Слёзы Русалочки

Приближался долгожданный отпуск.

Мой муж давно запланировал поехать летом к морю всей семьёй.

Но в мои планы это не входило.

Я объясняла, что мне нужно остаться дома в одиночестве, в тишине и спокойно, не спеша, переделать все те домашние дела, на которые у меня не хватало времени в течение года.

Это было для меня действительно очень важно, если учесть, что мы с мужем и детьми жили в одной комнате "малосемейки", и в таких условиях просто необходимо умудряться все многочисленные вещи семейства располагать так максимально компактно, чтобы ещё оставалось много свободного пространства для нормальной жизни.

А для такой творческой и высокоинтеллектуальной работы, конечно, нужно иметь достаточно свободного времени и тишины.

И я твёрдо решила, что никуда не поеду.

-Поехали, я сам с детьми там не справлюсь!
-Справишься, - ответила я и была в этом уверена, ведь дети уже не маленькие.

Но каждый день он находил всё новые и новые доводы, почему мне надо ехать.

А однажды прочёл мне целую "лекцию" о том, что летом очень вредно оставаться дома в четырёх стенах и о том, что во время отпуска всегда нужно уезжать куда-то далеко, чтобы сменить обстановку.

Изо дня в день, находясь под таким постоянным внушением, я всё чаще думала о том, что вот они все уедут...

А я в это же время буду...

Да, в это же время я буду делать то, что мне очень хочется...

Но однажды утром, только-только проснувшись, я вдруг решила: "Я еду!"

* * *
...Автобус въехал на территорию базы отдыха и плавно остановился в большой яме.

Нет, это была не яма. Это было просто незначительное углубление в почве, но достаточно обширное.

Я вышла из автобуса и подумала:

"Как хорошо, что нет дождя! Ведь если бы сейчас был дождь, то автобус бы оказался в большой луже".

Первая ночь на базе отдыха была чрезвычайно тяжёлой для всех.

Нас, "новых" отдыхающих, уже привезли, а "старых" ещё не отвезли.

Потому что автобус всего один. А водители устали.

И "старых", то есть уже отдохнувших, они будут отвозить только завтра, с утра.

Следовательно, одну ночь база отдыха должна как-то вместить всех, кто на ней находится.

Поэтому в каждом домике временно оказалось в два раза больше жильцов.

Но это неважно. Ведь есть надежда, что завтра уже начнётся настоящий отдых...

На следующий день, как только уехали все "отдохнувшие", начался дождь. Ливень.

Хорошо, что в нашем домике были тазик и ведро, а с собой мы привезли ещё и кастрюлю.

Всё это нам очень пригодилось: мы дружно следили за тем, чтобы вовремя выливать из них воду, которая лилась с потолка целых... три дня!

Хороший отдых на море... Ничего не скажешь...

...Блаженство началось только на четвёртый день.

Оно охватило всех отдыхающих одновременно, когда первый солнечный луч пробился сквозь уходящие тучи, а тазики, вёдра и кастрюли перестали наполняться водой.

* * *
Всё было так замечательно!

Мне нравилось уходить к морю рано утром, когда все ещё спали, и пляжи были пустынны.

...Только Я... Море... Воздух... Песня набегающих Волн... и восходящее Солнце...

Можно ли передать это Блаженство словами?..

...Но через несколько дней мною овладела одна мысль... Она не давала мне покоя...

Утром, гуляя вдоль берега, мне попадались остатки песочных замков, которые накануне строили маленькие дети.

Я шла и ощущала невероятную грусть... Почему?

Да потому, что я, находясь в таком блаженстве единения с природой, одновременно не имела возможности делать то, что мне так хотелось...

А ещё мне хотелось лепить что-то из песка. Вот так, как дети. Но я не могла себе это позволить, потому что боялась...

Я боялась: "А что подумают люди? Я, взрослая женщина, мать детей-школьников, и вдруг... играю с песочком?"

Одним словом, именно тогда я поняла, что моя настоящая жизнь осталась позади...


* * *
Я гнала от себя эти мысли, но они постоянно возвращались ко мне.

Тогда я находила для себя выход: если я не могу делать то, что я хочу, то я буду просто мечтать об этом.

Вот, например, что именно я бы слепила из песка, если бы набралась смелости?

Русалочку!

Конечно, Русалочку! Она сидит на камне и плачет.

Как именно она сидит и как плачет - об этом размышлять не надо было.

Потому что это всё было обдумано в мельчайших подробностях уже давным-давно: тогда, когда я лепила Её из пластилина...

Маленькая фигурка из пластилина: Русалочка, сидящая на камне.

Её голова чуть наклонена, а лицо стрятано в ладонях согнутых рук...

Пластилиновая Русалочка, где ты сейчас?..

Я часто вспоминала о ней...

А теперь, на море, я могла бы слепить Её из песка.

Но я боялась. Мне мешал мой страх...

Страх, что подумают обо мне люди: взрослая женщина, играющая с песочком...

* * *
Я пыталась не думать обо всём этом...

Но по утрам, проснувшись, я неизменно вспоминала о моей Пластилиновой Русалочке...

И желание слепить её из Песка не покидало меня...

И в который раз я решала: если мне не хватает смелости слепить Её из песка наяву, то я буду это делать мысленно, в своём воображении...

И так каждое утро...

И так изо дня в день...

* * *
Однажды утром я проснуласть раньше обычного. Было ещё темно...

И меня опять охватила та же мысль... о песке.

Если я не могу это делать наяву, то я буду мечтать...

Вот, кладу руки на песок и начинаю лепить... Русалочку.

Она сидит на камне и плачет...

Нет, не так... Ведь если Она сидит, то для этого нужно очень много песка. И к тому же всё быстро разрушится.

Пусть лучше Она лежит... Лежит лицом вниз, опираясь лбом о кисть согнутой руки.

А вторая рука? Её пальцы быстро высохнут и рассыпятся...

Значит, кисть второй руки Она зарыла в песок...

Вот так Она лежит и плачет... Плачет за своим Принцем...

Но... если лепить возле самой воды, то людям, которые ходят вдоль моря, придётся через неё переступать... Или даже наступать...

Да и волны потом быстро её разрушат!

Значит, надо лепить подальше от воды... А как же там лепить, если там песок сухой?

Надо взять ведёрко и наносить много-много воды подальше от моря...

Но сколько нужно вёдер воды, чтобы увлажнить песок?

И если я хочу слепить Русалочку в полный рост, то сколько для этого нужно иметь мокрого песка?

Хватит ли у меня сил натаскать столько вёдер воды?

И что скажут люди, если увидят меня, черпающую воду из моря и переносящую её подальше на берег?

А что можно подумать в таком случае?..

* * *
На следующее утро меня опять охватили мысли о Русалочке.

И неизменно вставала проблема с мокрым песком и с этими вёдрами...

* * *
Ещё темно... День ещё не наступил... Пляжи ещё пустынны... Меня никто не увидит... Я сделаю это прямо сейчас!..

* * *
...Когда солнце поднялось уже достаточно высоко, моя Русалочка была уже почти готова.

Мне осталось сделать только чешую на её хвосте. Благо, что на пляже было много подходящих ракушек.

Я была настолько увлечена своим занятием, что не заметила, как рядом оказалась какая-то женщина.

-Надо же... Бедная Русалочка... Зарылась в песок и рыдает по страшной силе... А Вы скульптором работаете?

-Нет.

-А, значит... Вы - художник?

-Нет.

-Но Вы этому где-то учились?

-Нет.

-А, значит... это Ваше хобби?

-Нет.

-Но Вы раньше это делали?

-Нет.

-Никогда-никогда?

-Да.

-Не может быть!

Мне так не хотелось разговаривать... Мне нужно было молча поскорее всё завершить и уйти...

Уйти прежде, чем солнце начнёт жечь мои плечи...

* * *
Женщина, почувствовав, что у меня нет никакого желания с ней разговаривать, оставила меня в покое и ушла.

А вскоре она вернулась, но была уже не одна, а с мужчиной.

Она, наверное, ему уже сообщила, что я - особа неразговорчивая, молчаливо-угрюмая и меня лучше не трогать.

Поэтому они просто стояли и тихо переговаривались между собой.

Вскоре к ним подошли ещё какие-то люди и тоже просто стояли и смотрели.

Если в самом начале мне хотелось работать в полном одиночестве, то теперь мне было абсолютно всё равно.

Я думала только о том, что скоро солнце поднимется совсем высоко, и я сгорю...

Поэтому надо поскорее выложить ракушками хвост Русалочки и убежать отсюда.

Но через какое-то время я поняла, что поблизости уже не осталось нужных мне ракушек, придётся уходить на их поиски подальше...

И в это время пришли мои муж и дети.

Не давая им возможности тратить драгоценное время на всякие разговоры, я тут же попросила их помочь мне искать ракушки, обязательно только одного вида.

Люди всё подходили и подходили. С ними было много детей разных возрастов, которые бегали, прыгали...

А я при этом страдала неимоверно!

Ведь они, играя, толкая друг друга, могут вот-вот случайно задеть мою Русалочку или даже упасть на неё!..

Нет, я не могла так работать дальше... И я попросила мужа очертить вокруг Русалочки границу.

Он постарался. Сделал круг даже больше, чем я ожидала.

Один раз какой-то малыш перебежал за черту. Но его мама быстро оттащила и взяла на руки.

И поэтому я опять стала совершенно спокойной...

Мои дети приносили мне ракушки. Но даже они не переступали черту.

-Послушай, - сказал мне муж, - солнце высушивает твою Русалочку. Её надо увлажнять.

Не дожидаясь моего ответа, он начал это делать сам. А поскольку воду лить нельзя, то самый безопасный способ - это намочить руки и приложить их к "телу" Русалочки...

Вскоре он позвал наших детей и показал им, как это делается... А ракушки начали приносить другие, чужие дети...

Солнце поднялось уже совсем высоко.

Мне осталось выложить всего несколько рядов "чешуи"...

-У вас вся спина красная! - сказала какая-то женщина и набросила мне на плечи лёгкий полупрозрачный платок.

Мой муж куда-то исчез...

А когда он вернулся, то держал в руке пучок длинных ярко-зелёных водорослей.

Это было так неожиданно для меня!..

Ну, конечно, же! Это - волосы для Русалочки! Я даже и не мечтала об этом!..

А потом он принёс фотоаппарат.

И когда я, наконец, встала, закончив работу, он начал фотографировать сначала Русалочку, а потом и меня с детьми, то вместе, то по отдельности и в разных ракурсах...

И многие из стоявших вокруг тоже захотели фотографироваться.

Какой-то мужчина сказал мне:

-Установите тариф за один снимок!

-Да, действительно! - подхватил другой.- И делайте каждый день по одной русалке на всех соседних пляжах!

-О! Так можно хорошо заработать за одну неделю, которая нам тут осталась, - сказал третий.

Я молчала и только улыбалась...

А мой муж ответил вместо меня:

-Это невозможно! Такое бывает только раз в жизни... Это не повторяется...

И он был прав, потому что он сказал (слово в слово!) именно то, о чём я подумала секунду назад...

А потом все по очереди начали фотографироваться возле моей Русалочки.

Кто-то стоя, кто-то сидя, а потом (особенно мужчины) начали и ложиться рядом, обнимая Её осторожно...

И только теперь я вдруг почувствовала сильную усталость... Я уже не могла быть на этом солнцепёке.

Я убежала в тёплые и ласковые морские волны...

...А когда я вышла на берег, то уже не хотела подходить к своей Русалочке.

Вокруг неё по-прежнему толпились желающие сделать фотоснимки на память...

А я ушла поскорее в наш домик, чтобы мазаться кремом от солнечных ожогов.

И я больше никого не хотела видеть... Мне нужно было побыть одной, наедине с собой...

Меня раздирали противоречивые чувства...

Это было сочетание всего того, что, казалось бы, невозможно чувствовать одновременно...

...Это была Лёгкость... или Воздушность... Как парящая в небе птица...

Но одновременно это была и Гнетущая Тяжесть, которая тебя давит и превращает в Ничто...

...Это было Величайшее Спокойствие, Тихая Умиротворённость, Уверенность в том, что всё имеет свой Смысл...

Но одновременно это было и Нестерпимое Отчаянье, когда не знаешь, что тебе делать дальше и зачем это всё нужно...

...Это было Полнейшее, Заполненное и Переполненное до краёв Счастье...

Но одновременно это была и Бездонная Опустошённость, Абсолютная Пустота...

* * *
Сейчас, когда я вспоминаю то своё состояние, я пытаюсь его объяснить примерно так:

Сначала я была полна чувствами... мыслями... идеями... желаниями... стремлениями...

Потом я слепила Русалочку, и это всё Моё перешло в Неё.

Я стала совершенно Пустой.

Я всё отдала Ей.

А потом я отдала Её людям.

И наступила абсолютная П У С Т О Т А...

ПУСТОТА в чувствах... ПУСТОТА в мыслях...

* * *
Сейчас, спустя много лет, я вижу Смысл в этой Пустоте.

Ведь если появляется Пустота, то это значит, что появляется Свободное Место, которое уже можно будет Заполнять чем-то другим...

Но тогда, в тот день я так не думала... Я тогда вообще уже ничего не думала...

Я только ощущала, как мне было от всего этого Легко и Тяжело одновременно...

Это была Тяжёлая Пустота...

Но разве может Пустота быть Тяжёлой?..

А, может, всё объясняется намного проще?

Без всяких этих философских премудростей...

Может быть, я просто перегрелась на солнце...

* * *
А после обеда начался дождик...

"Пропадёт моя Русалочка... - обречённо подумала я. - Но главное, что я её Сделала..."

* * *
Дождик капал, капал... Стучал несмело в окошко... А потом и вовсе затих...

Но её, моей Русалочки, уже нет...

...Это была Лёгкая, почти Невесомая Грусть или... почти... Равнодушие...

Или... Спокойное и Безмятежное Осознание того, что всё именно так, как Должно Быть...

* * *
-Пойдём, посмотрим на твою Русалочку, дождь уже закончился, - произнёс муж, заходя в домик.

Мне не хотелось никуда идти... На что там смотреть?.. На горку песка?.. И завтра могу это сделать...

Но оставаться дома тоже не хотелось. Тем более, что я очень люблю гулять после дождя...

И мы пошли...

Солнце разогнало тучи и уже начинало потихоньку прятаться за крышами курортных домов.

Мы шли, шли... А Русалочки нигде не было...

Не было даже того, что могло бы отдалённо напоминать о том, что это она...

Ну, ничего... Погулять, подышать свежим воздухом - тоже хорошо...

Всё именно так, как Должно Быть...

Я её Сделала, и это - самое главное...

А то, что Её уже нет...

-Подожди, мы с тобой не туда идём! Это совсем не здесь, - сказал муж и изменил направление.

А я себе просто шла и уже, наверное, ни о чём не думала...

И вдруг!..

Этого не может быть!

Это - Она!.. Целая и невредимая!..

Мы подошли ближе и увидели, что Она уже... не одна...

-Да твоя Русалочка размножается! - воскликнул муж.

Действительно, рядом с ней была другая, но раза в три меньше, только без чешуи-ракушек и без волос-водорослей.

-Но ведь был дождь! - сказала я, подходя ближе. - Почему он их не разрушил?

Я присела на корточки и увидела на Русалочке много-много маленьких вмятин от капель дождя.

А мой муж сказал:

-Этот дождик не мог её разрушить. Наоборот, он её сохранил, пропитав песок водой.

Ещё полчаса назад я навсегда попрощалась со своей Русалочкой, а она, оказывается, жива и здорова!

Да ещё и дочку себе завела!

Мне стало на душе так радостно! Значит, Она и до завтра доживёт!

Солнце уже почти спряталось, оно не будет её сушить. Ветра почти тоже нет.

Дождик хорошенько пропитал её на ночь. Завтра я увижу её опять!

* * *
Утром я проснулась позже обычного. Наверное, из-за вчерашней усталости.

Но на душе было так радостно!

Я, конечно, сразу же побежала к своей Русалочке.

Издали я увидела возле неё двоих детей, мальчика и девочку.

Они сидели на корточках и что-то с ней делали...

Когда я подошла поближе, то увидела, что на моей Русалочке - огромные вмятины...

А эти дети пытаются их залепить...

Одновременно меня охватило два сильных, но противоположных чувства:

Боль и Страдание оттого, что кто-то умышленно (ногами!) повредил эту скульптуру из песка...

Радость и Бесконечное Счастье оттого, что эти дети пытаются её реставрировать...

Эти два противоположных чувства так захватили меня, что я уже не могла понять, вследствие которого из них полились мои слёзы...

...Я долго шла вдоль моря, ничего не видя вокруг...

...А Слёзы Русалочки неудержимым потоком лились из моих глаз...

...Теперь Она плакала не только за своим Принцем...

* * *
Её не разрушили Волны, потому что она была далеко от моря!

Её не разрушил Ветер, потому что был нежным и ласковым!

Её не разрушило Солнце, потому что не успело!

Её не разрушил Дождь, потому что был осторожным! Он, наоборот, сделал Её крепче...

Её РАЗРУШИЛИ Люди!

Нет, не Люди! ...люди... людишки...

А, может, кто-то шёл ночью в темноте через пляж и не заметил Её?

И, может,он споткнулся о неё и сам упал из-за неё?

Но почему вдруг он оказался ночью на пляже?

Был пьян?.. Может, был несчастен и убежал из дому к мору?..

Может, разрушил её совсем случайно и не нарочно?

А, может, пришёл утром и сделал это Умышленно?

Но, может, он сейчас уже раскаивается?

А, может, продолжает радоваться и быть довольным собой?

Я никогда-никогда не буду знать ответы на эти вопросы...

...Но зато я встретила Детей, которые захотели её Сберечь...

* * *
Приближался день отъезда.

Наш автобус должен был приехать вечером, чтобы на следующий день рано-рано утром мы отправились в многочасовой обратный путь.

Все упаковывали сумки, чемоданы, уже начало темнеть, а автобуса всё не было...

Это вызвало у всех смутную тревогу...

Когда уже совсем стемнело и так хотелось спать, все продолжали ждать его.

И вот он появился... С разбитыми стёклами...

Точнее, отсутствовало только одно стекло: переднее, перед водителем.

Но нас успокоили, что произошедшая авария абсолютно не повредила мотор и салон автобуса.

Следовательно, мы утром отправимся в точно установленное время.

Ну, что ж, теперь можно спокойно спать...

* * *
Всю ночь шёл дождь...

А когда рано утром все потащили свои чемоданы к автобусу, то оказалось, что он стоит... в большой ЛУЖЕ !

И вот тут я вспомнила, как в самый первый день, увидев это обширное углубление в почве, мне пришла мысль о том, что во время дождя тут всегда образуется лужа.

Я тогда даже сказала об этом и своему мужу, и его друзьям, пытаясь убедить их в том, что достаточно только найти где-то грузовик щебёнки и можно это углубление засыпать.

Но на мои слова тогда никто не обратил никакого внимания.

А сейчас вдруг все дружно об этом вспомнили и начали меня... обвинять!

-Это Ты накаркала!.. Это Ваши проделочки!.. Как мы теперь выедем?.. Зачем Вы это сделали?

Это звучало и шуточно, и серьёзно одновременно...

- Я просто пыталась вовремя предупредить, - оправдывалась я.

-Да, правильно! И за то, что мы Вас не послушали, Вы вызвали нам этот дождь в последнюю ночь!

И меня, конечно, охватило два противоречивых чувства:

Бессильная Обида, что меня обвиняют в том, чего я не делала

и Радостная Гордость, что мне приписывают такие всемогущие качества.

Одним словом, нам всем было бы очень весело, если бы не мысль о том, что автобус никак не может выехать из лужи.

Его толкали все вместе и... безрезультатно.

Вывод был только один: ждать, когда лужа высохнет...

Все начали нервничать.

Тем более, что у каждого впереди было полно дел, ведь осталось всего два дня до начала учебного года.

Детей надо было собрать в школу, да и самим пора выходить на работу.

Такая Единая Нервозность вдруг неожиданно добавила всем Ума и Силы: под колёса набросали всякой всячины и общими усилиями вытолкали автобус из лужи.

Наверное, в спокойном состоянии этого не удалось бы сделать.

А когда все радостно расселись по местам, то уже не беспокоились о том, что выехали на 3 часа позже запланированного времени...

Все ехали, и всем было хорошо, кроме... водителя.

Ведь дождик продолжал моросить...

А это означало, что водитель вскоре промок до ниточки.

Промок немного и его напарник, который сидел рядом и вскоре должен был его сменить.

Слишком поздно я вспомнила о том, что у нас в сумке есть два тоненьких полиэтиленовых плаща от дождя.

Водители надели их с радостью, но это всё равно не могло быть для них надёжной защитой.

Вскоре в салоне стало очень холодно.

Это было холодно нам, сухим пассажирам.

Можно только представить себе, каково было мокрым водителям!

И это им нужно было выдержать почти 12 часов пути...

Мы сидели почти в конце автобуса и дрожали от холода.

Все оделись во всё, что только можно было натянуть на себя.

Дети, кроме того, были закутаны в пляжные покрывала и полотенца.

Владельцы солнцезащитных пляжных зонтов раскрыли их, спрятавшись от холодного пронизывающего ветра.

Водителей же защищали только тоненькие беспомощные плащики...

* * *
Так бы все угрюмо и молчали, дрожа от холода всю дорогу...

Но неожиданно случилось вот что.

Один из водителей прошёлся по салону автобуса с просьбой собрать деньги на бензин, которого не хватало.

Все, конечно, это дружно сделали.

Через некоторое время автобус остановился... Заправиться?

Нет. Вдоль дороги продавали помидоры, и наши водители решили их купить.

Пока они затаскивали в багажник ящик за ящиком, все пассажиры одновременно пришли к одному и тому же выводу:
за наши деньги покупают!

Это вызвало неудержимый дружный хохот.

Ну, что ж, с ним ехать теплее!..

* * *

...Седой старик встал из-за письменного стола и подошёл к окну.

Как быстро летит время! А вот за окном ничего не изменилось...

Да, деревья подросли, кусты разрослись, цветов на клумбах стало больше.

Но вот тот Недействующий Фонтан остался прежним.

Обыкновенный круглый фонтан, в котором никогда не было воды.

А посреди него - огромный камень...

Старик опять сел, выдвинул один из ящиков своего стола, достал какие-то бумаги и углубился в чтение...

..."Когда я стану богатой, то я сделаю так, чтобы этот фонтан работал. И я найду самого лучшего скульптора, который сделает мою Русалочку из белого мрамора. Представь себе: ты подходишь к окну и смотришь на фонтан. Его вода сверкает в лучах солнца. А посреди, на камне, сидит Русалочка"...

* * *
"Наверное, она так и не стала богатой... - подумал старик. - А, возможно, и стала... Но забыла... Или не успела... Или передумала..."

* * *
...Большой камень одиноко возвышался в пустом старом фонтане, на сухом дне которого скопились осенние листья...

* * *

...А Слёзы Русалочки уже высохли...

Потому что она может плакать только один-единственный раз в жизни...

* * *


Рецензии
Чудесно!
Казалось бы обычная пляжная история, если бы не ...
...мощный поток РЕАЛЬНОСТИ втиснутый автором в рамки маленького рассказа.

Рождение русалочки, (именно - рождение). Предполагаемая смерть... и снова рождение (теперь уже второй ...

На всем протяжении чтоения не проходит ощущение реальности происходящего (клык даю - это было), но в тоже время глубочайший символизм каждого образа и каждого движения.
А уж если говорить о ловко вплетеной в легкую ткань рассказа глубокой философии...

---------
Мне кажется, что автор не писала (в прямом смысле) этот рассказ.
Она просто ТАК живет.. ну, и иногда рассказывает об этом нам))))

Браво, автор!
Улыбок Вам, мира))))))))))))))))

Владисандр Люлечкин   27.02.2008 13:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Владисандр, я очень ценю Ваше мнение!

Мирослава Барциховская   22.10.2008 01:57   Заявить о нарушении