Жить в мгновении

       Разве мог я ожидать, что столь очаровательная и жизнерадостная девушка могла жить в ожидании смерти. С раннего детства она знала пророчество прабабушки: "Гуля погибнет молодой". После ее гибели я не раз думал:
       - Смог бы я прожить свою жизнь столь полноценно, как она?
       Признаюсь чистосердечно:
       - Не смог бы. Как жить, если знаешь, что тебя ожидает скорая смерть?!

       Жить, оплакивая себя в ожидании смерти?! Или, как любимая, проживая каждую секунду как Вечность. Ведь мгновение, в котором мы живем, - единственное, что есть в нашем распоряжении… Получается, что любимая знала «… — жить в мгновении, в котором ты находишься: ведь прошлого больше нет, будущего еще нет, и единственный момент, в котором ты можешь жить, это теперь, а ты не живешь, потому что застрял позади себя или уже забегаешь вперед себя…»*.

       Вот так описывает мой наставник свои ощущения в ожидании расстрела:
       - …за эти минуты случилось что-то очень интересное: вдруг все время, и прошлое, и будущее, собралось в одно это мгновение, в котором я живу, потому что подлинное прошлое, которое на самом деле было, больше не имело права существовать, меня за это прошлое стали бы расстреливать, а того прошлого, о котором я собирался им рассказывать во всех деталях, никогда не существовало. Будущего, оказывается, тоже нет, потому что будущее мы себе представляем, только поскольку можем думать о том, что через минуту будет. И, осмыслив все это после, я обнаружил, что можно все время жить только в настоящем.
Вот тут я уловил разницу между свободой и безответственностью в свободе…

       А я…

       А я узнал лишь благодаря отцу Антонию и дочери. Только от потрясения после трагической гибели любимой. Прости, родная!

       * Антоний, митрополит Сурожский "Труды"
       
       28 июня 2005 г.


Рецензии
Правда, небольшая опечатка в самом первом предложении: мог-ла.
Интереснейшая мысль. Думать над ней можно в разных аспектах. Я написала миниатюру (скоро опубликую) "Последние минуты", в которой написала: последние минуты тянутся века. В этой фразе - перекличка с вашим рассказом. Ещё мне вспомнается, что часто я хочу задержать миг, потому что напрашивается пережить происшедшее подробней.
А можно и жить всё время в настоящем - каждый миг, как целая жизнь. Но ведь это настоящее полностью зависит от прошлого, прочно увязая в нём корнями и придавая ему свою окраску. Вот такие размышления.
Добра вам.
С теплом

Илана Арад   20.05.2008 09:45     Заявить о нарушении
Жизнь человека пролетает намного быстрее, чем сгорает пламя свечи.
Вот такой парадокс в нашем бытие, Илана.

Ангела Вам легкокрылого.
С уважением,

Максим Гулин   20.05.2008 11:24   Заявить о нарушении