Семинарские байки-4 Послушания

В семинарии все было плохо (за исключением того, что было хорошо, но семинария тут не причем;). Но был совершенно уж удручающий момент. Послушания. Это невозможно объяснить - это надо прочувствовать.. но я постараюсь.

Традиционный момент раздачи послушаний - после трапезы. Трапезы было три, и самой неприятной в этом смысле была, естественно дневная. После утренней шли занятия. И когда указующий перст дежпома втыкался в тебя, то горечь обреченности была немного смягчена тем, что гранит науки можно на время перестать хрызть. После вечерней просто физически оставалось не так уж много времени до отбоя - и шансов нарваться на что-нибудь глобальное было мало. А вот дневная...

Настал момент. Все уже подмели все с тарелок, съели крошки со стола, и вытрясли изюм из стаканов с компотом. Читавший жития святых Хома стоял в углу и тихо бурчал животом. Ему тоже хотелось покинуть аналой - и поесть. Но он мужественно держался: вдоль столов вышагивал Симонов. Самый отмороженный из дежпомов, контуженный во время второй чеченской компании, добровольный цербер инспекции с четвертого курса. Под его тяжелым взглядом непроизвольно вжимались головы в плечи и начинало неприятно покалывать в затылке. Симонов не торопился и растягивал приятный момент.

-Ну что, есть добровольцы? (это дежурная шутка, но нихрена не смешно)

Чудовище встает из-за стола и смачно топает к выходу. Он сегодня регент на службе - и может быть свободен. В спину ему - злобные взгляды. Всего в службе задействовано обычно от четырех до десяти человек - хор и алтарники, и значит послушание на этот час им не грозит...но больше никто так вызывающе себя не ведет. Потом аукнется.


-Ну раз добровольцев нет, будем назначать. Ты, ты, ты, куда спрятался, и ты тоже! - Выцепленные из толпы обреченно ждут продолжения. - на новое здание, на штукатурку.

Мдя, не повезло. "Новое здание" - это второй детский садик, полчаса пешком от этого. По идее там должны быть то ли дополнительные кельи, то ли классы. И там идет ремонт и подготовка. Уже лет пять идет - не исключено, что все это затягивается специально. А то ведь доремонтируют - и такие галеры пропадут. Четырем "счастливчикам" предстоит шпателями снимать старую штукатурку со стен. Пыльная, грязная, неприятная работа.

- Ты, ты, ты, ты - всего 8 человек - поедете на собор.

А это вообще песец. "Собор" - это Свято-Троицкий кафедральный собор. Через полгода он должен быть дореставрирован. Но, разумеется, никто ничего не успевает - и поэтому туда гонят рабочую силу со всей епархии. Нам предстояло ассистировать латвийским строителям: гасить известь, мешать растворы, подавать кирпичи, бетон, гипс и прочие тяжелые вещи на леса - и прочие прелести работы младшим помошником старшего дворника.

-Ты и ты - на капусту.

Побелевшие лица, срочные попытки придумать ну ХОТЬ-КАКУЮ-НИБУДЬ отмазку. "Капуста"...это симптоматичная даже не вещь, явление! Каждую осень мы помогаем какому-то колхозу с уборкой (это - отдельный разговор), а нам за это овощей на зиму. Всего в меру - за исключением капусты. Ее привозят ежегодно около 10 тонн. Это на 60 человек! И сваливают все на том же "новом здании". Условий для хранения там никаких... и спустя пару месяцев, несъеденные в экстренном порядке кочаны начинают гнить. Зимой - еще довольно медленно: есть уже нельзя, но рядом с детским садиком ходить еще можно. А вот к лету они уже "доходят". Бурая, однородная, смердящая масса, с редкими вкраплениями кочерыжек. Все это надо собирать совковыми лопатами на носилки - и извилистыми коридорами выносить наружу. Работа для смертников - вырвавшись после нее, еще неделю не ощущаешь запахи и не различаешь цвета. Попали сегодня Фикса и РНЕ. Фиксу не жалко, а вот Илюхе кто-то по плечу хлопает: держись, братан!

- Ты, ты и ты - в подвал. Все, молимся

Вздох облегчения. Команда молиться - значит больше на этот момент послушаний нет. "Достойно есть яко воистину..." - и народ расходится по кельям. Послушники - переодеться и отправится работать, остальные - подремать немного, потом кто на службу, кто на вечерние занятия.

Лысый, Гога и Лось довольны - им назначили подвал. А это значит одеть сапоги и ведрами вычерпать воду из подземного бункера во дворе. Промозгло, холодно и мокро - но часа за два можно управиться. так что сегодня еще повезло.

Вообще же послушания разнообразны по сути, но совершенно все одинаковы по содержанию: это эффективный, но крайне неприятный способ сжигания лишних мыслей. Труд облагораживает, бессмысленный труд - отупляет.
Годами скребомая штукатурка, ежедневно заливаемый на треть подвал, копаемые и засыпаемые во дворе ямы, перенос мешков с комбикормом (ххосподи, да нахрена нам комбикорм!?) с места на место, ну и конечно, ежедневная, ежечасная забота о чистоте окружающей среды.. Это утомляло и физически, и духовно: иначе замкнутые в системе семинаристы начинали искать выход энергии в других, не столь одобряемых Церковью, областях.


Рецензии