Заговорил Марк, и он услышал его как бы издали:
       - Ты не будешь вскапывать землю и не будешь ходить за скотом. Но ты будешь сеять, ты будешь пастырь. Покажи нам сейчас, как ты будешь сеять в душах людей семена добра и братской любви.
       Первые слова он проговорил тихо и глуховато:
       - Я буду говорить притчами. Вы смотрите на меня и думаете, кто он? Я тоже думаю о каждом из вас. Слушайте же. Вот вышел сеятель сеять, и, когда сеял, одно зерно упало так, что его сразу склевали птицы, другое зерно упало в каменистое место, где было мало земли. Оно взошло, но, не имея глубокого корня, скоро увяло. Третье зерно упало в добрую землю, проросло и дало плод. Имеющий уши да слышит! От каждого из вас ( он широко распахнул руки, как бы обнимая их всех) зависит, каким зерном стать, - тем, что пропало, или тем, что дало плод? Знайте, для каждого из вас, будущая, светлая, вечная жизнь ( тут голос его дрогнул, задушевно убеждая каждого: она наступит, эта блаженная жизнь) возможна, если сегодня вы сумеете проникнуть в мои слова. Потому что мои слова - не от меня, а от Отца моего. Что я Сын Человеческий, вы видите сами (простодушный жест - обе руки на груди), но кто мой Отец - это вы поймете, когда Его именем я начну творить чудеса, исцелять больных, воскрешать умерших. И вы сами скажете обо мне: он - Сын Человеческий, он друг нам, грешным, но он же и Сын Божий.
       ... Каждый из тех, кто отрешится от всего, что имеет, может идти со мною и за мною. Сын Человеческий пришел не губить души, а спасать. Знайте: душа больше пищи, а тело важнее одежды. Нас много, мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают слабыми и погибшими во грехе, но нас любит Отец Мой. Любит больше тех фарисеев, кто молится напоказ на перекрёстках улиц, чтобы люди видели, как они набожны.
       - Узревший свет моего учения не заблудится во тьме жизни, - с силой говорил Египтянин, в паузах ему казалось, он слышит стук своего сердца, - такая стояла тишина.
       - Каждый из вас слаб и одинок в жизни и думает: я накоплю богатство и стану сильным, меня станут уважать. Это не так. Посмотрите на птиц небесных! Они не сеют, не жнут, а сыты бывают, ибо их любит Отец Мой. Но берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо придут пророки с развевающимися волосами и огненным взором и скажут, что они - Сыны Божии. Нейдите вслед за ними, ибо они ложныепророки. Идите вслед за мной, ибо я тот, кого вы ожидали...
       
       Когда все кончилось, усталый Египтянин прислонился к притолоке двери, по спине под хитоном сбегали струйки пота. Он мельком глянул на раскрасневшиеся лица, равнодушно слушал их восклицания, просто ждал, когда можно будет уйти. Услышал голос Захарии: "Но управлять таким - все равно, что держать волка за уши" - и удивился, откуда тому известна египетская пословица? - хотя купец, наверное, много поездил. За окнами еще толпились слушатели - все слуги собрались под окнами и ловили каждое его слово, он видел их, когда говорил. Наконец, к нему подошел Азор.
       И ещё прошёл месяц.

       (Продолжение следует)


Рецензии